Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Класс Головоногие моллюски"
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

В презентации даётся описание внешнего и внутреннего строения Головоногих моллюсков, их многообразия, значения в природе и в жизни человека.

Подробно даётся описание присосок на примере осьминога, передвижение с использованием реактивного способа, маскировка. Также даётся описание органов чувств, размножения и развития моллюсков, их забота опотомстве. Кроме того приводятся общие признаки Головоногих моллюсков. В конце презентации даётся информация о происхождении этой группы моллюсков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_klass_golovonogie_mollyuski.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Класс Головоногие моллюски

Слайд 2

Многообразие головоногих моллюсков

Слайд 3

В классе головоногих, наиболее высокоорганизованных моллюсков, около 650 видов размером от 1 см до 5 м. Обитают они в морях и океанах, как в толще воды, так и на дне. К этой группе моллюсков относятся осьминоги, кальмары и каракатицы. Головоногими этих моллюсков называют потому, что их нога превратилась в щупальца, венчиком располагающиеся на голове вокруг ротового отверстия .

Слайд 4

Внешнее строение головоногого моллюска Тело у головоногих моллюсков двусторонне-симметричное. Оно обычно разделено перехватом на туловище и крупную голову , а нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку – мускулистую коническую трубку и длинные мускулистые щупальца, расположенные вокруг рта. У осьминогов восемь щупалец, у каракатиц и кальмаров – десять. Внутренняя сторона щупалец усажена многочисленными крупными дисковидными присосками . Туловище со всех сторон одето мантией . туловище голова нога

Слайд 5

Присоски на щупальцах у осьминога Осьминог . Осьминог изобрел изощренный метод охоты на свою жертву: он охватывает ее щупальцами и присасывается сотнями присосок, целые ряды которых находятся на щупальцах. Присоски помогают ему также двигаться по скользким поверхностям, не съезжая вниз. На щупальце осьминога хорошо видны присоски, расположенные плотными рядами.

Слайд 6

Осьминог-подражатель маскируется под ядовитую рыбу, повторяя контуры и окраску ее тела и даже способ движения – плавание параллельно дну

Слайд 7

Лучшая защита от врагов-это нападение или маскировка? Головоногие не сдаются без борьбы: они отлично вооружены. Их щупальца усажены сотнями присосок, а у многих кальмаров - также и когтями, острыми и кривыми, как у кошек. Зубов нет, но есть клюв. Роговой, крючковатый, он без труда прокусывает рыбью кожу и панцири крабов, протыкает насквозь даже прочные раковины двустворчатых моллюсков. Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие - чернильную бомбу. Вместо куска живой плоти кальмар выбрасывает перед раскрытой, чтобы сожрать его, пастью грубую подделку собственной персоны. Кальмар как бы раздваивается на глазах и недругу оставляет своего бесплотного двойника, а сам быстро исчезает.

Слайд 8

Внутреннее строение осьминога

Слайд 9

Органы чувств Органы чувств хорошо развиты. По сложности строения и остроте зрения глаза головоногих моллюсков не уступают глазам многих позвоночных. Среди головоногих встречаются особо большеглазые. Диаметр глаза гигантского кальмара достигает 40 см. У головоногих моллюсков имеются органы химического чувства, равновесия, в коже рассеяны осязательные, светочувствительные и вкусовые клетки.

Слайд 10

Забота о потомстве Осьминоги- матери не покидают отложенные ими яйца ни на миг. Нежно обмывают их струей свежей воды. Прогоняют любого, кто покушается на них. И так - от 1 до 4 месяцев без еды.

Слайд 11

Общие признаки головоногих моллюсков: 1.отсутствие раковины, 2.тело разделено на: голову, щупальца, воронку; 3.органы дыхания – жабры; 4.сердце 3-х камерное; 5.хорошо развиты органы чувств; 6.сложно устроенная нервная система.

Слайд 13

Значение головоногих в природе 1.регулируют численность рыбы и ракообразных 2.являются пищей морских животных, особенно китообразных. Невидимыми, но прочными нитями биологических взаимоотношений связаны головоногие со всеми обитателями океана. Они поедают множество рыб и крабов и сами дают пищу миллионам пожирающих их хищников: тут и рыбы - акулы, мурены, тунцы, макрели, треска; тут и птицы - альбатросы, поморники, пингвины и морские звери - киты, дельфины, тюлени.

Слайд 14

Значение головоногих для человека Кальмара не только консервируют, но и вялят, жарят, варят. Еще в Древнем Риме искусно приготовленный осьминог был обычной пищей. В последнее время «гастрономический» интерес человека к головоногим моллюскам резко возрос, так как их мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Кальмары же могут встречаться в море тысячными стаями, их легко добывать сетями. Спрутов ловят поодиночке – острогами или с помощью «кувшинных ловушек». В некоторых странах из чернильной жидкости головоногих моллюсков изготовляют краску, чернила. Кроме того, головоногих используют как лабораторных животных.

Слайд 15

Четыреста миллионов лет безмятежно плавали по волнам аммониты и наутилусы. Затем вдруг вымерли. Случилось это восемьдесят миллионов лет назад, в конце мезозойской эры. Наукой с точностью не установлено, когда и как произошли от наутилусов белемниты - ближайшие родичи кальмаров и каракатиц. Двести миллионов лет назад они уже бороздили моря Происхождение головоногих моллюсков

Слайд 16

От белемнитов произошли кальмары. Царство динозавров еще не достигло своего величия, а кальмары уже жили в море. Осьминоги появились позднее - сто миллионов лет назад, в конце мелового периода. Ну а каракатицы совсем молодые (в эволюционном смысле) создания. Они начали свое развитие в одно время с лошадьми и слонами - всего каких-нибудь пятьдесят миллионов лет назад.

Слайд 17

1. П. – 23, повторить п. – 20 – 22. 2. Сообщения о представителях класса Головоногие моллюски. 3. Заполнение таблицы «Характерные особенности моллюсков». Домашнее задание.

Слайд 18

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

Презентация к уроку биологии 8 класс тема "Витамины"

Презентация используется при изучении темы "Витамины" в курсе биологии 8 класса...

презентация к уроку биологии 9 класс "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы"

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы". В презентации названы имена отечественных ученых , которые внесли вклад в развитие физиологии: Сеченов, Павлов, ...

презентация к уроку биологии 8 класс "Орган зрения"

Урок предназначен для того, чтобы обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органах чувств; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и о...

Мультимедийная презентация к уроку биологии 6 класса "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок",

Мультимедийная презентация по теме "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок", где рассматриваются   особенности строения данного органа  и предусмотрена проверка знаний...