методическая разработка урока географии в 8 классе на тему : Развитие форм рельефа
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

курс : география России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_form_relefa.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Развитие форм рельефа

Цель:

        Рассмотреть развитие форм рельефа на примере территории России.         

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с влиянием внешних и внутренних факторов на формирование рельефа.
  2. Показать непрерывность развития рельефа.
  3. Продолжить формировать умения работать с картами (тектонической, физической), таблицами.
  4. Способствовать развитию образного мышления, творчества.

Оборудование: физическая карта России, таблицы, схемы, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение. Актуализация опорных знаний.

 

Вопросы:

  1. Из курса физической географии вспомните, что такое рельеф?
  2. Какие формы рельефа вы знаете?
  3. Перечислите виды равнин по высоте.
  4. Перечислите виды гор по высоте.

Изучение нового материала

Посмотрите на доску (на доске заранее написаны термины): эндогенные процессы, экзогенные процессы, вулканизм землетрясение, оледенение, морены, эоловый рельеф, осыпи, оползни, лавины, сели, эрозия - термины мы сегодня на уроке рассмотрим, а некоторые вспомним.

Рельеф постоянно меняется под влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Оба фактора действуют одновременно. На доске чертим схему:


Рельеф

                Эндогенные  факторы                                                                                        Экзогенные факторы

(внутренние)                                                                                                        (внешние)

Называют неотектоническими:                                                                                Экзогенные процессы

возрождение гор, горы-вулканы, грабены, горсты, межгорные котловины

проявляются в вековых медленных верт. колебаниях земной коры (V     1 см/год)

проявляются и в горах и на платформах                                                         протекают под влиянием текучих вод, вечной мерзлоты и ветра.

 ***ОДНАКО и на платформах могут быть разломы пример:

 Африка - Великие Африканские разломы.

Экзогенные факторы рельефообразования:


Учащиеся заранее подготовили сообщение (сопровождается фотографиями на проекторе):

Ледниковые формы рельефа:

  1. Морена - геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями. Валуны в моренах состоят главным образом из гранитов и гнейсов. Представляет собой несортированную смесь обломочного материала самого разного размера.
  2. Конечные моренные гряды - это граница движения ледника, представляет собой принесенный обломочный материал.
  3. Бараньи лбы - выступ магматических и метаморфических пород с царапинами и шрамами на поверхности; склоны обращены навстречу движению ледника,  - пологие, противоположные - крутые.
  4. Оз (хребет, гряда)-  это гряда с довольно крупными склонами (30-450 ), напоминающие дорожную насыпь. Сложены обычно песком, нередко с галькой и гравием. Высота может достигать нескольких десятков метров. На поверхности растут сосны. Особенность: они совершенно не считаются с рельефом: озовая гряда может протягивать ся по водоразделу, потом опускаться по склону, уходить в озеро, образуя длинный полуостров, нырять и снова выныривать на другом берегу.
  5. Кам: - это холм, слагающий материал сортирован,  слоист.
  6. Зандр - поверхности на которых распространены пески, принесенные талыми ледниковыми водами.
  7. Озера в ледниковых котловинах - (процесс экзарация) котловины образованы вследствие тектонических прогибов в результате движения ледника.
  8. Кары (горные цирки) - оледенение в горах: кары - чашеобразные ниши со склонами, крутыми верхними частями и более пологими выше. Образуются под действием морозного выветривания, служат местом накопления снега и образования ледников.

Эоловые формы рельефа:

  1. Барханы - разновидность дюн, рельефные подвижные образования из песка в пустынях, навеваемые ветром и не закрепленные корнями растений. Достигают в высоту 0,5-100 м. По форме напоминают подкову или серп. Будучи не закрепленными могут перемещаться со скоростью от нескольких см до сонет метров в год.

Термические формы рельефа:

  1. Морозное пучение - характерно для районов холодного пояса. Небольшие бугры могут возникать непосредственно за счет увеличения объема замерзающей воды в грунте.
  2. Каменные кольца и многоугольники - формируются в неоднородных по составу рыхлых породах, содержащих включения каменных обломков (щебня, гальки…). В результате многократного промерзания и протаивания происходит выталкивание из породы крупного обломочного материала на поверхность и его перемещение в сторону трещинных зон.
  3. Солифлюкция - медленное течение по склонам рыхлых сильно переувлажненных  дисперсных отложений.
  4. Курумы - каменные подвижные россыпи в горах и плоскогорьях.
  5. Термокарст - процесс вытаивания подземных льдов, сопровождающийся просадкой поверхности земли, образованием западин и неглубоких карстовых озер.

Закрепление:

 Нанесение на к.к. формы рельефа, сформированные под действием внешних факторов.

Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание: 

задание на к.к.; прочитать параграф 8, отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по географии 6 класс.Образовательная система "Школа-2100."Рельеф литосферы"

Проблмно-диалогический урок с использованием разных технологий....

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Методическая разработка урока географии 5 класс. "Рельеф. Горы и равнины"

Урок географии в 5 классе  позволяет детям узнать об основных формах рельефа. Горы и равнины.Сформировать представления  о типах гор и равнин по высоте....

1. Предмет: география , 6 класс. 2.Тема: «Основные формы рельефа. Горы суши». Системно – Деятельностный подход.

Проект урока разработан с использованием  приёмов  развития  учебных универсальных действий средствами предмета на разных этапах урока в контексте требований ФГОС.  Системно-деятел...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".

Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»

Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...