Элективный курс "Почвы аржаана Уургайлыг"
учебно-методическое пособие по биологии (10 класс) на тему

Монгуш Нелли Маадыровна

элективный курс по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                 «Утверждаю»

Завуч-методист                                                                Директор школы

МОУ СОШ с. Межегей                                                 МОУ СОШ с. Межегей

___________ Тепл-оол Л.С.                                                         ___________ Оюн С.С.

«___»__________20___ г.                                                   «___»__________20___ г.

Программа элективного курса

«Почвы аржаана Уургайлыг»

10 «б» класс

1 ч. в неделю (34 ч.)

                                                                                                Рассмотрено и принято

На заседании МО ЕГЦ

Протокол №___

От «___» _________ 20__ г.

Учитель: Монгуш Н.М.

Предмет_____________

Стаж____ лет

Программа элективного курса «Почвы аржаана Уургайлыг»

Пояснительная записка

Элективный курс «Почвы аржаана Уургайлыг» предназначен для учащихся 10 классов средних школ, для профильных классов гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехнологического и других направлений. Рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Данная программа представляет собой спецкурс, в котором углубленно изучаются отдельные разделы профильного курса общей биологии.

Основная концепция курса заключается в:

  1. комплексном подходе при изучении почвы как общебиологического понятия. Важно показать, что почва является неотъемлемым компонентом природных экосистем, из которых состоит биосфера. Почва обеспечивает существование жизни на Земле: именно из почвы растения, а через них и животные, и человек получает элементы минерального питания и воду для создания своей биомассы. С почвой связаны многие важные химические процессы (круговорот веществ). В конце концов, почва – это основное средство сельскохозяйственного производства.

Изучение вышеперечисленных свойств почвы позволяет интегрировать знания по экологии, биологии, химии, геологии, географии.

  1. краеведческом акценте при изучении биологии. Особые возможности для развития у школьников стремления к самообразованию дает материал о живой природе родного края, обладающий высоким аксиологическим потенциалом.
  2. духовно-нравственном воспитании при изучении биологии. Аржааны – это не просто природные богатства нашей республики, но и объекты, связанные с культурно-историческими традициями, культовыми обрядами, с философским мировоззрением, в основе которого лежит единство природы и человека. Сохранившийся феномен лечения на аржаанах, сопровождающие обряды и традиции народа – это часть мирового культурного наследия. Наследие, которое мы не только должны бережно сохранить, но и приумножить для потомков.
  3. использовании практических и семинарских занятиях. Поскольку курс проводится в сельской местности, навыки, полученные в ходе практических занятий, могут быть полезны в дальнейшем для ведения сельского хозяйства.

Изучение курса вооружает учащихся дополнительной суммой знаний, умений и навыков, проверяет их склонности, устойчивость интересов, способности к тому делу, которое может оказаться их дальнейшей специальностью. Знания в области почвоведения необходимы и экологам-природопользователям, и инженерам-землеустроителям для рационального использования природных ресурсов, их охраны, рекультивации, земельно-учетных и земельно-оценочных работ в рамках земельного кадастра и мониторинга земель.

Цель курса: углубить и систематизировать знания учащихся по разделам биологии «Рост и развитие растений», «Органы и системы органов», а также общей биологии «Биосфера, ее структура и функции» на примере изучения почв аржаана Уургайлыг.

Задачи курса:

  1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области изучения почв, как общебиологического понятия;
  2. создание условий для духовно-нравственного развития учащихся путем приобщения к традициям и обрядам своих предков;
  3. на основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей стране.

Основные требования к знаниям и учениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «почвы» с точки зрения различных наук;
  • происхождение, свойства и роль почвы в жизни;
  • особенности процесса почвообразования и  факторы, влияющие на него;
  • морфологические свойства почвы;
  • основы современную классификацию почв;
  • методику изучения почв в лабораторных и полевых условиях;
  • историю, географию и природные богатства своего края.
  • Учащиеся должны уметь:
  • давать физико-географическую характеристику района исследования;
  • закладывать почвенные разрезы и описывать их;
  • определять по полученным сведениям основные типы почв;
  • определять морфологические признаки почв в полевых условиях;
  • иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;
  • работать с современной естественнонаучной литературой (книгами) и Интернетом;
  • составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, экскурсии, семинары, защита рефератов, практические занятия, лабораторные работы, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы.

Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

практические

занятия

семинары

1

Введение.

1

1

-

-

2

Аржаан Уургайлыг (общая характеристика).

2

2

-

-

Самостоятельная работа

3

Почва – основной компонент биосферы.

4

2

1

1

4

Почвообразование

2

1

1

-

6

Методика изучения почв в лабораторных условиях

11

2

8

1

самостоятельная работа

5

Методика полевого исследования почв

4

1

3

-

7

Свойства почв аржаана Уургайлыг

3

1

2

-

самостоятельная работа

8

Антропогенное влияние на почвы.

3

1

2

-

самостоятельная работа

9

Характеристика исследованных почв.

2

-

-

2

творческие задания

10

Отчеты по исследовательским работам.

2

-

-

2

защита проекта

Всего:

34

11

17

6

Содержание курса

Тема 1. Введение. Ознакомление с содержанием курса ()

Тема 2. Аржаан Уургайлыг (общая характеристика) ()

Лекция. Физико-географическая характеристика окрестности аржаана Уургайлыг: рельеф, климат. (1 ч.)

Лекция. Физико-географическая характеристика окрестности аржаана Уургайлыг: гидрография, растительный покров (1 ч.)

Тема 3. Почва – особое тело природы ().

Лекция. Определение понятия «почва», ее место в природе и значение в жизни человеческого общества. (1 ч.)

Лекция. Почва – основной компонент биосферы (1 ч.)

Практическое занятие. Ознакомление с коллекциями почв. (1 ч.)

Семинар. Номенклатура и классификация почв. (1 ч.)

Тема 4. Почвообразование (2ч.)

Лекция. Общая схема почвообразовательного процесса. (1 ч.)

Практическое занятие. Составление схемы «Основные стадии почвообразовательного процесса». (1 ч.)

Тема 5. Методика изучения почв в лабораторных условиях (11ч.)

Лекция. Способы изучения почв (1 ч.)

Лекция. Минералогический и механический состав почв и почвообразующих пород. (1 ч.)

Семинар. Значение химического и механического состава почвы. (1 ч.)

Практическая работа №4.  Определение почв по цвету и ее влажности (2 ч.)

Практическая работа №6.  Определение механического состава почв (2 ч.)

Практическая работа №8.  Определение структуры почв (2 ч.)

Практическая работа №10.  Определение морфологии строения почв (2 ч.)

Тема 4. Методика полевого исследования почв (4ч.)

Лекция. Техника полевого исследования почв.(1 ч.)

Практическое занятие. Описание почвенного разреза.(3 ч.)

Тема 5. Свойства почв аржаана Уургайлыг (3ч.)

Практическое занятие. Исследование почв аржаана Уургайлыг (1 ч.)

Практическое занятие. «Определение морфологических свойств почвы по растениям-индикаторам» (2 ч.)

Тема 6. Антропогенное влияние на почвы. (3ч.)

Лекция. Оценка экологического состояния отдельных территорий методом биоиндикации (1 ч.)

Практическое занятие. Кресс-салат как биоиндикатор (2 ч.)

Тема 7. Характеристика исследованных почв (2ч.)

Тема 8. Отчеты по исследовательским работам (2ч.)

Темы для учебно-исследовательских работ.

  1. Морфологические признаки почв аржаана Уургайлыг.
  2. Экологическое состояние почв Уургайлыг.
  3. Уургайлыг – как памятник природы.
  4. Содержания в почве воздуха.
  5. Способность почвы впитывать воду.

Тема урока

Количество часов

Дата

Введение (1ч.)

1.

Ознакомление с содержанием курса.

1 ч.

Аржаан Уургайлыг (общая характеристика) (2ч.)

2.

Физико-географическая характеристика окрестности аржаана Уургайлыг: рельеф, климат.

1 ч.

3.

Физико-географическая характеристика окрестности аржаана Уургайлыг: гидрография, растительный покров (1 ч.)

1 ч.

Почва – особое тело природы (4ч.)

4.

Определение понятия «почва», ее место в природе и значение в жизни человеческого общества.

1 ч.

5.

Почва – основной компонент биосферы.

1 ч.

6.

Практическое занятие №1. Ознакомление с коллекциями почв.

1 ч.

7.

Номенклатура и классификация почв.

1 ч.

Почвообразование (2ч.)

8.

Общая схема почвообразовательного процесса.

1 ч.

9.

Практическое занятие №2. Составление схемы «Основные стадии почвообразовательного процесса».

1 ч.

Методика изучения почв в лабораторных условиях (11ч.)

10.

Способы изучения почв.

1 ч.

11.

Минералогический и механический состав почв и почвообразующих пород.

1 ч.

12.

Значение химического и механического состава почвы.

1 ч.

13-14.

Практическая работа №3.  Определение почв по цвету и ее влажности

2 ч.

15-16.

Практическая работа №4.  Определение механического состава почв

2 ч.

17-18.

Практическая работа №5.  Определение структуры почв

2 ч.

19-20.

Практическая работа №6.  Определение морфологии строения почв

2 ч.

 Методика полевого исследования почв (4ч.)

21.

Техника полевого исследования почв.

1 ч.

22-24.

Практическое занятие. Описание почвенного разреза.

3 ч.

Тема 5. Свойства почв аржаана Уургайлыг (3ч.)

25.

Практическое занятие. Исследование почв аржаана Уургайлыг.

1 ч.

26-27.

Практическое занятие. «Определение морфологических свойств почвы по растениям-индикаторам».

2 ч.

Тема 6. Антропогенное влияние на почвы (3ч.)

28.

Оценка экологического состояния отдельных территорий методом биоиндикации.

1 ч.

29-30.

Практическое занятие №7. Кресс-салат как биоиндикатор.

2 ч.

Характеристика исследованных почв (2ч.)

31-32.

Характеристика исследованных почв.

2 ч.

Отчеты по исследовательским работам (2 ч.)

33-34.

Отчеты по исследовательским работам.

2 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Аржааны Тувы»

Тыва богата аржаанами. Аржааны имеют уникальные свойства и находятся в  живописных местах Тувы. В окрестностях аржаанов большое разнообразие лечебных трав. Таким образом, бальнеотерапия на ...

Разработка открытого занятия "Аржааны Тувы"

Разработка урока  на тему: «Аржааны Тувы». Тип урока: Урок - путешествие, овладения ЗУН  с  использованием ИКТФорма урока: групповаяОборудование:  компьютер, проектор, карта р...

Разработка открытого занятия "Аржааны Тувы"

Разработка урока  на тему: «Аржааны Тувы». Тип урока: Урок - путешествие, овладения ЗУН  с  использованием ИКТФорма урока: групповаяОборудование:  компьютер, проектор, карта р...

Мини-исследовательская работа аржаана "Дархи"

Мини-исследовательская работа аржаана "Дархи". Исследование своего родного края....

«Аржаана- символ самопожертвования» (по сказке «Аржаана» Саинхо Намчылак)»

Предлагаем вашему вниманию разработку урока  развития речи, построенного по технологии творческих мастерских «Аржаана - символ самопожертвования» (по сказке «Аржаана» Саин...

Открытый урок по теме: "Аржааны Тувы" 8 класс География Тувы

открытый урок по Географии Тувы 8 класс...

Доклад "Значение аржаана Уш-Белдир на международном уровне"

quot;Значение аржаана Уш-Белдир на международном уровне"...