Главные вкладки

    Разработка открытого урока по географии на тему : "Рельеф и полезные ископаемые Евразии" для 7класса
    методическая разработка по географии (7 класс) по теме

    Магомедова Джамиля Мухтаровна

    Это разработка комбинированного урока по географии для 7 класса. Урок путешествие-исследование.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Чиркейский многопрофильный лицей им.А.Омарова»

    Автор разработки :  учительница географии-

    Магомедова Джамиля Мухтаровна.

    Чиркей,2013г.

    Урок комбинированный. Урок – путешествие -исследование

    Тема: Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

    Цели:

     образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке;

     воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;

     развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, контурными картами. Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,

    Оборудование: физическая карта полушарий и Евразии, атлас, учебник ,таблицы и схемы.

    Ход урока:

    1. Орг. момент.

    2. Проверка знаний и умений.

     - Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

    - Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

    А) рассказать о физико – географическом положении материка по плану( Юнусова Заира)

    б) показ объектов береговой линии по карте, крайних точек –  (Гамзатов Алим)

    В) показать и назвать географические объекты береговой линии Евразии – (Нуцалова З.)

    3. Актуализация знаний и умений – фронтальная беседа.

    Если мы уже изучили географическое положение материка,

    какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше? - Строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии.

    - Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.

    Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии. Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности?

    Ответ – (Материковый тип земной коры.)

    - Какие участки входят в состав земной коры материкового типа?

    Ответ –( Устойчивые платформы и складчатые области. )

    ־ Что такое платформа? ־ Какое она имеет строение?

     ־ Какие формы рельефа соответствуют платформам?

     ־ Что такое складчатая область? ־ Как образовались складчатые области? ־ От чего зависят строение, высота и облик гор? ־ Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?  

    4.  Изучение новой темы:

    а) Организация исследования по карте – равнины Евразии. (обозначение равнин на К/К) ־ Итак, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? ־ Можете ли вы ответить на этот вопрос сразу. Есть затруднение. С помощью какого источника мы можем это узнать? Карта «Строение земной коры». Откроем её в атласе. ־ Заглянем в недра Земли – исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе. ־ Какие участки здесь самые древние? Платформы. ־

    б) Определите древние платформы в основании Евразии? Восточно-Европейская, Сибирская,

    Китайско-Корейская, Индийская и другие. ־ Какие формы рельефа соответствуют платформам? Можем ли мы ответить на вопрос, используя только одну карту? Какая карта нам ещё пригодится? ־ Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос? Приём наложения карт – сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии.

     1. Восточно – Европейская равнина (200- 500 м.). (обозначение на к/к крупных равнин) ־ На каком материке живём мы с вами? (Евразия) ־ На какой равнине? (Восточно-Европейской).

    2. Среднесибирское плоскогорье (1000 м.),

     3. Великая Китайская равнина (200 м.),

     4. плоскогорье Декан (1000 м.). ־ 

    Какие формы рельефа соответствуют равнинам Евразии? Проверка по таблице в ОК. ־ Сравните с другими материками – какую площадь занимают в Евразии равнины, как они расположены? ־ В чём причина? На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи км. б) Горы Евразии. (обозначение гор на К/ К) ־ Какие участки земной коры расположены между платформами? - Складчатые области. ־ Какого они возраста? - Разного возраста. ־ Где расположены области новой или кайнозойской складчатости – горные области на границах между плитами? Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении? ־ Какие по строению горы формируются в областях новой складчатости, а какие они будут по высоте?

     Запишите в таблицу – складчатые горы. –

     Через Евроазиатский материк с запада на восток тянется гигантский Альпийско - Гималайский пояс молодых складчатых гор. ־ Путём сопоставления карт установите, какие горные системы составляют Альпийско – Гималайский складчатый пояс, определяем их высоту. Отмечаем в к/к. 5. Гималаи (8848 м.), 6. Памир (7495 м.), 7. Кавказ (5642 м.), 8. Альпы (4807 м.) и другие горы. ־ Какие горы по высоте есть в Евразии, и нет на других материках? - В Евразии есть высочайшие горы. Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000м. Анализ таблицы в ОК. ־ В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс. ־ Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе? Вулканические ־ 

    Об этом расскажет  Абдурахманова Биканат.

    Частью какого кольца они являются? Тихоокеанского огненного кольца. ־ Какой вулкан является самым высоким в Евразии? Ключевская сопка (4688 м.) ־ 

    По таблице в ОК назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите и подпишите на карте Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м), Ключевская Сопка (4750). ־ Какие горы Евразии расположены за пределами поясов молодых складчатых гор в областях древней и средней складчатости?

     12. Уральские горы (1895 м)

    ,13. Саяны (3491 м.),

    14. Скандинавские горы (2469 м.). Делаем выводы. (Чтение в ОК основных особенностей рельефа Евразии.) ־ Какие горы самые высокие в Евразии? Гималаи (8848 м.). ־ Где расположена самая глубокая впадина на суше – впадина Мёртвого моря – (-405 м.). Отмечаем. Велики ли перепады высот?

    в) Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень _________? (контрастен) и __________________? (разнообразен).

     г) Решаем проблему ־ Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии? - Взаимодействием внутренних и внешних рельефообразующих процессов. ־ Чем объясняется размещение гор и равнин на материке? ־ Как учёные объясняют образование складчатых областей? –

       

     Рассказ Юнусовой Заиры с помощью презентации мультимедиа на интерактивной доски

    Движение литосферных плит.

     Продолжаем исследование по карте «Строение земной коры». ־ На какой плите расположена основная часть Евразии? - На Евразийской. С какими плитами она граничит? - На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской. Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой? Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.

     д) Полезные ископаемые. Работа по ОК. ־ Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строение земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) ־ Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

    Работа с атласом стр. 6.

     Задание : Евразия богата полезными ископаемыми.

    Установите соответствие:

     1. Район Персидского заливаА. Драгоценные камни

    2. П-ов МалаккаБ. Железная руда

    3. О-в Шри-ЛанкаВ. Нефть, газ

    4. Горы СкандинавскиеГ. Оловянные р., Д. Медные р.

    5. Север Великой Китайской равнины Е. Кам. уголь

    Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)

    5. Закрепление.

    Тестовый контроль (на карточках)

    Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:

    1. одна крупная древняя платформа,

    2. несколько относительно мелких древних платформ.

    К древним платформам на территории Евразии относятся:

    1. Южно-Американская и Сибирская

    2. Сибирская и Восточно-Европейская

    3. Восточно-Европейская и Австралийская

    Установите соответствие: Платформа-Равнина

    1.Сибирская                           А) Западно-Сибирская

    2. Индийская                        Б) Великая Китайская

    3.Китайско-Корейская       В) Декан (плоског.)    Г) Среднесибирское плоског.)

    4. Установите соответствие: Горы--Возраст складчатости

    1. Карпаты                              А) Древний (Pz)

    2.Скандинавские                 Б) Средний (Mz)

    3. Верхоянский хребет        В) Новый (Kz)

    Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем. Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам?

    (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья). Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.

    Тихокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы. Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры. Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м). На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце». Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм.

    Используя карты атласа, установите соответствие:

     1. Везувий                               А. Пол – в Камчатка

    2. Этна                                       Б. Зондские о-ва

    3. Кракатау                               В. Остров Сицилия

    4. Ключевская Сопка              Г. Японские о-ва

    5. Фудзияма                             Д. Аппенинский пол-в

    Ответ: 1.Д, 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г. Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

    Работа с атласом стр. 6.

    Задание № 5. Евразия богата полезными ископаемые.

    Установите соответствие:

     1. Район Персидского залива                    А. Драгоценные камни

    2. Пол-в  Малакка                                          Б. Железная руда

    3. О-в   Шри-Ланка                                         В. Нефть, газ

    4. Горы Скандинавские                                 Г. Оловянные р., Д. Медные р.

    5. Север Великой Китайской равнины     Е. Кам. уголь

    Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)

    Нормы оценок: Без ошибок – оценка –«5» 1 ошибка – оценка –«4» 2 ошибки – оценка –«3» Более 2 ошибок – оценка –«2» ·

     

    6. Домашнее задание ·

     §60, §61 · Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З. · «3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте. · «4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков? · С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе? · «5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока по географии на тему "Литосфера"

    Каждый год в нашей школе проходит День школы, в котором я принимаю активное  участие и провожу  открытые  уроки  для  города....

    Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

    Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

    Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

    Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

    Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

    Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

    Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс

    Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...

    Бинарно – интегрированный урок (кубановедение + химия) по теме: «Рельеф и полезные ископаемые».

           Формирование метапредметных знаний и умений учащихся через деятельностный подход на примере изучения темы «Рельеф и полезные ископаемые»....

    Открытый урок по географии для 7 класса по теме "Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки"

    Урок ФГОС  для 7 класса ФГОС с  сингапурскими структурами на татарском языке с презентацией....