Транспорт веществ в организме
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Дирина Ольга Викторовна

Данная разработка урока может применятся на уроках биологии в курсе "Биология. Живой организм" 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peredvizhenie_veshchestv.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 6 классе.

 Обобщающий урок по теме «Передвижение веществ в организме».

Цель: Расширить представления об особенностях переноса веществ в организмах животных.

Задачи:

Познавательные:

Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах  животных;

Расширить представления о клетках крови, гемоглобине, гемолимфе, замкнутой и незамкнутой кровеносных системах

Систематизировать знания о передвижении веществ в растительном и животном организмах

Показать значение процесса движения веществ.

Личностные:

Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

Коммуникативные:

Продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;

  • Тип урока: – Урок решения частных задач с применением открытого способа

Методы:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация рисунков

Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

Междисциплинарные связи: химия, экология.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, цитология.

Средства:

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.
  4. Изучение нового материала
  1. Особенности состава крови у животных организмов.
  2. Особенности функций крови у животных.
  3. Особенности строения крови лягушки и человека, связь с выполняемой функцией.
  1. Закрепление. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
  2. Проверка знаний.

Задание: (слайд 2,3,4,5,6,7)

  1. Вода в растении перемещается из:

А) корня в стебель

Б) цветков в стебли

В) листьев в стебли

Г) стеблей в корни

  1. У одноклеточных организмов перенос веществ осуществляется с помощью:

А) кровеносной системы

Б) ситовидных трубок

В) движения ресничек

Г) движения цитоплазмы

  1. Передвижение веществ в растении обеспечивает:

А) покровная ткань

Б) образовательная ткань

В) проводящая ткань

Г)фотосинтезирующая ткань

  1. У позвоночных животных перенос веществ в организме осуществляется с помощью:

А) дыхательной системы

Б) кровеносной системы

В)выделительной системы

Г)пищеварительной системы

  1. В ситовидных трубках луба происходит:

А)образование органических веществ

Б) запасание органических веществ

В)передвижение органических веществ

Г) передвижение воды и мин. веществ

  1. К системе органов кровообращения не относится:

А) сердце и сосуды

Б) вены и артерии

В) лёгкие и трахеи

Г) капилляры

Биологические задачи:

Зачем бороться с колорадским жуком, если он питается листьями, а человек – клубнями картофеля?

Почему повреждённые участки коры и древесины необходимо замазывать садовым варом или веществами его заменяющими?

  1. Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

Изучая тему «Дыхание» и «Пищеварение», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь этих и кровеносной систем между собой.

  1. Изучение нового материала.

У большинства животных перенос газов и питательных веществ осуществляется кровью.

Почему кровь у человека красная?

Может ли быть голубая или зелёная кровь?

У насекомых и моллюсков по сосудам течет гемолимфа. От греч. «гема» - кровь и лат. «лимфа» - чистая вода – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции, сходные с функциями крови. У насекомых гемолимфа не участвует в переносе газов.

 Работа с текстом:

В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.

                        Состав крови

                _____________                _______________

                                        __________                ____________

                                (………………….)        (…………………….)

Почему у насекомых в отличие от позвоночных кровь бесцветная?

«Пигменты» - окрашенные соединения, входящие в состав клеток организмов. Основной пигмент растений – хлорофилл, пигмент крови – гемоглобин, кожи – меланин. Дыхательные пигменты позволяют поглощать и транспортировать гораздо большее количество кислорода, чем при простом растворении газов в плазме крови. Гемоглобин содержит железо.  Пигменты крови находятся в эритроцитах – красных кровяных клетках или растворены в плазме (у некоторых беспозвоночных)

Особенности строения крови лягушки и человека, связь с выполняемой функцией.

Рассмотрите микропрепарат крови человека и микропрепарат крови лягушки.

Сколько типов клеток вы наблюдаете? В чём различие эритроцитов в крови человека и лягушки? Можно ли по микропрепарату крови определить, у какого организма идёт более интенсивный обмен веществ?

V. Закрепление. Подведение итогов урока.

 Задача «Экспертиза»

 Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

1. Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.

2. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.

Домашнее задание:

Учебник & 12, рабочая тетрадь стр. 25 задания №57, 58

 По желанию: ответить на вопрос под рубрикой «Подумайте» стр. 83


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Транспорт веществ в организме растений.

Методическая разработка интегрированного с физикой урока-исследования, включающая конспект и электронное домашнее задание для дистанционного обучения....

Тест 6 класс Тема Транспорт веществ в организме

Тест для проверки знаний учащихся 6 класса по теме "Транспорт веществ в организме"...

"Транспорт веществ в организме" по программе Н.И. Сонина

Конспект и анализ урока на котором рассматриваются особенности передвижение веществ в растительном и животном организме....

Транспорт веществ в организме

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Транспорт веществ в организме»Развитие навыков мыслительной деятельности и интеллектуальных способностей через решение проблем.Воспитание навыков самостояте...

Рабочий лист по теме:"Транспорт веществ в организме животных"

Рабочий лист для учащихся 6 класса по теме: ""Транспорт веществ в организме животных" (по программе Сонина)...