Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

купреев михаил никитович
  • обобщаем  знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;
  • рассматриваем основные признаки живого;
  • повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biolog24.docx647.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                        биология – 11 класс

Повторение основных вопросов курса общей биологии

j0370140CG11

урок 01(01).     Основные свойства жизни.

задачи урока:  а)   обобщить знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;

                           б)   рассмотреть основные признаки живого;

                           в)   повторить и закрепить понятие "биосистема" и уровни организации жизни.

оборудование урока: таблицы, иллюстрирующие основные свойства жизни, уровни их организации.

содержание урока:

  1. Организация учащихся на урок
  2. Повторение основных свойств жизни (рассказ учителя, беседа на вопросы, предложенные учителем, формулирование выводов, выполнение заданий)

Вступительное слово учителя: – Ребята, мы продолжаем изучение основ биологической науки. – Скажите, а что изучает наука биология? (Предположительный ответ: биология – наука о живой природе). – Но такое определение мы с вами давали в младших классах.  – В старших классах мы это определение углубляем и даем  его так: "Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой".

Понятие "биология" происходит от греческих слов "био" -  жизнь,  и "логос" – наука, знание, учение. Понятие  наука – абстрактное, т.к. возникают вопросы: "– Что  такое жизнь?",– Чем  живая природа отличается от неживой?". Поэтому  биология – комплекс наук, изучающих живое. В органическом мире существует 5 царств:  

  1. Бактерии (дробянки),
  2. Растения,
  3. Животные,
  4. Грибы;
  5. Вирусы.

Эти живые организмы изучаются собственно науками:

  1. Бактериология  или микробиология,
  2. Ботаника,
  3. Зоология,
  4. Микология,
  5. Вирусология.

Зоология подразделена на науки, которые конкретно изучают отдельные группы животных. Например, насекомых изучает энтомология, зверей – териология и т. д. Вам  в прошлом говорили, что биология выясняет и решает общие явления и процессы для всей живой материи. В прошлом учебном году говорили, что каждый  организм, живущий на Земле, представляет систему, которая обладает признаками, отсутствующими у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного такого, который бы относился к живым организмам. Вспомним эти системы. Вопросы классу:

  • – Что такое система?

(предположительный ответ:   система – это внутренне или внешне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, определенная  целостность, проявляющая себя как нечто единое по отношению к другим объектам и внешним условиям). Запомните, что во всех системах связь между элементами (структурами) более устойчива, упорядочена и внутренне необходима, чем связь каждого элемента системы с окружающей средой. Структурность и системность – это неотъемлемые свойства материи.

  • – Что   же собой  представляет биологическая система?   (предположительный ответ:  – это  организмы, их структурные единицы, например, клетки и молекулы; виды и популяции, биогеоценозы и биосфера. В этих разнокачественных биосистемах и проявляется жизнь).
  • – Охарактеризуйте   свойства жизни организма?
  • Все живые существа – одноклеточные и многоклеточные – обладают следующими отличительными свойствами:
  1. обмен веществ;
  2. рост;
  3. развитие;
  4. размножение;
  5. раздражимость;
  6. подвижность;
  7. упорядоченность в структуре и функциях;
  8. целостностью:
  9. передачей свойств от поколения к поколению;
  10. дискретностью.
  • Запомните! Совокупность свойств живого присуща только живым организмам.
  • При описании живого организма, нужно учитывать все свойства живого. Рассмотрим их конкретно.
  • Живые  организмы имеют определенный химический и элементарный состав: а) белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и  С, Н, О, Р, N, и  S;   б)  клеточное строение (кроме вирусов);  в)  адаптация – приспособленность в строении, функциях, поведении – отвечают образу жизни; г)онтогенез и филогенез. И еще дискретность – это любая биосистема состоит из обособленных, но тесно связанных элементов друг с другом.

Итак, из всего сказанного можно сделать вывод: «Жизнь – это особая форма движения материи, выражающаяся в совокупном взаимодействии универсальных свойств организма».

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание: читать записи в тетради

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся 9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»

ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся  9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...

Тема 4. "Антропогенез (возникновение человека)" урок на тему "Основные этапы антропогенеза." биология – 9 класс

сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза;    продолжи...

Технологическая карта урока по теме "Основное свойство дроби 5 класс"

Данная технологическая карта педназначеня для учащихся 5-х классов. Она поможет учителю в проведении урока....

Презентация к уроку о теме "Основное свойство дроби", 6 класс

Презентация к уроку о теме "Основное свойство дроби"...

Основные вопросы курса "Алгебра и начала анализа" 10-11 класса

Представленная методическая работа является частью  технологии уровневой дифференциации учебной деятельности школьников в преподавании курса «Алгебра и начала анализа»  10-11 классы. Цель-до...

Технологическая карта урока по теме "Основное свойство дроби" с презентацией

1.Технологическая карта урока по теме «Основное свойство дроби».Раздел курса: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.Математика, 6 класс. Учебник: «Математика 6» Н...