Программа элективного курса «ВЫДАЮЩИЕСЯ НИЖЕГОРОДЦЫ – ИСТОРИЯ ИХ ОТКРЫТИЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ»
рабочая программа (8, 9 класс) на тему

Филиппова Татьяна Валентиновна

          Курс предназначен для учащихся 8-х, 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

П Р О Г Р А М М А

элективного курса «ВЫДАЮЩИЕСЯ НИЖЕГОРОДЦЫ –  ИСТОРИЯ ИХ ОТКРЫТИЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ»

Авторы Филиппова Т.В.,

Белова Е.Н., Трухаткина И.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

2

Пояснительная записка

2

Цель и задачи курса

3

Требования к знаниям и умениям обучающихся

3

Содержание курса

4

Тематическое планирование

4

Список литературы

11

Контрольно-измерительные материалы

13

Приложения

23


ВВЕДЕНИЕ

     Понятие «предпрофильная подготовка» впервые появилась в Концепции профильного обучения, которая отмечает, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Помочь учащимся 8-х классов сделать этот выбор более осознанно призваны предпрофильные элективные курсы – предметно-ориентированные и межпредметные.  

     Предпрофильный курс «Выдающиеся нижегородцы – истории их открытий, достижений и инноваций» является предметно-ориентированным и  призван способствовать развитию мотивации учащихся к изучению естественно-математических предметов (математики, физики, астрономии, химии, биологии, географии), а в дальнейшем -  профессиональному самоопределению.

Пояснительная записка

          Курс предназначен для учащихся 8-х, 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 68 часов.

     Внутренняя логика данного курса не повторяет логику изучения ни одной из естественных дисциплин. Очерки о выдающихся нижегородцах разделены на разделы в соответствие с областью деятельности героев очерков. Так, начинается изучение курса с раздела «Конструкторы», который, в свою очередь, делится на темы: «Горьковский автомобильный завод», «Авиационный завод «Сокол», «НГТУ им. Р.Е. Алексеева», «Завод «Красное Сормово» и др. Каждую тему открывает лекция или семинар об истории развития данной отрасли (автомобилестроения, воздухоплавания, кораблестроения и т.д.). Затем учащиеся изучают очерки о выдающихся нижегородцах, внёсших вклад в развитие каждой отрасли. Для углубления темы на данном этапе авторами предусмотрены практические и лабораторные работы, решение расчётных задач. Следующий этап – учебные экскурсии в музеи заводов, НИИ и университетов, по результатам которых учащиеся выполняют творческие работы (групповые стендовые доклады, индивидуальные отзывы об экскурсии, очерки о выдающихся нижегородцах). И в завершении – материалы для контроля.

       Домашние задания имеют творческий, исследовательский характер; побуждают учеников к самостоятельному поиску информации и способствуют формированию навыков работы с информацией (анализ и сравнение информационных материалов, полученных из разных источников – учебников, научно-популярной литературы, журналов, ресурсов Интернет, интервью).

     Формами контроля за уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и итоговые мероприятия, письменные творческие работы, итоговые исследовательские проекты.

     Цель курса: создание условий для формирования и развития у обучающихся мотивации к изучению и дальнейшему профессиональному самоопределению в области естественно-математических дисциплин.

     Задачи: развитие интереса к изучению естественно-математических предметов; формирование интереса к изучению истории развития науки и техники в Н. Новгороде; создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле.

     В работе с данным содержанием возможны следующие виды деятельности:

  • Самостоятельные исследования;
  • Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
  • Подготовка презентаций;
  • Проведение лабораторных работ;
  • Работа со справочной литературой, ИКТ.

В процессе изучения курса предполагается выполнение учащимися (индивидуально или небольшими группами) творческих работ в различных вариантах исполнения:

  • Очерк и презентация, посвященные какому-либо выдающемуся нижегородцу;
  • Оформление стенда, плаката о посещении музея;
  • Изготовление модели самолета, воздушного шара, судна и т.д.

Обучающиеся самостоятельно выбирают:

  1. тему исследования;
  2. вид отчётных работ;
  3. информационные источники, с помощью которых они будут готовить собственные работы.

Ученик получает зачёт при условии:

  • выполнения не менее 2 обязательных работ, предоставленных в установленный срок, с соблюдением требований к оформлению;
  • выступления с сообщением и участия в дискуссии на конференции;
  • выполнения тестирования.

Требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны знать:

смысл понятий «выталкивающая сила», «воздухоплавание», «подъемная сила крыла», «реактивное движение», «импульс», «энергия», «радиоактивное излучение», «ядерный реактор», «цепная реакция», «атомная энергетика», «чистые вещества», «смеси», «химический анализ», «физическая химия», «скорость химических реакций», «химическое равновесие», «геоботаника», «орнитология», «апитерапия», «заповедник», «патофизиология», «эпидемиология», «ишемическая болезнь сердца».

 


Учащиеся должны уметь:

  • Решать расчетные задачи различных типов и сложности;
  • Проводить эксперименты, самостоятельно теоретически обосновывать результаты проблемных и исследовательских экспериментов;
  • Самостоятельно искать, анализировать и представлять информацию;
  • Работать в группе и индивидуально.

  В процессе обучения школьники приобретают следующие умения (компетентности):

  1. практические навыки в области лабораторного эксперимента;
  2. наблюдение и описание результатов наблюдений;
  3. поиск и анализ информации из различных информационных источников;
  4. представление результатов в виде компьютерной презентации.

Содержание курса:

    Содержание курса соответствует познавательным возможностям восьмиклассников, но предоставляет ученикам возможность работы на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию. Программа курса содержит, с одной стороны, материалы по более глубокому изучению излагаемых в школьной программе избранных разделов (атомная энергетика, очистка веществ, физиология человека и т.д.), с другой – предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс (биофизика, металлорганические соединения и т.д.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

1

Цели и задачи изучения курса

1

1

Проблемная лекция

Конспект

1. Конструкторы

2

История автомобилестроения

1

1

Коллоквиум

Сообщения учащихся, конспект

3

Горьковский автомобильный завод. А.А.Липгард «Сотворивший «Победу», И.И.Киселев «Союз науки и труда»

1

1

Информационный семинар

Сообщения учащихся, конспект

4

Экскурсия в музей ГАЗ

1

Творческая работа

5

История развития огнестрельного оружия

1

1

Коллоквиум

Сообщения учащихся, конспект

6

Машиностроительный завод № 92. А.И.Савин «Сторож небес и морей», В.Г.Грабин «Когда говорят пушки»

1

1

Информационный семинар

Сообщения учащихся, конспект

7

Экскурсия в музей машзавода

1

Творческая работа

8

Завод «Красная Этна». М.А.Криночкин «В поисках новых решений»

1

1

Практическая работа

Отчёт, модель

9

Экскурсия в музей завода «Красная Этна».  

1

Творческая работа

10

История воздухоплавания

1

1

Коллоквиум

Сообщения учащихся, конспект

11

П.Н.Нестеров «Основоположник высшего пилотажа», «История парашюта»

1

1

Исследовательская работа в архиве

Отчёт, письменная работа

12

Авиационный завод «Сокол». Т.А.Сейфи «Обращусь я к друзьям…», В.А.Мюрисепп «Как сделать истребитель»

1

1

Информационный семинар

Сообщения учащихся, конспект

13

А.Я.Савельев «Почетный авиастроитель», Ю.П.Железов «Стойки-бабочки», Н.А.Кривов «Главный металлург»

1

1

Информационный семинар

Сообщения учащихся, конспект

14

Экскурсия в музей завода «Сокол»

1

Творческая работа

15

История кораблестроения

1

1

Коллоквиум

Сообщения учащихся, конспект

16

НГТУ им. Р.Е.Алексеева.

Р.Е.Алексеев «Портрет на фоне Волги», В.А.Зуев «Лед можно победить»

1

1

Проблемная лекция лекция

Конспект

17

Экскурсия в музей НГТУ им. Р.Е.Алексеева

1

Творческая работа

18

Завод «Красное Сормово». В.В.Крылов «Первый», В.М.Керичев «Влюбленный в корабли»

1

1

Информационный семинар

Сообщения учащихся, конспект

19

Экскурсия в музей завода «Красное Сормово».  

1

Творческая работа

20

ЦКБ «Лазурит». В.П.Воробьев «Скаты» и их создатель», Н.И.Кваша «Подводный мир героя России».

1

1

Информационный семинар

Сообщения учащихся, конспект

21

Практикум по решению задач на воздухоплавание и плавание тел в жидкости

1

1

Практическая работа

Письменная работа

22

Контрольная  работа № 1

1

Письменная контрольная работа

23

ОКБМ им. Африкантова. И.И.Африкантов «Усмиренный атом»

1

1

Проблемная лекция

Конспект

24

Экскурсия в музей ФГУП ОКБМ им. Африкантова

1

Творческая работа

2. Ученые – физики и математики

25

С.П.Весновский «Безопасный атом»

1

1

Проблемная лекция

Конспект

26

А.Д.Сахаров «Ученый и человек»

1

1

Коллоквиум

Сообщения учащихся, конспект

27

Экскурсия в дом-музей А.Д.Сахарова

1

Творческая работа

28

О.В.Лосев «Опередивший время»

1

1

Информационный семинар

Конспект

29

Экскурсия в Нижегородскую радиолабо-раторию

1

Творческая работа

30

ННГУ им. Н.И.Лобачевского. В.Л.Гинзбург «Лауреат Нобелевской премии», М.Т.Грехова «Женщина-эпоха», Г.Г.Гетманцев «Далекие приветы космоса»

1

1

Коллоквиум

Сообщения учащихся, конспект

31

И.Р.Брайцев «Выдающийся нижегородец-математик»

1

1

Проблемная лекция

Конспект

32

Экскурсия в музей ННГУ им. Н.И.Лобачевского

1

Творческая работа

33

Контрольная работа № 2

1

Письменная контрольная работа

34

Итоговая конференция

1

Конференция

Сообщения учащихся

3. Химики

35

И.М. Коренман «Суть веществ» (аналитическая химия).

1

1

Проблемная лекция

Конспект

36

Лабораторная работа «Качественный анализ неорганических веществ»

1

1

Отчёт

37

Физическая химия. В.А. Шушунов «Создатель школы физико-химиков», Н.В. Карякин «Самая строгая наука», С.З. Демиховская «Избавившая от страданий»

1

1

Коллоквиум

Сообщения учащихся, конспект

38

Лабораторная работа «Зависимость скорости химических реакций от различных факторов»

1

1

Отчёт

39

Экскурсия в музей ННГУ им. Н.И. Лобачевского

1

Творческая работа

40

Г.Г. Девятых «Высокая чистота»

1

1

Информационный семинар

Сообщения учащихся, конспект

41

Лабораторная работа «Очистка веществ»

1

1

Отчёт

42

Экскурсия в ИХВВ РАН

1

Творческая работа

43

Г.А. Разуваев «Свободные радикалы»

1

1

Проблемная лекция

Конспект

44

Экскурсия в ИМОХ РАН

1

Творческая работа

45

Контрольная работа № 3

1

Письменная работа

46

Итоговая конференция

1

Конференция

Сообщения учащихся

4. Биологи

47

Многообразие растений Нижегородской области. Д.С. Аверкиев «Зелёное богатство Нижегородчины»

1

1

Проблемная лекция

Конспект

48

Лабораторная работа «Определение растений»

1

1

Отчёт

49

Многообразие птиц Нижегородской области. Е.М. Воронцов «Вдохновенный певец природы»

1

1

Коллоквиум

Сообщения учащихся, конспект

50

Лабораторная работа «Определение птиц»

1

1

Отчёт

51

Экскурсия в музей ННГУ им. Н.И. Лобачевского (биологический факультет)

1

1

Творческая работа

52

Использование человеком ядов животных и растений. Б.Н. Орлов «Добрые яды»

1

1

Урок-встреча с героем очерка

Творческая работа

53

Генетика популяций. С.С. Четвериков «Грёзы любви великого генетика»

1

1

Проблемная лекция

Конспект

54

Селекция растений. И.П. Елисеев «Крёстный отец облепихи»

1

1

Обучающий семинар

Письменная работа

55

Охрана природы. А.Н. Формозов «На свете есть весна, лес, птицы»

1

1

Деловая игра

Отзыв

56

Экскурсия в музей НГСХА

1

1

Творческая работа

57

Контрольная работа № 4

1

1

Письменная работа

58

Мир ощущений. А.В. Зевеке «На стыке наук и увлечений»

1

1

Урок-дебаты

Письменная работа


5. Врачи

59

Современные методы лечения в хирургии. В.И. Кукош «Я счастлив, что спасаю жизнь людей…», М.В. Колокольцев «…Чьё будут помнить имя…»

1

1

Коллоквиум

Сообщения учащихся, конспект

60

Экскурсия в НИИТО

1

1

Творческая работа

61

Современные методы лечения в кардиологии. Б.А. Королёв «Академик сердца», С.С. Белоусов «Кавалер ордена Звезды», Ю.В. Белоусов «Исправитель сердец»

1

1

Информационный семинар

Сообщения учащихся, конспект

62

Экскурсия в кардиоцентр

1

1

Творческая работа

63

Патофизиология. Д.И. Рыжаков «Патофизиолог – это призвание»

1

1

Проблемная лекция

Конспект

64

Эпидемиология. В.В. Шкарин «Без права на равнодушие», И.И. Ёлкин «Заслон эпидемиям»

1

1

Коллоквиум

Сообщения учащихся, конспект

65

Экскурсия в музей НГМА

1

1

Творческая работа

66

Контрольная работа № 5

1

1

Письменная работа

67-68

Итоговая конференция

1

Конференция

Защита авторских очерков, создание виртуальной энциклопедии


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Очерки истории нижегородской науки и техники (1896-1960 гг.). Сборник научных очерков учащихся по итогам конкурса школьных поисковых групп Нижнего Новгорода. 2007-2008 учебный год. - Н. Новгород: «АПД», 2008. -  244 с.
  2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Неорган. химия. Орган. химия: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – 8 изд. – М.: Просвещение, 1999. – 208 с.
  3. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика в 3 т. – М: Мир, - 1988
  4. Руководство по кардиологии в 3 т. / Под ред. Г.И. Сторожакова, А.А. Горбаченкова. – М: «ГЭОТАР-Медиа», - 2008-2009
  5. Долгих В.Т. Общая патофизиология.- М: Феникс,- 2007. – 160 с.
  6. Беляков В. Д., Яфаев Р. Х. Эпидемиология. М: Медицина 1989; 416 c.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Очерки истории нижегородской науки и техники (1896-1960 гг.). Сборник научных очерков учащихся по итогам конкурса школьных поисковых групп Нижнего Новгорода. 2007-2008 учебный год. - Н. Новгород: «АПД», 2008. -  244 с.
  2. Инженерные шедевры России / Сост. Кучерова Т.В., Наумова О.И.; Науч. Ред. И.Я. Орлов, В.В. Якимец, М.В. Козлов, А.И. Евдокимов. – Н. Новгород: Кварц, 2008. – 224 с.: илл.
  3. Рувинский А.О.,  Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. и др. Общая биология. – М: Просвещение, 1993. – 544 с
  4. В.В. Власов Эпидемиология: Учебное пособие для вузов. - М: "ГЭОТАР-МЕД", 2004. 464 с.
  5. Боголюбов А.С., Жданова О.В., Кравченко М.В.Определитель птиц и птичьих гнёзд средней полосы России. – М: "Экосистема", 2006
  6. Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Иллюстрированный определитель растений Средней России. Том 3: Покрытосеменные (двудольные: раздельнолепестные). -  М.: КМК, Институт технологических исследований, 2004. - 520 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Формозов, А.Н. Шесть дней в лесах: Приключения юных натуралистов.- М.: Издательство Московского Общества Испытателей Природы, 1948
  2. Наш край. – Н.Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1997.
  3. Почетные граждане города Горького: Очерки-портреты/Сост. В.В.Алексеев. – Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1987.

ЭЛЕКТРОННЫЕ НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Сборник презентаций к очеркам «Выдающиеся нижегородцы – истории их открытий, изобретений и инноваций»
  2. Сборник методических разработок к очеркам «Выдающиеся нижегородцы – истории их открытий, изобретений и инноваций»
  3. http://med-lib.ru/        
  4. "Справочник-Определитель растений" http://flora.n-portal.ru


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Вопросы для итогового контроля

по темам «Конструкторы», «Физики и математики»

  1. Виды тепловых двигателей, устройство и принцип действия теплового двигателя внутреннего сгорания автомобильного типа.
  2. Первые автомобили и их изобретатели.
  3. Первые автомобильные заводы нашей страны.
  4. Когда был основан ГАЗ, с какой целью? Назовите основные изделия данного завода.
  5. Что такое реактивное движение? Принцип действия огнестрельного оружия.
  6. Задача на реактивное движение.
  7. Первые летательные аппараты и их изобретатели.
  8. На чем основан полет воздушного шара, дирижабля? Чем определяется высота подъема, грузоподъемность воздушного шара?
  9. Задача на расчет подъемной силы воздушного шара, его параметров.
  10. Почему самолеты «победили» воздушные шары? В чем принципиальное отличие полетов самолетов и воздушных шаров?
  11. Есть ли перспективы использования у воздухоплавания в настоящее время? Чем привлекательно воздухоплавание, его недостатки?
  12. Почему самолеты летают? Вследствие чего возникает подъемная сила при движении самолета?
  13. Как регулируется высота полета воздушного шара, самолета?
  14. Условия плавания тел в жидкости или газе.
  15. Задача на определение предельной грузоподъемности плавательного средства (плота, лодки).
  16. Перечислите известные вам виды судов, какие из них являются самыми быстроходными? Почему?
  17. Как регулируется глубина погружения подводной лодки? Чем определяется предельная глубина погружения?
  18. Что такое экранолет? Кто его сконструировал?
  19. Что такое цепная ядерная реакция (ЦЯР)? Где используется ЦЯР деления ядер урана?
  20. Какие превращения энергии происходят в процессе производства электроэнергии на атомной электростанции (АЭС)?
  21. Принципиальное устройство ядерного реактора.
  22. Достоинства и недостатки АЭС. Выскажете свое мнение о перспективах развития атомной энергетики.
  23. Что вы знаете об академике А.Д.Сахарове? Ваше мнение о нем как о человеке и ученом.
  24. Почему О.В.Лосева называют ученым, опередившем время?
  25. Роль горьковской (нижегородской) радиофизической школы в  развитии науки и техники.
  26. Распределите перечисленных деятелей науки и техники в соответствии с областью их деятельности:
  • Самолетостроение
  • Кораблестроение
  • Автомобилестроение
  • Вооружение (артиллерия)
  • Металлургия, металлообработка
  • Радиоэлектроника
  • Математика
  • Атомная отрасль

Африкантов, Алексеев, Брайцев, Весновский, Воробьев, Гетманцев, Гинзбург, Грабин, Грехова, Железов, Зуев, Кваша, Керичев, Киселев, Кривов, Криночкин, Липгард, Лосев, Мюрисепп, Нестеров, Савельев, Савин. Сахаров, Сейфи.

  1. Выскажите свое мнение о курсе «Выдающиеся нижегородцы» (интересны ли вам были     занятия, посещение музеев, самостоятельная работа; нужен ли подобный курс или это лишняя нагрузка; наиболее интересные и запомнившиеся занятия; хотите ли вы, чтобы подобные занятия продолжились и дальше).


2. Вопросы для итогового контроля по теме «Химики»

  1. Что такое химический анализ? Качественный анализ? Количественный анализ? Назовите несколько областей применения химического анализа.
  2. Даны растворы, содержащие ионы Ag+, SO42-, H+, I-. С помощью каких реакций можно определить эти растворы? Напишите уравнения реакций.
  3. Даны растворы: а) перманганата калия KMnO4; б) сульфата калия K2SO4; в) хромата натрия Na2CrO4; г) сульфата меди (II) CuSO4; д) хлорида никеля NiCl2. Как различить эти растворы?
  4. Какие методы количественного анализа Вы знаете? На чём они основаны?
  5. Что изучает физическая химия? Химическая кинетика? Химическая термодинамика?
  6. Что такое скорость химической реакции и как её определяют?
  7. Приведите примеры реакций, увеличение или уменьшение скорости которых имеют положительное или отрицательное значение на производстве или в быту.
  8. Вычислите среднюю скорость реакции А + В = 2С, если начальная концентрация вещества А равна 0,22 моль/л, а через 10 с – 0,215 моль/л. Как изменилась за это время концентрация вещества В?
  9. Во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры от 150 до 200 С, если при повышении температуры на 10 С скорость реакции увеличивается в три раза?
  10. Что такое необратимая реакция?  обратимая реакция? прямая реакция? обратная реакция?
  11. Дайте определение химическому равновесию. Как оно может быть смещено?
  12. Даны уравнения реакций:               2HgO = 2Hg + O2 – Q

                                                                   N2 + O2 = 2NO – Q

                                                                   N2 + 3H2 = 2NH3 – Q

                                                                   2H2 + O2 = 2H2O + Q

В какую сторону сместится равновесие при повышении: а) температуры; б) давления?

  1.  Дайте определение понятиям чистые вещества, простые вещества, сложные вещества, смеси.
  2. Какие бывают смеси? Какие способы разделения смесей Вы знаете?
  3. Что такое высокочистые вещества? Где их получают и где они применяются?
  4. Массовая доля примесей в высокочистых веществах составляет 10-5 %. Найдите массу примесей, которые содержатся в 1 т такого вещества.
  5. Что такое органические соединения? металлорганические соединения?
  6. Где в природе мы можем встретить металлорганические соединения? Какова их роль?
  7. Где получают и исследуют новые металлорганические соединения? Для чего они используются?
  8. Соотнесите имена выдающихся химиков-нижегородцев с их вкладом в развитие науки:

Г.Г. Разуваев

создатель школы физико-химиков в г. Горьком

И.М. Коренман

создатель химии высокочистых веществ

Н.В. Карякин

учёный, в годы Великой Отечественной войны разработавший способ промышленного производства эфира для наркоза

В.А.Шушунов

основатель металлорганической химии

Г.Г. Девятых

выдающийся нижегородский термодинамик

С.З. Демиховская

руководитель кафедры аналитической химии ГГУ

  1. Какая область химии кажется Вам наиболее интересной? Почему?
    3. Вопросы для итогового контроля по теме «Биологи»

  1. Выберите правильный ответ:
  1. Основной областью научных исследований Д.С.Аверкиева является
  1. фауна Нижегородского края
  2. флора и растительность Нижегородского края
  3. флора и растительность Красноярского края
  1. С каким университетом почти сорок лет был связан Д.С.Аверкиев
  1. Горьковский – Нижегородский
  2. Московский
  3. Ленинградский
  1. Какой экологический фактор оказал сильное влияние на растительный покров нашей области
  1. грунтовые воды
  2. состав почв
  3. климат
  1. В каком разделе зоологии проявил себя Е.М.Воронцов
  1. энтомология
  2. орнитология
  3. ихтиология
  1. С какой квалификацией окончил ННГУ им. Лобачевского Б.Н.Орлов
  1. биолог-физиолог
  2. биофизик
  3. эколог
  1. Где использовались совместные исследования Б.Н.Орлова и Института мозга
  1. электрокардиограф
  2. детектор лжи
  3. флюорограф
  1. По заданию КГБ Б.Н.Орлов был отправлен в США для изучения
  1. влияния антибиотиков на организм человека
  2. влияния психотропных веществ на организм человека
  3. влияния рентгеновских лучей на организм человека
  1. Каких животных пытались нелегально провести в Советский союз  из Афганистана Б.Н.Орлов и его ассистенты
  1. пчёлы
  2. гадюки
  3. скорпионы
  1. Лечением заболеваний с помощью пчёл и продуктов их жизнедеятельности занимается
  1. апитерапия
  2. пелоидотерапия
  3. бальнеотерапия
  1. Кого из первых лиц государства сумел вылечить Б.Н.Орлов с помощью пчёл
  1. Б.Н.Ельцин
  2. Л.И.Брежнев
  3. М.С.Горбачёв
  1. Б.Н.Орлов продолжает трудиться в
  1. Нижегородской медицинской академии
  2. Нижегородском университете им. Лобачевского
  3. Нижегородской сельскохозяйственной академии
  1. Изучение биологии каких насекомых стало любимым делом С.С.Четверикова
  1. жесткокрылые
  2. стрекозы
  3. чешуекрылые
  1. С.С.Четвериков смог соединить два раздела биологии
  1. генетика и эволюционная теория
  2. генетика и клеточная теория
  3. генетика и палеонтология
  1. Правительственное задание, приспособить к жизни в средней полосе нежную гусеницу шелкопряда, С.С.Четвериков получил для развития
  1. кораблестроения
  2. воздухоплавания
  3. текстильной промышленности
  1. В Горбатовском районе Горьковской области И.П.Елисеев занимался восстановлением садов
  1. вишнёвых
  2. сливовых
  3. яблоневых
  1. И.П.Елисеев вывел новые сорта растения на вкус – как ананас
  1. смородины
  2. облепихи
  3. крыжовника
  1. А.Н.Формозов явился основоположником
  1. отечественной генетики
  2. экологии животных
  3. отечественной экологии
  1. В заповеднике Аскания-Нова А.Н.Формозов занимался изучением
  1. сайгаков
  2. летучих мышей
  3. лошади Пржевальского
  1. Кому посвятил повесть «Шесть дней в лесах» А.Н.Формозов
  1. сокурснику – Н.В.Шибанову
  2. отцу – Н.Е.Формозову
  3. ученику – Ю.А.Исакову
  1. При поддержке А.Н.Формозова был создан заповедник
  1. «Семь островов»
  2. Керженский
  3. Беловежская пуща

ΙΙ. Дайте развёрнутый ответ на предложенные вопросы

  1. Что изучает геоботаника?
  2. Опишите значение в природе коршуна обыкновенного.
  3. Какую помощь в выживании вида может оказать скрытый резерв наследственной изменчивости?
  4. В чём сущность и значение интродукции?
  5. Что такое заповедник, какова их роль в охране природы?


  1. Вопросы для итогового контроля по теме «Врачи»

 Выберите правильный ответ:

  1. Школьными увлечениями А.В.Зевеке были
  1. биология и кораблестроение
  2. биология и воздухоплавание
  3. химия и воздухоплавание
  1. Александр Зевеке доказал, что в основе возникновения ощущений лежит
  1. раздражение только механорецепторов
  2. теория специфичности рецепторов
  3. раздражение специфичных и механорецепторов
  1. В 2005 году А.В.Зевеке был записан в Нижегородскую книгу достижений «Кузнеца рекордов» как
  1. самый старший авиамоделист
  2. самый старший биокибернетик
  3. самый старший дельтапланерист
  1. В.И.Кукош разработал способ диагностики
  1. рака пищевода
  2. рака лёгкого
  3. язвы желудка
  1. Профессор Кукош проводил успешные эксперименты по пересадке лёгких
  1. кошек
  2. кроликов
  3. собак
  1. В.И.Кукош спас сёла Нижегородской области от нападок
  1. волка
  2. медведя
  3. лисы
  1. Михаил Вениаминович Колокольцев специализировался как
  1. хирург-травматолог
  2. нейрохирург
  3. уролог
  1. М.В. Колокольцев   изобрёл и сконструировал специальный инструмент для получения тончайшего среза кожи при пересадки тканей
  1. ланцет
  2. ручной дерматом
  3. ручной зажим
  1. В нашем городе вручается почётная награда – приз М.В.Колокольцева победителю
  1. футбольного турнира
  2. хоккейного турнира
  3. легкоатлетического пробега
  1. Мемориальная доска в память о профессоре М.В.Колокольцеве установлена на здании
  1. ННИИТО
  2. НГМА
  3. больницы им. Семашко
  1. Особое внимание академик Б.А.Королёв уделял отделению
  1. хирургии врождённых пороков сердца
  2. хирургии брюшной полости
  3. анестезиологии
  1. В кандидатской диссертации Сергея Сергеевича Белоусова был представлен новый метод
  1. флюорография
  2. электрокардиография
  3. баллистокардиография
  1. Докторская диссертация С.С.Белоусова посвящена болезни, которая получила почти эпидемическое распространение в современном обществе
  1. рак лёгких
  2. ишемическая болезнь сердца
  3. стенокардия
  1. Юрий Васильевич Белоусов трудится в
  1. Кардиологическом центре Нижнего Новгорода
  2. ННИИТО
  3. НГМА
  1. Ю.В.Белоусов изобрёл устройство для проведения операций на сердце
  1. ланцет
  2. электронож
  3. «лазерный нож»
  1. С детства Юрий Белоусов увлекается игрой на
  1. баяне
  2. балалайке
  3. гармошке
  1. Д.И.Рыжаков возглавлял в НГМА кафедру
  1. патофизиологии
  2. патоанатомии
  3. кардиологии
  1. Почти 20 лет В.В.Шкарин являлся ректором
  1. Нижегородской сельскохозяйственной академии
  2. Нижегородской медицинской академии
  3. Московской медицинской академии
  1. Вячеслав Васильевич Шкарин внёс существенный вклад в изучение
  1. паразитарных болезней
  2. гепатита
  3. аллергии
  1. Во время Великой Отечественной войны Иван Иванович Ёлкин занимался предотвращением распространения среди воинских подразделений
  1. гепатита
  2. краснухи
  3. сыпного тифа
  1. Любимая лекция профессора И.И.Ёлкина
  1. «Эпидемиология и профилактика гриппа»
  2. «Эпидемиология и профилактика чумы»
  3. «Эпидемиология и профилактика туберкулёза»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Программа элективного курса " Основные вопросы истории"

Программа расчитана на подготовку к ЕГЭ по истории....

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Личность в истории

Элективный курс по истории России "Личность в истории" 17 часов (0,5 Ч в неделю)...

Программа элективного курса "Трудные вопросы истории"

Программа данного элективного курса рассчитана для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории»

Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории»...