Национальное многоборье как одно из условий сохранения и возрождения традиций коренных малочисленных народов Севера
методическая разработка по теме

Кибирев Василий Николаевич

Представление опыта работы по национальному многоборью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_nacionalnomu_mnogoboryu.docx51.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

Введение

Процессы, происходящие в современном обществе, способствуют «открытию» многих считающихся утраченными ранее народных истоков духовности многонациональной России. Народные традиции физического воспитания подрастающего поколения, составляющие большой пласт народной культуры, имеют глубокие исторические корни. Потребность же в их возрождении и продолжении для народов  Севера  в настоящее время огромна, так как сконцентрированный опыт прошлых поколений в этой области воспитания, образования и оздоровления стал наконец востребован.

Целью процесса воспитания молодого поколения коренных малочисленных народов Севера всегда являлось последовательное вовлечение детей в бытовую и трудовую реальность своей семьи, рода. Воспитательный процесс  включал в себя подготовку ребенка с самого раннего возраста к самостоятельной трудовой жизни и приобщение его к традициям своего народа. Традиционные системы воспитания существовали у всех представителей коренных малочисленных народов Севера. Различия в них определялись этнической самобытностью и этнопедагогическими условиями [В.Ф. Афанасьев, 1979; В.Г. Богораз,1949; Г.Н. Волков, 1974; А.В. Головнев,1999; В.П. Красильников, 1994 и др.]
    Результаты теоретического и практического исследования показывают, что современный процесс физического воспитания  недостаточно отражает накопленный веками положительный опыт традиционного физического воспитания коренных народов Севера. Исторический опыт этих народов в суровых климатических условиях способствовал выработке  эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения [Т. Альгадьева,2002; В. Куриков,1999; Н.В. Лукина, 1985; В.И. Прокопенко, 1990 и другие].      

       Малочисленные народы Севера  на протяжении своего исторического развития сформировали   систему жизнедеятельности, основу которой составляло, прежде всего, физическое воспитание подрастающего поколения.

Многообразие традиций в области физического воспитания позволяло этим

народам жить в гармонии с природой и самим собой. От одного поколения к другому передавался практический и теоретический опыт физического воспитания. Велико значение современных национальных видов спорта, самобытных физических упражнений, состязаний, традиционных игр и закаливания в развитии двигательных навыков учащихся, особенно они полезны в младшем школьном возрасте. Физическая культура коренных народов Севера характеризуется универсальностью, комплексностью своего воздействия: она развивает жизненно важные двигательные способности, укрепляет здоровье, формирует характер, знакомит и обучает традициям.

 Физическое воспитание детей коренной национальности должно проводиться с учетом того накопленного народного опыта, который они имеют и который базируется, прежде всего, на их исконных традициях и должны способствовать  повышению интереса учащихся к традиционной физической культуре и вовлечению детей коренной национальности в систематические занятия физической культурой; развитию национальных видов физической культуры и внедрению их в быт народа; повышению уровня здоровья учащихся и улучшению их дальнейшей адаптации к будущей жизни в условиях Севера;   повышению уровня физического развития, функционального состояния, физической подготовленности учащихся.

Все это  будет способствовать их самовыражению через овладение ими элементами традиционных средств физического воспитания
подрастающего поколения.

      Поэтому появляется необходимость открытия секций по дополнительному образованию, например, национальному  многоборью, которые должны учитывать  традиции духовной и материальной культуры коренных народов Севера, уклад их жизни, промыслы, климат, зону проживания, а также традиционные средства физического воспитания.

   

  1. Актуальность выбранной темы

    Несколько лет назад  ведущие ученые, этнографы  и народные умельцы,

обеспокоенные  положением дел в возрождении истоков национальных традиций,  сделали упор  на утрату  традиционных знаний, языков, обрядов,  игр.

     За последнее время  в нашей стране и области  многое сделано по возрождению национальной культуры, обычаев, традиций, искусства народов Севера.

 Ярким доказательством этого является  проведение  очередного X регионального фестиваля  коренных малочисленных народов Севера в п.г.т. Ноглики в 2008 году (фестиваль проходит 1 раз в 4 года), традиционного ежегодного областного праздника «Кормление духа воды», участниками которых являются  учащиеся нашего лицея-интерната. На праздниках они принимают участие в различных соревнованиях:

- гонки на шлюпках в открытом море;

- езда на оленях;    

- прыжки через нарты;

- борьба на поясах;

- метание  гарпуна в цель и метание  топора на дальность;

- тройной прыжок,

- бег по пересеченной местности;

      Все эти виды соревнований показывают связь быта коренных малочисленных народов Севера и их физических данных.    

Вот и в нашем лицее – интернате  мы продолжаем эту традицию: воспитание с раннего возраста  ловкого, выносливого, закаленного, смелого, сильного промысловика, оленевода, умеющего легко переносить любые тяготы жизни среди суровой природы.                

Система работы по национальному многоборью актуальна для меня потому, что  я работаю в лицее, где поставлена задача: возрождать, сохранять и развивать традиции коренных малочисленных народов Севера. Эти задачи

определены Программой по изучению и сохранению традиций коренных малочисленных народов Севера, куда входят   такие предметы, как

 -родной язык;

- национально-прикладное искусство;

- литература народов Севера;
- декоративно-прикладное искусство;

- технология изготовления изделий коренных малочисленных народов Севера

     Возникла потребность: восстановить и сохранить  традиции по национальному многоборью в лицее: обеспечить передачу всех видов национального многоборья младшему поколению, т.е. школьникам, поэтому целью  создания секции национального многоборья явилось

- возрождение  и массовое развитие национальных видов спорта и традиций,

- привлечение детей и юношества из числа коренных малочисленных народов Севера к систематическим занятиям физической культурой и спортом,

- умение выживать в современном мире: конкурентно способная молодежь,

- знакомство с технологией  изготовления оборудования национального многоборья,

- развитие таких качеств, как ловкость, сила, находчивость, выносливость, коллективизм, как необходимость выживания в природных условиях и традиционных занятиях (охота, рыболовство).

Отсюда возникают основные задачи:

- воспитывать у учащихся качества лидера,

- добиваться поставленных целей через достигнутые  результаты.

- формирование желания сохранять, развивать и участвовать в национальном многоборье.

Все это  проявляется  в традиционных праздниках, обрядах, где доминируют личные успехи, самооценка самого себя. 

Залог успеха зависит от ряда условий:  

- совместная работа лицея с Центром детского творчества:

- создание  программы по национальному многоборью;

- финансирование работы секции со стороны Центра детского творчества, с другой -  результат своих достижений и анализ своих достижений;

- связь с досуговым центром Управления образования, культуры и спорта ГО «Поронайский»;

- связь с общественной организацией коренных малочисленных народов Севера.

II. Национальное многоборье как одно из условий сохранения и возрождения традиций коренных малочисленных народов Севера.

2.1 Основные формы и методы работы по реализации программы по национальному многоборью.

 Чтобы реализовать поставленные цели и задачи, необходимо было продумать основные формы и методы проведения занятий  с учащимися, т.к. условия проведения занятий разные: одни - в спортивном зале, другие - на природе. Такие виды многоборья, как  стрельба из лука, бег по пересеченной местности и борьба  требуют определенной технологии: человек берет лук, должен научиться правильно его держать, натягивать тетиву. Это -кропотливая многоступенчатая  с каждым  учеником работа,  поэтому на первое место определились индивидуальные формы работы.

Затем  начинается  второй этап:  умение стремиться сочетать индивидуальные и коллективные формы работы:

- одни определяют место проведения тренировки,

- другие – отвечают за стрелы

- затем идет отработка владения луком, стрельба,

- так выявляются  элементы состязательности.

    На определенном этапе проходит рефлексия: умение ребенка оценить свои успехи, понять причины неудач, порадоваться и определить для себя, что делать дальше.

    По сути, этот алгоритм работы с подростками действует по всем разделам программы. Продумывая методы работы, обращаю внимание на формы проведения секции, так как, я убежден, мы должны прививать интерес к

национальному многоборью с детства, большое внимание уделяется национальным играм, цель которых:  

- пробуждение интереса к национальному многоборью,

- желание реализовать себя в игре

Ребята на секции выделяют такие игры, как

«Поймай хвост», «Медвежата» и другие.

     Во время проведения игр обращаю внимание на наблюдательность народов: умение подметить особенности зверей, желание подражать им, обладать сноровкой, пластичностью, реакцией во время опасности зверей.

     Непроизвольно происходит связь с другими предметами: биологией, географией, литературой народов Севера, краеведением, родным языком. Так, обучая детей тройному прыжку, обращаю внимание на имитацию действий животного. Они отмечают, что этот прыжок похож на прыжок лягушки. Выясняем, как слово «лягушка» звучит на родном языке (уильта). Так, сказки и легенды народов Севера дают большой материал для того, чтобы ученики убедились, какие мужчины ценились в селениях народов Севера: смелые, ловкие, сильные.

2.2 Ожидаемые результаты работы секции по национальному многоборью.

Важным этапом  в работе секции, а значит, и в реализации Программы, является  демонстрация возможностей ребенка на разных уровнях:

 -лицей (малая спартакиада учащихся по национальному многоборью и  личное первенство),

- соревнования детей по национальному многоборью на муниципальном уровне (участие в национальных праздниках)

- участие  в областных праздниках народов Севера.

      Программа действует 2 года, и мы рады как командному, так и личному успеху каждого учащегося лицея-интерната.

      Это можно увидеть  по результатам мониторингов:

Мониторинг соревновательной деятельности воспитанников ЦДТ г. Поронайска в соревнованиях по «Национальному многоборью среди детей коренных малочисленных народов Севера» за 2010 - 2012 г.

Педагог дополнительного образования Кибирев Василий Николаевич.

№ п/п

Фамилия, Имя

2010 г

с. Некрасовка

2011 г.

с. Некрасовка.

2012 г.

с. Некрасовка.

Наименование соревнования, занятое место.

Наименование соревнования, занятое место.

Наименование соревнования, занятое место.

1

Минато Николай

Не участвовал

----------

3 место – национальная борьба

2

Панник Александр

Не участвовал

------------

-------------

3

Путюк Юрий

1 место – стрельба из лука.

2 место – национальная борьба, 3 место – тройной прыжок,

 2 место – стрельба из лука

Не участвовал

4

Нам Евгений

Не участвовал

------------

-------------

5

Ооно Марина

Не участвовала

----------

2 место бег с палкой по пересечённой местности

6

Дмитриевский Семён

Не участвовал

Не участвовал

1 место – прыжки через нарты

7

Окава Ирина

Не участвовала

3 место – тройной прыжок.

--------------

8

Окава Вероника

Не участвовала

-----------

9

Брагина Олеся

3 место – прыжки через нарты.

3 место – прыжки через нарты.

Не участвовала

10

Секан Александр

1 место – метание топора на дальность

Не участвовал

Не участвовал

11

Сабрская Екатерина

3 место – бег по пересечённой местности с палкой.

Не участвовала

Не участвовала

12

Романкин Руслан

Не участвовал

3 место – бег по пересечённой местности с палкой.

3 место – Национальная борьба

Не участвовал

Сводная таблица призовых мест за 2010 – 2012 г. в Первенствах Сахалинской области по национальному многоборью

среди детей коренных малочисленных народов Севера

2010 г. – с. Некрасовка:

 - 1 место 2 шт.

 - 3 место 2 шт.

ВСЕГО:   4 шт.

2011 г. – с. Некрасовка:

- 2 место 2 шт.

- 3 место 5 шт.

ВСЕГО:  7 шт.

2012 г. - с. Некрасовка:

- 1 место 1 шт.

- 2 место 1 шт.

- 3 место 1 шт.

ВСЕГО:   3 шт.

        Все проводимые соревнования имеют определенные цели:

- показ достигнутых результатов учащихся,  

- расширение кругозора ребят,

 -  выявление физических  возможностей,

 - отвлечение от пагубных привычек,

 - формирование здорового образа жизни,

 - формирование общественного мнения,

 - поднятие  имиджа этих детей и интереса у учащихся других    национальностей.

      Ведь прав Анжело Моссо, который утверждал, что физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить  физические упражнения.

     Как дети относятся к ведению занятий? Изменилось ли к ним отношение детей?

    Отношение детей менялось и меняется, конечно, в лучшую сторону.       Показатель:

 на секцию идут с удовольствием. Сегодня модно, престижно быть на «ты» с компьютером. Но и эти же дети не пропускают тренировки, занимаются с полной отдачей, хотят все ехать на соревнования.  И мое удовлетворение,  как руководителя секции  национального многоборья, что на эти занятия ребята идут с удовольствием: как мальчики, так и девочки: интерес к виду спорта не только у  представителей коренных малочисленных народов Севера,  но и  у

других ребят, т.е. (происходит зарождение конкурентности); достижение  личных вершин – это очень важно для возрождения  народа.

        И, как всякий результат, занятие в секции требует вознаграждение:

- поощрение ребят: отчет перед родителями, общественностью, вручаются награды, заносятся в материалы музея.

        Таким образом, Программа занятий по национальным видам многоборья позволила нам, с одной стороны,  участвовать  в возрождении национальных традиций, а с другой – выполнять поставленные временем задачи:

- укрепление  физического здоровья,

- умение жить в достаточно жестком мире,

- формирование навыков здорового образа жизни,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, национальное  многоборье

-  способствует повышению интереса к данным видам спорта и более эффективному вовлечению учащихся коренных малочисленных народов Севера в систематические занятия физической культурой,

- помогает возродить и сохранить физическую культуру коренных жителей Севера;
- помогает донести до подрастающего поколения  коренных малочисленных  народов традиционные народные игры, элементы северного многоборья,

танцев, состязания, бег;

- обеспечивает подрастающему поколению коренных северных народностей лучшую адаптацию к изменившимся социально экономическим условиям, вызванным  промышленным освоением традиционной среды обитания,

- повышает уровень физической и специальной подготовленности,  функциональное состояние, интерес к урокам физической культуры, а также способствует закалке организма за счет увеличения занятий на свежем воздухе;
- повышает самосознание и самовыражение учащихся  коренной национальности  через освоение традиционных национальных видов физической   культуры;

- способствует общей подготовке  физической культуры вливается  в общую подготовку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география + физкультура) по теме "Коренные малочисленные народы Хабаровского края. Национальные виды спорта" (2 часа)

На первом уроке дается представление о коренных народностях Хабаровского края, их традициях, национальных играх и состязаниях. Второй урок посвящен троеборью по национальным видам спорта. Урок сопрово...

Учебно – методическое пособие «Коренные малочисленные народы Хабаровского края».

В данном методическом пособии представлены разработки занятий для детей 3-11 классов; для учителей и педагогов дополнительного образования, которые были разработаны к одному из разделов программы «Мир...

Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)

 Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...

Отчет по Декаде"Коренные малочисленные народы Севера" 2015г. в МБОУ "Варьеганская ОСШ"

Отчет по проделанной работе в МБОУ "Варьеганская ОСШ" в Декаду "Коренные малочисленные народы Севера" 2015г....


 

Комментарии