Программа курса по обществознанию(элективный курс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс)

Рахимкулова Флюза Фаниловна

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для пониания учеников аспектов современного обществознания, в ходе подготовки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса по выбору «Сложные вопросы современного обществознания»

2018-2019 учебный год.

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

(МАОУ СОШ №1)

__________________________________________________________

Рассмотрено на заседании

Согласовано:

ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла

Протокол №3      от   28.05.2018  

Руководитель  ШМО

Заместитель директора  ________ Л.Н. Симакова

_________Ф.Ф. Рахимкулова

Дата 28.05.2016

Дата   28.05.2018

Программа

курса по выбору

«Сложные вопросы современного обществознания»

для учащихся 10-11 классов

                                                                                                   

 

 

 

Учитель:

 Рахимкулова Ф.Ф.учитель истории

и обществознания

первой квалификационной категории

               

               

Когалым.2018

 

Содержание

1

Пояснительная записка…………………………....................

3

2.

Основные формы и методы изучения курса………………...

5

3.

Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов……...

5

4.

Учебно-тематический план…………………………………..

10

5.

Содержание изучаемого курса………………………………

15

6.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса…………………………                                                

18

Пояснительная записка

Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.

Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания  для учащихся 10- 11 -классов.

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий.  Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Актуальность программы состоит в том, что материалы, изучаемые в курсе, дают представление о функционировании различных общественных институтов, помогут молодому человеку определиться с будущей профессией. Большая часть вопросов, освещаемых в процессе изучения курса, имеют вполне практическое применение в обычной жизни, давая представление школьникам и о функционировании современных экономических систем, и о правовой сфере, включая и вопросы семейного устройства, а также гражданского и административного права, с которыми так или иначе сталкивается в жизни любой человек. Раздел, посвящённый политике, также поможет молодому человеку сориентироваться в непростом устройстве современной политической жизни и поможет разобраться в политическом устройстве России. Актуальность ее состоит в реализации современных требований к личности: патриотичности, толерантности, гражданственности, социальной активности.

 Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 68 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса будет осуществляться в течение двух лет обучения:  10 класс -1 час в неделю (34 часа в год) и 11 класс -1 час в неделю (34 часа в год).  

 

Цели  курса:

  • Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
  •  Развивать методологическую культуру при   операциях с понятиями,  работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.

Задачи курса:

  •  повышение предметной компетентности учащихся;
  • развитие у учащихся стойкого интереса к предмету;
  • формирование умений выполнять задания повышенной сложности:
  • преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
  • выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
  • раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
  •  формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
  • воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.

   

   Основные формы и методы изучения курса

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  •  - лекции с обсуждением документов;
  • -беседа;
  • -практические занятия;
  • - анализ альтернативных ситуаций;
  • -работа в парах,  группах, индивидуально;
  • -выполнение работ по заданному алгоритму;

 Приоритетными технологиями, используемыми учителем в преподавании элективного курса являются:

1.  Технологии личностно-ориентированного образования

2.  Технологии проблемного обучения

3.  Проектные технологии

4.  Учебно-социальные практики

5.  Технологии критического мышления

6.  Технологии эффективной речевой деятельности

7.  Информационно-коммуникационные технологии

8.  Здоровьесберегающие технологии

Система оценивания и формы контроля:

  • на протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности.  В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа.  

Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов.

В результате изучения элективного курса по обществознанию  ученик должен

знать/понимать

 

  • - биосоциальная сущность человека, основные факторы и этапы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • - тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • - особенности социально- гуманитарного познания;
  • - распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  •  - сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
  •  - соотносит обществоведческие  знания с социальными реалиями, их отражающими;
  • - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • -анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых  системах (схема, таблица, диаграмма);
  • -  распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишне;
  • -устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • - применять знания о характерных чертах, признаков понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор определённых позиций из предложенного списка;
  • - различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • -называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту и применять в прилагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
  • - перечислять признаки какого либо явления, объекты одного класса и дт.д.;
  • - раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально – гуманитарных  наук, приводить примеры определённых общественных явлений, действий, ситуаций:
  • - применять социально гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  • - осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определённой теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  •  -  формулировать на основе приобретённых социально гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённой теме.

Учебно-тематический план 10 класс

п/п

Наименование раздела (темы).

Содержание занятия

Кол-во часов

Формы и приемы

обучения

Образовательный

продукт

Дата

занятия

1

2

3

4

5

6

1

Введение. Особенности  изучения курса    

1

беседа

Общество

 9.ч.

2

Системное строение общества

1

лекция, работа с документами, дискуссия

конспект, схема структуры общества

3-4

Многовариантность общественного развития

2

альтернативно-проектное моделирование

модель развития событий

5-6

Типология обществ

2

практикум, работа с документами

заполнение

таблицы

7

Глобальные проблемы человечества

1

практикум, работа с документами и СМИ, выполнение  

выполнение

интеллект-карты,  

8-9

Социальные институты

2

лекция, практикум, дискуссия

конспект, правильное решение задания, формулирование собственной позиции

Человек

4 ч.

10-11

Социализация индивида

2

лекция, дискуссия, решение проблемных заданий, написание эссе

конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий

12-13

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.   Свобода и ответственность

2

работа с документами, написание эссе, выполнение творческих заданий, элементы дискуссии

правильное выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты

Познание

4 ч.

14-15

Истина и ее критерии. Относительность истины

2

работа с документами, решение тестов  

правильное выполнение заданий

16-17

Научное познание. Формы научного познания

2

практикум, работа с документами, выполнение

интеллект-карты

правильное выполнение заданий

Духовная жизнь общества

 7ч.

18-19

Культура и духовная жизнь.

2

работа с документами,  

тезисы темы;

написание эссе

20

Роль СМИ в современном обществе

1

просмотр видеофильма, дискуссия, элементы деловой игры «Я - журналист»

опыт публичной защиты, графическое изображение изученного материала

21-22

Наука и ее роль в обществе. Основные особенности научного мышления.

2

лекция, работа с документами

конспект

23-24

Роль религии в жизни общества. Религии в современном мире.

2

просмотр видеофильма, дискуссия

формирование собственной позиции, опыт публичной защиты

25

Тенденции духовной жизни современной России

1

дискуссия с элементами моделирования

составление интеллект-карты

Экономика

 10ч.

26-27

Экономика потребителя и производителя

2

решение проблемных заданий, дискуссия

правильное выполнение заданий

28 -29

Роль государства в экономике

2

лекция, работа с документами,  решение тестов

конспект, правильное выполнение заданий

30

Ценные бумаги

1

практикум

правильное выполнение заданий

31

Деньги и денежная система государства

1

лекция, составление опорных схем, решение заданий

конспект, правильно выполненные схемы и задания

32

Регулирование спроса и предложения

1

Практикум решение задания №10

опорные схемы и графики

33

Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица)

1

решение познавательных задач, дискуссия

правильное решение задач, формирование собственного мнения

34

  Итоговая работа

1

 Итоговое тестирование

правильное решение теста  

Итого

34ч.

Учебно-тематический план 11 класс

Социальные отношения

8 ч.

1

 Введение.  

1

 Решение демоверсии

2-3

Социальные группы, их классификация

2

практикум

заполнение таблиц, схем

4-5

Неравенство и социальная стратификация. Виды социальной мобильности.

2

лекция, работа с документами, выполнение тестовых заданий

написание эссе

6-7

Социальный конфликт и пути его разрешения.

2

деловая игра

защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе

8

Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств

1

работа с документами,  

правильно выполненные задания, опорная схема темы

Политика

12ч.

9-10

Власть, ее происхождение и виды

2

лекция, работа с документами, дискуссия

конспект

 11-12

Политическая система государства

2

лекция, выполнение тестовых заданий

правильно решенные задания, опорная схема

 13-14

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

2

семинар

опыт публичной

защиты

 15-16

Политическая элита. Политический процесс

2

 лекция,  выполнение тестовых заданий

правильно решенные задания, опорная схема

 17-18

Политическое участие. Политическое лидерство

2

 лекция, выполнение тестовых заданий  

правильно решенные задания, опорная схема

 19-20

Органы государственной власти  в РФ

2

лекция выполнение тестовых заданий

правильно решенные задания

Право

 15 ч.

 21-22

 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

2

работа с документами, дискуссия

опорная схема, опыт публичной защиты

 23

 Система российского права. Законотворческий процесс в РФ

1

 лекция

опыт групповой работы, опыт публичной защиты

  24-25

Законодательство РФ о выборах

2

лекция,  выполнение тестовых заданий

правильно решенные задания

 26-27

Субъекты гражданского права

2

 лекция, выполнение тестовых заданий

правильно решенные задания

  28-29

Организационно –правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

2

лекция, выполнение тестовых заданий

Таблица, правильно решенные задания

 30

Правовое регулирование отношений супругов.

1

лекция выполнение тестовых заданий

правильно решенные задания

31-32

  Алгоритм написания эссе

2

Оформление эссе, определение проблемы. аргументация

 эссе

33

  Повторение изученного

1

 выполнение тестовых заданий

 правильно решенные задания

34

  Итоговое тестирование

1

Выполнение

итогового тестирования

 правильно решенные задания

Итого:

34 ч.

Содержание изучаемого курса

10 класс

1.Введение. Особенности  изучения курса.

1.Общество как динамическая система 1ч.

Понятие общества  в широком и узком  смысле слова. Функции общества Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и  природа. Ступени развития общества.

2. Многовариантность общественного развития. 2ч.

 Общественное движение реформа, революция, прогресс, регресс, модернизация.

3.Типология обществ.2ч.

 Доиндустриальное,  индустриальное, постиндустриальное общество. Традиционное, индустриальное, информационное общество. Теория цивилизаций (стадиальный подход, локальный подход).

4. Глобальные проблемы человечества. 1ч.

 Причины формирования и содержание глобальных проблем. Пути и возможности решения глобальных проблем. Глобализация, последствия глобализации.

5. Социальные институты.  2ч .

Признаки, структура социального института. Экономические, политические, социальные, культурные. Функции социальных институтов.

 

II.Человек 4 ч.

1. Социализация индивида.2ч.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.   Свобода и ответственность.2ч. 

Свобода как познанная необходимость. Свобода «от», свобода «для». Относительный характер свободы.

III.Познание 4ч

1. Истина и ее критерии. Относительность истины. 2ч. 

Объективная истина, абсолютная, относительная истина. Возможные критерии истины. Практика, характерные черты практики.

   2. Научное познание. Формы научного познания. 2ч. 

Проблема познаваемости мира. Чувственное, рациональное познание, формы Основные черты научного познания. Уровни научного познания.

IV.Духовная жизнь общества 7ч.

1. Культура и духовная жизнь.2ч. 

Разновидности культуры Роль культуры в жизни общества

2. Роль СМИ в современном обществе.1ч. 

Глобальная информатизация общества, глобализация, Виды СМИ и их типология. Функции СМИ.

3. Наука и ее роль в обществе. Основные особенности научного мышления. 2ч.

Наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Функции науки.

4. Роль религии в жизни общества. Религии в современном мире  2ч. 

Мировые религии. Признаки мировых религий. Функции религии. Конфессии. Религиозные объединения.

5.Тенденции духовной жизни современной России1ч. 

Интернационализация культуры. Духовное очищение общества.

V. Экономика 10 ч.

1. Экономика потребителя и производителя 2ч.

Потребитель, рациональное поведение потребителя доходы потребителя: виды. источники, формы оплаты труда. Производитель, конкуренция производителей

2 Роль государства в экономике 2ч.  

Причины регулирования экономики государством. Налоги,  фискальная политика государства.

3. Ценные бумаги 1ч.

  Ценные бумаги: понятие виды, признаки, особенности.

4. Деньги и денежная система государства 1ч.

  Система обращения денежных знаков. Биметаллизм Система параллельной валюты,  система двойной валюты.

5. Регулирование спроса и предложения 2ч. 

Закон спроса и предложения. Макроэкономическое равновесие.

6. Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица) Рынок рабочей силы. Занятость ее принципы и виды, виды безработицы, зарплата и ее виды.

Содержание курса 11 класс

I. Социальные отношения. 8ч.

1. Введение. 

2. Социальные группы, их классификация 2ч. 

Динамика социальных групп. Квазигруппы, социальные круги, Интерактивная и номинальная группы.


3. Неравенство и социальная стратификация. Виды социальной мобильности. 2ч.

Проблема социальной дифференциации.  Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность.

4. Социальный конфликт и пути его разрешения.2ч. 

Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов, способы разрешения конфликтов в современном обществе.

5. Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств.1ч. 

Обострение этнических противоречий в современном мире Причины, виды, типы. Пути  разрешения межнациональных проблем.

II. Политика 12ч.

1. Власть, ее происхождение и виды. 2ч.

 Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти.

2. Политическая система государства 2ч. 

Политическая система общества: понятие, структура, функции. Место и роль государства в политической системе.

3. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. 2ч.

 Становление многопартийности. Виды партий, плюрализм мажоритарная, пропорциональная система.

4. Политическая элита. Политический процесс 2ч.

 Признаки политической элиты. Функции, классификация политических элит. Стадии политического процесса. Классификация политических процессов.

5. Политическое участие. Политическое лидерство 2ч.

 Виды политического участия, функции. Основные теории политического лидерства. Функции, классификация политического лидерства.

6. Органы государственной власти  в РФ 2ч.

 Государственное устройство РФ. Высшая законодательная власть в  РФ. Высшая исполнительная власть. Полномочия правительства РФ. Судебная власть в РФ.

III. Право 15ч.

1. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ2ч.

Структура Конституции РФ. Функции Конституции. Принципы конституционного строя в РФ.

2. Система российского права. Законотворческий процесс в   РФ 1ч.

 Система права. Основные отрасли российского права. Стадии законотворческого процесса в РФ.

3. Законодательство РФ о выборах  2ч.  

Нормативно правовая основа выборов. Избирательная кампания в РФ. Кто избирается путем выборов.

4. Субъекты гражданского права 2ч.

Признаки юридического лица. Классификация юридических лиц. Виды правоспособности юридических лиц. Уровни дееспособности граждан РФ.

5. Организационно – правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.2ч.

 Организационно правовые формы предпринимательства. Учредители, источники образования уставного капитала. Учредительные документы.

6. Правовое регулирование отношений супругов.1ч.

Порядок условия заключения и расторжения брака. Личные (неимущественные) и имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор.

7. Алгоритм написания эссе. 2ч.

 Критерии оценивания эссе.  План и структура эссе. Проблема, поднятая автором; её актуальность. Смысл высказывания.    Аргументация на теоретическом уровне.   Собственная точка зрения. Вывод.

8. Итоговое повторение курса.1ч

9.Итоговое тестирование  2ч

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  КУРСА

  

Оснащение процесса обучения   курсу «Обществознание » обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием. В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ. 

Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов.

Учебно-методические средства обучения

 

Литература для учителя и обучающихся:

  1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2016
  2. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
  3. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
  4. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя. Поляков Л.В. и др.2007 г.
  5. Клименко А.В. Румынина  В.В. Обществознание Пособие для учащихся и абитуриентов. Дрофа 2004 г.
  6. Справочные издания Брандт М.Ю. Обществознание: понятия и термины. – М.:  Просвещение 2014.
  7. Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2014 г.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.  –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

Интернет-ресурсы

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Технические средства обучения,

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

      Для обучения предоставлены  кабинет (№ 302),  кабинет снабжен  учебниками, методическими материалами.

Кабинет № 302:

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
  • ноутбук;
  • принтер;
  • мультимедиапроектор;
  • экран навесной;
  •  Дидактический материал
  • Тесты. 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа МХК, ИЗО. Интегрированный курс на основе программы Истории.

Программа ориентирует на создание авторских учебных программ, на собственный подход к структурированию учебного материала. Предмет МХК носит интегратив...

Проектные информационные технологии в курсе обществознания. Элективный курс. 11 класс.

Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитани...

Программа учебной дисциплины 1 курс 2-4 курс

программа учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования...

Логическая таблица для составления программ отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Логическая таблица для составления программ отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности...

Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...