Урок "Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин."
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Манукян Елена Олеговна

Урок биологии в 9 классе. Материал содержит: технологическую карту урока, презентацию, приложения к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_evolyutsionnogo_ucheniya._ch.darvin_9_klass.rar2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (сд) Манукян Е.О.

Предмет______________биология_______________________класс______9__________________

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин

1 урок из 7 в главе «Основы учения об эволюции»

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

открытие новых знаний (структура урока по Л.Г.Петерсону)

Форма урока: урок-путешествие, исследование

Форма учебной деятельности: коллективное обучение

 Методы обучения: публичное выступление, защита работ, работа с литературой

Цель урока

Задачи урока

Сформировать у учащихся  знания  о развитии эволюционного учения.

Образовательные:

Рассмотреть вклады ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, заслуги  К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитии биологической науки и становлении современной эволюционной теории;  дать понятие об основных положениях теории Ч. Дарвина.

Развивающие:

Развивать  умения   самостоятельно  формулировать  гипотезы,  устанавливать причинно-следственные  связи;  кратко и четко  формулировать свои мысли. Развивать  учебные навыки  по поиску и систематизации  информации, умения перерабатывать полученную информацию  и  представлять ее  графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные:

Формировать культуру умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, прививать  бережное отношение к природе,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к окружающему миру.

Предполагаемый результат

Предметный результат

Компетенции / УУД

Предметные:

Учащиеся знакомятся  с особенностями периодов эволюционного учения;  учатся выделять  существенные признаки  теорий эволюционного учения,  находить сходство и отличие в данных теориях,  различать заслуги эволюционистов; овладевают  умением объяснять роль эволюционного учения.

Метапредметные:

  Учащиеся осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения изучать  периоды эволюционного учения,  определяя принадлежность  разных теорий;  учатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию  в  учебнике,   составлять сообщения на основе  обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению эволюционного учения,   у них формируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к окружающему миру, развивают  умения  слушать и слышать другое мнение

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль,   оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структурирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Педагогические технологии

Оборудование

Исследовательские методы обучения

Оборудование для учителя: ПК, презентация, литература

Оборудование для учащихся: дополнительная текстовая информация.

Пасечник В.В.  Биология 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013 г.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин)

Проверяет готовность к уроку; создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности.

Проверяют рабочие места. Рассаживаются по группам.

Коммуникативные УУД:

- слушают учителя

- строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывают свое рабочее место.

-самооценка готовности к уроку;

- оценка эмоционального состояния.

Актуализация знаний (5 мин)

Актуализация знаний при решении кроссворда.

Активизация познавательной деятельности.

Вводное слово учителя  об изменениях, происходящих в органическом мире

Какую цель поставим перед собой?

Зачем нам эти знания?

Решают кроссворд.

Слово эволюция.

Высказывают предположения.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учет разных мнений

Познавательные УДД

Подведение  под понятие

Аналогия, обобщение

Установление причинно-следственных связей

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (2 мин)

Организует выполнение задания «Составьте кластер».

На основе настоящих знаний темы (см. кластер) учащиеся делают вывод, о недостатке знаний и предполагают учебные задачи по теме. Учитель корректирует.

Составление кластера.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

-  оценка постановки учебной задачи;

- оценка умения формулировать тему урока.

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (3 мин)

Определение понятия  «Эволюция» как необратимый процесс исторического развития органического мира.

Эволюционное учение - учение о направлениях и закономерностях исторического развития жизни на Земле. Тема урока.

Учащиеся отвечают, что «эволюция» как необратимый процесс исторического развития органического мира.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структуирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

-  оценка/самооценка постановки учебной задачи, умение планировать действия по её решению.

Реализация построенного проекта (10 мин)

Организует выполнение задания коллективно по инструктивной карточке.

Оформление таблицы: Эволюционные взгляды К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина

К. Линней

Ж. Б. Ламарк

1. Князь ботаники «Философия ботаники»

2. Описал около 10000 видов

3. Искусственная система. В основе признак полезности и др..

4. Бинарная номенклатура

5. Все создано Творцом и неизменно

1. «Философия зоологии»

2. Ввел термин биология

3. Заложил основы естественной классификации

4. Разделил мир на беспозвоночных и позвоночных

5. Принцип градации (от простого к сложному)

6. Создал первую эволюционную теорию «Виды изменяются под влиянием условий окружающей среды»

7. Причина эволюции – стремление к совершенству (упражнения)

Задания. Составить структурно-логическую схему:

  1. Эволюционное учение К. Линнея (+ и -)   (с. 188)
  2. Эволюционное учение Ж. Ламарка (+ и -)   (с. 188-189)

Эволюционное  учение Ч. Дарвина. Основные положения теории.  (с. 189-192)

Ч. Дарвин

1.Создал лучшую эволюционную теорию органического мира

2.Установил причины и закономерности эволюции

3.Определил три фактора исторического развития: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор

4.Написал труды: «Происхождение видов», «Происхождение человека»

Положения теории (с. 192)

Учитель предлагает в каждой группе распределить роли: докладчик (выступает с ответом на вопрос), критик (задает вопросы докладчикам из другой группы, комментирует их ответ), эксперты – остальные учащиеся (организуют работу внутри группы, связываются с учителем, оценивают докладчика и критика).

3.  Каждая группа получает по одному вопросу, по которым они готовятся в течение 10 минут.

4.  Далее докладчики из каждой группы выполняют свою функцию, критики задают вопросы, а эксперты ставят оценки.

5.  В конце урока выступают эксперты: озвучивают и комментируют оценки, которые они поставили каждому докладчику, критику и группе в целом.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структуирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль. Коррекция.

- самоконтроль,

- самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

Первичное закрепление (10 мин)

Организует представление результатов учащихся.

Представляют результаты своей деятельности, выступают публично перед классом.

Докладчики.

Критики.

Познавательные УДД

Анализ, синтез,  аналогия

Подведение  под понятие

Построение  логической цепи рассуждений, доказательств

Регулятивные УУД

Контроль. Оценка.

Волевая  саморегуляция   в ситуации затруднения

самооценка действий по достижению планируемых результатов

Включение в систему знаний и повторение (8 мин)

Организует представление результатов учащихся.

Игра «Ты – мне, я – тебе». Учащиеся задают вопросы по изученной теме.

Беседа по вопросам:

  1. Что представляет собой эволюция?
  2. Назовите ученых, внесших свой вклад в развитие биологической науки в додарвиновский период?
  3. Каковы недостатки системы Линнея?
  4. Проанализируйте достижения Ламарка в науке.
  5. Оцените вклад Ч. Дарвина в развитие биологии.

Игра “Горячий стул” 
Капитаны команд по очереди выходят к доске, садятся на стул спиной к доске. На доске появляются понятия темы. Ученики дают определения данным понятиям. Капитан команды угадывает, о каком понятии идёт речь.

Искусственный и естественный отбор.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

дают оценку результатов исследования других групп и самооценку собственных результатов.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (3 мин)

Подведение итогов  совместной  и индивидуальной  деятельности  учеников

 Теперь, после чтения текста, пары учащихся (или весь класс вместе) могут снова организовать информацию в виде кластеров, которые на сей раз будут отражать уже действительное соотношение понятий и идей — так, как это подано в тексте. Учитель может дать список терминов, которые он непременно хочет увидеть в кластерах. Когда работа закончена, отдельным парам предлагается изложить и аргументировать свой вариант кластеров перед всем классом.

 При презентации материала  возвращаемся к записям первого кластера и сравниваем, какие соображения были до и какие появились после работы с текстом.

Кластер.

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку  личного вклада  в совместную  учебную деятельность,  достижение поставленной цели.

 -Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Заполнение листов самооценки.

Эксперты.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело.

- оценка и самооценка работы учащихся  на уроке;

- рефлексия деятельности (оценка успешности).

Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению (2 мин)

Домашнее задание  (комментирование  учителем)

Параграф  7.1, творческое задание –написать мини-сочинение «Эволюция сегодня».

Познавательные УУД:

- систематизируют изученный материал, используя вопросы параграфа;

- применяют знания в новой ситуации,

Коммуникативные УУД:

- слушают объяснения учителя,

- задают уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

- соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

- объективно оценивают свои результаты.

самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест - викторина к уроку: "Эволюционное учение Ч.Дарвина"

Тест - викторина предназначена для закрепления и обобщения полученных знаний. Игровые приемы помогают раскрепостить, заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.Использовани...

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина

Развитие эволюционного учения (Аристотель, К. Линней, Ж.БЛамарк), Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина...

Презентация к уроку "Эволюционное учение Ч. Дарвина"

Урок-лекция по теме "Эволюционное учение Ч. Дарвина"...

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Презентация к уроку в 10 классе, к учебнику В.В. Пасечника. Становление эволюционного учения. Теория эволюции Чарлза Дарвина....

Эволюционное ученье Чарлза Дарвина

В этой презентации вы узаете информацию о биографии Чарлза Дарвина и его научное ученье , открытия...