рабочая программа по биологии 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Лукьяненко Анна Сергеевна

рабочая программа по биологии 10-11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии:

с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии,

на основе примерной программы среднего полного) общего образования (Сборник нормативных документов. Биология./составитель Т.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – Москва. «Дрофа», 2007г.),

авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 класс. Москва «Дрофа» 2009 год),

 в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 37

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по «биологий (базовый уровень):

□ освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли миологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах (научного познания;

□ овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с мелью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

□ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в промессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

□ воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при (обсуждении биологических проблем;

и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с (преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым (учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного и практико-ориентированных подходов, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

 Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в Формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

• выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

• определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

• отличать научные методы, используемые в биологии;

• определять место биологии в системе естественных наук;

• доказывать, что организм - единое целое;

• объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

• обосновывать единство органического мира;

• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

• отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в Формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

• определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

• приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

• объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

• указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

• отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, - М.: Дрофа, 2007. -368 с;

а также методических пособий для учителя:

1) Козлова ТА. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;

2) Биология. 10 класс: поурочное планирование по учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология» (базовый уровень)/ авт- сост.: Т.В.Зарудняя.- Волгоград: Учитель, 2008.- 169с;

3) Биология. 11 класс: поурочное планирование по учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология» (базовый уровень)/ авт- сост.: Т.В.Зарудняя.- Волгоград: Учитель, 2008.- 127с;

4) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

5) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

 2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3) Козлова ТА., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

5) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;

            6) Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

1) Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1) Анастасова Л. П. Общая биология Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;

2) Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);

3) Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);

 4) Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;

5) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

6) Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с;

7) Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

МULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

•  Биология 10-11класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

• Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ

• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/edukacion - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Содержание программы 10 класс

Раздел 1. Биология как наука. Методы познания (3ч.)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1ч.)

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Тема 1.2. сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2ч.)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в  пространстве и во времени. Биологические системы.1 основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Раздел 2. Клетка (10ч+1 ч из резерва=11ч.)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (1ч.)

Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А. ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория  Р. Шлейдена и Т.Шванна. основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 2.2. Химический состав клетки (4ч.)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток

 (3ч+1 ч из резерва=4ч.)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

Лабораторная работа №2. Сравнение строения клеток растений и животных(в форме таблицы)

Лабораторная работа №3 Приготовление и описание клеток растений.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1ч.)

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Тема 2.5. Вирусы (1ч.)

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Раздел 3. Организм (18ч+2 ч из резерва=20 ч.)

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1ч.)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии (2ч.)

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Тема 3.3. Размножение (4ч.)

Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное оплодотворение  у животных.

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2ч.)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7ч+2 ч из резерва=9ч.)

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни, их причины и профилактика.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа №4 Составление простейших схем скрещивания.*

Лабораторная работа №5 Решение элементарных генетических задач.*

Лабораторная работа №6 Изучение изменчивости.

Лабораторная работа№7 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных их влияний на организм

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология (2ч.)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Экскурсия Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (сельскохозяйственная выставка, селекционная станция)

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Лабораторная работа№8  Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО  БИОЛОГИИ В   10 КЛАССЕ

Наименование

разделов и тем

количество

часов

Лабораторные

работы

зачеты

1

Биология как наука. Методы научного познания.

3

0

0

2

Клетка.

10+1=11

3

0

  1. история изучения клетки  

1

0

0

  1. химический состав клетки  

4

0

0

  1. строение эукариотической и

прокариотической клеток  

3+1=4

3

0

  1. реализация наследственной информации в клетке  

1

0

0

  1. вирусы  

1

0

0

3

Организм

18+2=20

5

2

  1. организм - единое целое. Многообразие организмов

1

0

0

  1. обмен веществ и превращение энергии

2

0

0

  1. размножение

4

0

1

  1. индивидуальное развитие организмов

2

0

0

  1. наследственность и изменчивость

7+2=9

4

0

  1. основы селекции. Биотехнология

2

1

1

 

итого

34

8

2

Содержание программы 11 класс

(34 часа)

Вид (19 часов)

Тема 4.1. История эволюционных идей. (4 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка. Теория Ж. Кювье. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.  Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (8 часов)

Вид, его критерии.

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, их влияние на генофонд популяции.

Популяция – структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор.

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

Видообразование как результат эволюции, способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Доказательства эволюции органического мира.

Лабораторные и практические работы

№1 Описание особей вида по морфологическому критерию.

№2 Выявление изменчивости у особей  одного вида

№3 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Зачет по теме: «Современное эволюционное учение»

Тема 4.3. Происхождение жизни (3 часа)

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна.

Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Лабораторная работа №4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Экскурсия История развития жизни на Земле (краеведческий музей)

Тема 4.4. Происхождение человека (4 часа)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  

Эволюция человека, основные этапы.

Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Лабораторная работа №5 «выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Лабораторная работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Экскурсия в исторический или краеведческий музей.

Зачет по теме: «Происхождение и развитие жизни на Земле»

ЭКОСИСТЕМЫ (11ч+3 ч из резерва=14 часов)

Экологические факторы (3 часа)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Предмет и задачи экологии.

Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные).

Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Биологические ритмы.  

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Структура экосистем (4ч+2 ч из резерва=6 часов)

Видовая и пространственная структура экосистем.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы.

Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №7 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме

Лабораторная работа №8 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Лабораторная работа №9 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Лабораторная работа №10 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Зачет по теме: «Экосистемы» Лабораторная работа№11 решение экологических задач

Экскурсия естественные (лес, поле) и искусственные (парк, сад, сквер школы) экосистемы

Тема 5.3.Биосфера – глобальная система (2 часа)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Биосфера и человек (2ч+1ч из резерва =3 часа)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №12 Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Лабораторная работа №13 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Заключение (1час)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО  БИОЛОГИИ В   11 КЛАССЕ

Наименование тем, разделов

Количество часов

Лабораторные работы;

экскурсии

зачеты

1

ВИД

19

6 л.р.

2экскурсии

2

История развития эволюционных идей

4

0

0

Современное эволюционное учение

8

3 л.р.

1

Происхождение жизни

3

1л.р.

1экскурсия

0

Происхождение человека

4

2л.р.

1экскурсия

1

итого

19

6 л.р.

2экскурсии

2

2

ЭКОСИСТЕМЫ

11ч+3ч из резерва=14

7л.р.

1экскурсия

2

Экологические факторы

3

0

0

Структура экосистем

4ч+2ч из резерва=6

5л.р.

1 экскурсия

1

Биосфера – глобальная экосистема

0

0

Биосфера и человек

2ч+1ч из резерва=3ч

2

1

3

Обобщающий урок

1

0

0

итого

14

7л.р.

1экскурсия

2

итого

34

13л.р.

3экскурсии

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...