Программа курса по выбору "Человек в биосфере"
рабочая программа по биологии (10 класс)

Малешкина Юлия Леонидовна

Программа разработана для обучающихся 10-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass._chelovek_v_biosfere.docx29.44 КБ
Файл annotatsiya._chelovek_v_biosfere.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Заместитель директора_________Е.А. Якуничева

«__» августа 2019 года

Утверждено

Директор школы _________И.Л. Саленкова

Приказ  № ___ от «__» августа 2019 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  курса по выбору

«Человек в биосфере»

для 10  класса А, Б

Учитель:  Малешкина Юлия Леонидовна

Квалификационная категория: высшая

Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей биологии, химии и географии

Протокол №  1  от «_____» августа 2019 г.

Руководитель школьного МО _____________      (Желудова О.Г.)

2019/2020 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

Содержание учебного предмета

5

Тематическое планирование

7


         Рабочая программа курса по выбору «Человек в биосфере» для 10  класса.

Программа ориентирована на использование учебного пособия авторов Г.А. Ягодин, Е.Е.Пуртова  «Устойчивое развитие:  человек и биосфера».

Программа курса по выбору «Человек в биосфере»   составлена из расчета 1 учебный час  в неделю (34 учебных часов).

Формы текущего контроля:  тематические тесты, самостоятельные,   устные ответы.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.1. Личностные результаты:

  • реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
  • сформированность мотивации к творческому труду; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
  • сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
  • признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

1.2. Метапредметные результаты:

1.2.1. Регулятивные:

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности;
  • планировать свою образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану;
  • соотносить результат деятельности с целью;
  • различать способ и результат деятельности;
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

1.2.2. Познавательные:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельностью, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
  • представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • понимать систему взглядов и интересов человека;
  • владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.

1.2.3. Коммуникативные:

  • толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы;
  • понимать не похожую на свою точку зрения (собеседника, автора текста);
  • понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;
  • объяснять смысл слов и словосочетаний с помощью толкового словаря, исходя из речевого опыта или контекста;
  • самостоятельно критично оценивать свою точку зрения;
  • при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

1.3. Предметные результаты:

  1. характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
  2. выделение существенных признаков биологических объектов (видов, экосистем, биосферы) и процессов (действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
  3. объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; влияние экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
  4. приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
  5. умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
  6. решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  7. описание особей видов по морфологическому критерию;
  8. выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
  9. сравнение биологических объектов (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор) и формулировка выводов на основе сравнения.

2. Содержание курса

1. Введение (1 час)

Экология как наука. Вклад  Э. Геккеля в развитие экологии. Биосфера. Человек и природа.

Глава I. Биосфера и человек (14 час)

2. Планета  Земля – планета жизни

 Галактика. Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Земля – третья планета Солнечной системы. Жизнь на планете Земля. Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера – оболочки Земли.

Теории возникновения планеты Земля. Эволюция голубой планеты. Возникновение  жизни на Земле. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И. Опарин и Дж. Холдейн). Физико-химическая эволюция и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Появление человека; эволюция человека. Отличие человека от животных.

3. Энергия жизни

Энергия для планеты. Альбедо. Фотосинтез. Распределение солнечной энергии, приходящей  на Землю. Хлоропласты. Автотрофы, гетеротрофы. Мировое растениеводство, мировое животноводство. Белки – источник жизни. Источники незаменимых элементов. Расход энергии живыми организмами, человеком.

4. Биосфера

Макро- и микроэлементы в биосфере. Биогеохимический цикл. Структура  оболочек Земли, формирующие биосферу. Циркуляция  важнейших химических элементов. Популяция, вид. Типы взаимоотношений между живыми организмами. Влияние биотических и абиотических факторов. Способы добывания пищи. Экосистема. Гибель экосистемы. Рост численности населения.

Глава II. На пути к устойчивому развитию  (7 час)

5.  Население планета Земля

Валовой мировой продукт. Уровень жизни. Истощение  озонового слоя. Мировой доход и экономическая активность. Индекс Джони (коэффициент Джони). Динамика индекса Джони в России. Воины: мировые, локальные. Роль воин в экономике стран.

Опасность перенаселения. Проблемы недостатка пресной воды, голод. Модель устойчивого развития. Индекс развития человеческого потенциала.

Теория демографического перехода.  Стадии демографического перехода. Рождаемость, смертность, естественный  прирост.  Половозрастная структура.  Вредные привычки.  Курение, алкоголизм, СПИД, ВИЧ, туберкулёз. Рост численности мегаполисов. Экополисы.

Глава  III. Переход к энергетике, безопасной для биосферы  (12 часов)

6.  Традиционная энергетика

Развитие цивилизации и энергетика. Законы термодинамики.  Сдвиги в потреблении энергетических ресурсов: от торфа к ядерному топливу. Климат планеты. Условия и факторы, влияющие на формирование климата. Изменение климата на планета Земля. Рост концентрации углекислого газа в атмосфере. Таяние льда на планете.

7. Альтернативная энергетика

Ядерная энергия: источники, плюсы и минусы использования. Цепная реакция распада урана, ядерный реактор. Ядерные энергетические реакторы мира.

Геотермальная энергия: источники, плюсы и минусы использования. География геотермальных источников.

Гидроэнергетика. Устройство  гидроэлектростанций. География гидроэнергетики. Мировые лидеры. Плюсы и минусы гидроэнергетики.

Ветроэнергетика. География ветроэнергетики. Мировые лидеры. Плюсы и минусы ветроэнергетики.

Использование энергии солнечного света. Солнечные батареи. География использования энергии солнечного света. Мировые лидеры. Плюсы и минусы использования энергии солнечного света.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Название глав

Количество часов

1.

Введение

1

Глава I. Биосфера и человек  (14 часов)

2.

Планета  Земля – планета жизни

5

3.

Энергия жизни

4

4.

Биосфера

5

Глава II. На пути к устойчивому развитию   (7 часов)

5.

Население планета Земля

7

Глава  III. Переход к энергетике, безопасной для биосферы  (12 часов)

6.

Традиционная энергетика

5

7.

Альтернативная энергетика

7

ВСЕГО

34



Предварительный просмотр:

Аннотация

к рабочей программе

курса по выбору

«Человек в биосфере»

Предмет

 Человек в биосфере

Класс

10

Срок реализации рабочей программы

1 год

Нормативно-методические материалы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года, 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
  2. Основная образовательная программа среднего  общего образования МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1» Ярцевского района Смоленской области
  3. Устойчивое развитие: человек и биосфера [Электронный вариант] / Г.А.Ягодин, Е.Е.Пуртова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 109 с.: ил.

Реализуемый УМК

Устойчивое развитие: человек и биосфера [Электронный вариант] / Г.А.Ягодин, Е.Е.Пуртова. – Эл.изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 109 с.: ил.

Цели и задачи изучаемого предмета

Цель курса – дать обучающимся  целостное представление о мире, помочь приблизится  к пониманию окружающего  человека мира и сложных взаимодействий в нём, осознать себя как часть  в этом мире, дать представление о значении и последствиях  антропогенного воздействия на окружающую среду, развить  у обучающихся системное мышление.

Составитель

ФИО учителя, предмет

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:

- планируемые результаты освоения учебного предмета;

- содержание учебного предмета;

- тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...