Урок-конференция "Природа - лучшая аптека". "Курение - иллюзии и реальность".
материал по биологии (8 класс) на тему

Цыганова Валентина Николаевна

Окружающие нас растения являются хорошими лекарственными средствами, которые хорошо мы должны знать.

Курить - здоровью вредить. Каждый выбирает для себя сам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА

«Курение: иллюзии и реальность»

Учитель: Цыганова В.Н.

Викторина проводится непосредственно перед началом вечера. Вопросы её составляют ребята. Вот, например, такие:

  1. Какой вред приносит курение здоровью человека?
  2. Сколько никотина содержится в 1 папиросе?
  3. Какова смертельная доза никотина для человека?
  4. почему в организме человека никотин не накапливается до смертельной дозы?
  5. кого называют пассивными курильщиками?
  6. Какие вредные вещества содержит табак?

  1. Как табак завоевывал мир.

(На сцене стол. Непринуждённо беседуя, выходят француз, англичанин, итальянец, русский. Француз «курит» трубку. Садятся.)

Англичанин. Джентльмены! А знаете ли вы, сколь противоречивы мнения о табаке? Так, например, у нас а Англии был в своё время издан указ, в котором говорилось: «Уличённых в курении водить по улицам с петлёй на шее, а наиболее злостных курильщиков казнить и их отрубленные головы с трубкой во рту выставлять на площадях всеобщего обозрения».

Француз. О, ужас! Казнить! И из-за чего! Из-за табака! Мне, например, совсем недавно из Швейцарии мой друг, кстати говоря, прекрасный лекарь, прислал фунт великолепного табака, присовокупив к нему такой рецепт: !Это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны и нарывы.

Итальянец. А у нас в Италии даже лица духовного звания пристрастились к этому зелью.

Француз. В Париже табак быстро вошёл в моду. С тех пор, как посол Португалии Жак Нико преподнёс табак нашей королеве Екатерине Медичи в качестве средства, способного изгонять и уничтожать болезни головы и мозга, число курильщиков в городе значительно возросло.

Англичанин. Ну, а что скажет наш гость из России?

Русский. У нас считали, что это богомерзкое зелье, служит развращении. Нравов и губительно для здоровья.

Итальянец. Извините, синьор, я слышал, что известный пожар в Москве в 1634 г. произошёл по вине курильщиков?

Русский. Вы совершенно правы, синьор. После этого прискорбного случая царь Михаил Романов издал указ: «На Москве и в городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казнью, чтобы нигде табак у себя не держали и табаком не торговали. И за то тем людям чинить большое наказание…»

Англичанин. Видимо, даже такой указ не слишком испугал россиян. Ведь у вас сейчас курят не меньше, чем в остальной Европе!

Русский. Господа, господа! Вы, видимо, забыли, что царь Пётр Алексеевич именно у вас в Европе пристрастился к курению, а уж потом специальным указом отменил запрет на курение в России. В царствование Екатерины II стали специально разводить табак в малороссийских землях.

Итальянец. Синьоры! Не будем спорить! Так или иначе, но табак Европу завоевал. А откуда родом это растение?

Русский. Да уж во всяком случае не из России!

Англичанин. Да и в нашем королевстве с его туманами и дождями вряд ли вырастет табак.

Итальянец. Сколько помню себя, его выращивают у нас в Италии.

Француз. Нет, нет! Табак в Европе – пришелец. Знаменитый Колумб привёз его в Испанию в 1496 г. как заморскую диковинку. Вот что писал Колумб после путешествия: «Высадившись на берег мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, которые шли с горящими головёшками в руках и травой, дым которой они «пили». Иные несли одну большую сигару из травы и при каждой остановке зажигали её, затем каждый делал три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».

Англичанин. Да, да! Я вспомнил! В Испании табак поначалу выращивался как декоративное растение, а потом он перешёл в разряд лекарственных средств.

Русский. Вполне понятно. В Европе в то время свирепствовала чума, медицина была бедна лекарствами, и люди поверили в заморское чудо, они хотели найти в нём исцеление. Но …

Итальянец. Более того! В последнее время стали говорить о вреде курения. Во всяком случае, нервным, ослабленным и истощённым людям курить нельзя.

Англичанин. Да так ли уж табак вреден?

Француз. Думаю, что нет. Вот я курю всю жизнь и как видите, весел и здоров.

Итальянец. Курите, курите! Недолго уж осталось…

Русский. И всё-таки табак – вредная штука.

Француз. (к залу). Давайте спросим у них. Пусть разрешат наш спор.

(Англичанин и Француз обращаются  в зал и задают вопросы. Русский и Итальянец комментируют ответы зрителей. За правильные и полные ответы учащимся вручаются копии эмблемы вечера. После  этого все четверо уходят).

Вопросы школьникам, сидящим в зале.

1. какой вред оказывает курение на органы человека (укажите конкретно)?

2. Почему у курильщиков жёлто-землистый цвет лица?

3. Почему курящие часто кашляют и отплёвываются?

4. Почему у курящих голос становится грубым и хриплым?

(Звучит музыкальная заставка. Затем на сцене появляется ученик и читает ботаническую справку о табаке. Уходит.)

  1. Ботаническая справка.

Табак – многолетнее травянистое растение из семейства паслёновых. Ближайшие родственники табака – картофель, баклажаны, перец, ядовитые растения – белена, дурман, белладонна. Родина табака – тропическая Америка. В табаке и табачном дыме содержится около пятидесяти вредных для организма человека веществ. Одним из них является никотин.

(Во время музыкальной паузы ассистенты выносят на сцену два небольших стола и два стула. За столами – ведущие рубрику «Правда о никотине».)

  1. Правда о никотине.

Когда был открыт никотин и изучено его пагубное действие на животных, врачи решили испытать его действие на себе. Два молодых доктора приняли по 2 мг. Никотина. Сохранилось описание этого опыта: «Уже небольшая доза никотина вызвала резкое раздражение и жжение в горле. Затем возникло ощущение, как будто в желудке и пищеводе скребут железной щёткой. Потом наступила сильная слабость и вялость. Не было сил держать прямо голову, лицо побледнело, черты его исказились, руки и ноги стали холодными, как дёд. Оба врача были на грани обморока. В начале второго часа начались судороги во всём теле. Особенно сильно была поражена дыхательная мускулатура: каждый выдох складывался из ряда коротких судорожных движений. Воздух из грудной клетки выходил буквально толчками. Врачи с трудом могли дышать. Последствия эксперимента ощущались даже неделю спустя».

Кроме никотина в табачном дыме содержится ещё около 80 веществ, которые считаются крайне опасными для организма: бензпирен, синильная кислота, радиоактивный полоний – 210, сажа, сероводород, аммиак, окись углерода и др.

(Музыкальная заставка. Меняются ведущие: за столами ученики, представляющие рубрику «Курение и здоровье». На столах муляжи сердца и головного мозга человека, рядом на стойках – таблица с изображением органов дыхания.)

  1. Курение и здоровье.

Наука стала заниматься изучением проблем, связанных с курением, сравнительно недавно, наиболее интенсивно – в последнее десятилетия. Выяснилось:

1. Нет такой системы органов в теле человека, которая бы не страдала от курения.

2. Степень вреда от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а также от количества выкуриваемых сигарет.

3. страдают чаще те, кто пристрастился к курению с малых лет.

Рассмотрим влияние курения только на дыхательную, кровеносную и нервную системы.

Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Под влиянием табачных смол погибают реснички клеток, выстилающих стенки носовой полости, трахеи, бронхов, вследствие чего в лёгких накапливаются слизь, появляется кашель и постоянно выделяется мокрота грязно-серого цвета. Лёгочные пузырьки теряют свою эластичность, резко ухудшается насыщение крови кислородом. 80% курящихся страдают лёгочными заболеваниями в той или иной форме. Примечательно, что у курящих подростков объём грудной клетки на 25% меньше, чем у некурящих.

После каждой выкуренной сигареты происходит спазм кровеносных сосудов, который продолжается 25-30 мин. поэтому у человека, курящего систематически, сосуды находятся в постоянно суженном состоянии. Это значит, что сердце у него всё время работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается, скорее выходит из строя. Вот модель сердца человека. Это артерии, которые называются коронарными. Они снабжают кровью само сердце. Сужение их особенно опасно, так кА нарушается снабжение сердечной мышцы питательными веществами и кислородом, возникает омертвение сердечного участка – инфаркт. По статистике, у людей, выкуривающих в месяц 38 пачек сигарет, поражена одна коронарная артерия, 45 пачек – две, 67 пачек – три!

Особенно страдает от курения нервная система подростков. Врачи установили, что курящие ученики более нервны, рассеяны, несообразительны, ленивы. В московских школах провели сравнение текущих и итоговых оценок 535 курящих учеников по сравнению с оценками некурящих школьников. Наибольшее число неуспевающих было в тех классах, где были курящие ученики. Почему это происходит?

Во-первых,  никотин и содержащиеся в табачном дыме ядовитые вещества нарушают общее состояние организма.

Во-вторых,  угарный газ вызывает кислородное голодание нервной ткани, снижает интенсивность нервных процессов.

В-третьих, изменяется поведение курящих: желание курить появляется часто во время урока, ученик отвлекается, мечтая лишь о том, как он на перемене сделает желанную затяжку табачным дымом. Курящие ученики не ходят по коридору во время перемен. Они проводят свой отдых в облаках табачного дыма. Ясно, что кроме раздражительности, головной боли, быстрой утомляемости, такой отдых ничего дать не может.

(Во время музыкальной паузы ассистенты убирают сцену, затем появляется три ведущие рубрику «Статистика, статистика, статистика».)

  1. Статистика, статистика, статистика.

У некоторых ребят после преодоления стометровок пульс достигает обычно 120-130 ударов в минуту, у курящих - до 180 и более!

Никотин подстёгивает сердце, заставляет его учащённо работать: сердце курильщиков сокращается в сутки 20-25 тыс. раз!

Каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут!

У курящих рак лёгких возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих!

Во время преодоления перевала на Памире на высоте 5 тыс. метров с одним из альпинистов случился обморок. Он был единственным курильщиком в этой группе!

Среди космонавтов нет ни одного курящего!

У баскетболистов после одной выкуренной сигареты точность попадания в кольцо ухудшается на 12%, после двух – на 14,5% !

Не курят Карпов, Каспаров, Ботвинник, Смыслов, Спасский…  Русский шахматист чемпион мира Алёхин считал курение одной из причин неудач видных шахматистов на турнирах.

В нашей школе регулярно занимаются спортом 132 ученика. Среди них нет ни одного курящего !

В Ницце (Французский курортный город) проводилось «соревнование» среди отдыхающих  - кто больше выкурит сразу сигарет. Победитель – он выкурил 52 сигареты – похоронен на местном кладбище, второй и третий призёры оказались в клинике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем.

(В зале гаснет свет.)

  1. Демонстрация кинофильма о вреде курения.

(Демонстрируется часть фильма, продолжительность – 5-7 минут.

Зажигается свет. На сцене Том и Джо – герои романа М.Твена «Приключения Тома Сойера». Исполняется инсценировка главы « Первые трубки». После её окончания двое учеников продолжают вести рубрику «Опасное начало».)

  1. Опасное начало.

Ведущий 1  (вопрос в зал). А почему Том и Джо, как и некоторые другие ребята, захотели курить?

Ведущий 2  (после ответа из зала). А вот что думают учёные, специально занимающие эти вопросом. Они установили несколько причин. Мы укажем только две, на наш взгляд основные.

1. Стремление к взрослости.  Курение, по мнению некоторых школьников, - символ независимости.  Вы наблюдали, как курят такие ребята?  Понаблюдайте.  Они не просто курят, а курят «шикарно», держат сигарету особым способом, важно стряхивают с неё пепел.  При этом они то и дело сплёвывают на пол и тоже особым способом.

 

2. курить в школьном возрасте, как правило, начинают те ученики, которые ничем не проявили себя в учёбе, ни в труде, ни в общественной работе, они незаметны.  Если нет общих дел и в голове не так уж много интересных мыслей, которыми стоило бы обменяться с другим человеком, то стоять рядом, ничего не делая, бессмысленно.  А стоять молча и курить – можно.  Это создаёт видимость общего дела, позволяет принять сосредоточенный и независимый вид.

( Музыкальная заставка.  На сцене – ведущие рубрику «Лучше не начинать».)

  1. Лучше не начинать.

В приобщении к табаку каждый курильщик проходит обычно три  стадии.  Первое знакомство с сигаретой оставляет, как правило, неприятное впечатление, дело может окончится даже лёгким отравлением.

Но табак – наркотик, и постоянно отвращение к табаку пропадает, курильщик может даже испытывать удовольствие от запаха дыма, от действия его на организм.  Это вторая стадия, и длится она обычно недолго.

И третья стадия – курильщик начинает осознавать, что кроме удовольствия табак приносит и много неприятностей.  Большинство учащихся старшего школьного возраста начинают серьёзно заниматься спортом.  Они хотят стать сильнее, красивее, выносливее.  Вот почему все курящие ученики VIII – X класса нашей школы в личной беседе выразили горячее желание бросить эту пагубную привычку.  Ведь после нескольких лет курения даже у молодых ухудшается здоровье – появляется кашель, боли в груди, одышка, затруднённое дыхание.

К нам в школу часто приходят наши бывшие выпускники – курсанты военных училищ.  Они рассказывают о большой физической нагрузке, которую им приходится испытывать.  Не все выдерживают.  Одна из причин – курение в школьные годы.  Каждый мальчишка, каждый юноша стремится воспитать в себе человека сильного, ловкого, смелого и духовно богатого. Но едва ли это достижимо для тех, кто с юных лет подрывает своё здоровье курением.

Всё выше сказанное относится и к девочкам.  Курение – причина того, что кожа становится менее эластичной, лишается приятной свежести, слишком рано покрывается морщинками.  Вдыхание табачного дыма приводит к развитию воспалительных явлений в дёснах, зубы приобретают желтизну, разрушаются, изо рта исходит неприятный запах.  Едва ли это способствует привлекательности, к которой стремится каждая женщина.  Начиная курить, «балуясь» сигаретой из-за тщеславного желания казаться взрослыми, не понимая огромного вреда курения, девушки быстро усваивают эту вредную привычку, гораздо легче быстрее, чем юноши.  А отказаться от неё далеко не всем и не всегда удаётся.  Кроме того, необходимо понимать, что каждая девушка – это будущая мама, курение очень плохо может сказаться на её потомстве.  Какой же вывод?  Лучше не начинать !  а уж если начал – Скорее бросить !

(ученик читает стихотворение В.Маяковского «Я счастлив!»)



Предварительный просмотр:

УРОК –

КОНФЕРЕНЦИЯ

«Природа – лучшая аптека»

учитель: Цыганова В.Н.

Рузаевка 2015 г.

Уроки – конференции, как правило, вызывают живой интерес учащихся. Однако для этого необходима тщательная подготовка.

На подготовку урока – конференции требуется не менее месяца. В течение этого времени учащиеся совместно с учителем выполняют большую работу:

- готовят экспонаты;

- разрабатывают сценарий урока;

- знакомятся с нужной литературой;

- определяют объём материала и примерное содержание выступлений;

- Встречаются со специалистами (участие специалистов различных профилей очень желательно: это обеспечивает высокий уровень познавательности, занимательности, удерживает интерес и внимание учащихся);

- привлекают к организации урока школьного библиотекаря.

Учитель определяет  ЦЕЛИ УРОКА: углубить и расширить знания о ценности лекарственных растений, полученные на уроках биологии; сформировать у школьников бережное отношение и любовь к природе;

Выработать экологическую культуру; дать понятие о рациональном использовании природных ресурсов.

Для реализации намеченных целей ставятся следующие ЗАДАЧИ: познакомить с растениями, обладающими целебными свойствами; дать правила их сбора и хранения; увязать применение лекарственных растений с некоторыми медицинскими сведениями.

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА. Стенд «Лекарственные растения» (гербарные экземпляры, травы, цветки, плоды, рисунки, открытки, фотографии редких и охраняемых видов целебных растений). Выставка лекарств, которые получают из растений и высушенных лекарственных трав (настойки, капли, мази). Т а б л и ц а – к а л е н д а р ь сбора лекарственных растений с указанием среды обитания, какие органы растений собирают, при заболеваниях используют.

С Т О Л Ы: один с названием «Витамины» (на столе горка частей растений, содержащих витамины: морковь, рябина, капуста, зеленый горошек и т.д.); другой с названием «Фитанциды» (на столе фитонцидные растения: лук, чеснок, редька и другие, а также комнатные растения); стол с названием «Знаешь ли ты растения?» На столе букеты сухих и живых лекарственных растений.

К л а с с н а я   с т е н н а я  г а з е т а: в ней полезные советы «Лечение травами». Рядом раскладной стенд «Лекарственные растения нашего села».

I часть (первый урок)

Урок начинается с вступительного слова учителя.

УЧИТЕЛЬ. Естественные запасы нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьём для приготовления лечебных препаратов. Около 70% заготавливаемого лекарственного сырья в нашей стране получают от сбора дикорастущих растений.

Среди обычных растений, которые растут в лесах, на полях, лугах, по склонам гор, обочинам дорог, много лекарственных растений. В этой природной аптеке можно найти лекарства от простуды и кашля, от болезней почек и сердца; есть растения кровоостанавливающие, отхаркивающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболевании желудка.

Затем учитель предлагает одному из учеников сделать небольшой доклад об использовании лекарственных растений.

УЧЕНИК. История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. Ещё до нашей эры широко использовали лекарственные растения в Юго-Восточной Азии. В книге о травах, датированный 2600 годом до н.э. перечислены около 900 видов лекарственных растений с подробным описанием их применения.

В России лекарственные травы стали широко применяться в XVII в., когда царь Алексей Михайлович приказал снабжать ими не только царский двор, но и армию.

В 1654 г. в Москве создана первая в России медицинская школа, где готовили лекарей.

Лекарственные растения разводили в аптекарских огородах-садах. По приказу Петра I «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Большой «аптекарский огород» был создан в 1714 г. в Санкт-Петербурге. В 1823 г. он был преобразован в императорский ботанический сад. В 1930 г. сад был передан Академии наук СССР (ныне РАН) – центру ботанической науки в нашей стране.

Для изучения лекарственных растений в нашей стране создан специальный институт – ВИЛР. В его ботаническом саду свыше 1500 растений, и коллекция эта постоянно пополняется.

У всех народов сведения о способности растений вылечивать разные болезни хранятся, передаваясь из поколения в поколение. Эти сведения очень интересуют специалистов. В лабораториях ученые тщательно изучают химический состав и лекарственные свойства растений. Химические свойства, которые обуславливают их целебные свойства, очень разнообразны по своему составу. Например, тысячелистник, валериана, сосна и другие ароматические растения выделяют различные летучие вещества. Часто – это эфирные масла. Одни из них убивают болезнетворные микробы, другие обладают болеутоляющим ли отхаркивающим свойством.

В некоторых растениях (белена, дурман) содержаться вещества, называемые алкалоидами, в других (например: наперстянке, ландыше) – гликозиды. В больших дозах эти вещества, как правило ядовиты, а в малых они используются для лечения болезней сердца, нервной системы. При желудочно-кишечных заболеваниях, ожогах применяют растения, которые вырабатывают вяжущие дубильные вещества.

 Их много в коре , листьях скумпии кожевенной, плодах черники, граната. Растения, которые содержат горечи (полынь, корень одуванчика), помогают больным страдающим отсутствием аппетита. Итак, во всех лекарственных растениях есть химические вещества, обладающие особым действием. Накапливаются эти вещества в разных органах растений: у подорожника – в листьях и семенах, у валерианы – в корнях, у ромашки – в цветках, у шиповника – в плодах, у сосны – в хвое и т.д.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, узнаем какими целебными свойствами они обладают, при каких заболеваниях ими пользуются, где они растут, как правильно их собирать и хранить.

Далее учитель предоставляет слово учащимся и врачу, которые рассказывают о разнообразных целебных растениях.

1-й учащийся. Я расскажу о ромашке аптьечной из семейства сложноцветных. Растет она на лугах, в степях, по полям, сорным местам, в огородах. Её корзинки сидят одиночно на длинных цветоносах на верхушках ветвей. Ложе корзинки выпуклое, внутри полое. Краевые цветки белые язычковые, срединные – желтые трубчатые. К концу цветения язычковые цветки отгибаются вниз. От ромашки аптечной легко отличить ромашку пахучую: у этого вида белых язычковых цветков нет. Ромашка пахучая была занесена из Америки и благодаря способности образовывать большое количество семян широко распространилась по территории нашей страны.

Затем в рассказ учащегося включается врач.

ВРАЧ. Ромашка аптечная и ромашка пахучая содержат эфирные масла, обладающие противовоспалительными действиями. Собирают корзинки ромашки во время цветения. Отвар из них употребляют как средство от простуды, кашля, для примочек, полосканий, промывания ран. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают 15 мин. и пьют этот чай с сахаром или медом на ночь, чтобы крепко и спокойно спать.

2-й учащийся. По правилу можно назвать другом путешественников и туристов подорожник большой, растение из семейства подорожниковых. Его можно встретить на обочинах полевых и луговых дорог. Листья подорожника широкояйцевидные,  20 см длиной и 10 см шириной, собраны в прикорневую розетку. Соцветие – узкий густой колос.

ВРАЧ. Часто это растение безжалостно топчут и даже не подозревают о его лечебных свойствах. Если в походе вы натрете или пораните ногу, оберните больное место листом подорожника. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит. Листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых, нарывах, фурункулах. Хорошим ранозаживляющим средством служит свежий сок из листьев подорожника большого, который содержит дубильные вещества, гликозиды, витамины. Настой из сушеных листьев применяют как отхаркивающее средство и при заболеваниях кишечника.

3-й учащийся. Широко распространенный одуванчик лекарственный относится к семейству сложноцветных. Листья одуванчика в прикорневой розетке перистораздельные, 10-20 см длиной. Все части растения содержат млечный сок. Цветки одуванчика язычковые, золотисто-желтые, в соцветие – одиночная корзинка, расположенная на верхушке безлистного полого стебля. В каждой корзинке образуется до 200 семян, снабженных летучками, благодаря которым семена одуванчика далеко разносятся ветром.

ВРАЧ. Одуванчик не зря называют лекарственным. В народной медицине его используют давно и считают «жизненным эликсиром», хорошо влияющим на пищеварение, помогающим от желтухи и даже бессонницы. Заготавливают (осенью) корни одуванчика. Мелко нарезанные, высушенные корни заливают кипятком, настаивают 20 мин, охлаждают, процеживают и пьют настой за полчаса до еды для повышения аппетита. Одуванчик обладает и жаропонижающим действием. Млечным соком смазывают мозоли, бородавки. Листья, которые содержат витамины, употребляют при малокровии и болезнях кожи.

4-й учащийся. Это растение из семейства сложноцветных называли тысячелистником за его листья, рассеченные на многочисленные мелкие дольки. Известно несколько видов тысячелистника. Лекарственный – тысячелистник обыкновенный. Его мелкие цветки собраны в корзиночки диаметром 3-4  мм. Корзиночки тысячелистника образуют соцветие – щиток. Тысячелистник можно встретить повсюду: в полях, на лугах, опушках лесов, степных склонах, по оврагам, среди кустарников.

ВРАЧ. Сок тысячелистника применяли на Руси ещё в XV в. как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство. Растение разминали между пальцами и накладывали на рану. В его цветках и листьях содержаться эфирные масла, которые губительно действуют на многие бактерии. Может быть, когда свойства этих масел будут изучены подробно, выработают новый препарат для борьбы с инфекционными заболеваниями. Отваром травы тысячелистника можно опрыскивать растения, пораженные тлей.

УЧИТЕЛЬ. Вы, ребята, познакомились сейчас с некоторыми лекарственными растениями, узнали при каких заболеваниях их используют. Но мало научиться узнавать лекарственные растения – надо искать места, где они образуют заросли. В природе все взаимосвязано, каждый вид растений живет в определенных условиях и собирая лекарственные растения, нельзя нарушать эти условия, все должно быть продумано. Когда вы обнаружите заросли лекарственных растений, необходимо сообщить об этом в местное аптекоуправление. Только по заданию аптек и аптекоуправления вы можете принять участие в сборе лекарственного сырья. Помните, дорогие друзья, при заготовке можно брать из зарослей только часть растений, чтобы их запасы не истощались. Массовая заготовка лекарственных растений, особенно неправильная, приводит к резкому сокращении. Численности растений.

Далее учитель передает слово учащемуся.

5-й учащийся. На территории нашей страны оказались на грани исчезновения такие ценные лекарственные растения, как горицвет весенний, солодка голая, родиола розовая. Эти растения внесены в Красную книгу. На местах их произрастания создаются заказники, запрещается сбор растений частными лицами.

УЧИТЕЛЬ. Ребята! Очень важно знать, какие органы растений собирать, в какое время лучше это делать, как сушить и хранить собранное сырье. Ведь в разное время растение может содержать различное количество лекарственных веществ.

Учитель зачитывает правила, а учащиеся записывают их в тетрадь:

1 – листья и стебли в наибольшем количестве накапливают целебные вещества во время цветения;

2 – цветки – в начале цветения;

3 – плоды в период полного созревания;

4 – корни и корневища – поздней осенью.

6-й учащийся. Я расскажу когда, какие части тех или иных лекарственных растений надо собирать, при каких заболеваниях их используют. (Демонстрирует таблицу – календарь, где описаны 10 лекарственных растений нашей местности, комментирует содержание таблицы).

УЧИТЕЛЬ. Есть общие правила сбора растений. Запомните их: собирать растения следует только в сухой, солнечный день, после того, как они обсохнут от росы или дождя. Корни и корневища можно выкапывать и в сырую погоду. Цветки и соцветия заготавливают в начале распускания. Листья собирают в период бутонизации и цветения растения. У некоторых растений (тысячелистник, пустырник, зверобой продырявленный) заготавливают стебли с листьями и цветками. Помните: нельзя выдергивать, надо срезать их ножом или серпом. Плоды и семена собирают выборочно по мере их полного созревания. Сочные плоды надо собирать рано утром или поздно вечером. Поврежденные плоды собирать не следует. Корни, корневища, клубни заготавливают осенью, после увядания наземных частей. Их выкапывают, осторожно стряхивают землю, промывают в проточной воде и раскладывают на траве или мешковине, чтобы они подсохли.

Что ещё можно добавить к общим правилам?

7-й учащийся. Нельзя собирать растения вблизи дорог вследствие загазованности, надо знать ядовитые растения. При их заготовке следует работать в перчатках, после работы тщательно мыть руки с мылом.

УЧИТЕЛЬ. Что вы знаете, ребята, о правилах сушки растений?

8-1 учащийся. Сушить собранные части растений надо немедленно. Обычно для просушки лекарственное сырье раскладывают на мешковине или листе чистой бумаги слоем 1-2 см. если за день сырье не высохло, его на ночь следует убрать в закрытое помещение. Лучше сушить в тени, в хорошо проветриваемом месте. Можно сушить на чердаках под железной крышей. Сушка считается законченной, если листья и цветки легко растираются в руках, стебли и корни ломаются, плоды рассыпаются, не образуя влажных комков.

В разговор включается учитель.

УЧИТЕЛЬ. Дорогие друзья, помните! Вы можете помочь стране сохранить ценные лекарственные и высокодекоративные растения: ландыш, подснежник, калину, облепиху. Эти растения варварски истребляют для продажи. Ваш долг не только сообщать о случаях браконьерства в местные отделения Общества охраны природы, но и активно вести работу среди населения, объясняя, какой непоправимый вред можно нанести приподе, неправильно используя её богатства.

Учитель обращается к классу с вопросами:

1. Какие лекарственные растения есть у нас на пришкольном участке? Учащиеся называют более 20 видов: подорожник, тысячелистник, мята, мыльнянка, алтей лекарственный, мачок желтый, астрагал, бессмертник песчаный , элеутерококк и др.

2. Какие растения мы заготавливаем летом и сдаем в аптеку? Ребята называют ромашку аптечную, тысячелистник, пустырник, подорожник, спорыш и др.

УЧИТЕЛЬ. Знаете ли вы, ребята, в состав каких лекарственных препаратов входят целебные вещества лекарственных растений? Об этом расскажет заведующий нашей аптекой.

ФАРМАЦЕВТ. Демонстрирует учащимся лекарства и кратко с ними знакомит. Он говорит: «В состав препарата эфедрин входит трава эфедры Хвощевой (применяется, например, при бронхиальной астме, насморке); из листьев дурмана обыкновенного готовят сигареты астматол, используют тоже при бронхиальной астме. Алтей армянский (корни) используют для получения препарата Мукалтин (отхаркивающее средство); якорцы стелющиеся входят в состав антисклеротического препарата трибуспонин, из солодки голой (корней) получают препарат ликвиритон для лечения язвенной болезни». Фармацевт называет и показывает препараты корвалол, настойку валерианы и пустырника.

После выступления фармацевта врач дает краткие советы по использованию трав при простуде и других заболеваниях.

II часть (второй урок)

УЧИТЕЛЬ. В последнее время внимание ученых привлекают растения, вырабатывающие вещества фитонциды, которые губительно действуют на микробов, простейших и вирусы.

Далее учитель предоставляет слово юннату – члену кружка «Юный цветовод».

Юннат, рассказывает о своеобразной «аптеке на окне». Он называет комнатные лекарственные растения (алоэ, арум, каланхоэ, лавр, олеандр, паслен перечный и др.) и показывает их. Он демонстрирует также фитонцидные  растения: герань, примулу, пеларгонию, бегонию, лимон, плющ восковой, аспарагус, кактус и др.

В рассказ юнната включается учитель говоря, что для лечения многих болезней используют растения, содержащие витамины. Он предлагает об этом рассказать ученику.

9-й учащийся. В плодах шиповника, рябины, листьях крапивы, корнеплодах моркови и других растений содержится витамин А. Витамин В имеется в зерновых риса, ржи, ячменя, кукурузы. Витамин К – в листьях пастушьей сумки, плодах тыквы, рябины, помидоров и других растений. Витамин С содержится в плодах шиповника, черной смородины, в луке, капусте и т.д. (Он показывает горки этих растений).

ВРАЧ кратко знакомит учащихся с заболеваниями, связанными с недостатком, отсутствием или избытком этих витаминов в организме человека.

УЧИТЕЛЬ просит учащихся записать в словарь термины «фитноциды» и «витамины».

А знаете ли вы, дорогие ребята, что такое витаминные сборы – чаи? Рассказывает о том, что такое «лесной чай», «садовый чай». Предлагает рецепты, советует заготавливать летом листья шиповника, смородины, яблони, вишни, малины, траву мяты, тысячелистника, лепестки розы, цветки липы и др. говорит, насколько ароматны, приятны и полезны эти чай. Затем учитель предлагает выполнить учащимся практическую работу.

I вариант: рассмотреть и определить образцы лекарственных растений (сухие растения в целлофановых пакетиках);

II вариант: определить на открытках ядовитые растения и растения из Красной книги;

III вариант: описать лекарственные растения по гербарным образцам (класс, семейство, какие части используются и т.д.)

Учитель проверяет самостоятельную работу вне урока и выставляет оценки.

Во время выполнения практической работы учащиеся – дежурные угощают гостей ароматным чаем.

В заключение урока – конференции проводится викторина «Знаешь ли ты эти растения?» класс делится на две группы; из каждой группы по пять человек подходят к столам, где стоят букеты из сухих лекарственных растений: скумпия, пастушья сумка, полынь, шиповник, клевер, пижма и другие из зеленых растений: крапива, боярышник, мята, алтей, мыльнянка и другие ( до 10 видов сухих и зеленых растений).

Победителей викторины угощают чаем.

После звонка библиотекарь школы приглашает учащихся пройти в зал и посмотреть выставку литературы о лекарственных и декоративных растениях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брежневское время: иллюзия и реальность.

Урок в 11 классе с применением проектной технологии....

Курение: иллюзии и реальность. Сценарий внеклассного мероприятия.

 Борьба с вредными привычками всегда актуальна. В данном мероприятии есть масса интересного: краткая историческая справка, инсценировка с элементами юмора....

Готовность СССР к войне: иллюзии или реальность?!

Урок-диспут в 11 классе, посященный одной из спорных тем Советской истории готовности СССР к войне....

Внеклассное мероприятие "Курение:иллюзия и реальность"

Данное внеклассное мероприятие посвящено одной из наиболле актуальных проблем на сегодняшний день - курению.Предварительное анкетирование помогает представить какова ситуация с курением в школе и как ...

Курение, иллюзии и реальность (Игровой урок, посвященный проблемам курения)

Девиз: Укорачивать жизнь - преступление?Цель: Воздействия на чувства школьников, затронуть чувства, разбудить эмоции, заставить задуматься. Уметь анализировать и оценивать влияние вредных привычек на ...

Курение: иллюзии и реальность

Классный час о вреде курения...

Курение - иллюзии, реальность

Презентация, посвященная проблемам курения....