Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Полухина Валентина Николаевна

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» призван способствовать формированию убеждений, направленных на созидательную деятельность и сбережение здоровья. Предлагаемый курс знакомит учащихся с правилами, позволяющими сохранить физическое и психическое здоровье при работе за компьютером. Изучение курса

«Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» расширяет представления учащихся о воздействии, которое оказывают информационные ресурсы, аппаратные и программные составляющие компьютера на организм человека и окружающую среду. В курсе рассматриваются возможности использования компьютера в тех сферах деятельности, которые призваны поддерживать и сохранять здоровье человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорска Курской области

                                              РАССМОТРЕНа                                   СОГЛАСОВАНа                                     УТВЕРЖДЕНа

                              Руководитель ШМО                   Замдиректора по УВР             Директор  МОУ СОШ № 11

                             _____/О.И.Кострикина /        ________/Ланина Л.С. /        ________/Полянский В.Е./

                                                                     

 Протокол  № 1                   «_____»_____2015г.                       Приказ № 1-454

 от «29» августа 2015г.                                                              от 29.08..2015г.  

                                 

                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  
                                       

        Курс по выбору

  «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека»

                                                                                                         10  класс



Учитель: Полухина Валентина Николаевна


                                                                                                            г. Железногорск
                                                                                                                     2015 г.                        

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» призван способствовать формированию убеждений, направленных на созидательную деятельность и сбережение здоровья. Предлагаемый курс знакомит учащихся с правилами, позволяющими сохранить физическое и психическое здоровье при работе за компьютером. Изучение курса
«Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» расширяет представления учащихся о воздействии, которое оказывают информационные ресурсы, аппаратные и программные составляющие компьютера на организм человека и окружающую среду. В курсе рассматриваются возможности использования компьютера в тех сферах деятельности, которые призваны поддерживать и сохранять здоровье человека.

Пояснительная записка

Одной из основных целей изучения курса является подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях современного общества, которое характеризуется внедрением компьютерной техники и информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека. Персональный компьютер стал доступен массовому потребителю и теперь присутствует не только на рабочем месте, но и дома.
Современный ребенок проводит за компьютером значительную часть учебного и свободного времени. Бесконтрольное длительное времяпрепровождение перед экраном компьютера не проходит бесследно для растущего и формирующегося детского организма, провоцируя возникновение физических и психических отклонений. Безусловно, школе и семье требуются результаты всестороннего изучения влияния компьютера на здоровье учащегося для использования в процессе обучения и воспитания. Важно ознакомить и самих учащихся с основными факторами влияния компьютера на организм, мерами по предупреждению негативного воздействия этих факторов и правилами сохранения здоровья. Изучение курса способствует формированию у учащихся культуры работы за компьютером, которая рассматривается не только как умение использовать компьютер в решении различных задач, но, прежде всего, как знание и применение правил техники безопасности и сбережения здоровья.
Цель курса: формирование здоровьесберегающего компонента культуры работы учащихся за компьютером на основе знаний о воздействии информационных ресурсов, аппаратных и программных составляющих компьютера на организм человека и окружающую среду.
Задачи курса:
формировать у учащихся представления о воздействии, которое может оказывать компьютер на организм человека и окружающую среду;
знакомить с оздоровительными и профилактическими рекомендациями, комплексами упражнений по сбережению здоровья;
формировать умения организации рабочего места и режима работы с компьютером;
знакомить с историей возникновения, развития и применения в различных сферах компьютерных средств диагностики, профилактики, лечения, сохранения здоровья человека;
развивать познавательные способности учащихся;
формировать у учащихся активность и самостоятельность.  
Программа курса«Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека » рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Изучение предлагаемого курса в 10 классе своевременно и целесообразно, так как обучающие  этого возраста много времени проводят за компьютером, они испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Выбирая курс «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека», старшеклассники имеют возможность научиться правильной организации труда и своего рабочего места за компьютером.
Рекомендуется дополнять содержание курса сведениями, отражающими современные достижения науки и техники, которые широко представлены в Интернет: www.comp-doctor.ru; www.medicinform.net;  HYPERLINK "http://www.eco-health.ru" www.eco-health.ru;  HYPERLINK "http://www.medlux.ru" www.medlux.ru;  HYPERLINK "http://www.vitaminov.net" www.vitaminov.net.
Программой предусмотрено постоянное сопровождение материала санитарно-гигиеническими рекомендациями, которые требуют регулярного соблюдения.
Формы и методы проведения занятий
Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация кино- и видеоматериалов, оборудования и его моделей, компьютерных презентаций. Полезными будут экскурсии, знакомящие с использованием компьютеров в сфере охраны здоровья; встречи с представителями профессий, связанных с применением компьютера.
Умения организации рабочего места и режима работы с компьютером формируются при выполнении лабораторно-практических работ. Поддержку практической части курса могут обеспечить интерактивные обучающие и учебно-контролирующие компьютерные программы. Использование игровых форм обучения повысит интерес к содержанию курса.
Личностно-ориентированное обучение может быть реализовано с использованием таких форм, как ученические конференции, дискуссии, круглые столы, которые предполагают выполнение учениками индивидуальных заданий, подготовку сообщений и рефератов. Активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя учащемуся позволят игровые программы с элементами обучения и задания-проекты. Изучение курса может завершаться выполнением проекта «Портфель здоровья». Материалы в «портфель» накапливаются учениками на протяжении всего курса обучения. Формой демонстрации лучших работ может быть выставка.
Привлечение школьных психологов, например, к проведению тренингов с учащимися позволит лучше раскрыть психологические аспекты курса.



Содержание курса  по  выбору
«Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека»
Компьютер на страже здоровья (2 часа)
Использование компьютера в различных сферах деятельности человека: история и перспективы. Компьютер в медицине, психологии, валеологии и спорте.
Компьютер и физическое здоровье (15 часов)
Аппаратные средства компьютера (Hardware). Техника безопасности при работе с компьютером. Воздействие различных устройств компьютера на организм и окружающую среду. Электромагнитное излучение. Шум и вибрация. Рекомендации по снижению негативного воздействия компьютера на организм человека.
Воздействие на дыхательную систему человека. Помещение для работы, качественные параметры воздуха в помещении (температура, влажность, насыщенность кислородом) и приборы их регулирующие (кондиционеры, увлажнители, ионизаторы). Санитарно-гигиенические рекомендации.
Воздействие на костно-мышечный аппарат и кровеносную систему: позвоночник, суставы, кисти рук, мышцы шеи и спины, процесс кровообращения. Последствия неправильной посадки: изменение осанки, задержка роста, нарушение кровообращения. Дополнительные приспособления для работы за компьютером (подставки для рук, ног, держатели для бумаги и др.). Санитарно-гигиенические рекомендации: размеры и положение мебели, посадка, положение рук при работе с мышью и клавиатурой. Упражнения для снятия мышечного напряжения.
Воздействие на зрение. Освещенность при работе за компьютером. Формирование изображения на экране. Контрастность и яркость изображения. Воздействие мониторов различных типов. Проблемы зрения. Дополнительные приспособления для работы за компьютером (экранные фильтры, специальные очки и др.). Санитарно-гигиенические рекомендации: уход за монитором, его положение, настройки параметров изображения и др.). Упражнения для снятия зрительного напряжения.
Воздействие на органы слуха. Шумы от работающих устройств и посторонние шумы. Влияние уровня шума и звукового сопровождения на работоспособность и самочувствие человека. Устройства для вывода звуковой информации. Программные звуковые эффекты. Рекомендации.
Другие факторы (нарушения режима и условий работы, гиподинамия, неправильное питание) и последствия их воздействия на организм (ухудшение самочувствия, усталость, переутомление, головные боли, лишний вес, нарушения работы органов пищеварения). Санитарно-гигиенические рекомендации. Эргономика труда за компьютером. Программные средства организации режима работы.
Компьютер и психическое здоровье (10 часов)
Компьютерные программы (Software) и информационные ресурсы, их воздействие на нервно-психическое здоровье. Компьютерные игры: история развития, виды, воздействие на ребенка.
Влияние компьютера на эмоциональную сферу личности: стресс, депрессия, психоэмоциональное напряжение, агрессивность, неуравновешенность.
Нарушение психических процессов: внимания, памяти, мышления. Проблема адекватного восприятия действительности.
Проблемы общения: конфликтность, самоизоляция личности, утрата чувства реальности, пренебрежение друзьями, потеря привычных ценностей.
Компьютерная и информационная зависимость. Интернет-зависимость. Психологические симптомы зависимости от компьютера.
Психогигиенические рекомендации по предупреждению негативного влияния программ и информационных ресурсов на нервно-психическое здоровье.
Личный «Портфель здоровья» (6 часов)
Разработка и защита проекта «Портфель здоровья» по созданию, накоплению и оформлению электронных и бумажных документов, отражающих индивидуальные достижения учащегося в процессе изучения курса «Компьютер и здоровье».


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКое  ПЛАНирование

ТемаК-во час                                    Тема Занятия     Даты проведенияВведение. Компьютер на страже здоровья(2ч)1Использование компьютера в различных сферах деятельности человека: история и перспективы2Компьютер в медицине, психологии, валеологии и спортеКомпьютер и физическое здоровье (15ч)1Аппаратные средства компьютера (Hardware)..
2Техника безопасности при работе с компьютером.3Воздействие различных устройств компьютера на организм и окружающую среду.4Электромагнитное излучение. Шум и вибрация5Воздействие на дыхательную систему человека6Помещение для работы, качественные параметры воздуха в помещении (температура, влажность, насыщенность кислородом) и приборы их регулирующие (кондиционеры, увлажнители, ионизаторы). Санитарно-гигиенические рекомендации.
7. Воздействие на костно-мышечный аппарат и кровеносную систему: позвоночник, суставы, кисти рук, мышцы шеи и спины, процесс кровообращения. Последствия неправильной посадки: изменение осанки, задержка роста, нарушение кровообращения. Дополнительные приспособления для работы за компьютером (подставки для рук, ног, держатели для бумаги и др.).8Санитарно-гигиенические рекомендации: размеры и положение мебели, посадка, положение рук при работе с мышью и клавиатурой. Упражнения для снятия мышечного напряжения.
9.Воздействие на зрение. Освещенность при работе за компьютером. Формирование изображения на экране. Контрастность и яркость изображения. Воздействие мониторов различных типов. Проблемы зрения. Дополнительные приспособления для работы за компьютером (экранные фильтры, специальные очки и др.)10. Санитарно-гигиенические рекомендации: уход за монитором, его положение, настройки параметров изображения и др.). Упражнения для снятия зрительного напряжения.
11Воздействие на органы слуха. Шумы от работающих устройств и посторонние шумы. Влияние уровня шума и звукового сопровождения на работоспособность и самочувствие человека12. Устройства для вывода звуковой информации. Программные звуковые эффекты. Рекомендации.
13Другие факторы (нарушения режима и условий работы, гиподинамия, неправильное питание) и последствия их воздействия на организм (ухудшение самочувствия, усталость, переутомление, головные боли, лишний вес, нарушения работы органов пищеварения).14.Санитарно-гигиенические рекомендации. Эргономика труда за компьютером. Программные средства организации режима работы.
15Обобщение знаний по теме «Компьютер и физическое здоровье»Компьютер и психическое здоровье(10)1Компьютерные программы (Software) и информационные ресурсы, их воздействие на нервно-психическое здоровье.
Компьютерная и информационная зависимость. Интернет-зависимость. Психологические симптомы зависимости от компьютера.
2Влияние компьютера на эмоциональную сферу личности: стресс, депрессия, психоэмоциональное напряжение, агрессивность, неуравновешенность.
3.Проблемы общения: конфликтность, самоизоляция личности.
4. Утрата чувства реальности, пренебрежение друзьями, потеря привычных ценностей.
5-6Нарушение психических процессов: внимания, памяти, мышления. Компьютерные игры7Проблема адекватного восприятия действительности.
8Психогигиенические рекомендации по предупреждению негативного влияния программ и информационных ресурсов на нервно-психическое здоровье.
9.Врачи-практики  о влиянии компьютора на психическое здоровье людей10Обобщение знаний по теме «Компьютер и психическое здоровье»Личный портфель здоровья(6ч)1Разработка и защита проекта «Портфель здоровья» 2Обработка накопленной информации3Оформление электронных материалов4Оформление документов на бумажных носителях5Достижения обучающихся в процессе изучения курса «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека».6Защита проекта: «Портфель здоровья. Что я знаю?. Что я умею? О чём я не должен забывать?»Итоговое занятие1ИТОГО34



Ожидаемые результаты
Элективный курс позволит обучающимся получить представление:
о воздействии, которое оказывают информационные ресурсы, аппаратные и программные составляющие компьютера на организм человека и окружающую среду;
о правилах, позволяющих сохранить физическое и психическое здоровье при работе за компьютером; оздоровительных и профилактических рекомендаций и комплексов упражнений по сбережению здоровья;
о возможностях использования компьютера в тех сферах деятельности, которые призваны поддерживать и сохранять здоровье человека.
Изучение данного курса предполагает:
формирование умения организации рабочего места и режима работы с компьютером;
развитие познавательных способностей учащихся;
повышение организованности как качества личности;
направленность убеждений на созидательную деятельность и сбережение здоровья.













                                                          Ресурсное обеспечение элективного курса
«Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека»


Безруких, М. М. Компьютер и здоровье ребенка / М. М. Безруких. — М.: Вентана-Графф, 2003. — 16 с.
Белов, В. И. Энциклопедия здоровья / В. И. Белов. — М., 2003.
Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. — СПб.: ДЕАН, 2013. — 29 с.
Демирчоглян, Г. Г. Тренируйте зрение / Г. Г. Демирчоглян. — М., 2010.
Демирчоглян, Г. Г. Человек у компьютера: как сохранить здоровье / Г. Г. Демирчоглян. — М.: Терра — Кн. клуб, 2011. — 238 с.
Иванченко, В. Компьютер и здоровье // Подвод. лодка. — 2011. — № 8. — С. 30—37.
Ильин, В. Человек и компьютер: есть ли управа на агрессивные электромагнитные поля? // Нар. образование. — 2013. — № 6. — С. 128—129.
Колчанова, Л. Психологические проблемы Интернет-зависимости // Обучение и карьера. — 2011. — № 3. — С. 59—61.
Концевой, М. П. Здоровье и компьютер // Информатика и образование. — 2012. — № 1. — С. 88—91.
Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами / В. Р. Кучма. — М.: Медицина, 2002. — 160 с. — Библиогр.: с. 155—156.
Малаян, К. Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером / К. Р. Малаян. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. — 121 с.
Маньков, В. Д. Обеспечение безопасности при работе с ПЭВМ / В. Д. Маньков. — СПб.: Политехника, 2011. — 277 с.
Мырова, Л. О. Излучения персональных компьютеров и защита от них // КомпьюЛог. — 2005. — № 2. — С. 30—39.
Остермайер-Зитковский, У. Фитнес для глаз. Как сохранить хорошее зрение при работе за компьютером / У. Остермайер-Зитковский. — СПб.: ИГ Весь, 2005: ГИПК Лениздат. — 96 с.
Петроченков, А. Персональный компьютер и здоровье школьников // Учитель. — 2007. — № 5. — С. 51—55.
Пивоваров, Ю.П. Влияние электромагнитного излучения компьютера на здоровье и профилактика его вредного воздействия // Мед. помощь. — 2009. — № 5. — С. 43—46.
Интернет-ресурс:
HYPERLINK "http://www.gnpbu.ru/" http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/" http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

PAGE  14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О влиянии компьютера на организм ребёнка

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3035397","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"389","style":"width: 205px; height: 198px;","width":"480"}}]]О влиянии компьютера на ...

Влияние здорового образа жизни на организм человека.

Многие люди задаются вопросом, что такое здоровый образ жизни и, какое влияние он оказывает на организм человека? Здоровый образ жизни подразумевает под собой правильное питание, употребление в п...

Социальный проект «Влияние компьютера на организм человека»

Проект «Влияние компьютера на организм человека» направлен на профилактику Интернет - зависимости, а именно на предупреждение появления зависимости у независимых (первичная профилактика) и коррекцию з...

«Природа звука, представление звука в компьютере и влияние звуков на организм человека»

Интегрированный урок по биологии и информатике: «Природа звука, представление звука в компьютере и влияние звуков на организм человека»....

Влияние здорового образа жизни на организм человека.

Многие люди задаются вопросом, что такое здоровый образ жизни и, какое влияние он оказывает на организм человека? Здоровый образ жизни подразумевает под собой правильное питание, употребление в п...

Курс по выбору "Человек и профессия"

Курс позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия....

Программа курса по выбору "Человек в биосфере"

Программа разработана для обучающихся 10-х классов...