Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Чернова Людмила Александровна

Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их художественной ценностью и многообразием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ       ШКОЛА № 10 г. ТАГАНРОГА

Разработка открытого урока по географии

на тему:

«Население и народные промыслы Центральной России»

Учитель географии: Чернова Людмила Александровна

Таганрог 2013г

Тема: Население и народные промыслы Центральной России.

Работа хороша, если в ней польза и душа.

Цель: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Расширить знания об обычаях, традициях русского народа. Дать знания о народных художественных промыслах населения Центральной России.

Задачи: познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, художественной ценностью; воспитать патриотизм; вести профессиональную ориентацию.

Оборудования: народы России, политико-административная карта, карта Центральной России, образцы продукции народных художественных промыслов населения Центральной России.

Ход урока.

1.        Организационный момент.

Весь класс разделен на творческие группы и дано опережающее задание по обычаям и традициям русского народа Центральной России и задание о различных народных художественных промыслах населения проживающего на этой территории.

Русские являются самым многочисленным народом Центральной России. Они преобладают во всех областях Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Северо-Западного районов. Центральная Россия - колыбель русского народа.

(в учебнике племена и характер великороссов) и провести обсуждение.

Национальный характер

Задолго до появления славян в области Верхней Волги и Оки этот край был населен различными финскими племенами. Западную часть его занимало финское племя меря, среднюю — мурома восточную — мордва и черемиса. Финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга, и занимались отчасти земледелием, но главным образом рыболовством и охотой. Некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с позднейшими русскими насельниками, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.

Характер великоросса сложился под влиянием окружающей ее природы. Борьба с суровой, скудной природой, необходимость на каждом шагу преодолевать препятствия и затруднения выработали характере великоросса Верхнего Поволжья черты, которых нет у южанина, живущего в более благоприятных условиях. Суровая обстановка жизни сделала его терпеливым в борьбе с лишениями, невзгодами и малотребовательным к благам жизни. В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого, чем великороссы. Но также неблагоприятные условия природы способствовали развитию в его характере и других черт — предприимчивости, сметливости, изворотливости.

Великоросс отличается большой работоспособностью, но у него нет выдержки в труде. Кратковременный чрезмерный труд сменяется у него продолжительным отдыхом и бездельем. И в этой его особенности сказывается влияние природных условий. Малая продолжительность летней рабочей поры приучила его к крайне напряжению сил, выработала привычку работать быстро. Длинная зима, дающая продолжительный досуг, приучила к безделью и отдыху.

Пройдя тяжелую школу в борьбе со своей скудной и суровой природой, великоросс научился ценить сотрудничество, работу сообща. В жизни великорусского народа еще недавно играла видную роль, да и теперь далеко не утратила своего значения так называемая артель — вид рабочего содружества, производящего сообща и распределяющего доходы между всеми участниками. Та же сторона быта отчасти сказалась и в особенностях владений землей. Большинство великорусских крестьян владеет землей не единолично, а сообща, общинно. Земля считается собственностью целой общины и по определенным правилам распределяется между отдельными ее членами. Пользование пашней, правда, не общинное, а личное. Каждый крестьянин обрабатывает сам или с помощью семьи отведенную ему землю. Некоторые угодья — покосы, выгоны, леса

  • состоят в общем пользовании. Сено косят, скот пасут и лесом пользуются сообща, по правилам, установленным общиной.

Физический тип великоросса не отличается однородностью. В местности, где происходило смешение славянских племен между собою и с различными финскими племенами, не могло, конечно, создаться однородного и однообразного типа. В общем великоросс среднего роста, сильного телосложения, статен, широк в плечах; лицо то напоминает финский тип (скуластость, широкий нос), то характерно славянский, с довольно тонкими чертами, прямым носом, голубыми глазами.

1 группа: Обычаи и традиции русских

Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются Рождество Христово (7 января), Пасха, Троица. Из языческих праздников до сих пор отмечается Масленица, которая совпадает с «проводами зимы».

Русские используют письменность кириллицу (ее создатели Кирилл и Мефодий). Традиционной едой на Руси были каши, квашеная капуста, ржаной хлеб, собирали грибы, ягоды. По праздникам пекли пироги, блины.

Одежда русских отличалась по губерниям. Но, как правило, женщины носили рубаху с длинными рукавами, на которую одевали сарафан. На голове - платок. Мужчины носили рубаху почти до колен длиной, и штаны, часто в полоску. На ногах летом носили лапти, которые плели из лыка, а зимой - валенки.

Девушки заплетали одну косу, а замужние женщины - две косы.

Учитель: В селах Центральной России расположенных вблизи от городов зародились народные кустарные промыслы. Условиями их возникновения стали неустойчивые урожаи, свободное время зимой (внесезонье), соседство рынков, ярмарок, где можно было продать изготовленные изделия.

Наиболее активно промыслы развивались в XIX веке.

  1. группа: Народные промыслы - хохлома

Один из видов расписной деревянной посуды - «золотая хохлома» изготавливается в г. Семенове Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне основа росписи.

Село Хохлома, где проходили ярмарки, дало название целому промыслу. Ковши, братины, ложки, декоративные блюда привлекают своей яркостью и красочностью.

Вырезанный из липы или березы полуфабрикат покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, вновь покрывают маслом и высушивают. Поверхность натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку проводят при 100-120° С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок.

Кисть хохломская! Большое спасибо

Сказывай сказку для радости жизни

Ты как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков

Хохломские чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Чаши отличались друг от друга формой и росписью.

Самое интересное изделие - братина. Был древний обычай - братчина. Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, Собирались в одной избе люди - родственники. Рассаживались за одним столом обсуждали дела. К концу разговора и подавались щи и каша в особой посуде, называемой братиной. Это горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок - цветок счастья. Но цвел он только один раз в году в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.

Ставец - индивидуальная посуда. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Ставцы были посудой у монахов. Отсюда пошла поговорка: «Всяк старец имей свой ставец!»

Рисунок на изделиях - ягоды, травка, цветы. Травка писалась черным и красным цветом. Затейливые узоры называются Кудрины. Травки превращаются в крупные, кудри

  • завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной птицы, загораются они на черном или красном фоне.

Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый - свет «солнце»; на черном фоне замечательно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.

  1. группа: палех

Палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью, известны не только в России, но и за рубежом. Появилось это искусство в селе Палех Ивановской области в 1924 г. Об искусстве Палеха написала стихи Ольга Маркова:

Палех

Не печалься, древняя земля!

Ты богата сказами да былью...

Русские, иконные края...

Палеха несломленные крылья!

Будто свиток Полешка -река

В полосе вишневого заката

Белый храм возносится куда-то.

Мудрый, как ушедшие века!

Сколько здесь оставлено сердец,

Сколько тут написано шкатулок?!

Да и сам-mo Палех, как ларец,

Первозданен, искренен и хрупок...

Зарастает речка муравой.

На воде — венок живой из лилий...

(То ли день струится золотой,

Толи свет из утонченных линий?...)

Не печалься, древняя земля!

Пчелами гудит лесной малинник...

Русские иконные края

Сохраняют Таинства святыни.

Учитель. Сейчас я вас всех приглашаю в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом - гжельским фарфором, о котором еще М. В. Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».

  1. группа Гжель

ГЖЕЛЬ «НАПЕЙСЯ - НЕ ОБЛЕЙСЯ»

Ученик. К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.

Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 Году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. С тех пор это - одна из прибыльных волостей. На протяжении столетия в роду великих московских князей и парей Гжель переходит по наследству. Именно отсюда распространился керамический промысел в Серпуховский, Коломенский и другие уезды Московской губернии.

В XIV-XV вв. возили гжельцы в Москву излишки бытовой, так называемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. На московских ярмарках и торгах знакомились гжельские ремесленники с изделиями гончаров из других мест России, а также с заморским товаром.

Дела у них шли хорошо, и вдруг им еще больше повезло. В середине XVII века в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходившие своим качеством глины Западной Европы.

Известны слова М. В. Ломоносова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете... разве между глинами, для фарфора употребляемыми, какова у нас гжельская или еще жесткая, которой нигде не ведал я белизною превосходнее». Оказалось, эти глины, как нельзя лучше, подходят для аптекарской и «алхимической» посуды, и в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу, и мастера начинают производить реторты, колбы, ступки, в том числе и.для царской аптеки.

Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики

  • покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Например, нарядную посуду: кувшины, рукомои, кружки «напейся - не облейся», блюда, тарелки - украшали орнаментальной и сюжетной росписью. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, модниц, франтов, а также часы (настенные), шкатулочки и даже помадные банки. Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти - и все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку - так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.

Плоскую форму гжельские сосуды для напитков переняли у старинных походных фляг. Отверстие в центре круглого тулова такого сосуда предназначено для мешочка со льдом, чтобы напиток оставался прохладным. Цвета для росписи всех этих нарядных изделий в основном желтые, зеленые, коричневые и синие.

Отвлекаясь от создания художественных работ, гжельцы не чурались изготовления и насущно необходимых хозяйственных изделий, например канализационных труб для московских улиц, или выполняли заказы на производство изразцов для печей и каминов.

Учитель. Еще один художественный промысел - финифть - дивная по красоте роспись по эмали. Славится финифтью г. Ростов в Ярославской области. «Финифть» в переводе с греческого означает светлый, блестящий камень. Белоснежные пластинки из сплавов, обожженные при высокой температуре, сияют драгоценной росписью. В технике финифти изготовляли нагрудные иконки, образки, позднее - женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

  1.  группа финифть

РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ

Учитель. Тихий провинциальный городок Ростов Ярославской области каждый день принимает гостей. Комфортабельные автобусы мягко подъезжают к Кремлю, туристы выходят из автобуса, фотографируются на фоне белокаменных стен... Живописный Кремль на озере Неро, фрески XVII века в его соборах, архитектурные ансамбли Спасо-Яковлевского и Аврамиевского монастырей, знаменитые ростовские звоны.

Белокаменная сказка, златоверхий город князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане». Все это привлекает туристов высокохудожественным мастерством.

А еще славится Ростов финифтью - дивной по красоте росписью по эмали, зародившейся здесь в конце XVIII века.

Финифть (греч.) - светлый, блестящий камень.

Сегодня ростовская финифть - русский народный промысел. К технике эмали сегодня обращаются и художники разных стран мира, создающие станковые декоративные композиции.

Особый восторг у посетителей выставок в музее вызывают нарядные ларцы, чаши, кубки, ювелирные украшения из золота, серебра, покрытые эмалью. Финифть знала еще Древняя Русь, но и сегодня мастера любят этот вид искусства за красочность, цветовую гамму, за то, что изделие с годами не тускнеет, а сохраняет первоначальную свежесть.

Скань (филигрань) - оригинальная ювелирная техника, созданная из гладкой или крученой проволоки разнообразных узоров, которые справедливо называют металлическим кружевом.

Слово «скань» произошло от славянского «скати», что означает «вить», «сучить». Сканью называют тонкую веревочку, скрученную из двух-трех металлических нитей. Скань бывает медной, серебряной или золотой. Технику укладки иногда называют филигранью. Это от латинского слова «филиум» - нить, «гранум» - «зерно».

Демонстрация ваз, шкатулок и т. д.

6 группа: художественная обработка металла

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА

Ученик. Художественная обработка металла достигла высокого уровня еще во времена Киевской Руси. Изделия из металла широко применялись в домашнем быту, сельском хозяйстве и военном деле. Основным видом обработки металла была ковка. Кузнецы в большом количестве ковали посуду, орудия труда, оружие и доспехи. Часто деревенских кузнецов приглашали в город, где они ковали кружевные решетки для оград и ворот.

Откованные и отожженные листы металла, обладающие большой пластичностью, шли на изготовление щитов, шлемов и посуды. Технологические приемы чеканки и тиснения использовались для отделки выколоченных изделий. На пластических свойствах металла также основана техника филиграни, или скани. Из гладкой, слегка завапьцованной или крученой проволоки мастера выгибали всевозможные завитки и спирали. Соединенные с помощью пайки, они образовывали сложный витиеватый узор, напоминающий кружева. На способности металла обрабатываться резанием основана техника гравировки. Гравировкой декорировали посуду, оружие, ювелирные украшения. Эта техника также служила подготовительной операцией для черни и насечки. В этих случаях углубления гравировочного узора заполнялись смесью, состоящей из сернистых окислов серебра, свинца и меди. После обжига чернь расплавлялась и заполняла все углубления, прочно соединяясь с металлом. После шлифовки на поверхности изделия возникал рисунок благородного черного цвета с серебристым отливом. Русские черневые изделия отличались красотой и высокой прочностью. При выполнении насечки в бороздки гравированного орнамента мастера забивали проволоку или полоски из мягкого металла - золота, меди или латуни. После воронения железа узор контрастно выделялся на поверхности металла.

На русском Севере широкое развитие получило искусство просечного железа. Им обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки. Славились мастера и умением наводить на жести морозные узоры.

Одним из важнейших видов металлообрабатывающего ремесла было литье. Из металла отливались пушки, колокола, а также мелкие изделия: подвесные чернильницы, ажурные ларцы, шкатулки, посуда, подсвечники и много другое.

За многовековую практику мастера выработали множество самых разнообразных приемов декоративной отделки металла: полировку, мато-вание, воронение, оксидирование, меднение, серебрение, золочение, хромирование.

Технологические приемы художественной обработки и декоративной отделки металла бережно передавались из поколения в поколение. Многие из них легли в основу современных народных промыслов.

КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ

Учитель. Каслинское литье - художественные изделия: скульптура, садовые столики, решетки, статуэтки и т. д. из чугуна, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли на Урале (на железнодорожной линии Свердловск-Челябинск).

Традиции каслинского литья: графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обожженных плоскостей с энергетической игрой бликов - сложились в XIX веке.

Благодаря таланту известных скульпторов и мастерству заводских рабочих весь мир увидел великолепные художественно-пластические возможности, оценил эстетическое достоинство русского чугуна. Каслинское литье из чугуна широко распространяется в быту городского населения, особенно Москвы и Санкт-Петербурга.

После второй мировой войны в ассортименте завода получает жизнь литературная, спортивная и балетная тематика: «Хозяйка Медной горы», «Боксер» и др.

До сих пор во многих старых квартирах Москвы и Санкт-Петербурга можно встретить небольшого размера чугунные статуэтки, изображающие персонажей русского классического балета.

В настоящее время Каслинский завод является единственным в стране и Европе предприятием, в рамках которого сохранились традиции и знание технологии художественного чугунного литья.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КРУЖЕВА

Ученик. В истории человечества лишь немногие материалы имели такое же решающее значение, как железо. Знания и навыки в области обработки железных руд были мерилом зрелости народа и его богатства.

Железо, производившееся вначале самым примитивным способом, служило, с одной стороны, для изготовления инструмента, предназначавшегося для обработки других материалов, например дерева и камня, с другой стороны - для изготовления оружия и даже украшений.

Человека влечет к железу. Следовательно, мы можем причислить железо к материалам, обрабатываемым не только с целью получения полезных вещей, но и создания произведений искусства. С момента своего появления железо стало художественным материалом.

Кузнечное дело - одно из древнейших ремесел на Земле. Об этом говорит уже то, что единственным «рабочим» среди богов всех народов был бог-кузнец. Бог огня и покровитель кузнечного ремесла Гефест всегда изображался могучим кузнецом с молотом или клещами в руках, в хитоне ремесленника, с открытой правой рукой. В отличие от других олимпийских богов он не проводил время в пирах и праздности, а работал в своей полной чудес кузнице. С помощью могучих циклопов Гефест ковал молнии для громовержца Зевса, изготовлял для него щит-эгиду, а для солнечного бога Гелиоса - колесницу, ковал несокрушимое орудие для богов и некоторых избранных смертных, например, для грозного Ахилла - героя Троянской войны. Он же выковывал и замечательные по красоте изделия - драгоценные украшения, чаши, кубки. Его удивительным творениям Гомер посвятил много строф своей «Илиады». Самым возвышенным слогом он учил греков с преклонением и почтением относиться к кузнецам,

Казалось бы, железо - материал слишком грубый и неподатливый, чтобы служить художнику. Но уже в глубокой древности мастера использовали его ковкость - способность быть податливым и пластичным при сильном нагревании. Украшения железокованных изделий первоначально имели магический характер. На Руси с Гефестом сближали языческого бога Сварога. А в одной из русских летописей есть такая запись: «Упали с неба клещи, начали ковать оружие, а до того билися камнем и палицами».

О кузнецах шла слава, как о колдунах, жрецах грозных божеств. Недаром в народных сказках кузнец и с самим чертом сладит, и змею за язык прикует, и царю даст достойный ответ. Пламя, искры раскаленного металла, звон молота - все это превращало ремесло кузнеца в священнодействие.

7 группа: Жостовская роспись 

Ученик: Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.". В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне. 1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.

8 группа: Кружевоплетение

Ученик: Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевельниковые или березовые; булавки; узор. Рисунок придумывается кружевницей или берется из журналов.

Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».

3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева. В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.

Ученик: Елецкое кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.

Первые рисунки для кружевных узоров были привезены из Европы — из Германии, Бельгии и Франции, но вскоре появились местные художники и свой самобытный стиль.

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее из Европы искусство.

Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

Нынешний ассортимент продукции " Елецких кружев " — около 200 наименований. Сюда входят и строче-вышитые изделия, выпускающиеся в отдельном цехе, и, разумеется, штучные, поистине уникальные как по замыслу, так и по исполнению ручные работы. Кстати, выполняют ельчане и индивидуальные заказы. Мода на кружева была всегда.

Ученик: Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области.

Появилось благодаря помещице Протасовой, которая на Мценской мануфактуре основала самое крупное производство кружева в России. На мануфактуре работало 1200 девушек и 2 наставницы из Бельгии. В 1899 году княгиня Анна Дмитриевна Тенишева открыла школу кружевниц для девочек 8-12 лет, где они также обучались грамоте, основам рисунка. Затем при школе был создан интернат для самых способных жительниц окрестных сел, живших на полном пансионе. Работает музей кружева.

9 группа: Павловопосадские шали

Ученик: Павловопосадские шали (платки) — один из русских народных промыслов. Производятся в г. Павловском Посаде Московской области на ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Производство платков в Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства.

Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, была создана в 1795 году крестьянином села Павлово И. Д. Лабзиным. Правнук, Я. И. Лабзину, совместно с В. И. Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.

С момента основания фабрики до 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений.

С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).

В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.

В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

10 группа: Семеновская игрушка

Ученик: Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно набирает популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка. Портретная матрешка — новое направление в искусстве авторской матрешки, характеризующееся наличием портретного изображения на кукле.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны.

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурокудзю, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде.

Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.

Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.

11 группа: Лозоплетение

Ученик: Лозоплетение — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Название материала — «лоза» произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. Часто материалом для плетения служит ивовый прут, он используется для плетения как в Европе, так и в Азии, кроме того, в Азии плетут из такого материала, как ротанг и бамбук. Техника плетения из лозы может быть самой разнообразной.

Плетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем металло- и дерево- обработка, что обусловлено большим количеством природного материала и отсутствием орудий производства. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. С помощью плетения строились стены домов для жилья и хозяйства. По одной из версий плетение явилось прародителем ткачества. В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде. Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров. В 1840 г. в Нижегородской губернии, в с. Богородском, был организован промысел, где работало около 500 мастеров, которые за сезон плели более 240 тыс. корзин. Развитию промыслов способствовали школы по обучению плетения. Одной из первых в 80-х годах XIX столетия была открыта школа при бумагопрядильных фабриках Вознесенской мануфактуры, в 25 км от ст. Пушкино Ярославской железной дороги. Такие же мастерские с производственным обучением были от крыты в Киеве, Полтаве, Черкассах, под Курском, в Молдавии. Начали организовываться фабрики по производству плетёных изделий. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос. Народные умельцы создавали, используя простые материалы и доступные способы их обработки, высокохудожественные предметы плетёной мебели, ярко отражающие национальные черты быта и художественные вкусы народов различных регионов нашей страны. Плетёные изделия производились как для богатых, так и для бедных слоёв населения, соответственно повышенной и низкой стоимости. Ассортимент товаров был очень велик: различная мебель (кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы и т. д.), дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, сумки, саквояжи, игрушки, посуда, кукольная мебель, погремушки) и пр. Одним из таких мест, где лозоплетение является традиционным промыслом считается Одинцовский район Московской области, где есть целые деревни и посёлки, названия которых связаны с плетением корзин. Это Большие и Малые Вязёмы (там плели, то есть вязали корзины), названные по имени речки Вяземки, вдоль которой растут разные виды лозы. Это и Петелино, где жили и работали петельщики — так называли в старину людей, которые плели корзины.

12 группа: Резьба по дереву, изделия из бересты

Ученик: Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом (это старинный народный промысел).

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV-XVI века.

Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Ученик: На Руси издревле использовали берёсту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (туеса, плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты).

Берёста, или береста́ — верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого.


Художественный

промысел

Центр промысла

Субъект Федерации

хохлома

г. Семеново

Нижегородская обл

палех

с. палех

Ивановская обл

гжель

г. Серпухов и г. Коломенский

Московская обл

финифть

г Ростов

Ярославская обл

худ. обработка металла

г. Москва г.Тула

Московская обл Тульская обл

Жостовская роспись

д.Жостово Мытищинского района

Московская обл

кружевоплетение

г. Елецк г. Вологда с. Михайловское

Орловская обл Вологодская обл Калужской обл

павловскопосадские

платки

г. Павлов Посад

Московская обл

семеновские игрушки

г. Сергиев Посад

Московская обл

лозоплетение

повсеместно

Нижегородская обл Калужская обл Ивановская обл

резьба по дереву, изделия из бересты

повсеместно

Нижегородская обл Калужская обл Ивановская обл Владимирская обл

  1. С чем связано развитие народных промыслов в указанных регионах?
  2. Какие мысли и чувства вызывают у вас изделия народных промыслов?
  • эстетическое наслаждение
  • гордость за творение русских мастеров
  • желание связать свою будущую профессию с изготовлением предметов народных промыслов
  • потребность изучать данную проблему только по книгам
  • не вызывает никаких откликов. Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание: § 20,

подготовить сообщения о городах Центральной России, о наукоградах и технополисах, «Золотом кольце России».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Народные промыслы Центральной России"

Описание народных промыслов Центральной России...

Презентация "Народные промыслы Центральной России"

Презентация к уроку "Народные промыслы Центральной России"...

Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"

Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....

План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России"

План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России" состоит из четырёх основных разделов:   1) организационная часть   2) проверка до...

Интегрированный урок географии и литературы по теме "Народные промыслы Центральной России" 9 класс

Работа хороша, если в ней польза и душа.Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Ра...

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...

открытый урок по географии на тему "Население мира"

Открытое занятие по географии. Тема : "Население мира"...