ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ.
статья по химии по теме

Щукина Наталья Геннадьевна

Современное общество ставит перед учителем  задачу развития личностно  значимых  качеств  школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных , соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать  деятельность учителя и школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения по предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В  ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ.
Щукина Наталья Геннадьевна (п. Усть-Уда, МОУ «Усть-Удинская СОШ  № 2»)

                                                         

                                                                                  Скажи мне, и я забуду, покажи мне,

                                                                                  И  я  запомню,  дай мне действовать самому,

                                                                                                                                       и я научусь.

                                                                                                                       Древняя мудрость.

Современное общество ставит перед учителем  задачу развития личностно  значимых  качеств  школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных , соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать  деятельность учителя и школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения по предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Элементы данной технологии , я использовала с первых лет работы в школе. В 2002 году в  Региональном Центре Интернет - образования  я  познакомилась с методикой работы по данному методу и стала применять ее на уроках экологии.  Накопленный за эти годы  опыт,  прохождение курсов , улучшение материальной базы в школе и доступность компьютерной техники для  проведения  уроков , позволили мне перейти на новую ступень в использовании компьютерных технологий.

Как можно использовать компьютер на уроке:

  1. Электронные учебники и учебные курсы
  2. Обучающие игры и развивающие программы.
  3. Электронные энциклопедии
  4. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, тестов, а также представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

 В своей работе я чаще всего применяю:

  1. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности. По таким программам тренажерам мои ученики готовятся к сдаче  единого гос экзамена.
  2. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучающемуся  проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют  проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

7. А так же учебные презентации которые я активно применяю в своей работе – цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.  Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для       усвоения. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе   урока. Это например презентации «Развитие жизни на земле»(11 класс),  «Байкал –жемчужина Сибири»(5 кл),  «Номенклатура  алканов»(11 класс) , «Алюминий», «Химические  реакции» и др. Для создания презентаций в своей практике я использую программу Рower Point . Это компьютерное средство интересно  тем, что его может создать  любой  учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем  с  минимальными  затратами времени на освоение средств создания презентации.

Кроме того, презентации активно используются в моей практике  и для представления ученических проектов. В нашей школе ведётся поиск оптимальных форм  использования метода проектов непосредственно на уроках. Авторами создания электронных пособий, которые могут использоваться как источник дополнительного материала или как наглядное пособие в работе, становится учитель и учащиеся, увлеченные предметом. Выбрав элективный курс «Экология поселка» или «Чистый воздух» , учащиеся 9-х классов,  выполняют проекты и компьютерные презентации к ним .Так например, были созданы презентации : «Чистый воздух», «Исследование свойств воды на территории поселка Усть -Уда», «Гигиенические аспекты загрязнения продуктов питания чужеродными веществами», которые успешно были представлены на Региональную научно — практическую конференцию «Шаг в будущее»  в Усолье — Сибирском.  

В последнее время  благодаря национальному  проекту наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:

  • во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Селекция» в 11 классе мною было дано задание найти сведения о современных методах селекции и успехах ученых по выведению новых пород животных и сортов растений. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данным вопросам.
  • во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении в 11 классе темы « Генетическая и клеточная инженерия» мною было дано задание  найти сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что вопрос создания клона человека вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие точки зрения ученых. Тем более этот материал ценен потому, что его вообще нет в учебниках. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к данной проблеме.
  • в-третьих может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор,  реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 11 классе при изучении темы «Классификация организмов» мною было дано задание сделать дайджест по материалам о СПИДе. Собранный материал учащиеся оформили в виде мультимедийных презентаций.

Новые информационные технологии  вообще, и использование мультимедийных систем в частности, способны в немалой степени и разгрузить учителя, и повысить заинтересованность школьников в предмете, и, в конце концов, разнообразить серые школьные будни.

Будущее образования не возможно без расширения использования современных технических средств в обучении, задача учителя быть“ в ногу со временем”.



Предварительный просмотр:

Статья на областной симпозиум по теме «Успешная исследовательская деятельность: индикаторы и факторы развития» 16.03.2018г

Привитие интереса  к новому предмету  через исследовательскую деятельность
на уроках химии

                                                                                         Щукина Наталья Геннадьевна

   К.Д. Ушинский говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».
 
Современная школа и ученики стали другими, этому способствуют современные способы общения.  Ученику легче стало добывать информацию в готовом виде, не всегда ему нужно прилагать усилия, работая с первоисточником, сам учитель перестал выполнять эту роль. Но учитель обязан дать знания ученикам, развивать их способности, склонности, воспитывать адаптированного к современным реалиям  общества человека- гражданина. Поэтому перед нами встает  задача, чтобы сделать учение добровольным без принуждения, чтобы у ученика была положительная мотивация к учебе.
  Все это  можно достичь, развивая познавательный и поисковый интерес у детей, которые формируются и создаются содержанием учебного материала,
методами и приемами обучения и воспитания, ролью личности учителя и желанием учиться у детей.
   
 Учебное исследование рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний.

  В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

  Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

  Так как химия прикладная наука и большое внимание уделяется эксперименту, то и в 7 классе знакомство с новой наукой и предметом начинается с практических  работ : «Знакомство с лабораторным оборудованием» ,здесь дети могут своими глазами увидеть , потрогать химическую посуду, это «вторые руки химика» – пробирки, колбочки ,чашечки, пипетки и т.д. Далее мы знакомимся  с правилами техники безопасности , с их условными обозначениями, которые я применяю в инструктивных карточках  лабораторных работ, дети сами придумывают новые знаки техники безопасности. Затем практическая работа «Знакомство с нагревательными приборами . Изучение строения пламени». Обучающиеся работают осторожно, с соблюдением уже выученных правил ТБ. Заинтересовав  учеников  практическими  уроками  плавно переходим к теории. Это темы «Моделирование», где они  знакомятся с такими понятиями ,как атом, молекула, кристаллическая решетка, проводим параллель с физикой. Изготавливаем  шаростержневые модели молекул веществ, выстраиваем их  на магнитных досках и  дома изготавливаем заданные модели из пластилина. При изучении темы  «Химические знаки и формулы» ученики  делают  карточки  20-ти основных химических  элементов  запоминая химический символ, название и произношение. После  изучении темы «Периодическая система химических элементов» ,обучающиеся для закрепления на протяжении последующих уроков выполняют экспресс задания: определить месторасположение в ПСХЭ 5 элементов ,определив их группу, подгруппу, период, порядковый номер, а изучив далее тему «Относительная атомная масса» и ее тоже, решают кроссворды, ребусы. Практически каждый урок подкрепляется мультимедийной презентацией. Часто  на уроках  используется демонстрационный эксперимент . Например на теме «Качественные реакции в химии» - демонстрируется качественная реакция на углекислый газ(пропускание СО2 через известковую воду), обнаружение эфирных масел  в кожуре апельсина, проводится лабораторная работа  «Обнаружение крахмала в продуктах питания», где дети с удивлением узнают о наличии крахмала в колбасе, макаронах, и зеленых яблоках). Большое внимание уделяется формированию умения решать химические задачи, которые тоже стараюсь  объяснять  как можно нагляднее применяя  метод кластера, выстраивая алгоритм решения, подкрепляя мультимедийной презентацией, а где надо и экспериментом. Так, например, после темы «Массовая доля вещества» провожу практическую работу «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». С первых уроков практических работ учимся грамотно оформлять отчеты по проделанной работе ,ставить цель и подводить итог ,делать выводы. И в заключении изучения  пропедевтического  курса в 4 четверти знакомимся с жизнью и деятельностью великих русских и зарубежных химиков.
Вовлечение в исследовательскую деятельность учащихся высокого и среднего уровня осуществляется  во внеурочное время  при написании исследовательских проектов, докладов,  научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и др.
   Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Такое обучение содействуют профориентации обучающихся на биологические, химические и медицинские специальности; способствуют формированию навыков,  необходимых для успешной учёбы в высшем учебном заведении по соответствующему профилю, расширяют кругозор учащихся, развивают их образовательную компетентность.  Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы обучающимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.
По этому поводу А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к экзаменационному материалу по химии для проведения промежуточной аттестации в 10 классе в 2017-2018 уч.году

Промежуточная аттестация учащихся X класса по химии проводится в форме устного экзамена по билетам.

Содержание представленного материала соответствует  программе по химии базового уровня  О.С.Габриеляна для 10 класса.( Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: «Дрофа» 2009).

Экзаменационный материал для проведения устного экзамена по билетам соответствует базовому уровню обучения и учитывает специфику предмета, которая заключается во взаимосвязи состава – строения – свойств органических веществ.

Комплект экзаменационного материала для X класса состоит из 16 билетов.

Каждый билет содержит   2 вопроса: теоретический  и практический.

Теоретический вопрос включает знания основных блоков органической химии: теория химического строения А.М.Бутлерова, углеводороды, основные классы кислородсодержащих органических веществ, углеводы, амины, аминокислоты, белки.

Второй вопрос – практический, представляет собой решение задачи или химических уравнений и требует от обучающихся умения применять знания на практике:

- составлять уравнения химических  реакций для органических веществ;

-составлять шаростержневые модели изомеров;

- выбирать рациональный путь решения задачи и проведения эксперимента, который требует от учащихся умения обращаться с химической посудой и оборудованием в строгом соответствии с правилами техники безопасности.

На подготовку обучающихся к ответу отводится 20-25 минут.

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по химии в 10 классе.

  1. Предмет органической химии. Органические вещества и их отличие от неорганических веществ.
  2. Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова.
  3. Алканы: общая формула, гомологический ряд, физические свойства
  4. Изомерия алканов  (на примере пентана, гексана, гептана).
  5. Химические свойства алканов.
  6. Алкены: определение, изомерия, химические свойства.
  7. Алкины: определение, изомерия, химические свойства.
  8. Бензол: получение и химические свойства.
  9. Спирты: определение, классификация, примеры, химические свойства, применение.
  10. Альдегиды: определение, химические свойства.
  11. Карбоновые кислоты: определение, классификация, примеры, химические свойства.
  12. Углеводы: определение, классификация, примеры и их биологическая роль. Глюкоза.
  13. Амины: определение, классификация, примеры. Реакция Н.Н.Зинина
  14. Аминокислоты: определение, основные химические свойства.
  15. Качественные реакции белков.

Практическая часть

  1. Получение этилена, реакции горения и качественная реакция на его обнаружение.
  2. Качественные реакции белков, глюкозы.
  3. Изомеры и гомологи: определение, умение написать и назвать.
  4. Решение задач на :

- нахождение объема газа по известному объему газа, вступившего в реакцию;

- нахождение массы исходного вещества по известной массе другого;

- нахождение массы продукта по известной массе исходного вещества;

- на массовую долю х.э.

Промежуточная аттестация по химии для учащихся 10 класса

Билет №1

1.Предмет органической химии. Органические вещества и их отличие от неорганических веществ.

2.Виды формул в органической химии на примерах углеводородов.

Билет №2

1.Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова.

2.Напишите и назовите по два гомолога и изомера пентена.

Билет №3.

1.Алканы: общая формула, гомологический ряд, физические свойства.

2. Напишите и назовите все изомеры гексана. Составьте шаростержневые модели 2-3 изомеров.

Билет №4

1.Изомерия алканов  (на примере пентана).

2.Таблетку аскорбиновой кислоты массой 500 мг растворили в 100мл воды. Чему равна массовая доля кислоты в растворе?

Билет №5

1.Химические свойства алканов, применение.

2.Для изготовления резиновых изделий, не набухающих в бензине и других нефтепродуктах, используют хлоропреновый каучук. Мономером для его получения является  хлоропрен (2-хлорбутадиен-1,3),формула которого  СН2 = С     СН= СН2   .

                                                                                                                   СL

Запишите уравнение реакции полимеризации хлоропрена, укажите                                                                                                      структурное звено полимера.
                 

Билет №6

1.Алкены: определение, физические свойства, применение.

2.Массовые доли элементов в никотиновой кислоте составляют: углерода-62,2 %,водорода-3,7%,азота-10,4%,кислорода-23,7%.Выведите молекулярную формулу никотиновой кислоты.

Билет №7

1.Химические свойства алкенов.

2.Полимеры.Определение,Классификация.

Билет №8

1.Алкины:определение,физические свойства, применение.

2.Гормоны. Определение,свойства,виды.

Билет №9

1.Бензол: получение и химические свойства.

2. Витамины. Определение. История открытия.

Билет №10.

1.Спирты: определение, классификация, примеры.

2. Нуклеиновые кислоты, история открытия, свойства.

Билет №11.

1.Химические свойства предельных одноатомных спиртов и их применение.

2.Напишите и назовите все изомеры состава С3Н8О.

Билет №12

1.Альдегиды: определение, химические свойства.

2.Запишите уравнения  реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
                                                      О
СН
4          С2Н2          СН3     С    

                                                        Н

Билет№13

1.Карбоновые кислоты: определение, классификация, примеры

2.Напишите уравнение взаимодействия уксусной кислоты и пропанол-1. Назовите продукты этого взаимодействия.

Билет №14

1.Углеводы: определение, классификация, примеры и их биологическая роль.

2.Как опытным путем доказать, что глюкоза – альдегидоспирт?

Билет №15

1.Амины: определение, классификация, примеры.

2.Запишите уравнение реакции Н.Н.Зинина. Значение этой реакции для промышленности.

Билет №16
1.Аминокислоты: определение, основные химические свойства.
2. Напишите качественные реакции, характерные  для белков.

 



Предварительный просмотр:

Методическая тема "Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии".

Выбор мною методической темы обусловлен в первую очередь основными целями химического образования:

  • - ознакомить учащихся с многообразием и единством веществ и химических явлений, их значением в природе и жизни человека;
  • - сформировать систему химических понятий в их взаимодействии друг с другом;
  • - ознакомить с методами познания природы, общими для естественных наук;
  • - сформировать необходимые в повседневной жизни навыки безопасного обращения с веществами(чистыми и смесями);
  • - воспитать ценностное отношение к природе, здоровью человека;
  • - развивать способности критически осмысливать полученную информацию.

Сформулированные цели не могут быть достигнуты вне связи с задачей развития учащихся. А значит моей задачей является не только теоретическое наполнение материала, а такое построение учебной деятельности, в котором нарастает самостоятельная, поисковая деятельность учащихся, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой. Кроме того, наряду с развитием индивидуальных способностей и возможностей учащихся, я применяю формы организации коллективной учебной деятельности.

На мой взгляд, достижению этих целей и решению задач способствует компетентностный подход к преподаванию предмета.

Компетенция в образовании - это готовность ученика использовать полученные знания, умения и навыки в жизни или способность осуществлять какие - либо практические действия.

Целью моей методической работы является формирование у учащихся ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, общекультурной, компетенции личностного самосовершенствования.

Для достижения основной цели методической работы можно использовать различные формы и методы. Но на сегодняшний день наиболее актуальным становится применение на уроках ИКТ.

Поэтому целью методической работы на  2016-2020 уч. годы для меня стало применение ИКТ в различных формах на уроках химии и биологии.

Мною были поставлены следующие задачи:

  • - знакомиться с периодической литературой, касающейся этого вопроса;
  • - начать формирование банка информации по предмету;
  • - совершенствовать собственные умения и навыки в овладении этими технологиями;
  • - продолжить формирование ключевых компетенций с помощью уже имеющихся наработок.

С точки зрения обязательного минимума содержания образования базовой является

Учебно-познавательная компетенция. Она формируется через получение и обобщение знаний об изучаемом объекте, развитие теоретического мышления при анализе полученной информации, создание элемента картины мира на основе полученного знания.

Я пытаюсь выстроить материал предмета так, чтобы учащиеся увидели определённую взаимосвязь и логическую последовательность тем, блоков, элементов знаний. Логика науки следует от глубинной сущности к поверхности явлений. Таким образом, я стараюсь выстроить и курс химии.

Уже на первых уроках в 8 классе мы выстраиваем логическую цепочку, которой следуем на протяжении всех лет изучения предмета:

"Состав --- Строение --- Свойства --- Применение вещества".

Наука выстроила систему знаний, а моя задача - ввести ученика в эту систему. Но ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности. Деятельность ученика по усвоению химии можно разделить на материальную, материализованную и интеллектуальную.

Под материальной деятельностью понимается деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, то есть материальной деятельностью на уроках химии является проведение опытов. Эта деятельность является основой. Без неё познать предмет невозможно.

Материализованная деятельность - это деятельность с материальными моделями, знаковыми моделями (формулами), табличным, цифровым, графическим материалом и т. д. В химии - это деятельность с материальными моделями молекул, которые учащиеся на основе полученных знаний изготавливают из подручного материала (пластилина и т. д.) Это решение задач, сопоставление физических свойств, характеризующих изучаемые вещества.

Любая внешняя деятельность отражается в мозгу, то есть переходит в интеллектуальную деятельность, в ходе которой ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определённые взаимосвязи, проводит аналогии и т. д.

Я на своих уроках стараюсь так организовать работу учащихся, чтобы он получал свои знания не в готовом виде, а создавал его большей частью самостоятельно в результате познавательной деятельности.

Все эти виды деятельности я попыталась представить на открытом уроке "Чистые вещества и смеси", который я дала в рамках недели предметов естественно-научного цикла в апреле 2016-2017 уч. года в 8 классе, 7 классе.

На этом же уроке, на мой взгляд, видно, как на уроках химии я стараюсь формировать коммуникативные компетенции через умение работать в группе, умение представить себя и свою группу устно и письменно, вести дискуссию, вступать в диалог, умение задать вопрос на понимание или уточнение информации. Можно попробовать провести урок в форме дискуссии.

Активизировать мыслительную деятельность я стараюсь, осуществляя контроль ЗУНов. Контрольные задания стараюсь формулировать таким образом, чтобы учащийся не просто воспроизводил имеющиеся у него знания, а активизировал свою мыслительную деятельность, опираясь на уже полученные знания.

Для формирования образовательных компетенций   я часто  использую  информационно - коммуникационные педагогические технологии (ИКТ).

На уроках химии и биологии можно применять разнообразные формы работы с использованием  ИТ.

1.Использование готовых программ по химии и биологии.

Я на настоящий момент нахожусь большей частью именно на этом этапе использования ИКТ. На своих уроках я активно использую материал Виртуальной школы Кирилла и Мефодия "Уроки химии", "Уроки биологии", Электронные уроки и тесты "Биология в школе", серию 1С:Репетитор по биологии и химии, "Открытая химия". Эти ресурсы соответствуют Государственным стандартам образования. Можно взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом можно изучать целые темы, но я чаще выбираю необходимые фрагменты из программы и комментирую их по ходу занятия. Фрагменты уместны и для демонстрации моделей атомов и молекул, особенно в этом смысле интересны анимационные трёхмерные модели, предложенные на готовых носителях. Можно продемонстрировать химические опыты, схемы сложных реакций и химических производств, применение чистых веществ и смесей.

В результате из-за высокой степени наглядности, заинтересованности учащихся в таком виде работы повышается интерес, происходит более осмысленное понимание химических процессов, развивается абстрактное мышление. Учащиеся видят реальный процесс организации и движения частиц, что важно для понимания именно химии как науки о веществах.

2. Создание собственных электронных образовательных ресурсов.

Презентации по изучаемому материалу составляют сами учащиеся. Они при этом расширяют свои знания по предмету, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль, овладевают способами работы с информацией: поиск информации; её сохранение и копирование.

Результат такой деятельности - создание определённого банка информации по предмету и в этом процессе учащиеся являются первыми помощниками.

Результатом такой деятельности учащихся является повышение мотивации в обучении; развитие научного стиля мышления. У учащихся формируется наглядно-эвристический компонент мышления, происходит перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность. Обеспечивается разнообразие форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования; развитие новых отношений "ученик-учитель". Повышается информационная компетентность учащихся, формируются новые пути познания мира; расширяется кругозор учащихся; формируются исследовательские навыки.

3. Использование Интернет-ресурсов.

В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается, важное значение для человека приобретает умение быстро её находить. Задача учителя - это не столько передача знаний, сколько обучение учащихся добывать их. Использование Интернета на уроке делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. Многие разработки беру здесь - Уроки биологии и химии. Это подтверждается бинарным уроком на тему "Изотопы и их свойства" проведённым в 8 классе совместно с учителем  информатики.

В дальнейшем я планирую продолжить работу именно в направлении самостоятельного получения знаний учащимися через увеличение доли лабораторной и практической деятельности учащихся с обязательным привлечением ИКТ.

Литература.

  1. Научно - методический журнал "Химия в школе"
  2. Настольная книга учителя химии. АСТ "Астрель", М. 2002 г.
  3. В.А. Трайнев. И. В. Трайнев. "Информационные коммуникационные педагогические технологии. М. 2005 г.
  4. Л. И. Кузнецова "Новая технология преподавания химии"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в биологии

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в кото...

Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

В данной методической разработке описан опыт моей работы по применению на уроках биологии технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Lapbook: использование на уроках биологии

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (миникнижки — простые и фигурные, в...

Использование ЦОР учителем биологии

Преимущества использования  ИКТ очевидны, они явно просматриваются при общей характеристике данной технологии. Среди основных  можно назвать следующие:·...

Урок с он-лайн использованием Интернет-ресурсов. Биология. 6 класс. "Фотосинтез и дыхание"

Конспект и презентация урока по теме "Дыхание растений" с использованием интерактивных элементов, он-лайн просмотром видео и лаборатории.Сделан по ФГОС.Проверка и повторение фотосинтеза, введение пред...

Анкета. Использование ИКТ учителем биологии в проф. деятельности.

Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Ответьте пожалуйста на вопросы анкеты "Использование ИКТ учителем биологии в проф. деятельности". Результаты анкетирования необходимы для исследовательской р...

Использование на уроках биологии групповой технологии «Стена»

   Статья посвящена использованию технологии сотрудничества  на уроках биологии. Данная технология  реализует принципы  равенства, партнерства в субъектных отношениях п...