Биологическое образование в формировании ценностей здорового образа жизни
статья по биологии на тему
Проблема сохранения и укрепления здоровья каждого человека стала в настоящее время актуальной и глобальной для всего человечества. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Физическим здоровьем называют состояние органов и систем органов. Под психическим здоровьем понимают состояние психики человека. Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение. Чтобы быть здоровым, необходимо сформировать здоровый образ жизни. В связи с этим, одним из главных направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ Краснослободская СОШ2
Биологическое образование в формировании ценности здорового образа жизни.
Человек — высший продукт земной природы.
Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,
человек должен быть здоровым, сильным и умным.
Проблема сохранения и укрепления здоровья каждого человека стала в настоящее время актуальной и глобальной для всего человечества. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Физическим здоровьем называют состояние органов и систем органов. Под психическим здоровьем понимают состояние психики человека. Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение. Чтобы быть здоровым, необходимо сформировать здоровый образ жизни. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.
Это связано в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.
В связи с этим, одним из главных направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, повышает качество образования, формирует основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.
Никакой другой предмет как биология ни ориентирован на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса. Изучение биологии позволяет не только знакомить школьников с компонентами здорового образа жизни, но и объяснить эти компоненты с биологической, психологической и социальной точек зрения. Способствует формированию ценностного отношения к здоровью, развивает стремление сохранить здоровье, вооружает научными знаниями и практическими умениями здорового образа жизни, обеспечивает школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. Основными компонентами здорового образа жизни являются: соблюдение правил личной гигиены; рациональное питание; преодоление вредных привычек; оптимальную двигательную активность; разумное чередование труда и отдыха; закаливание; психогигиену; общение с природой.
Для формирования здорового образа жизни рекомендуется использовать следующие методы обучения: беседы и рассказы с воспитательно-ценными примерами валеологического характера, ознакомление с историческими фактами, чтение литературы о здоровом образе жизни; объяснение теоретических основ компонентов здорового образа жизни, их биологического и социального смысла; проведение обсуждений, дискуссий, диспутов, конференций по проблемам здорового образа жизни; наблюдения в природе, обсуждение биологического и валеологического смысла картин и иллюстраций; выполнение практических заданий, творческая самостоятельная работа, самонаблюдения; проверка выполнения правил здорового образа жизни, одобрение или осуждение поступков школьников.
При этом, воспитательную направленность методам обучения, придают следующие методические приемы: создание проблемных ситуаций; использование логических приемов по обобщению биологических знаний с акцентом на мировоззренческие и культурологические выводы; применение организационных приемов, обеспечивающих внимание школьников к воспитательно-ценному содержанию и его восприятие; использование технических приемов, обеспечивающих использование в образовательном процессе объектов природы, произведений литературы.
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т. к. он является
основной формой педагогического процесса:
- рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них здорового
образа жизни и потребностей в нем;
- количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;
- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее.
Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В связи с этим в структуру урока биологии необходимо активно внедрять физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), следить за правильностью осанки учеников. При этом учитываются требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Березовская Р.А., Никифоров Г. С. Отношение к здоровью // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб: 2003. – 100 – 110с.
Возрастная и педагогическая психология: Тексты/Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.– 272с.
Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». М: «Аркти», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/27/picture-94316.jpg)
Формирование ценности здорового образа жизни на уроках информатики и ИКТ
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, опре...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-169804-1484401055.jpg)
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССА
С каждым годом спорт, здоровый образ жизни играет все более важную роль в развитии, взросление и социализации детей и подростков. Детям необходимо рассказывать об истории спорта, о рекордах, о в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-824398-1475519952.jpg)
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее».
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-833015-1476771793.jpg)
Формирование ценностей здорового образа жизни дошкольников
ПРОГРАММА «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»Задачи: привлекать детей и их родителей к систематическим занятиям физкультурой и спортом, сплачивать семьи;организовывать досуг дошкольников и их родителей;пропага...
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здорового образа жизни средствами фитнес-технологий»
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здоровогообраза жизни средствами фитнес-технологий»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/14/picture-894211-1487061873.jpg)
Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни "Я выбираю здоровье!"
Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни "Я выбираю здоровье!"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-352579-1491815178.jpg)
"Формирование ценностей здорового образа жизни как основы здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра...