Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Семенеко Лариса Ивановна

Развернутое тематическое планирование с пояснительной запиской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologi11_kl.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии

11 класс

(2 часа в неделю, 70 часов за год)

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

        Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику:  А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2012 г. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

        В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего (полного)   общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МбОУ «Семецкая СОШ», из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 2 часа в неделю.

        Количество контрольных работ за год – 3

        Количество зачетов за год – 1

        Количество лабораторных работ за год – 6

        Количество экскурсий за год – 2

        Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру  курса; перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по модулям; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 11 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.

         Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:

1. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2013г..

2. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.

3. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2013. - 254с.

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
  2.  Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.  
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
  7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  8. Областной закон «Об образовании в Брянской  области».
  9. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010

3. Цели изучения курса

     Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

4. Годовой календарный график текущего контроля по биологии

на 2013-2014 учебный год

11 класс,

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Сроки изучения

Контрольная работа, дата проведения

Лабораторная работа, дата проведения

1.

Основы учения об эволюции

22

Зачет № 1

Л.р. № 1

Л.р. № 2

Л.р. № 3

2.

Антропогенез.

7

К.р.

3.

Экосистемы.

23

К.р.

Л.р. № 4

Л.р. № 5

Л. Р.№6

4.

Происхождение жизни на земле

7

К.р.

5.

 биосфера

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                  ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС.                

№ п/п

Наименование раздела, тема урока

Кол-во уроков

дата

Содержание и форма контроля знаний,

ТЕМА 1. Основы учения об эволюции

22

1.

Развитие представлений об эволюции живой природы.

Понятие об эволюции. К. Линней

Ж. Б. Ламарк

Ж. Кювье ,

2.

Ч. Дарвин и основные положения  его  теории.

Основные положения теории Дарвина. тест

3-4

Вид. Критерии вида.

Лабораторная работа №1 «Морфологические

Особенности растений различных видов»

5-6

Популяции. Генетический состав популяций.

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

7.

Изменение генофонда популяций

Понятие популяции  и ее роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях.

8.

Борьба за существование и ее формы.

Межвидовая, внутривидовая , борьба с неблагоприятными условиями. Тест.

9.

Естественный отбор и его формы.

Естественный отбор. Стабилизирующий, движущий. тестовый контроль.

10.

Обобщающий урок по теме «Движущие силы эволюции»

Семинар

11-12

Приспособленность-результат действия факторов эволюции.

Приспособленность,  защитная окраска.

Лабораторная работа №3 «Выявление у организмов приспособлений к среде обитания»

13.

Изолирующие механизмы.

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы.тест.

14.

Видообразование

Стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование. тест

15.

Сохранение многообразия видов.

Биологический прогресс, биологический  регресс. Причины вымирания видов. Сообщения

16.

Макроэволюция и ее доказательства.

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды. Фронтальный опрос.

17.

Систематика растений и животных – отражение эволюции.

Тестовый контроль

18-19

Главные направления эволюции органического мира.

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, лабораторная работа «Выявление идиоадаптаций у организмов».

20.

Доказательства эволюции органического мира

Цитология. Сравнительная анатомия. Палеонтология. Эмбриология.тест.

21.

Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.»

Экскурсия №1

22.

Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции»

Зачет

Происхождение человека. Антропогенез. (7 час)

23./1.

Антропогенез. Положение человека в систематике животного мира.

Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека. Поисковая беседа.

24./2

Основные стадии антропогенеза. Древнейшие люди.

Парапитеки дриопитеки .питекантропы.. фронтальный опрос

25./3

Древние люди.

неандертальцы .. тест

26/4

Первые современные люди.  Движущие силы антропогенеза.

.кроманьонцы. тест

27/5

Прародина человека.

Гипотеза происхождения человека. Тест.

28/6

Расы и их происхождение.

Расовые отличия. Критика расовой теории и социального дарвинизма. тест.

29./7

Обобщающий урок по теме : «Антропогенез»

Тематический тест.

        

3. Экосистемы. (23 час)

30.

Что изучает экология. Среда организма и ее факторы.

Предмет и методы экологии. Среда обитания. Экологические  факторы. Поисковая беседа.

31

Воздействие абиотических  факторов на организмы.

Абиотические факторы. тест.

32

Биотические факторы.

Антропогенные факторы. Закон минимума.

33.

Биотические ритмы. Сезонные изменения в природе.

Поисковая беседа. Основные сезонные изменения.

34.

Лабораторная работа «Выявление черт приспособленности организмов к среде обитания»

35.

Местообитания и экологические  ниши.

Местообитания. Экологическая ниша. Фронтальный опрос.

36.

Основные типы экологических взаимоотношений.

Нейтрализм. аменсализм. Комменсализм. Протокооперация. мутуализм. Симбиоз. Хишничество. Паразитизм.

37.

Конкурентные взаимодействия.

Конкуренция : внутривидовая и межвидовая. Тест.

38

Основные экологические характеристики популяции.

39.

Динамика популяции.

40.

Экологические сообщества.

Биоценоз. Экосистемы. Искусственные и естественные сообщества. Тест.

41.

Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем.»

Решение экологических задач.

42.

Структура сообщества.

Экосистема.

43.

Взаимосвязи организмов в сообществах.

Автотрофы. Гетеротрофы. продуценты. консументы. Редуценты. Тест.

44.

Пищевые цепи.

Пищевые цепи и сети. тест.

45.

Лабораторная работа «Составление схем передачи веществ и энергии.»

Составление цепей питания.

46.

Экологические пирамиды.

Экологические пирамиды. Тест.

47.

Экологическая сукцессия. Агроценозы.

Сукцессия. Типы сукцессий и их причины. Фронтальная беседа.

48.

Лабораторная работа «Исследование изменений в экосистемах»

Отчет.

49.

Влияние загрязнений на живые организмы.

Практ.работа  анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

50.

Основы рационального природопользования.

Глобальные экологические проблемы. Решение экологических задач.

51.

Экскурсия . Естественные и искусственные экосистемы.

Экскурсия.

52.

Обобщающий урок по теме «Основы зкологии.»

Презентация  проектов.

4. Происхождение жизни на Земле.(7 час)

53.

Происхождение и начальные этапы эволюции жизни на Земле.

Теории происхождения жизни. начальные этапы эволюции жизни. поисковая беседа.

54.

Современные представления о происхождении жизни.

Теории происхождения жизни. презентация.

55-58

Развитие жизни по эрам и периодам.

4 час

Эры жизни. Презентация.

59.

Синтетическая теория эволюции.

Обобщение знаний о теории эволюции. Тест.

5. Биосфера (8 час)        

60.

Биосфера-живая оболочка планеты.

Биосфера и ее границы. Понятие живого вещества и биомассы. презентация.

61.

Биосфера и биомасса. Функции живого вещества в биосфере.

Функции живого вещества в биосфере. Поисковая беседа.

62.

Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.

Биологический круговорот .диктант по терминам.

63.

Практическая работа «Составление схем круговорота углерода, азота, кислорода.»

Схемы круговоротов.

64.

Эволюция биосферы.

Охрана природы. типы загрязнений. презентация

65.

Антропогенное  воздействие на биосферу.

Презентация. Тест.

66-69

Обобщающие уроки по курсу

4час

Итоговый тест.

70

Резерв

1 час

9. Требования к уровню подготовки выпускников

          В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

          знать/понимать

* основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости;

* строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

* сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

* вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

* биологическую терминологию и символику;

уметь

* объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние  мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

* решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

* описывать особей видов по морфологическому критерию;

* выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; 

*  сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агросистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

* анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

* изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

* находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

* оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

* оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

10. Информационно – методическое обеспечение

Основная литература:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.
  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2012.
  3. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2013.
  4. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 286с.
  5. Биология. 11 класс: поурочные планы пол учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.

Дополнительная литература:

  1. «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2011.
  2. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
  3. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 240с.
  4. Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.  
  5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  6.  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
  7. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
  8. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  2. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
  3. http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология

11. Критерии оценивания

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...