Разработка открытого урока Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Белова Антонида Павловна

Комбинированный урок "Многоклеточные водоросли". Биология 7 класс класс.Цель урока:продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различными многоклеточными водорослями, со средой их обитания и особеннотями строения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока

Многоклеточные водоросли.

Многообразие и значение водорослей.

Тип урока: комбинированный

Цели: продолжить формирование представления о водорослях как  особой группе растительных организмов;  познакомить с различными многоклеточными водорослями, со средой их обитания и особенностями строения и размножения; дать представление о роли водорослей в природе, использование их в науке, технике, хозяйстве человека, о мерах по охране водорослей; продолжить формирование умения работать с микроскопом  и навыка выполнения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: таблицы: « Одноклеточные водоросли»,

 « Многоклеточные водоросли», « Бурые и красные водоросли», цветковое растение элодея из аквариума, гербарии различных многоклеточных водорослей, живые водоросли их аквариума; некоторые предметы, сделанные из водорослей: салат из морской капусты, пищевые добавки с водорослями, йод, агар-агар и т.д.

Ключевые слова и понятия: нитчатые водоросли ( улотрикс, кладофора, спирогира), бурые водоросли ( филлофора, порфира, птилота, радимения); слоевище( таллом), ризоиды, спорангий, ядро с ядрышком, вакуоль, хроматофор; бесполое размножение, половое размножение, коньюгация; зооспоры, подвижные гаметы, споры, зигота; фитопланктон.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Работа у доски по карточкам:

  1. Изобразить строение хлореллы и указать основные органеллы этой водоросли.
  2. Изобразить строение хламидомонады и указать основные  органеллы этой водоросли.
  3. Изобразить схему бесполого размножения хламидомонады.
  4.  Изобразить схему полового размножения хламидомонады.

После ученики устно отвечает по карточкам.

  1. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Водоросли бывают одноклеточные и многоклеточные. Начнём с нитчатых многоклеточных  водорослей. Подумайте, почему их так называют? (Эти водоросли напоминают по своему внешнему виду длинные нити). Распространенным представителем является спирогира -  многоклеточная зелёная водоросль. В пруду или в реке её можно обнаружить в виде скопления зелёной, скользкой на ощупь тины.

(Демонстрация изображения этой водоросли на таблицах, в живом и засушливом виде).

Особенности строения:

  1. Неприкреплённый образ жизни.
  2. Клетки имеют вытянутую форму. Снаружи они покрыты  слизью.
  3. Хроматофоры длинные, вытянутые и расположены в цитоплазме вдоль стенки клетки, как бы по спирали. В центре клетки расположено крупное ядро с ядрышком.  Большое пространство занимает вакуоль.
  4. Характерно тоже бесполое и половое размножение:

А). Бесполое размножение у спирогиры сходно с размножением у хламидомонады.

Б). Половое размножение несколько отличается от идентичного хламидомонады. Две нити спирогиры располагаются параллельно друг другу. Затем они сближаются и обволакиваются слизью. Клетки, расположенные ближе всего друг к другу, образуют выросты, которые соединяются и образуют канал, через который содержимое одной клетки перетекает в другую. Происходит оплодотворение и образуется зигота. Такой способ оплодотворения называется коньюгацией.

Далее учитель знакомит с ещё одной  зелёной нитчатой водорослью – улотрикс. Отмечает особенности отличия от спирогиры:

  1. Прикреплённый образ жизни к камням и корягам на дне неглубоких рек.
  2. Бесполое размножение происходит при помощи зооспор.( Зооспоры – подвижные клетки со жгутиками.) Зооспоры свободно плавают, а затем прикрепляются к субстрату, делятся и дают начало новому организму.
  3. Половое размножение улотрикса происходит при помощи подвижных гамет со жгутиками. Гаметы сливаются и образуют зиготу, которая покрывается толстой оболочкой и  может находится в состоянии покоя до наступления благоприятных условий. Затем она делится на 4 клетки – споры.

Вопрос.  1. Как вы считаете, где можно встретить большое количество разнообразных водорослей? (Ответы  учащихся)

Учитель демонстрирует разнообразие многоклеточных океанических и  морских водорослей при помощи таблиц, гербарных материалов, изображений на ЦОР.

  1. Осмысление учебной информации.
  • Выполнение практической работы:  Строение многоклеточной зелёной водоросли спирогиры.

Цель: закрепить теоретические знания; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарный материал спирогиры, готовый микропрепарат «Спирогира», микроскоп.

Общие рекомендации: перед началом работы необходимо напомнить учащимся о технике безопасности.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарный материал спирогиры. Опишите внешний вид водоросли.
  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом при большом и малом увеличении. Обратите внимание на форму, размер и расположение клеток спирогиры.
  3. Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите толстую клеточную оболочку, крупную вакуоль. цитоплазму, ядро, которое находится как бы в дополнительной оболочке. Где расположено ядро клетки?
  4. Рассмотрите хроматофоры. Какую форму они имеют?
  5. Зарисуйте внешний вид водоросли и строение одной  клетки спирогиры.
  6. Сделайте вывод о внешнем виде и об особенностях строения клеток спирогиры.
  • Работа с текстами, рисунками, изображениями на ЦОР.

Задание каждому ученику: сформулировать  по два вопроса  о представителях красных и бурых водорослей (внешний вид, особенности строения и значение).

  1. Рефлексия (осмысление).

Закрепление.

Игра: « Я готов ответить на ваши вопросы». Учащиеся по очереди задают подготовленные вопросы остальным ученикам. Оцениваются  ответы и вопросы.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы и заполнить таблицу в тетради

Название водоросли

(по 1-3 представителя из каждого отдела)

Название отдела

Одноклеточная или многоклеточная

Место обитания

Образ жизни

Значение  для человека

Белова А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока значение и разнообразие водорослей

эта разработка поможет учителям увлекательно провести урок биологии....

мультимедийная презентация к уроку "Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека"

Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека...

Тема: «Многообразие водорослей и их значение в природе и в жизни человека»

    В рамках реализации новых образовательных стандартов в среднем звене, на уроках биологии 5 класс, активно реализуетс системно-деятельностный  подход к обучению, с использован...

Презентация к уроку "Водоросли. Многообразие"

Данная презентация может использоваться при изучении темы "Водоросли. Многообразие"...