Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)
статья по биологии на тему

Шишкина Елена Михайловна

   

Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и связи его с культурами других народов.

Поэтому одним из важнейших направлений в учебной деятельности, является сохранение и возрождение национальных культур коренных народов Югорской земли, на которой мы живем. Знания истории развития округа, его богатствах и культурном наследии позволяют не только расширить кругозор учащихся, но и формирует потребность в сохранении и бережному отношению к наследию коренных народов Югорской земли.     Знать историю своего края – значит быть истинным его патриотом.

На уроках биологии, учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии жизни, приобретают навыки общения с окружающим миром и его обитателями. Вся духовная культура северных народов ханты и манси - направлена на почитание и уважительное отношение к природе - Родной земле. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу природы и передавали накопленные знания и умения подрастающему поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shishkina_e.m.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на уроках биологии.

   Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии  

(согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)

Шишкина Елена Михайловна,

учитель -  биологии,

первая квалификационная категория,

Муниципальное Бюджетное

Общеобразовательное учреждение; «Угутская средняя общеобразовательная школа »

Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и связи его с культурами других народов.

Поэтому одним из важнейших направлений в учебной деятельности, является сохранение и возрождение национальных культур коренных народов Югорской земли, на которой мы живем. Знания истории развития округа, его богатствах и культурном наследии позволяют не только расширить кругозор учащихся, но и формирует потребность в сохранении и бережному отношению к наследию коренных народов Югорской земли.     Знать историю своего края – значит быть истинным его патриотом.

На уроках биологии, учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии жизни, приобретают навыки общения с окружающим миром и его обитателями. Вся духовная культура северных народов ханты и манси - направлена на почитание и уважительное отношение к природе - Родной земле. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу природы и передавали накопленные знания и умения подрастающему поколению.

  Знание народных традиций предоставляют возможность работать творчески и инициативно - говорить с ребенком «на одном языке», языке этнической культуры.

Важной составной частью этнокультурного компонента на уроке биологии, является изучение тем на основе фольклорного материала;

так, например, при изучении темы в пятом классе по природоведению «Звезды. Созвездия» урок начинается с отгадывания русских загадок о небесных телах, а заканчивается с отгадывания загадок народов Севера:

 Небесное дерево с тысячей ветвей.   (Солнце)

На крыше шкура с дырками от личинок.   (Небо и звёзды)

Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается.   (День и ночь)

Черный чум три месяца в тундре стоит, а румяный хозяин тундры за ледовым океаном кочует.   (Полярная ночь и солнце). З.

 При уточнении знаний о ближайшей расположенной к нам звезде Солнце и созвездий, учащиеся получают информацию о мифах и легендах разных народов, в том числе знакомятся с хантыйской мифологией о небесных телах - «Легендой о шестиногом лосе».

Шестиногий лось– для народа ханты священный зверь. Охотники считают, что Лосю подчиняются все животные. Шестиногий мог двигаться во всех стихиях, в воде две ноги превращались в ласты, а в воздухе ― в крылья. Много времени Шестиногий Лось проводит на небе, поэтому созвездие Большая Медведица ханты называют созвездием Шестиного Лося. А Млечный Путь ― дорога, по которой бежит Шестиногий Лось у народа ханты и называется ― Путь Лося.

 Ханты держат дома каменную фигурку Шестиногого Лося, которая помогает в охоте. Именно поэтому Охотники-ханты очень редко охотятся на лосей, предпочитая делать это, в крайнем случае, когда нет другой добычи. А в некоторых семьях существует полный запрет на употребление лосиного мяса в пищу, иначе можно навсегда потерять удачу на охоте.

Зрительная физкультминутка на этом уроке «Наблюдение за звездами», сопровождалась музыкальным произведением: «Северная сюита», в котором, звучали национальные инструменты, создавшие определенный, настрой на уроке.

В седьмом классе при изучении темы: «Многообразие и значение птиц» рассказываю ученикам о «Вороньем празднике», олицетворяющем у народа-ханты просыпание природы, приход весны.

В изучении темы «Многообразие млекопитающих. Семейство медвежьих», особый интерес вызывает у учащихся фольклорный материал народа ханты о медведе: в нем раскрываются отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем, на так называемом медвежьем празднике.

Большим почитанием у народа ханты пользовалась лягушка, которую называли «между кочек живущая женщина». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. Эту информацию ученики получают при изучении темы «Значение земноводных».

На уроке по теме: «Значение покрытосемянных растений» рассказываю ученикам о символе русского народа берёзе, это дерево является священном и для северных народов.

По традиционным представлениям ханты, как и некоторых других народов, белый цвет символизирует благополучие, здоровье и изобилие. Не случайно к числу священных относились имеющие чисто белый цвет горностай, лебедь, береза и др.

В связи с этим береза, береста, с одной стороны, осмыслялись как повседневные вещи и были лишены сакрализации (полозья нарт, дрова и т.д.), а с другой стороны требовали ее: на березу, например, подвешивали подарок для небесного бога или божества Санге, означающего свет, белизну. Береста играла заметную роль в шаманских представлениях. Берестяное полотнище подстилали под гроб и им же накрывали гроб с телом умершего. Считалось, что за берестяной перегородкой находится другой мир, что она навсегда отделяет ушедшего (возможного носителя болезни или смерти) и тем самым спасает других.

Её широко использовали в быту. Из темной весенней и осенней бересты изготавливали узорную утварь. Из берёзовой древесины вырезали блюда, ступы, корыта. На березе имеются различные наросты-грибы, каждый из которых имеет свое применение. Твердые наросты – капы используют для изготовления ручек ножей, чашек, ложек. Чага (вэш) применяется во время священных действий, ею окуривают помещение. Березовый гриб (шивт ух) применяли в старину для изготовления детских игрушек. С помощью сухого нароста (лом нут) поддерживали огонь в очаге. Использовали и высохшую берёзовую древесину (полт). При помощи желтого полта разводили дымокур. Красный полт, растертый в порошок, клали на дно люльки, им же присыпали изнутри кисы. Полт хорошо сохраняет тепло.

Богатейший фольклор ханты отражает не только мифологические, космологические, религиозные представления, но и события исторические, в частности связанные с освоением русскими Сибири.

На уроке в восьмом классе по теме: «Значение физических упражнений» рассказывается о великих русских богатырях, их удивительной силе и ловкости, о влияние физических нагрузок на организм человека. Здесь нельзя не вспомнить о Тонье-богатыре одного из фольклорных персонажей народа ханты, защитивший свой городок от 700 казаков. На Югане по сей день бытует эпическое сказание о нем. По преданию Тонья-богатырь обладал недюжинной силой, демонстрируя свою силу, он мог «смять пушку» и перепрыгнуть через Обь.

В девятом классе по теме: «Абиотические и биотические факторы среды» привожу пример факторов живой и неживой природы. С точки зрения науки биологии неживая природа-это камень, свет, вода и т.д., а живая -это взаимоотношения между живыми организмами. А вот с точки зрения древнего предка Народов Севера живым является все, что движется, и то, что похоже на движущееся.  

Живые предметы для народа ханты: человек, зверь, птица, дух, снег, вода, гром, лед, камень. Человек, зверь, птица живые потому, что движутся и имеет соответствующую форму. Следовательно, все, напоминающее по форме эти существа, будет живым. Живым считается камень, похожий на медведя. Снег живой, пока падает, а лежачий снег – не живой. При таянии снег превращается в воду и оживает. Вода в реке живая, но она умирает, превращаясь в лед. Лед живой (трещит!), но умирает, превращаясь в воду. Вода в посуде мертвая, в ней не живут рыбы.

На уроке в одиннадцатом классе по теме: «Антропогенные факторы среды» ведя беседу с учащимися об отрицательном воздействии человека на природу, привожу пример отношения северных народов к огню: огонь представлялся женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. В огонь, по поверьям народа ханты, нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – все это оскорбляет его или причиняет боль. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром. За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет «нечистоту» с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков ханты был одним из первых богов: не случайно в приведенной сказке имеется указание на человеческое жертвоприношение.

Работа по использованию этнокультурной составляющей в обучении биологии школьников – это один из возможных путей приобщения, учащихся к ценностям культуры народа ханты.

                                                                       Адрес:

индекс:628458; Ханты-Мансийского автономного округа-Югра; Тюменская область Сургутский район; п.Угут;

ул.Львовская 26.

Ugut-best@rambler.ru; тел:3462737847

                   

Список использованной литературы и источников.

Литература:

1.Ковган, Е.В. Сказки народов ханты. [Текст] /Е.В. Ковган. - СПб: Алфавит, 1995. -412 с.

2.Мифы, предания, сказки ханты и манси [Текст]/сост. Н.В. Лукина. - М.: Просвещение, 1999. -315 с.

3.Литература Тюменского края: Хрестоматия. - Тюмень: Софт дизайн, 1996. -574 с.

4. Базовый учебник: Н.И. Сонин.  5 класс «Природоведение».

5. Биология 7класс «Многообразие живых организмов» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; Дрофа Москва 2010г.

6. Биология 8 класс «Человек» Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Дрофа; Москва 2010г.

7. Биология 9класс «Общие закономерности» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; Дрофа Москва 2011г;

7. Биология 11класс «Общая биология, базовый уровень» И.Б. Агафонова,

В.И. Сивоглазов; Дрофа Москва ,2013г.

Источники:

1.Сайт «Мифология» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mifolog.ru

Интернет – ресурсы:

http://www.playroom.ru -Загадки о космических телах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по Декаде"Коренные малочисленные народы Севера" 2015г. в МБОУ "Варьеганская ОСШ"

Отчет по проделанной работе в МБОУ "Варьеганская ОСШ" в Декаду "Коренные малочисленные народы Севера" 2015г....

Использование этнокультурной составляющей на уроках и во внеурочное время в сельской школе

Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. У каждой былинки есть своѐ место, откуда она берет свою жизненную силу. Все большое на земле прорастает из малого зернышка. Так ...

ЭТНОМАТЕМАТИКА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (ЭВЕНКОВ)

Цель изучения этноматематики состоит в том, чтобы внести вклад и в понимание культуры, и в понимание математики, но главным образом к синтезу между ними.Развитию ассоциативного мышления у учащихся спо...


 

Комментарии