Урок с он-лайн использованием Интернет-ресурсов. Биология. 6 класс. "Фотосинтез и дыхание"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Солдатова Екатерина Викторовна

Конспект и презентация урока по теме "Дыхание растений" с использованием интерактивных элементов, он-лайн просмотром видео и лаборатории.

Сделан по ФГОС.

Проверка и повторение фотосинтеза, введение представления и первичная проверка по теме "Дыхание растений".

В составе: конспект урока, презентация, контрольная карточка.

ВНИМАНИЕ: в связи с использованием ресурсов сети Интернет некоторые ссылки могут не работать в связи с удалением ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология. 6 класс.

Урок 15. Дыхание растений.

Тема урока

Дыхание  растений

Планируемые результаты:

личностные

предметные

Обучающиеся мотивированно подходят к обучению, закрепляют навык уважительного отношения к природе, формируют понимание места и значения растений в природе и для человека.

Обучающиеся расширяют и углубляют знания о дыхании у растений, выясняют, в чём отличие дыхания от питания, узнают о значении дыхания, расширяют терминологическую лексику.

УУД: коммуникативные

познавательные

регулятивные

Закрепление навыка обучающего общения на уроке, понимания поставленной задачи и правильного её выполнения, умения понять и представить информацию в разных формах: устный рассказ, схема, таблица.

Развитие самостоятельности и познавательной активности, умение находить в материале урока важные и существенные моменты для жизни и обучения.

Формирование умения работать по образцу, оценивать, корректировать полученные результаты, оценивать качество своей деятельности на уроке.

Дидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления при помощи мультимедийных источников.

Цели по содержанию

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

Организовать обучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, предметные и межпредметные навыки обучения.

Создать условия для увлечённого обучения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Тип урока

Комбинированный (контроль пройденного материала, изучение нового  материала и первичное закрепление).

Метод обучения

Частично – поисковый, репродуктивный, проблемный.

Форма организации учебной деятельности

Работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Личная значимость изучаемого   для школьника

Растение дышит, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений.

Приёмы деятельности учителя

Организация контроля знаний, беседы, постановка проблемы, подведение к выводу, обобщение изученного материала.

Организация деятельности учащихся

Обсуждают результаты виртуальных опытов, делают выводы, сравнивают, оформляют записи в тетради, работают с текстом учебника, с видеоинформацией.

Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, использовать полученную информацию в новой ситуации, работать с рисунками, видеоинформацией и текстом,  сравнивать, самостоятельно делать выводы, работать в заданном темпе, составлять таблицу, аккуратно вести тетрадь.

Основные понятия и термины урока

Дыхание,  устьице, чечевички, воздушное дыхание, клеточное дыхание

Средства обучения:

материальные:

технические:

Учебник: Пасечник В.В. Биология, 6 класс, М, - «Просвещение»- 2014.

Учебная презентация к уроку.

Учебный фильм «Дыхание и питание растений»  

https://youtu.be/cjyrEYQXNSU

 Мотивирующий фильм «Дыхание жизни»

https://youtu.be/YFoYk99NZGI

Интерактивное контрольное задание

http://LearningApps.org/1929363

Компьютер, экран, проектор, выход в Интернет.

Ход урока спланирован и тесно взаимосвязан со структурой ведущей урочной презентации.

Этап урока

Деятельность учителя

Работа ТСО.

Деятельность обучающихся

Организационный

Добрый день, дорогие ребята.

Приготовим всё к уроку, проверим, что все в сборе. (Раздать контрольные листы)

Садитесь.

Включение проектора и презентации.

Слайд 2

Подготовка к уроку, рассаживание по местам.

Актуализация знаний

Сегодня наш урок посвящён сразу нескольким темам о жизни растений.

Заполните в рабочей тетради таблицу по тем знаниям, которые есть у вас о растениях. Вы видите её перед собой на экране, графы «знаю» и «хочу узнать»…

Графу «узнал» вы можете заполнять по мере хода нашего урока…

А первая тема уже на подходе…

“Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилл-ловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез…

В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы…

Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

 О каком процессе говорил Тимирязев? 

Слайд 3 таблица

Слайд 4,переход к видео (смайл)

(1:30)

Выход из видео, слайд 4

Активное слушание, заполнение таблицы актуализации знаний,

индивидуальный ответ: «Фотосинтез»

Контроль изученного

материала

Мы много и хорошо говорили о фотосинтезе – процессе питания растений, а сейчас я предлагаю вам проверить свои знания.

В контрольных листах подпишите дату, класс, свою фамилию и выполните последовательно 2 задания.

Первое задание – работа с определением фотосинтеза. Надо из приведённого списка слов в пропуски вставить нужные слова. В листке ответа под нужными номерами запишите только вставленные слова. Текст на слайде полностью повторяет ваше задание.

А теперь второе задание – пропишите уравнение фотосинтеза, все его части – перед вами, надо их расставить в правильном порядке.

Сдаём работы.

Слайд 5 «Определение»

Слайд 6 «Уравнение»

Выполнение подписей,  контрольных заданий, сдача работ.

Рефлексия контроля

Можете проверить правильность выполнения заданий по рисунку перед вами.

Сформулируйте правильные ответы.

Проверим и закрепим наши знания.

Заполните дальше таблицу «знаю-хочу узнать-узнал». Есть у вас сегодня новые открытия?

Слайд 7 «Проверка»

Слайд 8

Самостоятельная проверка выполненной работы. Фронтальные ответы.

Актуализация знаний – тема 2.

Итак, мы вспомнили, как растения питаются, но есть процесс, обратный фотосинтезу. Посмотрите на экран.

Какая тема нам сегодня будет важна?

Слайд 9 «Дыхание»

Активное вос-приятие, форму-лирование темы.

Новый материал.

Познание и обучение.

Проверка первичного восприятия.

Для начала ознакомимся с тем, что предлагает нам учебник: прочитайте стр. 108-109, раздел «Дыхание растений» и выполните задание

Прописано на экране:

1) зарисуйте устьица листа,

2) дайте общее определение: что такое межклетники, чечевички и устьица,

3) ответьте: что такое газообмен?

Какие органы растений вы увидели на слайд-шоу? Для чего они нужны? Что такое газообмен?

Слайд 10 «Дыхание» -

работа с учебником

Активное вос-приятие, форму-лирование ответов и определений темы, рисование.

Видеоматериал для введения нового.

Посмотрим с вами, как в видеолаборато-рии проводят опыт, доказывающий необходимость кислорода и объясняющий важность дыхания растений.

Опыты проведены и объяснены. Доказательства чего мы получили в этих опытах?

Обсудите ответы на заданные мной вопросы с соседом по парте и сформулируйте выводы.

Заслушиваю ответы учеников.

Вы услышали, что растения выделяют кислород при фотосинтезе, но при активном дыхании они также его активно и много поглощают. Из этого следует правило цветоводов и любителей комнатных растений: не располагать цветы в спальне. Почему?

Заслушиваю ответы учеников.

Слайд 11 «Дыхание»

видеоурок

(0-0:13, 3:10-4:14,6:40-9:18)

Активное восприятие видеоматериала, обсуждение задания в парах, формулирование ответов, взаимная корректировка определений.

Контроль изученного материала.

Проверим, как вы обогатились за урок сегодня и насколько хорошо поняли разницу в этих процессах: фотосинтезе и дыхании.

Слайд 12 «Дыхание» - проверка в таблице

Фронтальное выполнение интерактивного задания

Итоговая рефлексия.

Подводим итог нашего урока. Допишите свою таблицу «знаю-хочу узнать-узнал».

Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. В растениях протекает противоположный процесс – фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?»

Слайд 13

Запись своих впечатлений и полученных знаний в таблицу, рефлексия.

Итог урока

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса

Мы должны их охранять,

От невзгод их защищать.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

Д/З

Прочитать содержание учебника. Пар. 30, стр. 109 -112, проработать записи в тетради. Творческое задание:

  1. Решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ поясните.

Запись д/з в дневник, организационный выход из кабинета.

Приложение 1.

Индивидуальная контрольная карточка по теме «Фотосинтез».

Дата, класс, фамилия __________________________________________________________

Тема «Фотосинтез», 6 класс.

Контрольная карточка.

Задание 1.

№ слова

Выбранное слово для вставки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2.

«Соберите» уравнение фотосинтеза.

+

---

+



Предварительный просмотр:

Дата, класс, фамилия ______________________

_________________________________________

Тема «Фотосинтез», 6 класс.

Контрольная карточка.

Задание 1.

№ слова

Выбранное слово для вставки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Дата, класс, фамилия ______________________

_________________________________________

Тема «Фотосинтез», 6 класс.

Контрольная карточка.

Задание 1.

№ слова

Выбранное слово для вставки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Дата, класс, фамилия ______________________

_________________________________________

Тема «Фотосинтез», 6 класс.

Контрольная карточка.

Задание 1.

№ слова

Выбранное слово для вставки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Дата, класс, фамилия ______________________

_________________________________________

Тема «Фотосинтез», 6 класс.

Контрольная карточка.

Задание 1.

№ слова

Выбранное слово для вставки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2.

«Соберите» уравнение фотосинтеза.

+

---

+

Задание 2.

«Соберите» уравнение фотосинтеза.

+

---

+

Задание 2.

«Соберите» уравнение фотосинтеза.

+

---

+

Задание 2.

«Соберите» уравнение фотосинтеза.

+

---

+


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биология. 6 класс урок «Дыхание растений» МОУ Дедовская СОШ №1 Учитель биологии Солдатова Екатерина Викторовна

Слайд 2

как работать с презентацией Переведите в режим показа Все показы и задания идут автоматически, переход от слайда к слайду – вручную. Титульный слайд и данный инструкционный слайд в показе не участвуют (если нужно – измените в настройках показа) Внимательно читайте, что требуется сделать Слайды переключаются по щелчку после выполнения задания. Если необходим повтор – нажмите стрелку вверх на клавиатуре или включите показ текущего слайда из режима редактирования презентации. При нажатии на каждый смайлик в режиме показа (их всего 3 здесь), вас перенаправит на видеофрагмент или на интерактивное задание. Чтобы из него выйти, нажмите клавишу “Escape” и сверните окно выхода в Интернет. Приятного и полезного занятия!

Слайд 3

Здравствуйте, очень рада вас видеть!

Слайд 4

Пожалуй, начнём… Знаю Хочу узнать Узнал Подумайте: что вы уже знаете о фотосинтезе и дыхании растений? Заполните таблицу в тетради– первые два столбика. Третий столбик заполняйте по мере просмотра занятия.

Слайд 5

К. А. Тимирязев “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”. О каком процессе говорит учёный?

Слайд 6

Определение фотосинтеза. Вставьте пропущенные слова из списка. Фотосинтез - … (1) образования … (2) веществ из … (3) веществ. Они образуются из … (4), поступающей в растение из почвы через … (5), и … (6), который поступает из воздуха через …(7), при активном действии энергии … (8). В результате фотосинтеза получается … (9) и выделяется …(10). 1) вода 2) кислород 3) глюкоза 4) углекислый газ 5) органические 6) неорганические 7) солнечный свет 8) почва 9) листья 10) корни 11) цветки 12) процесс

Слайд 7

Вещество 1 + Вещество 2 Вещество 3 + Вещество 4 Фотосинтез Запишите общее уравнение реакции фотосинтеза СО 2 углекислый газ Н 2 О вода С 6 Н 12 О 6 глюкоза О 2 кислород

Слайд 8

Фотосинтез проведём проверку

Слайд 9

Подведём первый итог… Фотосинтез – процесс питания растений. Такой тип питания , когда организмы сами производят для себя питательные вещества, называется автотрофным . При фотосинтезе из минеральных веществ образуются органические . Углекислый газ поглощается растением. Кислород выделяется в воздух. Энергия затрачивается (используется) на образование веществ.

Слайд 10

Но есть процесс, в котором всё наоборот… вода углекислый газ кислород ФОТОСИНТЕЗ КАК ОН НАЗЫВАЕТСЯ?

Слайд 11

Дыхание Работа с учебником Прочитайте тему «Дыхание растений» в учебнике на стр.108-109. Выполните задания: 1) зарисуйте устьица листа, 2) дайте общее определение: что такое межклетники, чечевички и устьица, 3) ответьте: что такое газообмен?

Слайд 12

Дыхание Посмотрите учебный фильм

Слайд 13

сравним эти два процесса… Сравним процессы фотосинтеза и дыхания по определённым признакам и показателям.

Слайд 14

А теперь подведём итог… Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 15

до свидания! спасибо за работу!

Слайд 16

Использованные материалы и источники Фотографии и иллюстрации по темам занятия с сайта «Яндекс. Картинки» Учебник: Пасечник В.В. Биология, 6 класс, М, - «Просвещение»- 2014. Учебный фильм «Дыхание и питание растений» https://youtu.be/cjyrEYQXNSU Мотивирующий фильм «Дыхание жизни» https://youtu.be/YFoYk99NZGI Интерактивное контрольное задание http://LearningApps.org/1929363


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)

Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...

Использование интернет ресурсов интернета в образовательных целях.

Интернет в современном обществе играет ключевую роль. Возможность реализоваться в обществе и зарекомендовать себя в действительности, зафиксировать свои наработки-это огромное преимущество. Ресурсы ин...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов

В статье представлен опыт организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов...

Использование интернет- ресурсов для реализации деятельностного подхода на уроках биологии.

Презентация показывает некоторые интернет-ресурсы, которые позволят сделать урок более интересным....

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка с использованием интернет-ресурсов.

В данной работе я демонстрирую использование здоровье сберегающих технологий на практике, на примере учеников 5 класса на уроках английского языка. Здесь расписаны методы индивдуального подхода в разл...

Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»

Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»...