Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
рабочая программа (история, 9 класс) по теме

Малахова Татьяна Александровна

« История простых вещей и открытий »

Предпрофильный элективный курс

Цель курса:

В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В рамках учебной программы делается акцент на фактические события имеющие значение в рамках государств и народов. Но внимание и любовь к исторической науке подчас вызывают факты и события имеющие либо непосредственное отношение к истории судеб семей обучающихся, либо история тех предметов или персоналий  с которыми они часто соприкасаются. Настоящий курс расширит представление детей об окружающем мире и продолжит формировать понятие о материальной культуре. Учащиеся познакомятся  с именами таких ученых как Галилей, Архимед, Конт, Попов и др. с новой, ранее не познанной ими позиции.

Данный элективный курс позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и формирует познавательный интерес, необходимый современному подростку. В программе данного курса сделан особый акцент на формировании коммуникативных умений и навыков через игровые формы и проблемные задания.

Задачи курса:

- формировать мотивацию познавательной деятельности;

-развивать  историко-временные и историко-пространственные представления у обучающихся;

- раскрыть историческое значение изобретений и открытий предметов постоянно окружающих нас.

 

Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания  материала и основных идей курса заключаются в следующем:

  • Научить ребят анализировать, систематизировать и сравнивать  прочитанное из разных источников;
  • Обучить правилам ведения  дискуссии;
  • Научить отбирать интересный материал по определённой тематике;
  • Сформировать интерес к исторической науке.

 

      Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса, позволят им работать с разными видами исторических и информационных источников, по-новому посмотреть на роль бытовых предметов в истории человечества, сформировать собственное мнение  по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговое занятие.

      Для достижения вышеизложенных целей и требований  к курсу предлагаются  следующие формы и режимы занятий:

 

  • Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников поможет 2-х часовое лабораторное занятие по работе с документами актового  и  повествовательно-описательного характера, материалами СМИ и Интернет - пространства  по теме «История изобретения предметов быта, личной гигиены, различных аппаратов и механизмов»
  • Обучить правилам ведения учебной дискуссии помогут дидактические  игры:  «Люди и открытия» игра-россыпь, «Известно ли вам когда…?» викторина, «Я могу вам рассказать» комбинированное лото.
  • Научить составлять синхронистические таблицы можно в ходе лекций и практических занятий.
  • Научить составлять типологические таблицы.
  • Научить отбирать интересный материал по определённой тематике можно при работе с текстами различного характера по тематике  того или иного открытия или изобретения можно на практических и лабораторных занятиях.

 

      В результате работы  учащиеся должны

         уметь составлять самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу;

учащиеся с низкой познавательной активностью должны уметь  подобрать материал по выбранному ими объекту изучения;

 учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны  уметь сделать анализ значения какого-то изобретения для определенного исторического периода;

 учащиеся с высоким уровнем познавательной активности могут подготовить реферат или написать сценарий для слайд-фильма (презентации) по выбранному объекту изучения.

      За своевременное выполнение каждого вида работы учащийся получает от 1 до 2-х баллов. Дополнительные баллы можно получить за качественное выполнение задания по собственной инициативе, использование Интернет-технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

Программа курса по выбору /элективного курса

для учащихся 9 класса

 « История простых вещей и открытий »

                                  Составитель: учитель истории и обществознания    высшей квалификационной категории МБОУ  «СОШ №6»

  Бавлинского  муниципального  района

Республики Татарстан

Малахова Татьяна Александровна

г.Бавлы

2012г

« История простых вещей и открытий »

Предпрофильный элективный курс

для учащихся 9 класса.

Пояснительная записка

Цель курса:

В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В рамках учебной программы делается акцент на фактические события имеющие значение в рамках государств и народов. Но внимание и любовь к исторической науке подчас вызывают факты и события имеющие либо непосредственное отношение к истории судеб семей обучающихся, либо история тех предметов или персоналий  с которыми они часто соприкасаются. Настоящий курс расширит представление детей об окружающем мире и продолжит формировать понятие о материальной культуре. Учащиеся познакомятся  с именами таких ученых как Галилей, Архимед, Конт, Попов и др. с новой, ранее не познанной ими позиции.

Данный элективный курс позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и формирует познавательный интерес, необходимый современному подростку. В программе данного курса сделан особый акцент на формировании коммуникативных умений и навыков через игровые формы и проблемные задания.

Задачи курса:

- формировать мотивацию познавательной деятельности;

-развивать  историко-временные и историко-пространственные представления у обучающихся;

- раскрыть историческое значение изобретений и открытий предметов постоянно окружающих нас.

Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания  материала и основных идей курса заключаются в следующем:

  1. Научить ребят анализировать, систематизировать и сравнивать  прочитанное из разных источников;
  2. Обучить правилам ведения  дискуссии;
  3. Научить отбирать интересный материал по определённой тематике;
  4. Сформировать интерес к исторической науке.

      Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса, позволят им работать с разными видами исторических и информационных источников, по-новому посмотреть на роль бытовых предметов в истории человечества, сформировать собственное мнение  по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговое занятие.

      Для достижения вышеизложенных целей и требований  к курсу предлагаются  следующие формы и режимы занятий:

 

  1. Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников поможет 2-х часовое лабораторное занятие по работе с документами актового  и  повествовательно-описательного характера, материалами СМИ и Интернет - пространства  по теме «История изобретения предметов быта, личной гигиены, различных аппаратов и механизмов»
  2. Обучить правилам ведения учебной дискуссии помогут дидактические  игры:  «Люди и открытия» игра-россыпь, «Известно ли вам когда…?» викторина, «Я могу вам рассказать» комбинированное лото.
  3. Научить составлять синхронистические таблицы можно в ходе лекций и практических занятий.
  4. Научить составлять типологические таблицы.
  5. Научить отбирать интересный материал по определённой тематике можно при работе с текстами различного характера по тематике  того или иного открытия или изобретения можно на практических и лабораторных занятиях.

 

      В результате работы  учащиеся должны 

         уметь составлять самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу;

учащиеся с низкой познавательной активностью должны уметь  подобрать материал по выбранному ими объекту изучения;

 учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны  уметь сделать анализ значения какого-то изобретения для определенного исторического периода;

 учащиеся с высоким уровнем познавательной активности могут подготовить реферат или написать сценарий для слайд-фильма (презентации) по выбранному объекту изучения.

      За своевременное выполнение каждого вида работы учащийся получает от 1 до 2-х баллов. Дополнительные баллы можно получить за качественное выполнение задания по собственной инициативе, использование Интернет-технологии.

Содержание курса:

                                          (Курс рассчитан на 17 часов)

Открытия - как они совершаются. Вещи сопровождающие нас в жизни. Их значение.Х.Колумб. Х. Гюйгенс. «Граф Калиостро» А.Н.Толстого.карл Нестле. Роль науки и интуиции в истории изобретений.

Отмеряющие время и спутники Венеры. История создания календаря. От солнечного календаря до нанотехнологий. Зеркало и эпохи. Альберт Майкельсон.

Люди и открытия Изобретения Ж.Сиау, Ибн Сина, Август Мишель, Леонардо да Винчи, Н.Конте. Их значение и использование в наши дни.

История предметов гигиены. Удивительные находки.  Создание мыла. История гребня для волос. Метла для зубов. Зубная паста и полезные химические элементы. От русской бани до финской сауны.

Предметы быта XIX – начала ХХ вв. нашего края. Домашняя утварь. Орудия труда. Праздничная и будничная одежда народов Поволжья.

И в школе, и дома. Данные о истории создания  карты,  учебной доски,  парты, мела, глобуса, перьевой  ручки,  бумаги, калькулятора, компьютера.

Чтобы лучше видеть. Изобретение циркуля, очков, телескопа, монокля, бинокля.

Досуг и его спутники. История изобретения велосипеда, саней, лыж, коньков, фотоаппарата, телефона.

  Культура - вторая природа, созданная человеком. Историческая актуальность изобретений. Хронология изобретений и открытий.

                              Тематическое планирование курса

Тема

Методическое обеспечение

Количество часов

    1

Открытия - как они совершаются

Лекция-беседа

1

2

Отмеряющие время и спутники Венеры

Практическая работа:  работа в Интернет-системе

2

3

Люди и открытия

Дидактическая игра. «Игра-россыпь»

2

4

История предметов гигиены

Лекция- беседа

1

5

Предметы быта XIX – начала ХХ вв. нашего края

Экскурсия в городской музей

2

6

И в школе, и дома…  Необходимое и случайное.

Беседа с элементами диспута

1

7

Чтобы лучше видеть

Дидактическая игра: Викторина «Известно ли вам  когда…»

2

8

Досуг и его спутники.

Практическая работа:  работа с Интернет – информацией, СМИ, документами, литературой.

2

9

Культура- вторая природа, созданная человеком.

Практическое занятие: составление типологических и  синхронистических  таблиц

2

       10

 Итоговое занятие

Дидактическая игра : комбинированное лото «Я могу вам рассказать…»

Просмотр презентаций.

2

Литература:

  1. Бирнов З.М. На досуге. Волгоград.1956г.
  2. А.М. Берлянт, "Глобусы: второе рождение", М, «Просвещение», 2009г.
  3. Богданов В.В., Попова С.Н. История простых вещей. М. «Педагогика-пресс» 1992 г.
  4. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  5. Дьячкова О.А. Игры для школьников. Учпедгиз. 1975г.
  6. Жаклин де Бургуэн. История и современность Издательство: Астрель, 2010 г.
  7. Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Рабинович М. М. Судьба вещей. М.Детиздат.1963г.
  8. Каминская Н. М. История костюма Издательство: Легкая индустрия. 1998г
  9. Я. Кеслер, Д. Калюжный «Другая история Российской империи. От Петра до Павла»2009г

10. Ключевич А. С. Из истории материальной культуры и народного хозяйства России:    Моющие средства, переработка жиров с древнейших времён по 1917 г. — Казань: Издательство Казанского университета, 1971.

11.Я.Ларри - "Необыкновенные приключения Карика и Вали", Самара, 2008г.

12Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

13. Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.

14.. Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.

15. Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.

16. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса "Самый простой способ решения непростых неравенств"

                          Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждениесредняя    общеобразовате...

История простых вещей

История возникновения ножниц, иглы, булавки, циркуля, линейки, утюга ,пуговицы...

Программа элективного курса «ВЫДАЮЩИЕСЯ НИЖЕГОРОДЦЫ – ИСТОРИЯ ИХ ОТКРЫТИЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ»

        Курс предназначен для учащихся 8-х, 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 68 часов....

Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"

Приказ Управления образования  "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"...

Программа курса по обществознанию(элективный курс)

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для пониания учеников аспектов современного обществознания, в ходе подготовки к ЕГЭ....