Урок "Газообмен в легких и тканях. Влияние никотина на организм человека".
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Урок обобщающий по теме: "Дыхание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon gazoobmen_v_legkih_i_tkanyah.zip1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: " Газообмен в легких и тканях. Влияние никотина на организм человека.

Класс: 8

Предмет: биология

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

 Образовательные цели и задачи: 

  • Сформировать у учащихся представление о табаке, показать отрицательное воздействие его на организм.
  • Изучить состав и свойства табака.
  • Выявить проблемы влияния табачного дыма на молодой организм.
  • Формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения определять в табаке присутствия различных ионов тяжелых металлов, научиться делать вытяжки из табака-формировать ключевые компетенции: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.
  • научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, проявлять избирательность при их потреблении, формировать умение находить требуемые данные.

Воспитательные цели и задачи:

  • Формировать у учащихся отрицательное отношение к табачным изделиям.
  • Показать пагубное влияние курения на организм, неразрывную связь курения с различными заболеваниями. Привести доказательства этого влияния.

Развивающие цели и задачи:

  • Применяя активные проблемно-поисковые методы обучения, экспериментальные задания, вопросы для размышления, формировать ключевые компетенции: учебно-позновательные, коммуникативные,развивать творческое мышление о вреде курения, познавательный интерес к проблеме влияния табачного дыма на организм и необходимости бережного отношения к своему здоровью.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте уважаемые коллеги, здравствуйте ребята. Меня зовут Наталья Николаевна. Помогать  сегодня на уроке нам  будет  лаборант Марина Викторовна.  На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи 

  Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.                                                                                                                                        

                                       

Самоопределение

Целеполагание

Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

У вас на столах для каждого ученика приготовлен   тест. В нем 5 вопросов. Учитель зачитывает (дублирует).Слайд№1

                                             Тест.

                   1.Курят ли ваши друзья?  Да;  Нет.

                   2.Пробовали ли вы курить?   Да; Нет.

                    3.Курите ли вы?  Да; Нет.

                    4.Курят ли ваши родители, родственники?  Да;

                                                                                                     Нет

                   5.Есть ли среди ваших знакомых,  умершие

                     от рака легких? Да; Нет.

 Ответьте на вопросы максимально правдиво. Фамилию писать не надо. (2 мин.). Поднимите руки у кого есть хотя бы один положительный ответ. Я думаю, что наш  разговор сегодня будет полезен для вас. Вы ответили на вопросы теста, исходя из этого, кто может сказать, какую тему мы будем рассматривать на уроке?

Тема нашего урока: «Газообмен в легких и тканях. Влияние никотина на организм человека».Слайд №1

 Вы изучили тему: «Органы дыхания». Сегодня  на уроке мы вспомним процесс газообмена в легких и тканях. Изучим состав табака и посмотрим, насколько вреден табак. Проведем лабораторное исследование.

Как вы думаете, для чего надо изучать такую тему?

Это и будет целью нашего урока.

Давайте  вспомним процесс тканевого и легочного  дыхания.

Слайд№2.

А теперь давайте представим, что если человек курит и вместе  с  кислородом в легкие попадает дым от сигареты.

Вопрос детям: Что происходит в легких?

 Вопрос детям:  К чему приводит, снижение содержания кислорода в легких?

Вывод: Правильно ребята!  Наши ткани и органы в результате курения, получают недостаточное количество кислорода, следовательно испытывают кислородное голодание, что ведет к нарушению работы органов и тканей.

 

Работа учащихся с тестом.

Обучающиеся поднимают руки, у кого есть положительные ответы.

Предполагают, что речь пойдет о курении

Формулируют цель урока.

 Ответы:

Чтобы узнать влияние табака на организм человека; Узнать состав табака, изучить его свойства.

Ответы учеников.  Выходят к доске, работают со схемой  «Газообмен в легких и тканях»  на слайде.

Ответ: Содержание кислорода в легких резко снижается.

Ответ: Приводит к кислородному голоданию органов и тканей.

Подведение под понятие; целеполагание

Выполнение  учебного действия;

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений ;

Поиск и выделение необходимой информации, смыслообразование, умение осознанно и произвольно  строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: Сформировать у обучающихся  представление табаке, показать отрицательное  воздействие его на организм.

Что же такое курение?С позиции физикохимии процесс курения – это сухая перегонка табачных листьев, при которой образуются вещества, относящиеся к различным классам неорганических и органических соединений. Общее для всех этих веществ – они поражают те или иные “цели” в организме. Мишенями являются самые важные клетки организма: клетки крови, мозга, легких и др.органов.

Вопрос детям. Какое вещество, наиболее активное  входящее в состав табака? (Ответы).

В настоящее время наука располагает тысячами доказательств, подтверждающих тот факт, что табак содержит губительные для организма человека вещества. Их более 400!!!

Вопрос ученикам: « Как вы думаете, какая система органов в  первую очередь страдает от курения?

Вопрос: Почему?

 Слайд  «Органы дыхания»

Вопрос: Какие болезни органов дыхания вы знаете, которые вызваны курением? 

Вывод: Организм страдает от недостатка кислорода. Появляется кашель, мокрота, усиливается слюноотделение. У многих развиваются раковые опухоли на губе, в горле, в легких.

Давайте рассмотрим следующую систему органов.

Вопрос детям: Как влияет никотин на нервную систему?

Слайд “ Нервная система”

Врачи установили, что курящие ученики более рассеянны, нервны, ленивы. У них ухудшается память, частые головные боли. Угарный газ вызывает кислородное голодание нервной клетки и снижает интенсивность нервных процессов. Изменяется поведение курящих людей, грубеет голос, кожа становится землистой, и зубы желтеют.

Вопрос детям: Какие болезни нервной системы вызваны курением?

- Горящая сигарета – это уникальная химическая фабрика, продуцирующая более 4 тысяч соединений, в том числе более 40 канцерогенов. Канцерогены способны вызвать развитие раковой опухоли.

Слайд “ Пищеварительная и кровеносная  системы”

Вопрос: Как вы думаете, пищеварительная и кровеносная система подвергается воздействию  никотина?

Никотин подстегивает сердце, заставляя его учащенно работать. Сердце курильщиков сокращается в сутки лишних 20-25 тыс. раз. Повышается кровяное давление.

Вопрос: Какие болезни органов пищеварения и органов кровеносной системы вы знаете?

Курение приводит к раку желудка. Замедляет заживление язв и способствует их повторному возникновению.

Вывод: Хорошо ребята, мы с вами вспомнили процесс газообмена, рассмотрели влияние никотина на системы органов.  Нет такой системы органов в теле человека, которая бы не страдала от курения. Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а так же от того количества, которое он выкуривает за сутки.

Пауза психофизической разгрузки.

Ребята! Мы с вами плодотворно поработали, давайте отдохнем!

1.Упражнение с орехами(активизация активных точек на руке).

2. Снятие физического напряжения.  Ребята! Давайте встанем, отведем  руки назад, сомкнем  в замок, выпрямим спины, поднимем  подбородки, улыбнемся.

  IV. Первичное закрепление

Цель этапа: Формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения определять в табаке присутствия различных ионов  тяжелых металлов.

Учитель:

Как вы думаете, легкие  сигареты менее опасны, чем крепкие?

Мы проведем исследование и развеем все сомнения.

Первая группа проводит исследование с легким табаком.

Вторая группа – с крепким табаком,

Третья группа – с табачным дегтем, который остался на фильтре после курения.

(Дается инструктаж по Т.Б. при работе с концентрированными кислотами и химическими реактивами Приложение №3).

Лабораторная работа “Исследование состава табака на наличие ионов тяжелых металлов”

Цель работы: Определить опытным путем ионы тяжелых металлов в табаке и фильтре.

                              Ход работы:

На столах у учеников лежат образцы таблицы для лабораторной  работы.

В ходе работы они заполняют таблицу.

У вас на столах  вы видите 2 пробирки. В каждой пробирке находится вытяжка из табака. Я ее сделала раньше, в целях экономии времени. Как я ее делала, мы видим на слайде.  (Возьмем табак ,положим в стакан и зальем концентрированной азотной кислотой. Дадим 1 минуту настояться и профильтруем. Вытяжка готова).Для каждой группы вытяжка готовилась из разных сортов сигарет. Образцы лежат на столах.

Опыт №1. В 1 пробирку  бросим несколько крупинок иодида калия. Что мы наблюдаем? Справка: Иодид калия – качественный реактив на ионы висмута. Результатом реакции является оранжевое окрашивание.

Вывод: Следовательно, в вытяжке есть ионы висмута и очень большой концентрации.

Опыт №2.Проводит учитель.

Возьмем 0,5 мл вытяжки табака, прильем 1 мл этилового спирта, помешаем стеклянной палочкой и подожжем. Вначале пламя будет бесцветное, но через некоторое время языки пламени окрашиваются в карминово-красный цвет.

Справка: Качественной реакцией определения ионов стронция – пламя. Результат - пламя карминово-красного цвета.

Вывод: Следовательно, в вытяжке табака есть ионы стронция.

Ведется сравнение результатов опытов групп и делается общий вывод.

Учитель: Давайте сравним результаты 3-х групп.

Общий вывод:

В сигаретах и табачном дегте есть ионы тяжелых металлов, которые, попадая в организм человека, оседают в его тканях. Концентрация ионов тяжелых металлов очень высокая и сохраняется она даже в табачном дегте.

Ответ: Никотин.

Ответы детей. Органы дыхания. Так как именно туда попадает дым в первую очередь.

Ответы детей. Рак легких.

Ответ: Ухудшается память, головные боли.

 

Ответ: Инсульты.

Ответы: Сердечных сокращений становится больше, повышается кровяное давление.

Ответы: Рак желудка, рак губы, инфаркты.

Лабораторная работа.

Ответы детей.

 

Результаты  наблюдений и выводы учащиеся записывают в таблицу. Приложение №2.

Ответы учащихся 1,2,3 группы.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Поиск и выделение необходимой информации. Умение структурировать знания.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

           Ребята!   Кто желает высказаться по уроку?

   Продолжите мысль: “Я понял(а), что…”,

 “Я узнал(а). что…”,

“Мне было интересно…”,

 “К сожалению…”,

“Теперь я буду …”.

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик .

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.


Приложение к уроку №1

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)        

                 «Покажи своё лицо»

  V. Итог урока. Рефлексия. Осознание учащимися своей деятельности.

                                                           

                                                            Приложение к уроку  №2

Лабораторная работа “Исследование состава табака на наличие ионов тяжелых металлов”

Цель работы: Цель работы: Определить опытным путем ионы тяжелых металлов в табаке и фильтре.

                                                                           

                                                                           Ход работы:

В ходе работы  заполнить таблицу.

              Реактив

Наблюдаемые явления

           Вывод

1 опыт.

Вытяжка из табака+KI (иодид калия)

2 опыт. Демонстрирует учитель

Вытяжка из табака+C2H5OH (этиловый спирт)

 

                                                                             

                                                                                Приложение к уроку № 3

Инструкция

по охране труда учащихся

при работе в кабинетах (лабораториях) химии, биологии

средних общеобразовательных школ (типовая)

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии, биологии.

2. Во время работы в кабинете учащиеся обязаны поддерживать порядок на рабочем месте.

3. Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой.

4. Запрещается есть и пить, нюхать химические реактивы в кабинете, загромождать проходы портфелями, сумками.

5. При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.

6. О всех случаях, когда разлиты жидкости или рассыпаны твердые реактивы, нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые вещества запрещается.

7. По окончании практических и лабораторных работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.


                                                        Приложение №4

                                                          

                                                           Тест:

                                  1.Курят ли ваши друзья?  Да;  Нет.

                                  2.Пробовали ли вы курить?   Да; Нет.

                                  3.Курите ли вы?  Да; Нет.

                                  4.Курят ли ваши родители, родственники? Да;  Нет.

                                  5.Есть ли среди ваших знакомых, умершие

                                     от рака легких? Да; Нет.

                                                          

                                                                  Тест:

                                  1.Курят ли ваши друзья?  Да;  Нет.

                                  2.Пробовали ли вы курить?   Да; Нет.

                                  3.Курите ли вы?  Да; Нет.

                                  4.Курят ли ваши родители, родственники? Да;  Нет.

                                  5.Есть ли среди ваших знакомых, умершие

                                     от рака легких? Да; Нет;                       

                                                 

                                                                Тест:

                                  1.Курят ли ваши друзья?  Да;  Нет.

                                  2.Пробовали ли вы курить?   Да; Нет.

                                  3.Курите ли вы?  Да; Нет.

                                  4.Курят ли ваши родители, родственники? Да;  Нет.

                                  5.Есть ли среди ваших знакомых, умершие

                                     от рака легких? Да; Нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса школы 8 вида " Вредное влияние курения на организм человека"

МОУ Специальная (коррекционная) школа 7,8 видов № 2г.Электрогорск Моск.область. Классный час  для учащихся  9 класса школы 8 вида  на тему :«О  вредном  влиянии кур...

Исследовательская работа по биологии «Влияние курения на организм человека»

1)      Актуальность исследования (почему данная тема взята автором для исследования)  Факт, что курение наносит человеку огромный вред уже давно доказан и не подве...

Влияние никотина на организм человека (классный час)

Этот классный час очень познавательный  для учеников 8 класса...

Исследовательский проект на тему: "Влияние никотина на организм человека" Часть 1

Исследовательский проект проводился на базе  Архангельской Санаторной школы интернат №2 с целью получения максимально полной информации о курении подростков школы....

Урок" Газообмен в легких и тканях. Влияние никотина на организм человека".

Повторение по теме : "Газообмен в легких и тканях" Практическая работа по химии....

Презентация к классному часу "Действие никотина на организм человека

Материал расчитан для организации работы классногоруководителя с  подростками. Содержит интересные исторический и медицинский аспекты....

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» 10 класс

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» призван способствовать формированию убеждений, направленных на созидательную деятельность и сбережение здор...