Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Монгуш Нелли Маадыровна

Рабочая программа по биологии 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11klasssonin.docx146.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего  (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б Захарова  //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010г // На изучение биологии на профильном уровне отводится 204 часа, в том числе в 10 классе – 102 часа, в 11 классе - 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю в 10 классе и 3 часов в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым обучающиеся  должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Приоритетами для учебного предмета«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Требование к уровню подготовки обучающихся 11 класса-

объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
  • отличать научные методы, используемые в биологии;
  • определять место биологии в системе естественных наук.
  • доказывать, что организм - единое целое;
  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
  • обосновывать единство органического мира;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • отличать теорию от гипотезы.

         Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных  умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Часть лабораторных и практических работ включена в состав комбинированных  или уроков изучения нового материала. В этом случае работы могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические, исследовательские, проектные работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания. ( П.Р. – 5    Л.Р.- 1    Контрольных работ – 8    Итоговое тестирование - 1     Семинаров – 7)

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.

В 11 классе:

  • уменьшено количество часов по темам: «Происхождение человека» - на 1 час; «Взаимоотношения организма и среды» - на 1 час; «Биосфера и человек» - на 2часа, так как часть материала рассматривается при изучении предмета "Экология» в 9 классе;
  • увеличено количество часов на изучение темы: «Бионика» - на 1 час;
  • отведён 1 час для проведения итогового тестирования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  1.  Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный  уровень  М.: Дрофа, 2009;
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный  М.: Дрофа, 2009;

рабочей тетради: Сухова Т.С., Козлова Т. А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая  тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2009.

а также методических пособий для учителя:

  1.  Днепров Э.Д, Аркадьев А.Г.  Сборник нормативных документов. Биология – М. : Дрофа , 2006;
  2. Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова. С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2005. - 48с;
  3. Козлова ТА. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология». - М.: Дрофа, 2005. - 224с;
  4. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология  6- 11 классы. - М.: Дрофа, 2010
  5. Петросова Р.А. Дидактический материал по общей биологии. М.: «Раумб Цитадель»,1997г

дополнительной литературы для учителя:

  1. Аспиз М.Е. Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Педагогика, 1986
  2. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004; Саратовский медицинский университет,2000г
  3. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21  век»  «Мир и образование», 2005;        
  4. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 20024
  5. Крестьянинов В.Ю. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов Издательство «Лицей», 1998г
  6. Малахов В.В. Биология в вопросах и ответах. М.:Из-во  «Международные отношения»,1993
  7. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блццопросы !0-11классы. М.: «Вако», 2006
  8. Пименов А.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  9. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997;

для учащихся:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А. Биология. Большой справочник для школьников поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Бондаренко И.А. Тесты по общей биологии. Саратов «Лицей», 1999
  1. Максимова Т.И. Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы.М.: Эксмо, 2008.
  2. Калинова Г.С.Биология. ЕГЭ Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ, 2010
  3. Тупикин Е.И. Тематический контроль по общей биологии с основами экологии М.:»Интеллект-Центр», 2000
  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.

Цифровые образовательные ресурсы

  • Биология 9 класс. Общие закономерности.  Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина Дрофа, Физикон, 2006
  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Лаборатория КЛЕТКА
  • Лаборатория ГЕНЕТИКА
  • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон,2006

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:

  1. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии"
  2. bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии".
  3. bril2002.narod.ru - Биология для школьников.
  4. nsu.ru  Биология в вопросах и ответах
  5. www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
  6. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
  7. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
  8. www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий
  9. http://www.uchportal.ru/search?tex Учительский портал

Календарно-тематическое планирование

Тема курса

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучающегося

Вид

контроля.

Измерители

Элементы

допол

нительного содержания

Д.З.

ЦОР

Дата

план

Дата

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Раздел I.     Учение об эволюции органического мира  

Развитие представлений об эволюции живой природы (9 ч.)

1

Введение. Учение об эволюции органического мира

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Эволюция. Макроэволюция. Микроэволюция.

Объяснять сущность эволюционных преобразований

Подготовка к ЕГЭ:  Многообразие живых организмов

Прочитать §12.1

ИКТ

03.9

03.9

2

История развития представлений о развитии жизни на Земле

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научные и религиозные представления об эволюции. Идеи креационизма. Создание мира Творцом и неизменность живой природы.

Давать определение ключевому понятию – креационизм.

Отличать научную точку зрения от ненаучной

Античные и средневековые представления

§12.1.1,

Стр. 365 вопросы

ИКТ

03.9

03.9

3

Система органической природы К.Линнея

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Значение работ К. Линнея. Система органического мира. Идея о постоянстве видов.

Определять характер мировоззрений К.Линнея

Характеризовать значение работ К.Линнея

Подготовка к ЕГЭ: Значение работ К. Линнея. Систематика. Таксоны и классификация.

Трансформизм

§

12.1.2, вопросы на стр. 354

ИКТ

04.9

04.9

4

Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Первая теория эволюции. Ламаркизм. Значение учения. Естественное происхождение живых организмов. Ошибочность взглядов на механизм эволюции.

Излагать основные положения эволюционного

учения Ж.Б.Ламарка

Подготовка к ЕГЭ: Первая теория эволюции

Теория катастроф Кювье

§

12.1.3, вопросы на стр. 354

ИКТ

10.9

10.9

5

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Геологические предпосылки. Достижения в области цитологии и эмбриологии. Экспедиционный материал Ч.Дарвина.

Выделять предпосылки эволюционной теории.

Характеризовать естественнонаучные предпосылки формирования эволюционных взглядов

Подготовка к ЕГЭ: выделение предпосылок эволюционной теории.

§

12.2, вопросы на стр. 361

ИКТ

10.9

10.9

6

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Искусственный отбор. Формы искусственного отбора: сознательный (методический) и бессознательный. Значение учения для формирования эволюционных знаний.

Давать определение  ключевому понятию - искусственный отбор

Описывать механизм искусственного отбора

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§

12.3.1

ИКТ

11.9

11.9

7

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Борьба за существование. Размножение организмов в геометрической прогрессии. Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды.

Называть формы борьбы за существование. Доказывать способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии

§

12.3.2, вопросы на стр. 375

17.09

17.9

8

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Образование новых видов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Естественный отбор. Направленность эволюции. Значение теории Ч.Дарвина. Видообразование на основе дивергенции.

Давать определение  ключевому понятию –

Естественный отбор.

Описывать действие  естественного отбора на конкретных примерах.

§

12.3.2,  вопросы на стр. 375

ИКТ

17.09

17.9

9

Контрольная работа №1 по теме «Эволюция»

1

Урок контроля, оценки и коррекции

знаний

Тестирование по темам «Развитие представлений об эволюции живой природы», «Дарвинизм»

Контрольная работа №1.

Повторить  главу 12

18.09

18.9

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (10 ч.).

10

Эволюционная роль мутаций.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Значение мутагенеза в эволюции. Источники наследственной изменчивость в популяции.

Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым.

Генетическая стабильность популяций.

Закон Харди-Вайнберга

§

12.4.2, вопросы на стр. 381

ИКТ

ЦОР

24.09

24.9

11

Эволюционная роль мутаций.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Исследования С.С.Четверикова. Популяционно-генетические закономерности. Закон Пирсона, закон Харди-Вайнберга.

Характеризовать эволюционную роль мутаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме Виды и причины мутаций

§

12.4.2

ИКТ

24.9

24.9

12

Генетические процессы в популяциях

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дрейф генов. Микроэволюция. Популяция.

Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции: популяционные волны, миграции, природные катастрофы (дрейф генов), изоляция. Изменение частоты встречаемости генов.

Давать определение  ключевым понятиям- микроэволюция, дрейф генов, популяция.

Доказывать, что популяции элементарные единицы эволюции.

Открытие дрейфа генов Н.П.Дубининым, Д.Д.Ромашовым, с.Райтом

§

12.4.3.,

12.4.4

.

ИКТ

25.9

25.9

13

Формы естественного отбора

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Современные представления о естественном отборе как направляющем факторе эволюции.  Формы естественного отбора: движущий, дезруптивный, стабилизирующий.

Объяснять причины существования в природе естественного отбора. Доказывать, что естественный отбор движущая сила эволюции.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Половой диморфизм Реликты.Дезруптивная форма отбора.Половой отбор.

§

12.4.5, вопросы на стр. 391

ИКТ

1.10

1.10

14

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Адаптация физическая. Маскировка. Мимикрия. Покровительственная и предупреждающая окраска.

Приводить примеры приспособлений

организмов  на разных уровнях организации.

Доказывать относительный характер приспособлений.

Самостоятельный поиск биологической информации по теме из различных источников. Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§

12.4.6

ИКТ

1.10

1.10

15

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приспособительное поведение. Забота о потомстве. Относительный характер приспособлений.

Объяснять возникновение физиологических адаптаций.

§

12.4.6

ИКТ

2.10

2.10

16

Вид. Критерии вида.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид. Критерии вида: морфологический, генетический, экологический. Репродуктивная изоляция. Биологическая концепция вида.

Давать определение  ключевому понятию-вид.

Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Популяционная структура вида. Клинальная изменчивость.Географические изоляты. Зона контакта.

§

12.4.7

ИКТ

ЦОР

8.10

8.10

17

Видообразование как результат микроэволюции. Аллотропическое видообразование.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изоляция биологическая, географическая. Микроэволюция.  Видообразование – результат микроэволюции. Аллотропическое (географическое) видообразование.

Назавать эволюционно-значимые результаты видообразования.

.

Пути видообразования: филетическое, гибридное происхождение;дивергенция

§

12.4.7

ИКТ

ЦОР

8.10

8.10

18

Видообразование как результат микроэволюции. Симпатрическое видообразование.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Симпатрическое  (экологическое) видообразование. Генетические механизмы симпатрического видообразования: полиплоидизация, гибридизация, хромосомные перестройки. Образование новых видов. Роль изоляции в процессе видообразования.

Объяснять роль эволюционных  факторов в процессе видообразования. Описывать генетические механизмы, лежащие с основе симпатрического видообразования.

§

12.4.7

ИКТ

ЦОР

8.10

8.10

19

Контрольная работа № 2 по теме «Микроэволюция».

1

Урок контроля, оценки и коррекции

знаний

Тестирование по теме «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция»

Контрольная работа №2.

Повторить  главу 12

15.10

15.10

Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений (5 ч.).

20

Макроэволюция. Направления эволюции

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Макроэволюция. Биологический прогресс. Биологический регресс. Признаки биологических прогресса и регресса.

Давать определения ключевым понятиям.

Выделять критерии для сравнения ключевых понятий. Сравнивать процессы – микроэволюция и макроэволюция.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Работа над проектом №2

Биологическая стабилизация

§13.1

ИКТ

15.10

15.10

21

Пути достижения биологического прогресса

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Арогенез. Ароморфоз. Аллогенез. Идиоадаптация.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций.

Работа над проектом  №2  «Пути достижения биологического прогресса»

§

13.1

ИКТ

ЦОР

16.10

16.10

22

Пути достижения биологического прогресса

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Катогенез. Дегенерация. Пути биологического прогресса. Учение А.Н.Северцева и И.И.Шмальцгаузена о главных направлениях эволюции.

Характеризовать основные пути эволюции.

Подготовка к ЕГЭ: повторение темы «Плоские, круглые и кольчатые черви»

 

§13.1

ИКТ

ЦОР

22.10

22.10

23

Основные закономерности эволюции

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Аналогичные и гомологичные органы. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры гомологов и аналогов.

Отличать проявления дивергенции и конвергенции.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§

13.2.1, вопросы на стр. 429

ИКТ

22.10

22.10

24

Правила эволюции

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Филогенез. Правило необратимости эволюции. Правило чередования направлений эволюции.

Называть правила эволюции.

Приводить доказательства необходимости эволюции.

§§

13.2.2, вопросы на стр. 429

ИКТ

23.10

23.10

Основные черты эволюции животного и растительного мира (7 ч.).

25

Развитие жизни в Архейской и Протерозойской эрах

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Главные эволюционные события: фотосинтез, половой процесс и многоклеточность. Диплоидность. Разнообразие водорослей. Эволюционное значение ароморфозов.

Объяснять значение для живой природы перехода от гаплоидности к диплоидности.

Характеризовать развитие живых организмов в архее и протерозое.

Выучить табл14.1 на стр. 436

ИКТ

29.10

29.10

26

Развитие жизни в эре  и раннем палеозое

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Пути эволюционных преобразований – переход к сидячему, ползающему, плавающему образу жизни. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных, членистоногих.

Климатические изменения. Главные эволюционные события:

  • Кембрия – формирование большинства типов животных, появление скелетных форм;
  • Ордовика – разнообразие трилобитов;
  • Силура – появление позвоночных – бесчелюстных, появление наземных сосудистых растений, выход членистоногих на сушу.

Называть период появления наземных растений.

Описывать климатические изменения в раннем палеозое.

Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений.

Выучить табл14.1 на стр. 437

ИКТ

29.10

29.10

27

Развитие жизни в позднем палеозое

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Климатические изменения. Главные эволюционные события:

  • Девона – появление земноводных, господство рыб;
  • Карбона – господство амфибий, развитие споровых растений, возникновение рептилий, возникновение голосеменных;
  • Пермского периода – вымирание морских организмов, распространение голосеменных.

Называть период появления первых наземных позвоночных животных. Выделять эволюционные преимущества перехода растений к семенному размножению.

Объяснять причины расцвета земноводных животных в каменноугольном периоде.

Работа над проектом №4

Выучить табл14.1 на стр. 438

ИКТ

30.10

30.10

28

Развитие жизни в мезозойской эре

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Климатические изменения. Главные эволюционные события:

  • Триаса – вымирание папоротников, расцвет голосеменных, происхождение птиц и первых млекопитающих;
  • Юрского периода – господство рептилий, происхождение плацентарных млекопитающих;
  • Мелового – вымирание рептилий, появление покрытосеменных растений.

Оледенение.

Называть период возникновения цветковых растений.

Называть период возникновения птиц и млекопитающих.

Выделять преимущества цветковых растений.

Выучить табл14.1 на стр. 439

ИКТ

12.11

12.11

29

Развитие жизни в кайнозойской эре

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Климатические изменения. Главные эволюционные события:

  • Палеогена – господство млекопитающих и птиц:
  • Неогена – появление человекообразных обезьян.

Описывать климатические изменении в кайнозое. Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения.

Обосновывать причины господства цветковых растений.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Выучить табл14.1 на стр. 436

ИКТ

13.11

13.11

30

Семинар №1 по теме

«Основные черты эволюций животного растительного миров»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Этапы развития растений. Усложнение организации.

Обосновывать причины возникновения и вымирания живых организмов.

Повторить главу 14

ИКТ

18.11

18.11

31

Контрольная работа №3. «Макроэволюция».

1

Урок контроля, оценки и коррекции

знаний

Тестирование по теме «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция»

Контрольная работа №3.

Повторить главы 13 и 14

19.11

19.11

Происхождение человека (10 ч.).    

32

Положение человека в системе животного мира

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Антропология. Атавизмы и рудименты. Доказательства происхождения человека от животных: сравнительно - анатомические, эмбриологические. Биогенетический закон.

Называть признаки, доказывать принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие. Сравнивать человека и человекообразных обезьян.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§ 15.1, вопросы на стр. 468

ИКТ

ЦОР

19.11

19.11

33

Эволюция приматов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Происхождение человекообразных обезьян и человека от дриопитека. Отличительные признаки австралопитеков. Особенности строения, связанные с прямохождением. Эволюция приматов.

Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением.

Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.

§ 15.2, вопросы на стр. 471

ИКТ

ЦОР

25.11

25.11

34

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Древнейшие люди: человек умелый, человек прямоходящий. Особенности строения: формирование центров Брока и Вернике в головном мозге. Образ жизни: использование и добыча огня, приготовление пищи, изготовление орудий труда. Распространение Африка, Центральная Европа, Индонезия, Восточная Азия.

Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древнейших людей.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Архантропы

§ 15.3

ИКТ

ЦОР

26.11

26.11

35.

Стадии эволюции человека. Древние люди.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Древние люди. Два пути развития неандертальцев. Особенности строения. Образ жизни: развитие внутригрупповых связей, изготовление одежды и жилищ. Зачаточная речь. Распространение – Африка, Азия и Европа.

Описывать образ жизни неандертальцев. Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей.

§ 15.3

ИКТ

ЦОР

26.11

26.11

36

Стадии эволюции человека. Первые современные люди.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Социогенез. Кроманьонец. Увеличение головного мозга. Появление членораздельной речи, зарождение культуры, строительство постоянного жилища, шитье одежды. Роль труда в происхождении человека. Распространение – Африка, Азия, Европа, Америка.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

§15.3

ИКТ

ЦОР

02.12

02.12

37

Современный этап эволюции человека.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная, австралоидная. Условия формирования человеческих рас. Отличительные особенности.  Социальные факторы эволюции.

Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.

Характеризовать современный этап эволюции человека.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§ 15.4., выучить табл.15.1

ИКТ

ЦОР

03.12

03.12

38

Практическая работа №1.

«Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»

1

Урок закрепления знаний

Расизм. Антинаучность расизма. Доказательства равенства людей. Человеческие расы как пример идиоадаптаций. Теории: моноцентризм и полицентризм.

Приводить факты, доказывающие ложность расизма. Объяснять причины единства человеческих рас.

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»

Критика расизма и социального дарвинизма.

Повторить главу 15

03.12

03.12

39

Семинар №2

по теме «Происхождение человека»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека. Гипотезы происхождения человека: антропогенная (Ж.Б.Ламарк), симиальная (Ч.Дарвин), трудовая (Ф.Энгельс)

Доказывать, что человек – биологическое и социальное существо.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Легенды различных народностей о происхождении людей.

Подготовить доклады

ИКТ

09.12

09.12

40

Семинар №3

по теме «Происхождение человека»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека. Гипотезы происхождения человека: антропогенная (Ж.Б.Ламарк), симиальная (Ч.Дарвин), трудовая (Ф.Энгельс)

Доказывать, что человек – биологическое и социальное существо.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Легенды различных народностей о происхождении людей.

Подготовить доклады

ИКТ

10.12

10.12

41

Контрольная работа №4 по теме «Происхождение человека».

1

Урок контроля, оценки и коррекции

знаний

Тестирование по теме «Происхождение человека»

Контрольная работа № 4.

Повторить главу 15

10.12

10.12

Раздел II.    Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.  

Биосфера, ее структура и функции (8 ч.)    

42

Биосфера – живая оболочка планеты.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Биосфера. Экология. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное вещество, костное вещество. Границы биосферы и ее черты. Учение о биосфере.

Описывать компоненты биосферы.

Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере.

Прочитать записи

ИКТ

16.12

16.12

43

Структура биосферы. Живые организмы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Биомасса. Живое вещество. Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая.

Приводить примеры проявления функций живого вещества.

§ 16.1., вопросы на стр. 491

ИКТ

17.12

17.12

44

Круговорот воды в природе

1

Распределение воды на планете: мировой океан, грунтовые воды, ледники, реки, болота,  озера. Атмосфера. Почвенная влага. Роль зеленых растений в круговороте воды: поглощение из почвы, использование в процессе фотосинтеза, регулировании стока. Процесс круговорота воды в природе.

Описывать круговорот воды в природе.

Объяснять роль живых организмов  в круговороте воды.

§ 16.2., разобрать рис. 16.2

ИКТ

ЦОР

17.12

17.12

45

Круговорот углерода

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Роль соединений углерода (углекислый газ, карбонаты). Природные источники углекислого газа: вулканическая деятельность, естественные пожары, дыхание, разложение органических остатков. Антропогенные источники углекислого газа. Закон биогенной миграции атомов. Биогеохимический цикл углерода.  Пути миграции СО2: поглощение в процессе фотосинтеза и образования органических веществ, образование карбонатной системы.

Описывать круговорот углерода  в природе.

Объяснять роль живых организмов  в круговороте углерода.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода.

Изменения в процессах биогеохимического цикла углерода в процессе эволюции.

§ 16.2., разобрать рис. 16.3

ИКТ

23.12

23.12

46

Круговорот фосфора и серы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Природные соединения серы – сульфиды. Роль микроорганизмов в круговороте. Перевод сульфидной формы в сульфатную. Природные источники:

  • серы – разложение трупов растений и животных;
  • фосфора – фосфаты.

Влияние хозяйственной деятельности на круговорот серы и фосфора.

Описывать круговорот фосфора и серы  в природе.

Объяснять роль живых организмов  в круговороте фосфора и серы.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот фосфора и серы.

§ 16.2, рис. 16.5

ИКТ

24.12

24.12

48

Круговорот азота

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Запасы азота в атмосфере. Атмосферная и биологическая фиксация азота, синтез нитратов. Роль микроорганизмов в круговороте азота.  Биогеохимический цикл азота. Механизмы. Этапы круговорота с участием живых организмов и без их участия.

Описывать круговорот азота   в природе.

Объяснять роль живых организмов  в круговороте азота.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот азота.

§ 16.2, рис. 16.4

ИКТ

24.12

24.12

49

Практическая работа №2

«Составление схем круговорота углерода,  азота»

1

Урок закрепления знаний

Круговорот углерода, азота.

Составлять схемы круговорота веществ в природе.

Объяснять необходимость знаний об особенностях бионной миграции атомов.

Практическая работа «Составление схем круговорота углерода,  азота»

Прочитать записи

ИКТ

13.01

13.01

50

Контрольная работа № 5 по теме «Понятие о биосфере»

1

Урок контроля, оценки и коррекции

знаний

Тестирование по теме «Понятие о биосфере»

Контрольная работа  № 5.

Прочитать записи

14.01

14.01

Жизнь в сообществах (4 ч.).

51

История формирования сообществ живых организмов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Биомы. Причины различий животного и растительного мира: геологическая история материков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении.

Приводить примеры, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных.

Описывать биомы суши.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

§ 17.1, вопросы на стр. 504

ИКТ

14.01

14.01

52

Основные биомы суши

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Биомы Палеоарктической области: тундра, хвойные леса, степи, лиственные леса, пустыни. Растительный и животный мир. Фактор, определяющий тип биомассы – климат. Климатические условия.

Приводить примеры, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных.

Описывать биомы суши.

Неоарктическая, восточная, австралийская, эфиопская, области. Растительный и животный мир.

§ 17.2, вопросы на стр. 513-514

ИКТ

20.01

20.01

53

Лабораторная работа №1

«Описание экосистемы своей местности»

1

Урок закрепления знаний

Лиственные леса и степи – основные биомы Республики Тыва. Растительный и животный мир.

Описывать биомы Тандинского района. Объяснять влияние климатических условий.

Составить описание экосистем

21.01

21.01

54

Семинар № 4 «Основные биомы суши»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Широтная зональность. Основные биомы: тундра, хвойный лес, лиственный лес, степь, пустыня.

Характеризовать биомы.

Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий.

Творческая работа

«Характеристика биома»

Характеристика биома

ИКТ

Взаимоотношения организма и среды (16 ч.)

55

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Биоценоз. Биогеоценоз. Биомасса. Первичная продукция. Экосистема. Морфологическая структура. Характеристика биогеоценоза: биомасса, биологическая продуктивность, плотность популяций.

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§ 17.3.1, вопросы на стр. 519

ИКТ

27.01

27.01

56

Абиотические факторы среды. Температура.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Абиотические факторы. Гомойотермные организмы. Пойкилотермные организмы. Воздействие температуры на живые организмы. Адаптация растений и животных к защите от перегревания и охлаждения. Биохимические, морфологические, физиологические и поведенческие адаптации. Правила Бергмана.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать приспособления у растений и животных к изменениям окружающей среды.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Оптимальная температура. Стенатермные. Эвритермные. Смена стаций. Правило преддверия.

§ 17.3.2, вопросы 1,2,3,4 на стр. 529

ИКТ

28.01

28.01

57

Абиотические факторы среды. Свет.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фотопериодизм. Влияние света на живые организмы. Адаптивные особенности растений. Экологические группы растений: светолюбивые, теневые, теневыносливые. Свет как условие ориентации животных.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных.

Самостоятельный поиск биологической информации по теме из различных источников. Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Действие разных участков спектра солнечного излучения на живые организмы.

§ 17.3.2, вопросы 5,6 на стр. 529

ИКТ

28.01

28.01

58

Абиотические факторы среды. Влажность. Ионизирующее излучение.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Влияние влажности. Адаптации растений и животных к поддерживанию водного баланса. Виды ионизирующих излучений. Воздействие ионизирующего излучения на живые организмы.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги.

Характеризовать вредное ионизирующее влияние на животный и растительный мир.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Экологические группы растений: гигрофиты,  мезофиты, ксерофиты.

§ 17.3.2, стр. 523-526

ИКТ

03.02

03.02

59

Интенсивность действия фактора.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Пределы выносливости. Типы изменений факторов среды: регулярно – периодические, нерегулярные, направленные. Интенсивность действия абиотических факторов среды в городе и сельской местности.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть типы изменений факторов среды.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Стенобионты. Эврибионты.

§ 17.3.2, стр. 527-528, вопрос 5

04.02

04.02

60

Взаимодействие факторов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ограничивающий фактор. Экологическая ниша. Ограничивающее и оптимальное воздействие фактора среды. Правило минимума (Либиха)

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры ограничивающего воздействия

экологических факторов.

§17.3.3, вопросы на стр. 532

ИКТ

04.02

04.02

61

Семинар №5 «Воздействие абиотических факторов на  организмы»

1

Урок повторения и систематизации знаний

Приспособления организмов к сезонным ритмам.

Обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§17.3.3

10.02

10.02

62

Биотические факторы среды.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Биотический фактор. Пространственная структура.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры многообразия биоценозов.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§17.3.4, рис. 17.12

ИКТ

11.02

11.02

63

Цепи питания. Правила экологических пирамид.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Пищевая цепь. Сеть питания. Трофическая структура. Трофический уровень. Экологическая пирамида. Пищевые отношения. Компоненты пищевых цепей. Виды цепей питания: пастбищная и детритная. Правило экологической пирамиды биомасс.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры многообразия биоценозов, пастбищной и детритной цепи питания. Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§17.3.4

ИКТ

11.02

11.02

64

Практическая работа №3

«Составление схем пищевых цепей и сетей»

1

Урок закрепления знаний

Структура и компоненты пищевых цепей. Детритные и пастбищные цепи питания.

Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязейв жизни сообществ.

Решать биологические задачи по теме «Устойчивость биогеоценоза».

Практическая работа «Составление схем пищевых цепей и сетей»

§17.3.4

17.02

17.02

65

Саморегуляция экосистем

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Саморазвитие. Саморегуляция. Устойчивость. Существенные и несущественные компоненты экосистемы. Причины нарушения экоустойчивости экосистемы. Соотношение продуцентов и консументов. Механизм саморегуляции.

Давать определения ключевым понятиям.

Выделять существенные и несущественные компоненте экосистемы. Обосновывать причины нарушения устойчивости экосистемы.

§17.3.5

18.02

18.02

66

Смена экосистем

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Климакс. Сукцессия. Изменения сообщества в ходе сукцессий. Виды сукцессий: первичная и вторичная. Смена экосистем. Причины. Установление равновесного состояния.

Описывать механизм сукцессии. Объяснять причины смены экосистем.

Проект № 6 на тему: «Смена экосистем»

Виды-доминанты.Ценофобы. Эдификаторы. Эксплеренты.

§17.3.5

ИКТ

18.02

18.02

67

Практическая работа №4

«Решение экологических задач»

1

Урок закрепления знаний

Составление схем путей переноса энергии в экосистеме.

Подготовка к ЕГЭ: решение задач

Составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме.Анализировать схему действия экологического фактора.

§17.3.4

§17.3.5

24.02

24.02

68

Агроэкосистемы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Агроценоз. Примеры агроценозов: поля, огороды, парки, сады, пастбища, оранжереи, аквариум. Отличия агроценоза: возделывание монокультуры, вмешательство человека в проявление борьбы за существование. Использование, кроме солнечной энергии, дополнительных источников энергии. Неполный круговорот веществ; низкая устойчивость, регуляция человеком, высокая продуктивность. Плодородие почвы.

Выделять отличия агроценоза от биоценоза.

§17.3.4

§17.3.5

ИКТ

25.02

25.02

69

Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

1

Урок закрепления знаний

Признаки агроценоза и биоценоза.

Выделять особенности агросистемы. Сравнивать агросистемы и естественные экосистемы.

Практическая работа «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

Составить сравнительную характеристику

25.02

25.02

70

Контрольная работа №6 по теме «Взаимоотношения среды и организма»

1

Урок контроля, оценки и коррекции

знаний

Тестирование по теме «Взаимоотношения организма и среды»

Контрольная работа № 6

Глава 16

3.03

3.03

Взаимоотношения между организмами (6 ч.).  

71

Формы взаимоотношений. Позитивные отношения - симбиоз

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Симбиоз. Формы взаимовыгодного сожительства:

  • кооперация
  • мутуализм
  • комменсализм

Обязательный или временный характер симбиотических отношений. Особенности и эволюционное значение симбиоза. Мутуализм и переработка органики.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Называть формы симбиоза и выделять их особенности.Объяснять эволюционное значение симбиоза.

§17.4.1

ИКТ

04.03

04.03

72

Антибиотические отношения. Хищничество.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Антибиоз. Проявление и биологическое значение (регуляция численности, влияние на разнообразие сообщества). Математическая модель системы «Хищник-жертва». Периодические колебания численности.

Объяснять биологическую роль хищничества.

Обосновывать проявление  математической модели системы «Хищник-жертва»

Проявление коэволюции.

§17.4.2

Повторить вирусы

ИКТ

04.03

04.03

73

Паразитизм

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Паразитизм. Проявление и биологическое значение (регуляция численности). Облигатные и факультативные паразиты. Внутриклеточный паразитизм. Редукция органов пищеварительной системы, органов чувств, конечностей. Усложнение половой системы, органов прикрепления. Проявление и биологическое значение

Отличать хищничество от паразитизма. Характеризовать проявление паразитизма.

Временный и стационарный паразитизм.

§17.4.2

ИКТ

ЦОР

11.03

11.03

74

Конкуренция

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Конкуренция. Проявление и биологическое значение. Внутривидовая конкуренция. Конкуренция межвидовая: пассивная (потребление ресурсов природы, необходимых обоим видам), активная (подавление одного вида другим)

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих вирусов.

Принцип конкурентного исключения(принцип Гаузе)

§ 17.4.2

ИКТ

11.03

11.03

75

Семинар №6 по теме «Взаимоотношения между организмами»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Все виды взаимоотношений.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Решать задачи по теме ««Взаимоотношения между организмами».

Объяснять роль взаимоотношений между организмами в обеспечении биологического равновесия в экосистеме.

Творческая работа

«Характеристика»

взаимоотношений между организмами»

Подготовка к контрольной работе

ИКТ

17.03

17.03

76

Контрольная работа № 7 по теме «Взаимоотношения между организмами»

1

Урок контроля, оценки и коррекции

знаний

Тестирование по теме «Взаимоотношения между организмами»

Контрольная работа № 7.

Повторить 17.4.

18.03

18.03

Биосфера и человек.  Ноосфера (12 ч.).  

77

Воздействие человека на природу в процессе становления общества

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Антропоценозы. Ноосфера. Влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека в эпоху палеолита и неолита. Ноосфера – высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.

Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И. Вернадского.

§ 18.1

ИКТ

18.03

18.03

78

Воздействие человека на природу в процессе становления общества

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Антропоценозы. Ноосфера. Влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека в эпоху палеолита и неолита. Ноосфера – высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.

Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И. Вернадского.

§ 18.1

ИКТ

31.03

31.03

79

Природные ресурсы и их использование.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ресурсы возобновляемые, невозобновляемые. Неисчерпаемые ресурсы: космические, климатические, водные.

Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Значение

природных ресурсов для деятельности человека.

Приводить примеры природных ресурсов различных групп.

§ 18.2

ИКТ

01.04

01.04

80

Загрязнение воздуха

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Причины загрязнения воздуха: сжигание топлива, металлургическое производство, автотранспорт. Влияние загрязнения воздуха на биоценоз.

Влияние на климат парникового эффекта и последствия его действия на живые организмы.

Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§ 18.3.1

ИКТ

01.04

01.04

81

Загрязнения пресных и морских вод

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Причины загрязнения пресных и морских вод. Влияние загрязнений и хозяйственной деятельности человека на биоценоз: строительство гидроэлектростанций.

Описывать влияние загрязнений вод на биоценоз.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§18.3.2

§18.3.3

ИКТ

07.04

07.04

82

Антропогенные изменения почвы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эрозия. Причины загрязнения почвы. Влияние загрязнения почвы на биоценоз.

Объяснять причины и последствия загрязнения почвы. Характеризовать

способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

Работа над исследовательской работой

§18.3.4

ИКТ

08.04

08.04

83

Влияние человека на растительный и животный мир

1

Прямое и косвенное влияние на изменения природной среды. Меры по охране растительного и животного мира.

Называть растения и животные, находящиеся под угрозой исчезновения. Объяснять последствия уничтожения лесов.

Исследовательская работа на тему: «Влияние человека на растительный и животный мир»

§18.3.5

ИКТ

08.04

08.04

84

Радиоактивное загрязнение биосферы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние на живые организмы и последствия радиоактивного загрязнения.

Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы.

Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения.

§18.3.6

ИКТ

14.04

14.04

85

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Природопользование. Пути решения экологических проблем. Принципы рационального природопользования.

Формулировать

принципы рационального природопользования. Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§ 18.4

ИКТ

15.04

15.04

86

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Стратегии развития сельского хозяйства, промышленности и энергетики. Борьба с загрязнениями. Сохранение природных сообществ. Обязательный характер мероприятий по охране природы.

Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.

Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§ 18.4

15.04

15.04

87

Семинар №7 «Биосфера и человек»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Современный этап развития биосферы.

Оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека ни биосферу. Анализировать глобальные изменения в биосфере.

Творческая работа

«Загрязнение биосферы» Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме

§ 18.1-§ 18.4

ИКТ

21.04

21.04

88

Контрольная работа  № 8.

«Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы».

1

Урок контроля, оценки и коррекции

знаний обучающихся

Тестирование по теме «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы».

Контрольная работа № 8

Повторить главу 18

22.04

22.04

Бионика  (4 ч.)

89

Бионика

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Бионика. развития техники. Эхолокация и электролокация.

Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемые человеком в строительстве, промышленности.

Глава 19

ИКТ

22.04

22.04

90

Роль биологических знаний в XXI веке. Достижения биологических наук

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Перспективы развития биологических знаний. Этические аспекты исследований в области биологии и биотехнологии.

Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии.

Глава 19

ИКТ

28.04

28.04

91

Биологическая безопасность человечества

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение по курсу биология

Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса.

Глава 19

ИКТ

29.04

29.04

92

Повторение темы «Бионика»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач развития техники.

Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии.

Глава 19

ИКТ

29.04

29.04

Повторение (10 ч.).

93

Повторение темы «Развитие представлений об эволюции живой природы».  

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Глава 12

5.05

5.05

94

Повторение темы «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Глава 13

6.05

6.05

95

Повторение темы «Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Глава 13

06.05

6.05

96

Повторение темы «Основные черты эволюции животного и растительного мира».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Глава 14

12.05

12.05

97

Повторение темы «Происхождение человека».    

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Глава 15

13.05

13.05

98

Повторение темы «Биосфера, ее структура и функции».    

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Глава 16

13.05

13.05

99

Повторение темы «Жизнь в сообществах».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Глава 17

19.05

19.05

100

Повторение темы «Взаимоотношения организма и среды».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Глава 17

20.05

20.05

101

Повторение темы «Взаимоотношения между организмами».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Глава 17

20.05

20.05

102

Итоговое тестирование

1

Урок контроля и оценки знаний

26.05

26.05

        

                        

                        

                        

                        

                        

                        

                        

                        

        


Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Раздел I. Учение об эволюции органического мира.

Развитие представлений об эволюции живой природы (9 ч.).

1

Введение. Учение об эволюции органического мира

1

03.9

2

История развития представлений о развитии жизни на Земле

1

03.9

3

Система органической природы К.Линнея

1

04.9

4

Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка

1

10.9

5

Естественно научные предпосылки  теории Ч.Дарвина

1

10.9

6

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1

11.9

7

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование.

1

17.9

8

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Образование новых видов

1

17.9

9

Контрольная работа №1 по теме «Эволюция»

1

18.9

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (10 ч.).

10

Эволюционная роль мутаций.

1

24.9

11

Эволюционная роль мутаций.

1

24.9

12

Генетические процессы в популяциях

1

25.9

13

Формы естественного отбора

1

1.10

14

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность

1

1.10

15

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность

1

2.10

16

Вид. Критерии вида.

1

8.10

17

Видообразование как результат микроэволюции. Аллотропическое видообразование.

1

8.10

18

Видообразование как результат микроэволюции. Симпатрическое видообразование.

1

8.10

19

Контрольная работа № 2 по теме «Микроэволюция».

1

15.10

Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений (5 ч.).

20

Макроэволюция. Направления эволюции

1

15.10

21

Пути достижения биологического прогресса

1

16.10

22

Пути достижения биологического прогресса

1

22.10

23

Основные закономерности эволюции

1

22.10

24

Правила эволюции

1

23.10

Основные черты эволюции животного и растительного мира (7 ч.)

25

Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах

1

29.10

26

Развитие жизни в раннем палеозое

1

29.10

27

Развитие жизни в позднем палеозое

1

30.10

28

Развитие жизни в мезозое

1

12.11

29

Развитие жизни в кайнозое

1

13.11

30

Семинар №1 по теме

«Основные черты эволюций животного растительного мира»

1

18.11

31

Семинар №2 по теме

«Основные черты эволюций животного растительного мира»

1

18.11

31

Контрольная работа №3. «Макроэволюция».

1

19.11

Происхождение человека (10ч.).

32

Положение человека в системе животного мира

1

19.11

33

Эволюция приматов

1

25.11

34

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.

1

26.11

35.

Стадии эволюции человека. Древние люди.

1

26.11

36

Стадии эволюции человека. Первые современные люди.

1

02.12

37

Современный этап эволюции человека.

1

03.12

38

Практическая работа №1.

«Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»

1

03.12

39

Семинар №3

по теме «Происхождение человека»

1

09.12

40

Семинар №4

по теме «Происхождение человека»

1

10.12

41

Контрольная работа №4 по теме «Происхождение человека».

1

10.12

Раздел II. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Биосфера, ее структура и функции (8 ч.)

42

Биосфера – живая оболочка планеты.

1

16.12

43

Структура биосферы. Живые организмы.

1

17.12

44

Круговорот воды в природе

1

17.12

45

Круговорот углерода

1

23.12

46

Круговорот фосфора и серы

1

24.12

48

Круговорот азота

1

24.12

49

Практическая работа №2

«Составление схем круговорота углерода,  азота»

1

13.01

50

Контрольная работа № 5 по теме «Понятие о биосфере»

1

14.01

Жизнь в сообществах (4 ч.).

51

История формирования сообществ живых организмов

1

14.01

52

Основные биомы суши

1

20.01

53

Лабораторная работа №1

«Описание экосистемы своей местности»

1

21.01

54

Семинар № 5 «Основные биомы суши»

1

21.01

Взаимоотношения организма и среды (16 ч.)

55

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ.

1

27.01

56

Абиотические факторы среды. Температура.

1

28.01

57

Абиотические факторы среды. Свет.

1

28.01

58

Абиотические факторы среды. Влажность. Ионизирующее излучение.

1

03.02

59

Интенсивность действия фактора.

1

04.02

60

Взаимодействие факторов

1

04.02

61

Семинар №6 «Воздействие абиотических факторов на  организмы»

1

10.02

62

Биотические факторы среды.

1

11.02

63

Цепи питания. Правила экологических пирамид.

1

11.02

64

Практическая работа №3

«Составление схем пищевых цепей и сетей»

1

17.02

65

Саморегуляция экосистем

1

18.02

66

Смена экосистем

1

18.02

67

Практическая работа №4

«Решение экологических задач»

1

24.02

68

Агроэкосистемы.

1

25.02

69

Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем».

1

25.02

70

Контрольная работа №6 по теме «Взаимоотношения среды и организма».

1

03.03

Взаимоотношения между организмами (6 ч.)

71

Формы взаимоотношений. Позитивные отношения - симбиоз

1

04.03

72

Антибиотические отношения. Хищничество.

1

04.03

73

Паразитизм

1

11.03

74

Конкуренция

1

11.03

75

Семинар №7 по теме «Взаимоотношения между организмами»

1

17.03

76

Контрольная работа № 7 по теме «Взаимоотношения между организмами»

1

18.03

Биосфера и человек. Ноосфера (12 ч.).

77

Воздействие человека на природу в процессе становления общества

1

18.03

78

Воздействие человека на природу в процессе становления общества

1

31.03

79

Природные ресурсы и их использование.

1

01.04

80

Загрязнение воздуха

1

01.04

81

Загрязнения пресных и морских вод

1

07.04

82

Антропогенные изменения почвы

1

08.04

83

Влияние человека на растительный и животный мир

1

08.04

84

Радиоактивное загрязнение биосферы

1

14.04

85

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

1

15.04

86

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

1

15.04

87

Семинар №7 «Биосфера и человек»

1

21.04

88

Контрольная работа  № 8. «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы».  

1

22.04

Бионика (4 ч.).

89

Бионика

1

22.04

90

Роль биологических знаний в XXI веке. Достижения биологических наук

1

28.04

91

Биологическая безопасность человечества

1

29.04

92

Повторение темы «Бионика»

1

29.04

Повторение (10 ч.)

93

Повторение темы «Развитие представлений об эволюции живой природы».  

1

5.05

94

Повторение темы «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция».

1

6.05

95

Повторение темы «Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений».

1

6.05

96

Повторение темы «Основные черты эволюции животного и растительного мира».

1

12.05

97

Повторение темы «Происхождение человека».    

1

13.05

98

Повторение темы «Биосфера, ее структура и функции».    

1

13.05

99

Повторение темы «Жизнь в сообществах».

1

19.05

100

Повторение темы «Взаимоотношения организма и среды».

1

20.05

101

Повторение темы «Взаимоотношения между организмами».

1

20.05

102

Итоговое тестирование

1

26.05


                        

                        

                        

                        

                        

                        

                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...