Урок по географии " Развитие форм рельефа"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа. Показать непрерывность развития рельефа. Рас­смотреть виды стихийных явлений, причины возникновения. Рассказать о влиянии человека на рельеф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razv_form_relefa.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

 Развитие форм рельефа

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа. Показать непрерывность развития рельефа. Рассмотреть виды стихийных явлений, причины возникновения. Рассказать о влиянии человека на рельеф.

Оборудование:

Физическая карта, таблицы, картины, видеофильм, стихийные природные явления, книги, схемы.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Повторение. Проверка домашнего задания
Повторение терминов и понятий

Платформа, щит, складчатая область, тектоника, палеонтология, месторождение.

Тестовые задания

I вариант

1.        Устойчивые участки земной коры называются:
а) платформы;        б) щиты;

в) складчатые области.

2. Равнины расположены на:

а) границах литосферных плит;   б) платформах; в) в складчатых областях.

3. Горы расположены на:

а) платформах;        б) плитах;

в) в складчатых областях.

4. В мезозойскую складчатость поднялись хребты:

а) Алтая;        б) Сихотэ-Алиня;

в) Кавказа.

5.        Возрожденными горами являются:

а) Саяны;        б) Кавказ;

в) Алтай.

6.        К древним складчатым областям приурочены месторождения:
а) угля, нефти, газа;        б) железных руд, золота;

в) и тех и других.

7.        Крупнейшими угольными бассейнами являются:

а)        Самотлор, Капско-Ачинский;

б)        Тунгусский, Ленский;

в)        Уренгой, Ямбург.

8.        К формам рельефа ледникового происхождения относятся:

а)        морены, троги, бараньи лбы;

б)        овраги, балки;

в)        барханы, дюны.

9.        Поверхность России понижается к

а) югу;        б) северу;

в) западу;        г) востоку.

Ответы: 1 - а; 2 - б; 3 - в; 4 - б; 5 - а; 6 - б; 7 - б; 8 - а; 9 - б.

II вариант

1.        Самая древняя геологическая эра называется:

а) протерозойская;        б) палеозойская;

в) архейская.

2.        Геологическая эра, которая продолжается и сейчас называется:
а) мезозойская;        б) кайнозойская;

в) палеозойская.

3.        Наука о минералах - это:

а)        петрография;

б)        палеонтология;

в)        геотектоника.

4.        Установите соответствие между горами и их высшими вершинами:

  1. Кавказ;        а) г. Победа;
  2. Алтай;        б) г. Белуха;
  3. Саяны;        в) г. Эльбрус;
  4. хребет Черского;        г) г. Мунку-Сардык.

5.        Выберите верные утверждения

а)        крупные равнины расположены на платформах;

б)        эоловые процессы создают морены;

в)        п-ов Камчатка и Курильские о-ва - самые сейсмически активные
зоны России;

г)        основная часть гор расположена на западе и севере России;

д)        между Русской и Западно-Сибирской равнинами расположены
Уральские горы.

6.        Установите соответствие:

  1. грязекаменный поток;        а) лавина;
  2. сход снега со склонов гор;       б) сель;
  1. рыхлые глинисто-валунные    в) морена,
    ледниковые отложения;

7.        Строение земной поверхности (коры) показано на карте:

а)        физической;

б)        геологической;

в)        тектонической.

Ответы: 1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - 1) в, 2) б, 3) г, 4) а; 5 - а, в, д; 6 - 1) б,

2) а, 3) в; 7 - в.

III. Изучение нового материала

Посмотрите на доску. Эти термины мы сегодня на уроке рассмотрим, а некоторые - вспомним. На доске запись:

Эндогенные процессы, экзогенные процессы, вулканизм, землетрясение, новейшие тектонические движения, оледенение, морены, эоловый рельеф, дюны, осыпи, оползни, лавины, сели, эрозия. Беседа с выполнением схемы

Рельеф постоянно меняется под действием экзогенных (внешних) и

эндогенных (внутренних) факторов. Далее учитель чертит на доске схему, одновременно делая пояснения.

Рельеф

Эндогенные (внутренние) факторы

Экзогенные (внешние) факторы

Рельеф постоянно меняется под влиянием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов. Оба эти фактора действуют одновременно.

Эндогенные процессы называют неотектоническими или новейшими. Они могут проявляться и в горах и на равнинах.

В горах наиболее активны движения земной коры. На Кавказе происходят движения со скоростью 5-8 см в год, в молодых горах, где земная кора пластична, движения сопровождаются образованием складок. В областях древней складчатости (Урал, Алтай, Саяны и др.), где земная кора более жесткая образуются разломы, сбросы. Участки совершают вертикальные движения, одни глыбы поднимаются, другие опускаются, образуя межгорные котловины.

На платформах новейшие движения проявляются в вековых медленных колебаниях земной коры, одни участки медленно поднимаются, а другие опускаются. Скорость около 1 см в год. Но и на платформах могут быть разломы, пример тому разломы на востоке Африки (Великие Африканские

разломы).

Экзогенные процессы - это процессы, происходящие под влиянием текучих вод (реки и ледники, сели), вечной мерзлоты, ветра.

Экзогенные факторы

оледенение

текучие воды

ветер

человек

морены, зандровые равнины, бараньи лбы,

речные долины, овраги, ложбины

эоловые формы рельефа (барханы, дюны)

карьеры, терриконы, тоннели

озера

В антропогеновый (четвертичный) период из-за похолодания на территории земного шара появились покровные ледники. Центрами оледенений были Скандинавия, Полярный Урал, плато Путорана и горы Бырранга на полуострове Таймыр. Ледник двигался на юг, изменяя рельеф Земли. Ледник перемещал вмерзшие в него камни (валуны), а также песок, щебень, глину. Ледник сглаживал скалы и царапал склоны гор. Образовались округлые скалы - «бараньи лбы», а скопление «бараньих лбов» называют курчавыми скалами. Дойдя до своей южной границы (там, где климат был теплее), ледник растаял, образовал из принесенного рыхлого материала (валуны, щебень, гравий и др.) холмы - морены. Моренный рельеф имеют Валдайская возвышенность, Северные Увалы, Смоленско-Московская возвышенности.

При таянии ледника вода переносила песок, из которого образовались водно-ледниковые равнины на окраинах ледника, их называют «зандровые». На севере под тяжестью ледника продавилась северная оконечность Евразии и стала дном морей Северного Ледовитого океана. Ледник углубил и тектонические прогибы, на северо-западе Русской равнины талые ледниковые воды заполнили углубления и образовались тысячи озер Карелии и Кольского полуострова. Самые крупные из них - Ладожское и Онежское.

Реки расчленяют поверхность Земли, образуя речные долины, глубокие и узкие в горах и на плоскогорьях, где, из-за больших уклонов территории, реки имеют значительную скорость течения.

На равнинах речные долины широкие, часто извилистые, особенно на плоских участках Западно-Сибирской равнины. Временные текучие воды (талые весной, или дождевые ливневые потоки) образуют овраги, которые могут достигать глубины 5-этажного дома и простираться на несколько десятков километров. Настоящим бедствием стала овражная сеть на распаханных участках Среднерусской возвышенности. Овраги «съедают» поля, уносят плодородные почвы. Овраги, зарастая, превращаются в балки или лога.

Но вода создает не только эрозионные формы рельефа, а и аккумулятивные. Например, в низовьях рек твердый материал (глина, песок) оседает на дно, образуя острова, из которых состоят дельты рек - наносные равнины. Самая крупная дельта (от греческой буквы Д - форма дельты напоминает эту букву) у реки Лены.

Ветер играет важную рельефообразующую роль в сухих районах степей, полупустынь, пустынь, В России работа ветра особенно проявляется на территории Прикаспийской низменности.

Ветер создает эоловые формы рельефа (дюны, барханы) и там, где на поверхности имеются пески. Например, на песчаной Куршской косе в Калининградской области.

В при ледниковых районах в четвертичном периоде ветер образовал дюны, сейчас - это холмы, поросшие сосновыми борами - древние дюны.

Человек также является мощной рельефообразующей силой. При добыче полезных ископаемых образуются огромные карьеры. Отвалы пустой породы говорят о подземной добыче полезного ископаемого. Это терриконы. Карьеры и терриконы создают «лунный» кратерный ландшафт. Вряд ли кто-нибудь может порадоваться, глядя на такую картину природы.

Люди строят дороги, плотины, тоннели и другие хозяйственные объекты, изменяющие рельеф и приводящие часто к образованию оползней, обвалов и др.

Стихийные природные явления в литосфере - это землетрясения и вулканизм, оползни, сели (грязекаменные потоки), обвалы.

Землетрясения - это проявление новейших тектонических движений земной коры. Наиболее часты землетрясения в молодых горах Кавказа, Камчатки, где проходит граница литосферных плит. Бывают землетрясения и в «старых горах» - на Алтае, Саянах, в Прибайкалье. Наиболее сильное землетрясение с тысячными жертвами произошло в 1995 г. На севере о. Сахалин, где был полностью разрушен город Нефтегорск.

Извержения вулканов часто происходят на Камчатке и Курильских островах. Сели - грязекаменные потоки, несущиеся с огромной скоростью с гор, имеют большие разрушительные последствия. В селевом потоке несутся камни, вырванные с корнями деревья. Селевым потоком может обрушиться

и вода из высокогорного озера. Оползни - это смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести. Условием образования оползня служит близкое к поверхности залегание водоупорного слоя (Б.: с. 51, рис. 21) и переувлажненные верхние пласты. Они соскальзывают по слою глины (водоупора). Если на теле оползня находится дом, он сползет вниз, разрушится. Оползень может разрушить деревню, засыпать дорогу.

Стихийные природные явления

•        Откройте учебники, найдите карту новейших тектонических движе
ний (Р.: рис. 26; Б.: рис. 17.)

Где в России расположены районы землетрясений и вулканизма?

новейшие        землетрясения,

тектонические движения        вулканизм

Для создания образа стихийных явлений можно показать видеофильм «Стихийные природные явления».

Рассмотрите строение оползня (Р.: с. 72; Б.: рис. 21).

оползни,

причина: сила тяжести       —»      лавины,

сели

-        Какие стихийные явления возможны к вашей местности? Как защи
щаться от опасных явлений?

Домашнее задание

Р.: §12, §13. Б.: §8.

К следующему итоговому уроку повторить: термины и понятия; географические объекты; закономерности размещения форм рельефа, полезных ископаемых. Справочные материалы

Равнины России

Название

Географическое положение

Форма рельефа

Преобладающие высоты

Макс, высота, м

Валдайская

Восточно-Европейская

возвышенность

200-250

343

Приволжская

возвышенность

200-250 1 50-250

375 293

Северные Увалы Смоленско-Московская

возвышенность

200-300

320 293

Среднерусская Прикаспийская

плоская низменность

около 0

26

Западно- Сибирская

плоская низменность

0-100

285

Сибирские Увалы

Западно-Сибирская низменность

возвышенность

150-200

285

Равнины России (продолжение)

Название

Географическое положение

Форма рельефа

Преобладающие высоты

Макс, высота, м

Северо-Сибирская

Восточная Сибирь

низменность холмистая

0-200

235

Среднесибирское плоскогорье

плоскогорье „

500-700

1701

Витимское

Пояс гор Южной Сибири

Плоскогорье

1200-1600

1908

Яно-Индигирская

Северо-восток Сибири

низменность

0-100

491

Колымская

низменность

0-100

754

Горы России

Название

Географическое положение

Высоты

Возраст

Высшая вершина, м

Уральские

к востоку от Русской равнины

низкие

герцинская складчатость

г. Народная, 1895

Алтай

Пояс гор юга Сибири

высокие

каледонская, герцинская складчатость

г. Белуха, 4506

Западный Саян

средние

каледонская, герцинская складчатость

г. Кызыл-Тайга, 3121

Восточный Саян

средние

г. Мунсу-Сардык, 3491

Кавказ

к югу от Русской равнины

высокие

альпийское горообразование

г. Эльбрус, 5642; г. Казбек, 5033; г. Дыхтау, 5204.

Сихотэ-Алинь

Приморье

средние

мезозойская складчатость

г. Тардоуки-Янги, 2077

Хребет Черского

Северо-Восток Сибири

средние

мезозойская складчатость

г. Победа, 3147

Урок

Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Цели и задачи урока:

Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор. Проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России. Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование:

Физическая, тектоническая карты России, атласы.

Ход урока

I. Организационный момент П. Проверочная работа

Перед работой желательно провести тренировочный показ географических объектов по карте (работа в парах): I вариант показывает равнины; // вариант - горы.

Задание 1. Проверка уровня знаний номенклатуры

Географический диктант в парах. Сначала показывает I вариант, а II вариант проверяет и отмечает правильный показ «плюсом». Затем показывает II вариант. Одновременно учитель проверяет показ объектов.

Задание для I варианта:

  1. Кавказ;
  2. Восточно-Европейская равнина;
  3. Уральские горы;
  4. Саяны;
  5. Хребет Джугджур;
  6. Чукотское нагорье;
  7. Сихотэ-Алинь;
  8. Верхоянский хребет;
  9. Ключевская сопка;
  10. Горы Богрранга.

        

Задания для II варианта:

  1. Западно-Сибирская равнина;
  2. Алтай;
  3. Алданское нагорье;
  4. гора Эльбрус;
  5. хребет Черского;
  6. Корякское нагорье;
  7. Становой хребет;
  8. Среднесибирское плоскогорье;
  1. Становое нагорье;
  2. Валдайская возвышенность.

За проверку номенклатуры учащиеся получают первую оценку. Если правильно показано 10 объектов - оценка «5»; 8-9 объектов - «4»; 7 - «3».

Задание 2. Проверка знания терминов и понятий

I        вариант:

  1. Древние устойчивые участки земной коры. (Платформы.)
  2. Наука о вымерших организмах. (Палеонтология.)
  3. Карта, содержащая информацию о горных породах. (Геологическая)
  4. Скопление полезных ископаемых. (Месторождение)
  5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (Морена)
  6. Внутренние процессы, связанные с движением земной коры. (Эндо
    генные)
  7. Смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. (Оползень.)

II        вариант

  1. Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность.
    (Щит)
  1. Учение о строении земной коры. (Геотектоника)
  2. Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур. (Тектоническая.)
  3. Работы по восстановлению почвы. (Рекультивация)
  4. Внешние рельефообразующие процессы. (Экзогенные)

6.        Формы рельефа, образованные деятельностью ветра. (Эоловые.)
1.
Бурные грязекаменные потоки. (Сели)

За 7 правильных ответов - оценка «5»; за 6 правильных ответов - «4»; за 5 правильных ответов - «3».

Задание 3

Составить характеристику рельефа.

I        вариант: Русской равнины;

II        вариант: Среднесибирского нагорья.

План характеристики:

  1. Географическое положение.
  2. Какой тектонической структуре соответствует.
  3. Возраст пород.
  4. Средние высоты.
  5. Наибольшая высота.
  6. Внешние процессы, формирующие рельеф.
  7. Стихийные явления.
  8. Полезные ископаемые.

Третье задание можно заменить работой по выявлению соответствия форм рельефа и тектонических структур путем сопоставления карт физической и тектонической.

  1. Сихотэ-Алинь
  2. Среднесибирское плоскогорье
    3)Урал

  1. Кавказ
  2. Алданское нагорье

  1. Восточные Саяны
  2. хребет Черского
  3. Хибины
  4. Западно-Сибирская низменность

10)        Западные Саяны

а)        Балтийский щит

б)        Область герцинской складчатости

в)        Область каледонской складчатости

г)        Область мезозойской складчатости

д)        Область кайнозойской складчатости

е)        Сибирская ^платформа

ж)        Западно-Сибирская плита

з)        Алданский щит

III. Итог урока

Тетради учитель собирает на проверку. Итоговая оценка выставляется как средняя из 3-х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие форм рельефа"

Презентация используется в 7 классе при изучении тему "Рельеф Земли" в 8 классе при изучении темы "Рельеф России",а так же при подготовке в итоговой аттестации, при изучении элективного курса....

Конспект открытого урока по географии:"Основные формы рельефа. Горы."

Разработка урока по географии "Основные формы рельефа. Горы"  по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс" с использованием презентации "Рельеф Земли. Горы". Тип ур...

Конспект урока на тему "Развитие форм рельефа"

Тема: Развитие форм рельефаЦели: - продолжить формирование мировоззрения о рельефе, как взаимодействии внешних и внутренних сил Земли, о постоянном развитии и изменении природы; -развитие интерес...

Развитие форм рельефа

Презентация используется при изучении физической географии в разделе темы"Рельеф"...

Презентация "Развитие форм рельефа" 8 класс

Развитие форм рельефа под воздействием внешних и внутренних факторов. Новейшие тектонические движения, вулканизм, землетрясения. Внешние процессы: выветривание, древние оледенения, деятельность моря, ...

Шпаргалка к олимпиаде по географии: "Экзогенные формы рельефа"

Определения по теме: "Экзогенные формы рельефа", описание форм рельефа и их характеристика....