ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Личность в истории
элективный курс по истории (8 класс)

Голикова Ольга Владимировна

Элективный курс по истории России "Личность в истории" 17 часов (0,5 Ч в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_lichnost_v_istorii.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИСТОРИИ РОССИИ

«ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»

Учитель: Голикова Ольга Владимировна

Класс: 8 «А»

Количество часов в год: 17 часов

Количество часов в неделю: 0,5 час

        

г. Ельня

2019/2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало времени уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве.

        Данная программа, ориентированная на учеников старших классов, позволит расширить представление учащихся об исторических деятелях  (периода: IX – конец XIX века), которые наиболее полно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории всей страны.    

        Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов, а также жизни и деятельности выдающихся личностей прошлого, чьи образы останутся современными и актуальными во все времена.

        Основными целями курса являются:

  • развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;
  • развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
  • Способствование расширению и углублению понимания роли личности в истории
  • формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
  • воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
  • восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
  • знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;
  • формирование исторической грамотности на современном международном уровне;

        Данный курс соответствует главной прерогативе современного образования: воспитание человека активного, самостоятельного, способного принимать осмысленные решения, ответственного соучастника истории своей страны и народа, - патриота России.

        Задачами курса являются:

  1. способствовать повышению интереса к историческим закономерностям;
  2. сформировать у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;
  3. развить умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
  4. способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;

Особое место в учебно-познавательной деятельности отводится побуждению учащихся к высказыванию личностных оценок и практическому применению полученных знаний. Данный курс направлен на расширение и углубление базового уровня истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических личностей.

        Содержание программы  предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.

        В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

  • анализировать факты;
  • делать обобщения и выводы;
  • видеть и формулировать проблему;
  • анализировать свою деятельность;
  • искать решение, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
  • составлять план по теме выстраивать линии сравнения, выявлять взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
  • уметь использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

        Основные методы работы:

  • лекции;
  • эвристические беседы;
  • работа с разноплановыми  источниками
  • исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
  • анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
  • опросы
  • семинары;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • дискуссии;
  • практические занятия;
  • конференции;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • «мозговой штурм»;
  • работа в группах, парах, индивидуально;
  • творческие работы;
  • защита проектов

        Учащиеся в ходе курса приобретают опыт ведения диалога и способность моделировать ситуацию. Обсуждение вопросов неоднозначной этической оценки личности, хода событий, альтернативности в оценке проблем прошлого, приобщают учащихся к творческой деятельности, системно-деятельстному подходу в изучении общественно-исторического процесса и поступкам его ключевых участников.

Тематическое планирование  элективного курса по истории России

«Личность в истории»

СОДЕРЖАНИЕ

1

Личность правителей в период Киевской Руси.

1

2

Личность правителей в  эпоху раздробленности.

6

3

Русь неделимая, единая, долговечная.

3

4

Путь к абсолютизму

3

5

Эпоха дворцовых переворотов. Женщины на престоле.

2

6

Эпоха самодержавных преобразований.

2

ИТОГ                                                                                                                                                 17 часов

       В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими общеучебными универсальными умениями и навыками:

  • умение пользоваться техническими средствами обучения;
  • учебно-интеллектуальные умения – умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте;
  • учебно-информационные умения – умение отбирать нужную информацию из различных источников, ориентироваться в различных видах источников, пользоваться справочниками и энциклопедиями;
  • учебно-коммуникативные умения – умение составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом.

     Кроме этого, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений для:

  • приобщения к национальной истории и духовной культуре;
  • формирования личности;
  • выработки убеждений и потребности  в  сознательном,  добровольном и творческом служении Отечеству и народу.

Список литературы:

  1. Борис Акунин «История российского государства», 2016
  2. А. В. Морозова, Л. Е., Демкин, «История России в лицах: государственные деятели XVI века» - М., 2001
  3. Л.Н. Гумилев «От Руси до России» - 2016
  4. Николай Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», 2016
  5. А.Ф. Замалеев, Е.А.Овчинникова, «Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности» – Л., 2001
  6. Великие государственные деятели России. - М., 1996.
  7. Жития и творения русских святых. – М., 1993.
  8. Замалеев, А.Ф., Овчинникова, Е.А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 2001.
  9. Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. – Челябинск, 1994.
  10. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.
  11. История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв. - М., 1996.
  12. История государства Российского: жизнеописания. XVII век. - М., 1997.
  13. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века:биографическая энциклопедия. - М., 1993.
  14. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.
  15.  Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.
  16. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.- №5-6.
  17. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. - 1992.- №10.
  18. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. - 1996.- №10.
  19. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. - М., 2001.
  20. Никольский, Н.М. История русской церкви. – Минск, 1991.
  21.  Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.
  22. Романовы. Исторические портреты: кн. Первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Программа элективного курса «ВЫДАЮЩИЕСЯ НИЖЕГОРОДЦЫ – ИСТОРИЯ ИХ ОТКРЫТИЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ»

        Курс предназначен для учащихся 8-х, 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 68 часов....

Программа элективного курса " Основные вопросы истории"

Программа расчитана на подготовку к ЕГЭ по истории....

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...

Программа элективного курса "Трудные вопросы истории"

Программа данного элективного курса рассчитана для 10 класса...