ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Личность в истории
элективный курс по истории (8 класс)

Голикова Ольга Владимировна

Элективный курс по истории России "Личность в истории" 17 часов (0,5 Ч в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_lichnost_v_istorii.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИСТОРИИ РОССИИ

«ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»

Учитель: Голикова Ольга Владимировна

Класс: 8 «А»

Количество часов в год: 17 часов

Количество часов в неделю: 0,5 час

        

г. Ельня

2019/2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало времени уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве.

        Данная программа, ориентированная на учеников старших классов, позволит расширить представление учащихся об исторических деятелях  (периода: IX – конец XIX века), которые наиболее полно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории всей страны.    

        Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов, а также жизни и деятельности выдающихся личностей прошлого, чьи образы останутся современными и актуальными во все времена.

        Основными целями курса являются:

  • развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;
  • развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
  • Способствование расширению и углублению понимания роли личности в истории
  • формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
  • воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
  • восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
  • знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;
  • формирование исторической грамотности на современном международном уровне;

        Данный курс соответствует главной прерогативе современного образования: воспитание человека активного, самостоятельного, способного принимать осмысленные решения, ответственного соучастника истории своей страны и народа, - патриота России.

        Задачами курса являются:

  1. способствовать повышению интереса к историческим закономерностям;
  2. сформировать у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;
  3. развить умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
  4. способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;

Особое место в учебно-познавательной деятельности отводится побуждению учащихся к высказыванию личностных оценок и практическому применению полученных знаний. Данный курс направлен на расширение и углубление базового уровня истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических личностей.

        Содержание программы  предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.

        В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

  • анализировать факты;
  • делать обобщения и выводы;
  • видеть и формулировать проблему;
  • анализировать свою деятельность;
  • искать решение, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
  • составлять план по теме выстраивать линии сравнения, выявлять взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
  • уметь использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

        Основные методы работы:

  • лекции;
  • эвристические беседы;
  • работа с разноплановыми  источниками
  • исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
  • анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
  • опросы
  • семинары;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • дискуссии;
  • практические занятия;
  • конференции;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • «мозговой штурм»;
  • работа в группах, парах, индивидуально;
  • творческие работы;
  • защита проектов

        Учащиеся в ходе курса приобретают опыт ведения диалога и способность моделировать ситуацию. Обсуждение вопросов неоднозначной этической оценки личности, хода событий, альтернативности в оценке проблем прошлого, приобщают учащихся к творческой деятельности, системно-деятельстному подходу в изучении общественно-исторического процесса и поступкам его ключевых участников.

Тематическое планирование  элективного курса по истории России

«Личность в истории»

СОДЕРЖАНИЕ

1

Личность правителей в период Киевской Руси.

1

2

Личность правителей в  эпоху раздробленности.

6

3

Русь неделимая, единая, долговечная.

3

4

Путь к абсолютизму

3

5

Эпоха дворцовых переворотов. Женщины на престоле.

2

6

Эпоха самодержавных преобразований.

2

ИТОГ                                                                                                                                                 17 часов

       В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими общеучебными универсальными умениями и навыками:

  • умение пользоваться техническими средствами обучения;
  • учебно-интеллектуальные умения – умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте;
  • учебно-информационные умения – умение отбирать нужную информацию из различных источников, ориентироваться в различных видах источников, пользоваться справочниками и энциклопедиями;
  • учебно-коммуникативные умения – умение составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом.

     Кроме этого, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений для:

  • приобщения к национальной истории и духовной культуре;
  • формирования личности;
  • выработки убеждений и потребности  в  сознательном,  добровольном и творческом служении Отечеству и народу.

Список литературы:

  1. Борис Акунин «История российского государства», 2016
  2. А. В. Морозова, Л. Е., Демкин, «История России в лицах: государственные деятели XVI века» - М., 2001
  3. Л.Н. Гумилев «От Руси до России» - 2016
  4. Николай Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», 2016
  5. А.Ф. Замалеев, Е.А.Овчинникова, «Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности» – Л., 2001
  6. Великие государственные деятели России. - М., 1996.
  7. Жития и творения русских святых. – М., 1993.
  8. Замалеев, А.Ф., Овчинникова, Е.А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 2001.
  9. Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. – Челябинск, 1994.
  10. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.
  11. История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв. - М., 1996.
  12. История государства Российского: жизнеописания. XVII век. - М., 1997.
  13. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века:биографическая энциклопедия. - М., 1993.
  14. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.
  15.  Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.
  16. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.- №5-6.
  17. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. - 1992.- №10.
  18. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. - 1996.- №10.
  19. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. - М., 2001.
  20. Никольский, Н.М. История русской церкви. – Минск, 1991.
  21.  Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.
  22. Романовы. Исторические портреты: кн. Первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Программа элективного курса «ВЫДАЮЩИЕСЯ НИЖЕГОРОДЦЫ – ИСТОРИЯ ИХ ОТКРЫТИЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ»

        Курс предназначен для учащихся 8-х, 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 68 часов....

Программа элективного курса " Основные вопросы истории"

Программа расчитана на подготовку к ЕГЭ по истории....

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...

Рабочая программа учебного курса "Личность в истории" для учащихся 10 класса

Рабочая программа учебного курса "Личность в истории" для учащихся 10 класса...