контрольные по биологии, 9 класс
тест по биологии (9 класс) на тему

контрольные по биологии, 9 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_raboty_po_biologii_9_klass.rar73.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Зачет по теме «Молекулярный уровень».

Вариант 1

Часть А. 1. Укажите вещество, которое не входит в состав нуклеотидов:                                    

                     А) сахар    Б) аминокислота    В) азотистое основание      Г) остаток фосфорной кислоты                                                                2. Какой углевод выполняет запасающую функцию в растительных клетках?                          

             А) крахмал         Б) глюкоза           В) гликоген                  Г) целлюлоза                              

3.Что представляют собой соединения, образованные из жирных кислот и многоатомного спирта глицерина?      А) липиды         Б) белки         В) углеводы             Г) нуклеотиды    

 4. Какое азотистое основание не входит в состав нуклеотидов РНК?                                  

                    А) гуанин          Б) цитозин            В) тимин                        Г) урацил                    

5.Сколько типов аминокислот являются мономерами белка?                        

                               А) 4                    Б) 20                      В) 60                             Г) более 100                                                    6. Какие функции в клетке выполняет вода?                            

        А) среда для протекания биохимических реакций      Б) терморегуляция                   В) растворитель                                      Г) все перечисленные функции                                

7. Что такое первичная структура белка?  

 А) регулярная укладка звеньев белковой молекулы за счет образования между ними водородных связей  

  Б) последовательность аминокислот в полипептидной цепи      

  В) трехмерная пространственная конфигурация белковой молекулы, образованная за счет ковалентных связей и гидрофобных взаимодействий    

 Г) объединение нескольких полипептидных цепей в агрегат          

8. Из каких мономеров состоят нуклеиновые кислоты?                                                          

         А) из нуклеотидов       Б) из моносахаридов       В) из аминокислот     Г) из фосфолипидов

9. Какое азотистое основание входит в состав АТФ?                                            

       А) тимин          Б) урацил               В) гуанин                     Г) аденин                      

10. Какое вещество является мономером гликогена?                                                    

     А) нуклеотид         Б) глюкоза             В) аминокислота             Г) фосфолипид                      

11. Что такое вторичная структура белка?                                                                                

    А) глобула         Б) линейная последовательность аминокислот           В) спираль        

    Г) несколько глобул                                                                                                                                  

12. Какой  из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?  

 А) калий             Б) фосфор          В) кальций                  Г) цинк    

 13. У детей развивается рахит при недостатке:                                                                              

     А) марганца и железа     Б) кальция и фосфора     В) меди и цинка      Г) серы и азота      

 14. Какое из названных химических соединений не является биополимером?                  

  А) белок        Б) глюкоза     В) дезоксирибонуклеиновая кислота      Г) целлюлоза        

15. Клетки какого организма наиболее богаты углеводами?      А) клетки мышц человека       Б) клетки клубня картофеля        В) клетки кожицы лука    Г) подкожная клетчатка медведя

16. В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление углеводов?          

А) в желудке   Б) в тонком кишечнике      В) в полости рта Г) в двенадцатиперстной кишке

17. Изменяемыми частями аминокислот является:  

А) аминогруппа и карбоксильная группа     Б) радикал       В) карбоксильная группа          Г) радикал и карбоксильная группа

 18. Молекулы белков отличаются друг от друга:                                                                      

 А) последовательностью чередования аминокислот       Б) количеством аминокислот в молекуле    

 В) формой третичной структуры       Г) всеми указанными особенностями    

19. В процессе биохимических реакций ферменты

А) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются   Б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции       В) замедляют химические реакции, не изменяясь     Г) замедляют химические реакции,  изменяясь       20. Для лечения тяжелых форм сахарного диабета больным необходимо вводить:      

      А) гемоглобин     Б) инсулин    В) антитела      Г) гликоген                                                

Часть В

1. В каком случае правильно названы все отличия и-РНК от ДНК?        

      А) одноцепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию  

      Б) двуцепочная, содержит рибозу, передает информацию  

       В) одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию  

      Г) двуцепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию      

Часть С  

 Если цепь ДНК содержит 28% нуклеотида А, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г?      А) 28%       Б) 14%       В) 22%           Г) 44%

Вариант 2

Часть А.

1. Какое из названных химических соединений не является биополимером?    

  А) белок        Б) глюкоза     В) дезоксирибонуклеиновая кислота         Г) целлюлоза                

 2. Клетки какого организма наиболее богаты углеводами?  

А) клетки мышц человека       Б) клетки кожицы лука    

  В) подкожная клетчатка медведя      Г) клетки клубня картофеля    

 3. В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление углеводов?        

    А) в желудке   Б) в тонком кишечнике    В) в полости рта   Г) в двенадцатиперстной кишке

4. Изменяемыми частями аминокислот является:    

А) аминогруппа и карбоксильная группа    Б) радикал  

 В) карбоксильная группа               Г) радикал и карбоксильная группа  

5. Молекулы белков отличаются друг от друга:                                                                    

   А) последовательностью чередования аминокислот            Б) количеством аминокислот в молекуле  

 В) формой третичной структуры              Г) всеми указанными особенностями

6. Какое из соединений не построено из аминокислот?                                                        

           А) гемоглобин        Б) инсулин        В) гликоген           Г) альбумин                                                        

7. В процессе биохимических реакций ферменты:

А) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются  

 Б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции  

 В) замедляют химические реакции, не изменяясь      

 Г) замедляют химические реакции,  изменяясь    

 8. От каких условий зависит действие ферментов в организме?                                                    

  А) от температуры  

 Б) от pH среды      

В) от концентрации реагирующих веществ и концентрации фермента  

  Г) от всех перечисленных условий                                                              

 9. Какую из функций выполняет информационная РНК?                                

 А) перенос аминокислот на рибосомы        Б) снятие и перенос информации с ДНК              

 В) формирование рибосом             Г) все перечисленные функции                                            

 10. Какая из молекул самая длинная?

А) т-РНК                Б) р-РНК                    В) и-РНК

 11. Укажите вещество, которое не входит в состав нуклеотидов:                                                

 А) сахар    Б) аминокислота    В) азотистое основание           Г) остаток фосфорной кислоты  

 12. Какой углевод выполняет запасающую функцию в растительных клетках?                  

 А) крахмал        Б) глюкоза         В) гликоген             В) целлюлоза                                                  

13.Что представляют собой соединения, образованные из жирных кислот и многоатомного спирта глицерина? А) липиды    Б) белки    В) углеводы        Г) нуклеотиды

14. Какое азотистое основание не входит в состав нуклеотидов РНК?                                  

     А) гуанин             Б) цитозин              В) тимин                    Г) урацил                                          

15.Сколько типов аминокислот являются мономерами белка?                                            

    А) 4                      Б) 20                        В) 60                          Г) более 100                                    

 16. Что такое первичная структура белка?

А) регулярная укладка звеньев белковой молекулы за счет образования между ними водородных связей  

Б) последовательность аминокислот в полипептидной цепи      

В) трехмерная пространственная конфигурация белковой молекулы, образованная за счет ковалентных связей и гидрофобных взаимодействий            

Г) объединение нескольких полипептидных цепей в агрегат                      

17. Из каких мономеров состоят нуклеиновые кислоты?                                                      

 А) из нуклеотидов       Б) из моносахаридов    

   В) из аминокислот       Г) из фосфолипидов    

 18. Какое азотистое основание входит в состав АТФ?                                                              

 А) тимин                    Б) урацил                           В) гуанин                         Г) аденин                              

19. Какое вещество является мономером гликогена?                                                                

  А) нуклеотид        Б) глюкоза                 В) аминокислота                          Г) фосфолипид    

20. Что такое третичная  структура белка?  

А) глобула       Б) линейная последовательность аминокислот              

  В) спираль                            Г) несколько глобул                                          

Часть В.  

1. В каком случае правильно названы все отличия ДНК от и-РНК ?  

А) одно-цепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию    Б) двуцепочная, содержит рибозу, передает информацию  В) одно-цепочная, содержит рибозу, передает информацию     Г) двуцепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию                      

Часть С.

  Если цепь ДНК содержит 22% нуклеотида Т, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида Ц?  А) 28%             Б) 14%           В) 22%              Г) 44%

Контрольная работа по теме «Молекулярный уровень» в 9 классе (ответы)

Часть А (1 балл)

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вариант1

Б

А

А

В

Б

Г

Б

А

Г

Б

В

Б

Б

Б

Б

В

Б

Г

А

Б

Вариант2

Б

Г

В

Б

Г

В

А

Г

Б

В

Б

А

А

В

Б

Б

А

Г

Б

А

Часть В (2 балла)

Вариант 1 –В

Вариант 2 - Г

Часть С (3 балла)

Вариант 1 – В

Вариант 2 - А

Всего -25 баллов

5 – 23-25 баллов

4 – 17-22 балла

3 – 9-16 баллов

2 – 0-8 баллов

Зачет по теме «Строение клетки».

1 вариант

часть А. выберите один вариант ответа.(1-8)

1. В лизосомах происходит

1)синтез белков

2)расщепление органических веществ

3)фотосинтез

4)синтез глюкозы

2. Какую функцию выполняют в клетке рибосомы?

1)синтезируют углеводы

2)осуществляют синтез белков

3)расщепляют белки до аминокислот

4)участвуют в накоплении неорганических веществ

3. Растения отличаются от грибов наличием в клетке

1)ядра

2)хлоропластов

3)митохондрий

4)оболочки

4. Какую функцию в клетке выполняет изображённый на рисунке органоид?

http://opengia.ru/resources/00D9B1CAF49BB92341F6F17833066570-GIABIO2011A224-00D9B1CAF49BB92341F6F17833066570-2-1302703287/repr-0.jpg

1)синтез органических веществ

2)удаление продуктов жизнедеятельности клетки

3)расщепление поступающих в клетку веществ

4)координация работы всех клеточных структур

5. Согласно теории Шванна и Шлейдена, каждая клетка образуется

1)из первичного бульона

2)от клетки прокариот

3)мейозом

4)от другой клетки

6. Что имеют все организмы, обитающие на планете Земля?

1)одинаковое строение клеток

2)одинаковый химический состав клеток

3)одни и те же органоиды

4)одинаковый генетический код

7. Возбудителями гриппа являются

1)паразитические простейшие

2)болезнетворные бактерии

3)паразитические грибы

4)вирусы

8. В состав какого органоида клетки входят растительные пигменты?

1)митохондрия

2)хлоропласт

3)комплекс Гольджи

4)вакуоль

часть Б. (1-3)

1. Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из  (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в  (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют  (В). Одни из них, например  (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

1)кольцевая ДНК

2)лизосома

3)эукариотическая

4)митохондрия

5)хромосома

6)прокариотическая

7)органоид

8)хлоропласт

А

Б

В

Г

2. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Объект

Функция

Рибосома

Синтез белка

Клеточная мембрана

1)синтез жиров

2)транспорт веществ

3)синтез АТФ

4)деление клетки

3. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Объект

Процесс

ядро

клеточный центр

деление клетки

1)хранение наследственной информации

2)автотрофное питание

3)хранение питательных веществ

4)синтез белка

часть С

Используя содержание текста  «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы.

Что собой представляет клеточная стенка растительной клетки?

Какую роль играют пластиды в клетке?

Почему растительную клетку относят к эукариотической?

ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.

В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.

Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.

Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окруженные мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.

2 вариант

часть А. выберите один вариант ответа.(1-8)

1. Аналогом какой из клеточных структур можно считать жесткий диск компьютера?

1)лизосомы

2)ядра

3)рибосомы

4)митохондрии

2. Возбудителями гриппа являются

1)паразитические простейшие

2)болезнетворные бактерии

3)паразитические грибы

4)вирусы

3. Какая из перечисленных клеточных структур НЕ является органоидом?

1)включение

2)вакуоль

3)лизосома

4)клеточный центр

4. Как называется полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро? 

1)вакуоль

2)цитоплазма

3)лизосома

4)клеточный сок

5. Как формулируется одно из положений клеточной теории?

1)клетки организма выполняют сходные функции

2)клетки организмов отличаются друг от друга размерами

3)клетки разных организмов сходны по своему строению

4)клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов

6. Какова функция клеточной структуры, изображённой на рисунке?

1)биосинтез белка

2)синтез крахмала

3)защита от внешних воздействий

4)хранение генетической информации

http://opengia.ru/resources/15CEBC117F6EA6A64833B0F364CD35C2-15CEBC117F6EA6A64833B0F364CD35C2-15CEBC117F6EA6A64833B0F364CD35C2-2-1396432119/repr-0.jpg

7. Все растения, от водорослей до покрытосеменных, имеют

1)клетки

2)ткани

3)вегетативные органы

4)генеративные органы

8. Как называют органоид клетки, который по выполняемой функции напоминает пищеварительную систему многоклеточного животного?

1)аппарат Гольджи

2)митохондрия

3)лизосома

4)ядро

часть Б. (1-3)

Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПЛАСТИДЫ

В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – (А) – обеспечивают процесс (Б) за счёт наличия в их составе пигмента (В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют (Г).

1)хромопласт

2)хлорофилл

3)лейкопласт

4)фотосинтез

5)вакуоль

6)дыхание

7)хлоропласт

8)каротин

А

Б

В

Г

2. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Клеточная мембрана

Рибосома

Синтез белка

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)синтез жиров

2)транспорт веществ

3)дыхание

4)фотосинтез

3. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

хранение информации

клеточный центр

деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)вакуоль

2)ЭПС

3)рибосома

4)ядро

часть С

Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы.

1) Что собой представляют пластиды?

2) Какую роль выполняют вакуоли?

3) С какими органоидами растительной клетки связаны синтетические процессы обмена веществ?

ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.

В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.

Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.

Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окруженные мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.

Контрольная работа по теме «Организменный уровень»

1.Выберите правильный ответ:

1.При половом размножении дочерние особи развиваются из:

        а)одной неспециализированной клетки;

        б) одной специализированной клетки;

        в)множества клеток различного происхождения;

        г)слившихся специализированных клеток.

2.Раздельнополые организмы встречаются у:

        а)многоклеточных животных;

        б)многоклеточных животных и низших растений;

        в)высших растений и многоклеточных животных;

        г)низших растении, одноклеточных животных грибов.

3.В результате мейоза дочерние клетки диплоидных организмов имеют хромосомный набор:

        а)n;                 б)2n;                 в)4n;                      г)2n или 4n.

4.В какой зоне при гаметогенезе происходит мейотическое деление клеток?

        а)в зоне роста;         б)в зоне размножения;

        в)в зоне созревания;                г)в зоне формирования.

5.Что образуется в результате овогенеза?

        а)сперматозоид;         б)яйцеклетка;           в)зигота;             г)спермий.

6.Партеногенез – разновидность полового размножения, при котором взрослая особь развивается из:

        а)зиготы;          б)неоплодотворённых яиц;         в)споры;           г)фрагмента тела.

7.Наружное осеменение и оплодотворение характерны для:

        а)рыб, рептилий, птиц и млекопитающих;

        б)рыб, морских ежей, земноводных;

        в)червей и насекомых;

        г)птиц и рептилий.

8.Что отражает закон Т.Моргана:

        а)закон единообразия гибридов первого поколения;

        б)закон расщепления признаков;

в)закон независимого наследования признаков, если гены находятся в      разных парах гомогенных хромосом;

г)закон сцеплённого наследования признаков, если гены находятся в одной хромосоме?

9.Генотип дрозофилы АаВв. Сколько типов гамет какие будут образовываться, если гены А и В сцеплены и наблюдается полное сцепление:

        а)один тип – АВ;           б)два типа – АВ и ав;        

              в)два типа – Ав и аВ;            г)четыре типа – АВ, Ав, аВ, ав?

11.Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски семян гороха (жёлтая и зелёная) и их формы (гладкая и морщинистая):

        а)одна пара;          б)две пары;            в)три пары;             г)четыре пары?

12.Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски тела (серая и чёрная) и длины крыльев (длинные и короткие) у дрозофилы:

        а)одна пара;       б)две пары;           в)три пары;            г)четыре пары?

13.Сколько групп сцепления у человека:

        а)четыре;        б)восемь;          в)двадцать три;                г)сорок шесть?

14.Какое явление вызывает нарушение закона Моргана:

а)митоз;          б)конъюгация;          в)редупликация;      г)рекомбинация при перекрёсте  хромосом?

15.От чего зависит частота перекомбинации генов, входящих в одну группу сцепления:

        а)от расстояния между генами в хромосоме;

        б)ни от чего не зависит, случайна;

        в)от расстояния между генами и центромерами в хромосоме;

        г)от расстояния между гомологичными хромосомами во время конъюгации?

2.Объясните следующие термины:

1.Ген –

2.Генотип –

3.Фенотип –

4.Локус –

5.Аллельные гены –

6.Гамета –

7.Зигота –

8.Доминанатный признак –

9.Рецессивный признак –

3.Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.

1.Совокупность методов создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с признаками, нужными человеку - …………………..

2.Совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными признаками, - ………………..

3.Скрещивание близкородственных особей растений или животных с обычно наступающим после этого снижением жизнеспособности полученного потомства, - ……………….

4.Скрещивание особей одного вида, не состоящих в непосредственном родстве, - ………………..

5.Естественное или искусственное скрещивание особей, относящихся к различным линиям,  сортам, породам, видам, родам растений или животных, - ………………..

Урок - зачет по темам: «Популяционно-видовой, экосистемный и биосферный уровни».

А1. Критерий вида, характеризующий процессы жизнедеятельности организма:

1. морфологический

2. генетический

3. физиологический

4. географический

А2.  Наименьшая систематическая единица из перечисленных:

1. семейство

2. класс

3. царство

4. вид                                                            

А3.  К.Линней первый создал:

1. эволюционную теорию

2. систематику

3. учение о биосфере

4. учение о клетке

А4. Экологический критерий вида – это сходство:

1. условий обитания особей одного вида

2. генотипов особей вида

3. всех процессов жизнедеятельности

4. внешнего и внутреннего строения

А5. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:

1. генетическому

2. экологическому

3. биохимическому

4. морфологическому

 А6. Характерный для каждого вида набор хромосом - это

1. морфологический критерий вида

2. генетический критерий вида

3. физиологический критерий вида

4. географический критерий вида

А7. Наиболее точный критерий вида:

1.физиологического

2. экологического

3. морфологического

4. генетического

А8. Популяция – это:

1.  основная структурная единица вида

2.  основная структурная единица рода

3.  основная структурная единица типа

4.  основная структурная единица класса

А9. Территория, занимаемая видом называется:

1. биоценозом

2. биотопом

3. ареалом

4. экологической нишей

А10. Увеличение численности популяции связано с:

1. уменьшением ареала обитания

2. увеличением пищевых ресурсов

3. увеличением паразитов

4. уменьшением рождаемости

А11..Жизнь популяции изучает наука:

1. биология

2. биохимия

3. экология

4. цитология

А12.  Берёзы в одном лесу образуют:

1. популяцию

2. класс

3. сообщество

4. вид

А13.  Раздел биологии, занимающийся описанием и классификацией организмов:

1. морфология

2. экология

3. эволюция

4. систематика

А14.  Наиболее крупная систематическая категория из перечисленных – это:

1. класс

2. тип

3. вид

4. царство

Выбери три правильных ответа

В1. Что относится к демографическим показателям популяции

1. свободное скрещивание особей

2. рождаемость

3. миграции

4. возрастной состав популяции

5. смертность

6. характерная окраска особей

Найди соответствие между первым и вторым столбцом

В2. Установите соответствие между признаком млекопитающего- бурого медведя и критерием вида, для которого он характерен.

П Р И З Н А К И                                                   К Р И Т Е Р И Й        В И Д А

А) зимой впадает в спячку                                          1) морфологический

Б) шерсть бурого цвета                                      
В) распространён на территории                                2) географический

Европы, Сев. и Юж. Америки, Азии
Г) накапливает жир осенью                                         3) физиологический
Д) масса тела достигает350-500 кг.

Дайте полный ответ на вопрос:

С1.  В чём относительность географического критерия вида

Ответы на тестовое задание

А1 –  3

А2 -  4

А3 – 2

А4 – 1

А5 – 4

А6 – 2

А7 – 4

А8 –  1

А9 –  3

А10 – 2

А11 – 3

А12 – 1

А13 – 4

А14 – 4

В1

2

4

5

В2

3

1

2

3

1

С1.  Географический критерий вида не может быть абсолютным, так как на одном и том же ареале может существовать множество видов.

                                           (3 балла)

25 -22 баллов – «5»

21 -17 баллов – «4»

16 – 11 баллов – «3»

меньше11 баллов – «2»

Итоговая контрольная работа

1 вариант

К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.

А 1. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?

  1. Клеточную мембрану
  2. Эндоплазматическую сеть
  3. Вакуоль
  4. Рибосому

А 2. Образование новых видов в природе происходит в результате

  1. Регулярных сезонных изменений в природе
  2. Возрастных физиологических изменений особей
  3. Природоохранной деятельности человека
  4. Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции

А 3. Какая наука изучает  химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки

  1. Гистология
  2. Эмбриология
  3. Экология
  4. Цитология

А 4. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы?

  1. Рост
  2. Движение
  3. Ритмичность
  4.  Раздражимость

А 5. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них

  1. Хлоропластов
  2. Плазматической мембраны
  3. Оболочки из клетчатки
  4. Вакуолей с клеточным соком

А 6, Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

  1. И.И. Мечникова
  2. Луи Пастера
  3. Н.И. Вавилова
  4. Ч. Дарвина

А 7. Какая цепь питания составлена правильно

  1. кузнечик-------------растение-----лягушка---------змея----------хищная птица
  2. растение----- кузнечик----------- лягушка---------змея----------хищная птица
  3. лягушка-------растение-----кузнечик-------хищная птица----- змея
  4. кузненчик-------змея--- хищная птица -------лягушка-------- растение

А 8. Какое изменение не относят к ароморфозу

  1. Живорождение у млекопитающих
  2. Прогрессивное развитие головного мозга у приматов
  3. Превращение конечностей китов в ласты
  4. Постоянная температура тела у птиц и млекопиьтающих.

А 9. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения

  1. 75%
  2. 10%
  3. 25%
  4. 50%

А10. К освобождению энергии в организме приводит

  1. Образование органических веществ
  2. Диффузия веществ через мембраны клеток
  3. Окисление органических веществ  в  клетках тела
  4. Рахложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина

При выполнении заданий  В 1. – В 2. Запишите номера трех правильных ответов

В 1. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует

  1.  об их родстве
  2.  об общности их происхождения
  3.  о происхождении растений от животных
  4.  об их развитии в процессе эволюции
  5.  о единстве растительного и животного мира
  6.  о многообразии их органов и тканей

В 2. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

  1. Поглощается кислород
  2. Выделяется углекислый газ
  3. Поглощается углекислый газ
  4. Выделяется кислород
  5. Органические вещества образуются
  6. Органические вещества расходуются

С 1. Прочтите текст и найдите  в тексте предложения, в котором содержаться биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.

  1. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

( 1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки  и особенности развития из поколения в поколение.  (2) Передача наследственных признаков у организма,  происходит только при половом размножении.  (3) Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген – участок молекулы  ДНК. (5) Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма.  (6) Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма

ответы

А1-2;   А2-4;   А3-4;   А4-4;   А5 -2;   А6 -4;   А7 -2;   А8-3;   А9-3;   А10-3.

В.1. – 125;     В 2. – 345.

С 1.

  1. В предложении (2):  -Передача наследственных признаков у организма происходит при бесполом и половом размножении
  2. В предложении (5): -  Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генотипом организма
  3. В предложении (6): - не все полученные по наследству признаки обязательно проявляются у организма.

                             

2 вариант

К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.

А  1. Организмы, способные сами синтезировать органические вещества из неорганических, называются

  1. Анаэробами
  2. Автотрофами
  3. Аэробами
  4. Гетеротрофами

А 2. Покровительственная окраска заключается в том, что:

  1. Окраска животных яркая и сочетается с их ядовитостью или неприятным запахом
  2. Окраска животного сливается с окраской окружающего фона
  3. Тело покрыто пятнами неправильной формы и полосами
  4. Спинная сторона тела окрашена темнее  брюшной.

А 3. К органическим веществам клетки относятся:

  1. Белки и липиды
  2. Минеральные соли и углеводы
  3. Вода и нуклеиновые кислоты
  4. Все правильно

А 4. Благодаря репликации ДНК осуществляется:  

  1. Регуляция биосинтеза белка
  2. Расщепление сложных органических молекул
  3. Передача наследственной информации
  4. Копирование информации необходимой для синтеза сложных веществ

А 5.Для модификационной изменчивости характерно:

  1. Она приводит к изменению генотипа
  2. Изменения, появившиеся в результате нее, наследуются
  3. Она используется для создания новых сортов растений
  4. У каждого признака   организмов своя норма реакции

А 6. Основная заслуга Ч.Дарвина заключается в  том, что он:

  1. Объяснил  происхождения жизни
  2. Создал систему  природы
  3. Усовершенствовал  методы селекции
  4. Объяснил причины  приспособленности организмов

А 7. Основной эволюционирующей единицей в царстве животных является:

  1. Семейство
  2. Популяция
  3. Класс
  4. Особь

А 8. Отличием живых систем  от неживых можно считать:

  1. Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития
  2. Различия в химических элементах, из которых состоят системы
  3. Способность к движению
  4.  Способность к увелечению  массы

А 9. К биотическим факторам воздействия среды на организм относится:

  1. Загрязнение атмосферы промышленными выбросами
  2. Похолодание
  3. Вытаптывание травы в парках
  4. Затенение растений нижнего яруса растениями верхнего яруса

А10.Органические вещества при фотосинтезе образуются из:

  1. Белков и углеводов
  2. Кислорода и углекислого газа
  3. Углекилого газа и воды
  4. Кислорода и водорода

При выполнении заданий  В 1. – В 2. Запишите номера трех правильных ответов

В 1. Во время метафазы  I  происходят:

  1. Спирализация и обмен участками гомологичных хромосом
  2. Прикрепление к центромерам хромосом нитей веретена деления
  3. Окончание формирования митотического аппарата
  4. Конъюгация гомологичных хромосом
  5. Выстраивание бивалентов  хромосом на экваторе клетки с образованием метафазной пластинки
  6. Деление хроматид и их расхождение к полюсам клетки
  7. Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки

В 2. Выберите признаки, отличающие клетку животного от бактериальной клетки

  1. Наследственный материал содержится в ядре клетки
  2. Образуют споры
  3. Наличие цитоплазмы
  4. сть клеточная стенка
  5. Есть  рибосомы
  6. Наличие цитоплазматической мембраны

Прочтите текст и выполните задание

С 1. Биосинтез белка – это процесс, в ходе которого наследственная информация, закодированная в генах,  реализуется в виде определенной последовательности аминокислот в белковых молекулах.  Все начинается с синтеза матричной РНК на определенном участке ДНК.  Матричная  РНК выходит через поры ядерной мембраны в цитоплазму и прикрепляется к рибосоме.  В цитоплазме находятся транспортные РНК и аминокислоты.  Транспортные  РНК  одним своим концом узнают тройку нуклеотидов на матричной  РНК, а  другим присоединяют определенные аминокислоты. Присоеденив аминокислоту, транспортная РНК идет на рибосомы , где, найдя нужную тройку нуклеотидов, кодирующих данную аминокислоту, отщепляет ее в синтезируемую белковую цепь. Каждый этап биосинтеза    катализируется определенным ферментом и обеспечивается энергией АТФ.

Заполните таблицу в соответсвии с ее разделами.

Название процесса

Условия процесса

Механизм процесса

Результаты прроцесса

Значение процесса

Где происходит процесс синтеза  матричной РНК?

Ответы

А1-2;   А2-2;   А3-1;   А4-3;   А5 -4;   А6 -4;   А7 -2;   А8-1;   А9-4;   А10-1.

В 1. – 235;     В 2. -- 124

С 1.

Название процесса

Условия процесса

Механизм процесса

Результаты процесса

Значение процесса

Биосинтез белка

Наличие ДНК, мРНК, тРНК, ферментов, АТФ

Синтез мРНК на рибосомы, ваимодействие тРНК с аминокислотой  и мРНК, отсоединение аминокислоты в синтезируемую белковую цепь

Синтез определенного белка

Синтез собственных белков организма, реализация наследственной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Административная контрольная работа 7 класс по биологии

Админстративная контрльная работа по биологии по курсу 7 класс, рассчитана на базовый уровень, рассчитана на 45 минут, основана на УМК В.В.Пасечника  с соавторами...

Контрольная работа биология 8 класс

разноуровневые тестовые задания : с одним ответом,несколькими,на соответствие и открытые вопросы...

контрольный срез биология 7 класс первая чнтверть тест

Контрольный срез биология 7 класс, первая чнтверть. Тест составлен к учебнику 7 класс авторский линии Сонина Н.И....

Контрольный тест биология 11 класс

Контрольный тест биология 11 класс...

Итоговая контрольная по биологии 8 класс за І полугодие

Интегрированная контрольная работа по биологии для 8 класса с ответами...