Проект урока биологии в 7 классе с использованием современных образовательных технологий по теме "Класс Головоногие моллюски"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Урок разработан для проведения по ФГОС. Основная цель урока - это познакомить с общей характеористикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения со средой обитания, многообразием. Основное содержание темы предполагает изучение внешнего и внутреннего строения моллюсков, реактивный способ передвижения значение чернильного мешка, автономию, значение моллюсков. В ходе урока предусмотрены планируемые результаты: метапредметные, предметные, личностные.  В ходе урока предусмотрено использование презентации, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, интернет-ресурсы. В конце урока предусмотрено закрепление и рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_klass_golovonogie_mollyuski.docx46.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока биологии в 7 классе

с использованием

современных образовательных технологий

Тема

Класс Головоногие моллюски.

Цель

Познакомить с общей характеристикой класса Головоногие моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием. Сформировать знания о классе Головоногие моллюски (на примере осьминога), о происхождении современных моллюсков и их значении.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Основное содержание темы предполагает изучение внешнего и внутреннего строения головоногих, реактивный способ передвижения, значение чернильного мешка, автономию, гемоцианин, сперматофоры,  значение этих моллюсков.

Планируемые результаты

Личностные

 - проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации, включая электронные;

-  умение обобщать полученную информацию;

-умение вести наблюдение, опыт;

- выделять характерные причинно-следственные связи;

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-умение выполнять учебные задания в соответствии с планом;

Коммуникативные:

- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества;

- умение формулировать высказывание;

-умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные

-знание особенностей внешнего и внутреннего строения головоногих моллюсков;

-умение распознавать и отличать головоногих моллюсков от других представителей этого типа;

-характеризовать особенности их строения в связи со средой обитания;

-умение объяснять роль головоногих моллюсков   в природе и жизни человека;

-умение наблюдать и делать выводы.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Химия.

Учебник, рабочая тетрадь,  мультимедийный проектор, презентация, оформление доски, интерактивный рисунок «Строение головоногих моллюсков на примере осьминога»,  карточки для индивидуальной работы, тест «Моллюски». http://school-collection.edu.ru/catalog/res/faca611a-2bee-4e86-a064-ca4dcf0fea61/?from=79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25& 

фронтальная  -

индивидуальная –

в паре  -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности.

Цели деятельности

Планируемый результат

 - актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями Брюхоногое и Двустворчатые моллюски;

- мотивировать обучающихся к изучению темы

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Тема нашего сегодняшнего урока – Класс Головоногие Моллюски. Во многих книгах их называют приматами моря, а вот почему – Вы попробуете ответить мне в конце урока.

                                                   Задание 1

Выпишите цифры, которые соответствуют сведениям, относящимся к большому прудовику ( 1 вариант)    и  беззубке ( 2 вариант).

  1. Тело животного мягкое, есть мантия.
  2. Снаружи тело покрыто двустворчатой раковиной.
  3. Наружной раковины нет. Есть лишь ее остатки, скрытые под кожей.
  4. Раковина единая, имеет вид башенки.
  5. Питается водными растениями.
  6. Хищник: поедает рыбу, крабов, моллюсков.
  7. Дышит атмосферным воздухом.
  8. Дышит растворенным в воде кислородом, проникающим через жабры.
  9. Кровеносная система не замкнутая.
  10. Кровеносная система замкнутая.
  11. Нервная система состоит из нескольких пар узлов, соединенных между собой перемычками.
  12. Нервные клетки не образуют узлов. Они лишь соприкасаются между собой длинными отростками.
  13. Есть глаза, расположенные у основания щупалец.
  14. Органы зрения отсутствуют.
  15. Обитает в пресных водоемах.
  16. Передвигается с помощью мускулистой ноги.
  17. Характерен реактивный способ передвижения ( за счет сильного выталкивания воды из мантийной полости).
  18.  Питается органическими взвесями, микроорганизмами.
  19. Глаза расположены по бокам головы, крупные и по своему строению напоминают глаза рыб, птиц, млекопитающих.

Тест

1.На рыбах паразитируют личинки моллюсков:

а) головоногих,  б) брюхоногих, в) двустворчатых.

2.Тип насчитывается:

а) около 10 тыс. видов, б) свыше 100 тыс. видов, г) около 1 млн. видов.

3.Раковинв моллюсков состоит:

а) только из извести, б) из извести и рогового вещества, в) только из рогового вещества.

4.Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

а) голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу,

б) голову со щупальцами и туловище,

в) туловище и мускулистую ногу.

5.Животных, имеющих мягкое на ощупь, нечленистое тело, раковину и мантию, объединяют в тип:

а) круглые черви, б) моллюски, в) членистоногие.

6.Какой орган обеспечивает движение крови у моллюсков?

а) особый карман мантии – легкое, б) печень, в) сердце.

7.Большой прудовик часто поднимается к поверхности воды, т.к.:

а) там светлее, б) там больше пищи, в) он дышит кислородом воздуха.

8.В пищу употребляют:

а) мидий и устриц, б) слизня и живородку, в) жемчужницу и большого прудовика.

9.Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика:

а) малый прудовик, б) человек, в) собака.

10.Почему беззубки и перловицы называют «придонными фильтрами»?

а) пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов,

б) они питаются органическими частями, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками.

Ответ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-в, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б.

Личностный:

-- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

- умение называть особенности классов Брюхоногие и Двустворчатые моллюски.

Коммуникативный:

- умение работать с информацией на опережение;

-умение работать в паре.

II этап Учебно-познавательная деятельность (изучение нового материала)

Цели деятельности

Учебные задания

Планируемый результат

Изучить особенности внешнего и внутреннего строения головоногих моллюсков в связи со средой обитания,  их происхождение и многообразие.

Изучить роль моллюсков в природе и жизни человека.

Наш урок будет посвящен одному из представителей головоногих моллюсков – осьминогу. Эволюция создала осьминогов 500 млн. лет назад. Его можно назвать самым необычным и самым высокоорганизованным из всех беспозвоночных.

Давайте попробуем это доказать.

Натуралистам известно более 100 видов осьминогов, 650 видов головоногих.

Как вы думаете, где они обитают?

А)внешнее строение http://school-collection.edu.ru/catalog/res/faca611a-2bee-4e86-a064-ca4dcf0fea61/?from=79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25& 

Днем он менее активен, чем ночью, поэтому считается ночным животным. Робок, при приближении водолаза или аквалангиста обычно прячется под камни. Жилище свое содержит в чистоте: подметает струей воды из воронки, объедки складывает снаружи в мусорную кучу. Тащит в нору все, что найдет на дне: главное, чтобы вход был узок, а внутри — широко. Селится даже в ящиках, бидонах, шинах и резиновых сапогах.

ОСЬМИНОГИ, отряд морских моллюсков класса головоногих.

Что такое головоногие?

Для всех характерны восемь «рук»- шупалец равной длины, хорошо развитая голова и мешковидное туловище.  «Руки» соединены между собой тонкой перепонкой и имеют от одного до трех рядов присосок. На всех восьми щупальцах взрослого осьминога их около 2000, каждая из которых обладает держащей силой около 100 г.

Осьминоги «ходят» на щупальцах по дну, переносят в них тяжести, строят гнезда из камней, Открывают раковины моллюсков, прикрепляют яйца к камням.

Туловище со всех сторон одето мантией.

 В центре нее находится рот с роговым клювом, похожим на клюв попугая, а во рту – напоминающий рашпиль «язык», т.н. радула, которая перетирает пищу.

Размеры осьминогов варьируют от 50 мм до 9,8 м.

Масса 4,5-7 кг, максимальная масса 20 кг.

 Продолжительность жизни - редко превышает 4 года, в среднем 1-2 года .

Б) передвижение http://school-collection.edu.ru/catalog/res/faca611a-2bee-4e86-a064-ca4dcf0fea61/?from=79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25& 

Какая симметрия у осьминогов?

Как передвигаются осьминоги?

Определенное количество воды засасывается через мантийную щель — отверстие, расположенное на голове осьминога непосредственно за глазами, в обширную полость кожистого мешка — мантию, отходящую от головы и ограниченную внутренними поверхностями щупалец.

После втягивания определенной порции воды дальнейший ее доступ перекрывается специальными хрящами-кнопками, которые представлены бугорками на одной стороне мантии и соответствующими им углублениями — на противоположной.

Мускулы полости, сокращаясь, с силой выталкивают воду наружу через круглую воронку — мускулистый орган, расположенный рядом с мантийной щелью и являющийся видоизмененной частью руки. В результате осьминог получает мощный толчок, реактивная сила которого направлена в сторону щупалец. Именно поэтому моллюск плавает задним концом тела вперед, каждый раз перемещая его приблизительно на 2—2,5 м. Обычно осьминоги плавают медленно, но в случае опасности могут двигаться со скоростью 15 км/ч.

В) внутренний скелет http://cor.edu.27.ru/catalog/res/faca611a-2bee-4e86-a064-ca4dcf0fea61/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66& 

У осьминогов раковина полностью отсутствует. Как вы думаете, почему?

«Руки» соединены между собой тонкой перепонкой и имеют от одного до трех рядов присосок. На всех восьми щупальцах взрослого осьминога их около 2000, каждая из которых обладает держащей силой около 100 г. Осьминоги «ходят» на щупальцах по дну, переносят в них тяжести, строят гнезда из камней, Открывают раковины моллюсков, прикрепляют яйца к камням.

Обыкновенный осьминог обладает способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Это объясняется наличием в его коже клеток с различными пигментами, способных под влиянием импульсов из центральной нервной системы растягиваться или сжиматься в зависимости от восприятия органов чувств. Обычный окрас — коричневый. Если осьминог напуган — он белеет, если разгневан, то краснеет.

Этой способностью осьминоги обязаны зрительным анализаторам, расположенным не только в глазах, но и в присосках щупальцев. После оценки окружающей обстановки сигналы поступают к соответствующим отделам нервной системы, а те, в свою очередь, посылают «приказ» клеткам.

Г) пищеварительная система

Обнаружить нору осьминога можно по остаткам мусора около норы. Осьминоги - хищники. Поедает моллюсков, ракообразных, рыбу. Добычу обыкновенный осьминог захватывает всеми восьмью щупальцами. Осьминог своим клювом кусает жертву, удерживая её присосками. При этом яд слюнных желез из глотки попадает в рану.  Причем яд этот настолько силен, что способен в считанные секунды убить краба, рыбу или моллюска.

Далее идут длинный пищевод, желудок и длинная кишка, которая заканчивается анальным отверстие. В заднюю кишку открывается поток особой железы - чернильного мешка.

Как вы думаете, зачем осьминогам такое приспособление?

В минуту опасности осьминоги выпускают из воронки струю довольно ядовитой черной жидкости, растекающейся не сразу, а образующую каплю, причем капля эта принимает очертания самого животного, что приводит нападающего в состояние полной растерянности. Как только хищник набрасывается на мнимого осьминога, капля растекается, образуя густое чернильное облако, под покровом которого осьминог немедленно ретируется.

Кроме того, в состав этой чернильной жидкости входят вещества, оказывающие на обонятельные нервы хищников парализующее воздействие. Так, самый грозный враг осьминогов — мурена, испытав на себе действие чернильного «заряда», утрачивает обоняние более чем на час.

Осьминожьи чернила вырабатывает особый вырост прямой кишки — грушевидная железа, или чернильный мешок, который полностью заполнен уже при рождении моллюска. Внутренняя полость мешка разделена на две камеры, в верхней находятся «готовые» чернила, в нижней — зерна черного пигмента, которые по мере опорожнения верхней растворяются под действием соков железы и перекачиваются в верхнюю. Запаса этих чернил хватает на шесть «сеансов устрашения».

После полного опорожнения мешка он уже через полчаса полностью восстанавливается — и осьминог снова во всеоружии.

Питаются осьминоги крабами, улитками, рыбой и другими животными, в свою очередь, становясь добычей рыб, морских птиц и млекопитающих.

Поэтому одним из способов сохранения жизни для них является автотомия — самоотбрасывание конечностей.

Схваченный противником за щупальце, осьминог резкими сокращениями мускулатуры отрывает от себя руку, которая еще какое-то время продолжает извиваться, отвлекая внимание нападающего, осьминог же за это время успевает скрыться. И очень скоро обзаводится новым щупальцем.

Д) дыхательная система

Дышит осьминог жабрами, однако без ущерба здоровью может непродолжительное время быть вне воды.

У осьминога три сердца: одно (главное) гонит голубую кровь по всему телу, а два других — жаберных — проталкивают кровь через жабры.

Е) кровеносная система

А еще их величают «морскими аристократами». Как вы думаете, почему?

Поводом для этого послужила их голубая кровь. Столь необычный цвет объясняется тем, что в эритроцитах и плазме вместо гемоглобина содержится гемоцианин, в котором железо заменено медью. Кроме того, природа снабдила этих «благородных» животных тремя сердцами. Главное из них, состоящее из одного желудочка и двух предсердий, питает все органы, частота его сокращений — 30—36 ударов в минуту. Два других, так называемых «жаберных сердца», проталкивают кровь через жабры.

Ж) органы чувств, нервная система

Головной мозг высокоразвитый (один из самых развитых среди беспозвоночных)Самый «умный» среди всех беспозвоночных: поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры — маленький квадрат отличает от более крупного, прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально, круг от квадрата, ромб от треугольника. Узнает людей, привыкает к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным. Прекрасно обучаем.

Глаза большие, с хрусталиком, похожим на человеческий. Зрачок прямоугольный. Во время глубокого сна осьминог глаза не закрывает, а лишь сильно суживает зрачки. Его дыхание замедляется, все щупальца, кроме двух нижних, он прижимает к телу. Две нижние раскинутые в стороны руки выполняют сторожевую функцию. Прикосновение к ним, а также малейшее колебание воды действуют на спящего осьминога подобно будильнику.

Осьминоги способны воспринимать звук, в том числе инфразвук.

На каждой «руке» расположено до 10 тыс. вкусовых рецепторов, определяющих съедобность или несъедобность предмета

З) размножение, забота о потомстве

После оплодотворения самка устраивает в норе или пещерке гнездо и откладывает в нем несколько тысяч яиц, которые при помощи слизи прикрепляет к потолку и стенам норы связками-гроздьями. И с этого момента уже неотлучно находится при яйцах, постоянно перебирая их, омывая свежей водой и отгоняя от гнезда хищников. «Высиживание», в зависимости от вида, может продолжаться 12 и более месяцев. Все это время самка ничего не ест, рационально используя запас питательных веществ, накопленных в печени. А к моменту вылупления осьминожков она бывает настолько истощена, что, освободив потомство от яйцевой оболочки, вскоре умирает.

Как вы думаете, почему самка не покидает гнездо?

Почему умирая, она уходит подальше от кладки?

- Сколько раз в жизни размножаются головоногие?

И) Значение моллюсков

Общие признаки головоногих моллюсков. Сообщения учащихся.

Употребление осьминогов в пищу распространено во многих культурах. В японской кухне осьминог — обычный продукт, из которого готовятся такие блюда как суши и такояки. Также их едят живыми. Живых осьминогов нарезают на тонкие кусочки и съедают их в течение нескольких минут пока мышцы щупалец продолжают конвульсировать. Едят осьминогов на Гавайских островах. Часто употребимы осьминоги в средиземноморской кухне. Осьминог — источник витаминов B3, B12, калия, фосфора и селена. Готовить осьминогов следует аккуратно, чтобы избавиться от слизи, запаха и остатков чернил.

В начале 19 века у берегов Японии затонуло судно с дорогим корейским фарфором. Весь груз оказался на дне, причем на такой глубине, что ныряльщикам было до него не достать. Почти через сто лет одному рыбаку пришла в голову идея использовать осьминогов для подъёма фарфора со дна. К осьминогам привязывали верёвки и опускали. Через небольшой промежуток времени, когда осьминог находил себе убежище в одной из ваз, тянули за верёвку. Осьминог цепко хватался за то, что считал своим убежищем, и его вместе с грузом поднимали наверх.

Познавательный:

Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре.

Предметный - умение давать определение основным понятиям темы.

Личностный:

готовность школьников к восприятию нового мате-риала

создать у школьников направленность на учебную работу,

стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым

появление интереса к изучаемой теме

Личностный: развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе работы с различными источниками информации

Регулятивный: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный:

  • умение выполнять учебные задания в паре (группе); умение выступать пред одноклассниками,
  • умение воспринимать и перерабатывать информацию.

Предметный: узнать место расположения сердца в организме человека, его средние размеры; строение сердца.

Познавательные: описание результатов работы с моделью и формулировка вывода

III этап Диагностика качества освоения темы

Цели деятельности

Установить  степень усвоения темы  «Тип Моллюски»:

- стимулировать интерес к выполнению заданий частично-поискового и эвристического  характера;

- планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Развитие логического мышления Закрепление.

А. От частного к общему.

1. Беспозвоночное, мидия,  многоклеточное, двустворчатое.

2.  Моллюск, кальмар, животное, головоногое.

Б. Третий лишний  (объяснить почему).

1.   Кальмар, аргонавт, мидия.

2. Перловица, устрица, прудовик.

В.  Терминология.

1. Радула (язык с тёркой в ротовой полости)

2. Биссус (клейкая нить для крепления к рыбам)

Подведение итогов урока.Дурная слава кровожадных убийц, способных затащить на морское дно не самый маленький корабль, преследовала осьминогов еще со времен Аристотеля. А ведь на самом деле это очень необычные животные, с хорошо развитым интеллектом и фантастическим чувством родительского долга.

 

Планируемый результат

Регулятивный - умение выполнять задание в соответствии с целью.

Предметный:

- умение наблюдать и делать выводы.

Познавательный:

- умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания

Коммуникативный: 

- умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

  1. Задание на самоанализ 

Составьте синквейн на тему «Моллюски»

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)

            Основная идея  методических рекомендаций  состоит в оптимальном сочетании видов  современных технологий в процессе патриотичес...

Педагогический проект "Формирование ключевых компетенций учащихся с использованием современных образовательных технологий"

АННОТАЦИЯ         Проект направлен на достижение цели развития у учащихся ведущих интеллектуальных индивидуально-личностных способностей, навыков исследовательс...

План по самообразованию «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательных технологий»

План самообразования учителя физики и математикиТема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательны...

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, СБО, ИЗО, путём использования современных образовательных программ и методов

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. В последнее время у школьников наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. А, известно, что познавательная а...