Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения в 2015 году промежуточной аттестации по биологии обучающихся 7 класса.
тест по биологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сидоренко Тамара Константиновна

Критерии оценки по тестовым заданиям.

Предмет – биология.

5-7 класс

Часть А -10   заданий

Часть Б – 4  задания

Часть  С – 1 задания

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

 

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

 

С1

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

 

 

Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает один из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Максимальное количество баллов, которое можно набрать за выполненную работу – 20

13-10  баллов -  оценка 3

17-14баллов  -  оценка 4

20 -18баллов  -    оценка 5

 

Оценочные шкалы.

1. Успешность освоения учебных программ обучающихся  5-10 классов  оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». Перевод в пятибалльную шкалу  осуществляется по соответствующей схеме.

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в 5 балльной шкале

90-100%

высокий

«5»

66 -89%

повышенный

«4»

50 -65 %

средний

«3»

меньше 50%

ниже среднего

«2»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Демонстрационный вариант

контрольно-измерительных материалов для проведения

в 2015 году промежуточной  аттестации

по биологии обучающихся 7 класса.

1 вариант.

А.  Выберите один верный ответ из четырёх

  1. Наука, целью которой является распределение живых организмов по группам в соответствии со степенью их сходства и родства – это: а)зоология; б)систематика; в)экология; г)анатомия.
  2. Мелкие водные обитатели, которые как бы парят в толще воды, называются: а)планктон; б)нектон; в)бентос; г)нейстон.
  3. Клетка животных отличается от растительной тем, что в ней нет: а)ядра; б)хлоропластов; в)оболочки; г)цитоплазмы.
  4. Какое из одноклеточных животных передвигается с помощью ложноножек? а)инфузория-туфелька; б)амёба обыкновенная; в)инфузория-трубач; г)эвглена зелёня.
  5. Стрекательными клетками обладают: а)одноклеточные животные; б)кишечнополостные; в)моллюски; г)насекомые.
  6. Тело кишечнополостных образовано: а)одним слоем клеток; б)двумя слоями клеток; г)тремя слоями клеток; г)четырьмя слоями клеток.
  7. Кровеносная система у кольчатых червей: а)замкнутая; б)незамкнутая; в)отсутствует.
  8. Двусторонняя симметрия тела характерна для: а)большого прудовика; б)виноградной улитки; в)беззубки; г)слизня.
  9. Кровеносная система у моллюсков: а)замкнутая; б)незамкнутая; в)отсутствует; г)нет правильных ответов.
  10. Хитиновый покров, выполняющий функцию наружного скелета, характерен для: а)круглых червей; б)плоских червей; в)моллюсков; г)членистоногих.
  11. Органы дыхания речного рака: а)жабры; б)лёгкие; в)трахеи; г)лёгочные мешки.
  12. Представителем класса Насекомые является: а)таёжный клещ; б)каракурт; в)дождевой червь; г)лесной муравей.
  13. К подтипу Бесчерепные относится: а)гребенчатый тритон; б)китовая акула; в)скат; г)ланцетник.
  14. Возраст рыбы можно определить по: а)количеству плавников; б)количеству чешуй на теле; в)числу годичных колец на жаберных крышках; г)числу годичных колей на чешуях тела.
  15. Боковая линия – орган чувств, который характерен для взрослых особей: а)рыб; б)земноводных; в)пресмыкающихся; г)млекопитающих.

Б.

Установите соответствие между классами, к которому относят растения.

 Ответ оформите в виде таблицы

Признаки однодольных и двудольных растений

КЛАСС

1

Горох, бобы, фасоль

А)

Двудольные

2

Кукуруза, овес, пшеница

Б)

Однодольные

3

Лилия, тюльпан, рис

4

Шиповник, одуванчик, огурец

5

Подсолнечник, грецкий орех, крапива  

6

 Арбуз, редис, земляника.

1

2

3

4

5

6

С. Определите, какой организм изображён на рисунке. Какие части клетки обозначены цифрами 1-6

Демонстрационный вариант

контрольно-измерительных материалов для проведения

в 2015 году промежуточной  аттестации

по биологии обучающихся 7 - го класса.

Вариант 2

Часть А..  Выберите один верный ответ из четырёх

  1. Раздел биологии, посвящённый изучению животных, называется: а)ботаника; б)систематика; в)экология; г)зоология.
  2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием нервной системы называется: а)раздражимость; б)рефлекс; в)раздражительность; г)торможение.
  3. Кровеносная система называется незамкнутой, если: а)она состоит из сердца и сосудов; б)кровь движется только по сосудам и не попадает в полости тела; в)кровь из сосудов попадает в полости тела; г)в ней нет сердца.
  4. Какое из одноклеточных животных передвигается с помощью жгутика? а)инфузория-туфелька; б)амёба обыкновенная; в)инфузория-трубач; г)эвглена зелёная.
  5. Внутренний слой тела гидры называется: а)эктодерма; б)мезодерма; в)энтодерма; г)мезоглея.
  6. Гидра дышит: а) всей поверхностью тела; б)жабрами; в)трахеями; г)лёгкими.
  7. Наличие мантии и мантийной полости – характерная особенность: а)кишечнополостных; б)плоских червей; в)круглых червей; г)моллюсков.
  8. Наличие двух пар усиков и пяти пар ходильных ног характерно для: а)паука крестовика; б)речного рака; в)майского жука; г)бабочки капустной белянки.
  9. Тело состоит из головы; груди и брюшка у: а)майского жука; б)паука-крестовика; в)скорпиона; г)краба.
  10. Фасеточные глаза характерны для: а)кольчатых червей; б)моллюсков; в)членистоногих; г)плоских червей.
  11. По количеству колец на чешуе рыбы можно определить её: а)пол; б)возраст; в)местообитания; г)характер питания.
  12. Глубину погружения рыбы могут регулировать с помощью: а)жабр; б)плавательного пузыря; в)желчного пузыря; г)сердца.
  13. Хрящевой скелет, отсутствие жаберных крышек и плавательного пузыря характерно для: а)речного окуня; б)осетра; в)щуки; г)акулы-молота.
  14. К семейству розоцветных относится:

а)яблоня; б)одуванчик; в)ламинария; г)картофель

15. Параллельное жилкование листьев характерно для:

а) сложноцветных; б)однодольных; в)двудольных; г)бобовых.

Б.

Установите соответствие между классами, к которому относят растения.

 Ответ оформите в виде таблицы

Признаки однодольных и двудольных растений

КЛАСС

1

Бобы, фасоль, одуванчик

А)

Двудольные

2

Рожь, овес, пшеница

Б)

Однодольные

3

Лилия, лук, рис

4

Шиповник,  огурец, горох

5

Подсолнечник, грецкий орех, крапива  

6

 Арбуз, редис, земляника.

1

2

3

4

5

6

Часть С. Определите, какой тип развития характерен для майского жука. Какие этапы развития обозначены цифрами 1-4

Оветы к 1 варианту:

Задание А.

1-б;  2-а;  3-б;  4- б;  5- б;  6-б;  7-а;  8- в;  9-б;  10- г; 11- а; 12- г; 13- г; 14- в; 15-а.

Задание Б.

1-А, 2-Б, 3-Б, 4-А, 5- А, 6- А.

Задание С.

  1. Оболочка,     2 -  Ложноножка,  3- Цитоплазма,  4- Ядро,

5- Сократительная вакуоль,   6- Пищеварительная вакуоль.

Ответы  2 вариант:

Часть А.

1-г, 2-б, 3-в, 4-г, 5-в, 6-а, 7-г, 8-б, 9-а, 10-в, 11-б, 12-б, 13-г, 14-а, 15-б.

Часть Б.

1-А, 2-Б, 3-Б, 4-А, 5- А, 6- А.

Часть С. Развитие с полным превращением. 1- яйцо, 2- личинка, 3- куколка, 4- взрослое насекомое.



Предварительный просмотр:

Демонстрационный вариант

контрольно-измерительных материалов для проведения

в 2015 году промежуточной  аттестации

по биологии обучающихся 10-го класса

Вариант 1

ЧастьА

При выполнении заданий А1-А15 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

А1Исследование этапов биосинтеза белка осуществлено методами науки

  1. биохимии
  2. генетики
  3. анатомии
  4. экологии

А2 Белки – ферменты, которые выполняют функцию

  1. ускорения протекания биохимических реакций
  2. обеспечение иммунных реакций
  3. хранение наследственной информации
  4. запасания энергии

А3 Развитие современной биологической науки подтвердило положение клеточной теории о том, что

  1. новые клетки возникают путем деления существующих клеток
  2. новые клетки создаются из неклеточного вещества
  3. сходные по строению клетки образуют системы органов
  4. клетки разных организмов обладают разным планом строения

А4 Постэмбриональное развитие организма без превращения характерно для

  1. комнатной мухи
  2. медоносной пчелы
  3. колорадского жука
  4. перелетной саранчи

А5 Транспорт молекул аминокислот внутри клетки обеспечивает

  1. рибонуклеиновая кислота
  2. полисахарид целлюлоза
  3. глицерин и жирные кислоты
  4. моносахарид дезоксирибоза

А6 На первом этапе энергетического обмена веществ  происходит

  1. расщепление макромолекул до глюкозы
  2. образование кислорода
  3. синтез молекул АТФ
  4. расщепление молекулы воды

А7 Собственный генетический аппарат содержат  органоиды клетки

  1. центриоли клеточного центра
  2. аппарат Гольджи
  3. эндоплазматическая сеть
  4. хлоропласты

А8 В профазе первого деления мейоза клетки происходит

  1. обмен участками между гомологичными хромосомами
  2. выстраивание хромосом на экваторе клетки
  3. расхождение гомологичных хромосом к полюсам
  4. формирование ядерной оболочки и ядра

А9Вирус, как организм, представляет собой

  1. прокариотическую клетку
  2. спору бактерии
  3. эукариотическую животную клетку
  4. нуклеиновую кислоту в белковой оболочке

А10 В основе полового способа размножения особей лежит процесс

  1. митоза
  2. мейоза
  3. деления клетки пополам
  4. спорообразования

А11 Втемновую фазу фотосинтеза происходит

  1. образование молекул глюкозы
  2. образование кислорода
  3. запасание энергии в связях молекул ТФ
  4. синтез молекул воды

А12Прокариотическими организмами являются

  1. вирусы
  2. бактерии
  3. простейшие животные
  4. зеленые водоросли

А13 Матрицей для синтеза белка в клетке служит молекула

  1. дезоксирибонуклеиновой кислоты
  2. информационной РНК
  3. аденозинтрифосфорной кислоты
  4. рибосомной РНК

А14 По набору хромосом отличаются клетки, которые образуются в результате

  1. митотичесого деления
  2. бесполого размножения
  3. вегетативного размножения
  4. мейоза

А15 Верны ли следующие суждения

А. Хлоропласты имеются в клетках растений и животных.

Б. Кдвумембранным органоидам клетки относятся: рибосомы, лизосомы, митохондрии, пластиды.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

ЧастьБ

Ответом к заданиям этой части (В1-В4) является последовательность цифр. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести

В1 Липиды в клетке выполняют функции

  1. запасающую
  2. регуляторную
  3. транспортную
  4. ферментативную
  5. двигательную
  6. энергетическую

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В2 В процессе гаметогенеза

  1. образуются половые клетки
  2. образуются соматические клетки
  3. уменьшается вдвое число хромосом
  4. образуются клетки с разным генотипом
  5. образуются клетки с одинаковым генотипом
  6. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В заданиях В3-В4 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

В3 Установите соответствие между характеристикой обмена веществ в клетке и его видом

        ХАРАКТЕРИСТИКА                                        

 ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

А) происходит в лизосомах, митохондриях             1) энергетический

Б) происходит в рибосомах, хлоропластах               2) пластический

В) органические вещества расщепляются

Г) органические вещества синтезируются

Д) используется энергия, заключенная в молекулах АТФ

Е) освобождается энергия и запасается в молекулах АТФ

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е

В4 Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                  ОРГАНОИД КЛЕТКИ

А) система канальцев, пронизывающих

цитоплазму                                                             1) комплекс  Гольджи

Б) система уплощенных

мембранных цилиндров                                        2) эндоплазматическая сеть

 и пузырьков      

В) на мембранах могут размещаться рибосомы

Г) участвуют в формировании лизосом

Д) обеспечивает перемещение органических веществ

в клетке  

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

ЧастьС

Для ответов на задания С1-С3 запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1Что произойдет с клеткой, если будут разрушены мембраны лизосом?

С2 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. Генетический код представляет собой форму записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот. 2. Каждый ген кодирует информацию об одной молекуле органических соединений: липидов, углеводов, белков. 3. Код включает все возможные сочетания из двух нуклеотидов. 4. У разных организмов один и тот же кодон несет информацию о разных аминокислотах. 5. Избыточность кода выражается в том, что некоторые аминокислоты кодируются несколькими кодонами, или триплетами.

С3 Известно, что синтезирована белковая молекула, состоящая из 11 разных аминокислот. Определите, сколько видов тРНК участвовало в синтезе и число нуклеотидов на иРНК.

Демонстрационный вариант

контрольно-измерительных материалов для проведения

в 2015 году промежуточной  аттестации

по биологии обучающихся 10-го класса

Вариант 2

ЧастьА

При выполнении заданий А1-А15 из четырех предложенных вариантов выберите один верный

А1. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

         1) Генетика

         2) Физиология

         3) морфология

         4) Эмбриология

А2.  Какой уровень  организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

         1) Клеточный

         2) Популяционно-видовой

         3) Биогеоценотический

         4) Биосферный

А3. Хлоропласты имеются в клетках

         1) Корня капусты

         2) Гриба-трутовика

         3) Листа красного перца

         4) Древесины стебля липы

А4. Основным источником энергии в организме являются

         1) Витамины

         2) Ферменты

         3) Гормоны

         4) Углеводы

А5. Роль матрицы в синтезе молекул иРНК выполняет

         1) Полипептидная нить

         2) Плазматическая мембрана

         3) Мембрана эндоплазматической сети

         4) Одна из цепей молекулы ДНК

А6. При фотосинтезе кислород образуется в результате

         1) Фотолиза воды

         2) Разложения углекислого газа

         3) Восстановления углекислого газа до глюкозы

         4) Синтеза АТФ

А7. При бесполом размножении число хромосом в клетках материнского и дочернего организмов сохраняется благодаря

         1) Митозу

         2) Мейозу

         3) Оплодотворению

         4) Редукционному делению

А8. Синтез белка происходит на

         1) АппаратеГольджи

         2) Рибосомах

         3) Гладкой эндоплазматической сети

         4) Лизосомах

А9. В метафазе митоза происходит

         1) Расхождение хроматид

         2) Удвоение хромосом

         3) Размещение хромосом в плоскости экватора клетки

         4) Формирование ядерной оболочки и ядрышек

А10. В бактериальной клетке нет

         1) Обособленного ядра

         2) Клеточной стенки

         3) Цитоплазмы

         4) Рибосом

А11. К двухмембранным органоидам клетки относят

         1) Митохондрии и пластиды

         2) Рибосомы и клеточный центр

         3) Лизосомы и вакуоли

         4) ЭПС и аппарат Гольджи

А12. На каком из этапов энергетического обмена синтезируются 2 молекулы       АТФ?

         1) Гликолиза

         2) Подготовительного этапа

         3) Кислородного этапа

         4) Поступления веществ в клетку

А13. В состав нуклеотидов молекулы ДНК не входит  азотистое основание

         1)Аденин

         2) Гуанин

         3) Урацил

         4) Цитозин

А14. Постэмбриональное развитие организма без превращения характерно для

1) Комнатной мухи

2) Медоносной пчелы

3) Колорадского жука

4) Перелетной саранчи

А15. Какие вещества выполняют в клетке информационную функцию?

         1) Белки

         2) Нуклеиновые кислоты

         3) АТФ

         4) Липиды

ЧастьБ

Ответом к заданиям этой части (В1-В4) является последовательность  цифр. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести

В1. Биологическое значение мейоза заключается в

  

 1) 

предотвращении удвоения числа хромосом в каждом новом поколении

  

 2) 

образовании мужских и женских гамет

  

 3) 

образовании соматических клеток

  

 4) 

создании возможностей возникновения новых генных комбинаций

  

 5) 

увеличении числа клеток в организме

  

 6) 

кратном увеличении набора хромосом

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В2. В процессе овогенеза

  1. образуются половые клетки
  2. образуются соматические клетки
  3. уменьшается вдвое число хромосом
  4. образуются клетки с разным генотипом
  5. образуются клетки с одинаковым генотипом
  6. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В заданиях В3-В4 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

В3. Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и её видом.

  

ПРИЗНАКИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

 

ВИДЫ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

А) 

состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль

Б) 

состоит из одной полинуклеотидной неспирализованной цепи

В) 

передает наследственную информацию из ядра к рибосоме

Г) 

является хранителем наследственной информации

Д) 

состоит из нуклеотидов: АТГЦ

Е) 

состоит из нуклеотидов: АУГЦ

   

1) 

ДНК

2) 

иРНК

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Установите соответствие между особенностью процесса и его видом.

  

ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА

 

ВИД ПРОЦЕССА

А) 

происходит в хлоропластах

Б) 

состоит из световой и темновой фаз

В) 

образуется пировиноградная кислота

Г) 

происходит в цитоплазме

Д) 

конечный продукт – глюкоза

Е) 

расщепление глюкозы

   

1) 

фотосинтез

2) 

гликолиз

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е

ЧастьС

Для ответов на задания С1-С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните этот факт, используя знания о функциях этого органоида в клетке.

С2 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. Генетический код представляет собой форму записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот. 2. Каждый ген кодирует информацию об одной молекуле органических соединений: липидов, углеводов, белков. 3. Код включает все возможные сочетания из двух нуклеотидов. 4. У разных организмов один и тот же кодон несет информацию о разных аминокислотах. 5. Избыточность кода выражается в том, что некоторые аминокислоты кодируются несколькими кодонами, или триплетами.

С3. Участок цепи ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, состоит из 15 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на иРНК, кодирующих аминокислоты и число аминокислот в молекуле белка. Ответ поясните.

ОТВЕТЫ: 1 вариант

ЧастьА

За верное выполнение каждого из заданий А1-А15  выставляется один балл.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

4

А9

3

А2

1

А10

1

А3

3

А11

1

А4

4

А12

1

А5

4

А13

3

А6

1

А14

4

А7

1

А15

2

А8

2

ЧастьБ

Правильно выполненные задания В1-В4 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

№ задания

Ответ

В1

124

В2

134

В3

122112

В4

112212

ЧастьС

С1. В аппарате Гольджи накапливаются вещества, которые образуются в клетке. Образующиеся в органоиде лизосомы разносят вещества по клетке и участвуют во внутриклеточном пищеварении.

С2.  Ошибки в предложениях 3, 4.            1.        Генетический код представляет собой форму записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот. 2. Каждый ген кодирует информацию об одной молекуле органических соединений: липидов, углеводов, белков. 3. Код включает все возможные сочетания из четырех нуклеотидов. 4. У разных организмов один и тот же кодон несет информацию оодинаковых аминокислотах. 5. Избыточность кода выражается в том, что некоторые аминокислоты кодируются несколькими кодонами, или триплетами.

С3. 15 нуклеотидов в и-РНК и 5 аминокислот в молекуле белка, т.к. одну аминокислоту кодирует 3 нуклеотида.

ОТВЕТЫ: 2 вариант

ЧастьА

За верное выполнение каждого из заданий А1-А15  выставляется один балл.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

1

А9

4

А2

1

А10

2

А3

1

А11

1

А4

4

А12

2

А5

1

А13

2

А6

1

А14

4

А7

4

А15

4

А8

1

ЧастьБ

Правильно выполненные задания В1-В4 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

№ задания

Ответ

В1

126

В2

134

В3

121221

В4

21212

ЧастьС

С1. В лизосомах находятся ферменты – вещества, которые участвуют во внутриклеточном пищеварении. Поэтому при повреждении оболочек лизосом все структуры клетки расщепятся и клетка погибнет.

С2.Ошибки в предложениях 3, 4. 1.        Генетический код представляет собой форму записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот. 2. Каждый ген кодирует информацию об одной молекуле органических соединений: липидов, углеводов, белков. 3. Код включает все возможные сочетания из четырех нуклеотидов. 4. У разных организмов один и тот же кодон несет информацию оодинаковых аминокислотах. 5. Избыточность кода выражается в том, что некоторые аминокислоты кодируются несколькими кодонами, или триплетами.

С3. Участвовало 11 т-РНК и 33 нуклеотида в и-РНК.



Предварительный просмотр:

 Демонстрационный вариант

контрольно-измерительных материалов для проведения

в 2015 году промежуточной аттестации

по биологии обучающихся 11-го класса

                                    1 вариант

В части  А к каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный

А 1.Среди перечисленных примеров ароморфозом является

1.Плоская форма тела у ската

2.Покровительственная окраска  у кузнечика

3.Четырехкамерное сердце у птиц

4.Редукция пищеварительной системы у паразитических червей

А 2. Биологическая эволюция – это процесс

1.Индивидуального развития организма

2.Исторического развития органического мира

3.Эмбрионального развития организма

 4.Улучшения и создания новых сортов растений и пород животных

А 3.В ответ на увеличение численности популяции жертв в популяции  хищников происходит

1.Увеличение числа новорожденных особей

2.Уменьшение числа половозрелых особей

3.Увеличение числа женских особей

4.Уменьшение числа мужских особей

А 4.К причинам экологического кризиса в современную эпоху не относится

1.Рациональное природопользование

2.Строительство плотин на реках

3.Сельскохозяйственная деятельность человека

4.Промышленная деятельность человека

А 5.Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием

1.Физиологическим

2.Морфологическим

3.Генетическим

4.Биохимическим

А 6. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют

1.Движущим

2.Методическим

3.Стабилизирующим

4.Массовым

А 7. Основу естественного отбора составляет

1.Мутационный процесс

2.Видообразование

3.Биологический прогресс

4.Относительная приспособленность

А 8. На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы

1.Древнейших людей

2.Древних людей

3.Неандертальцев

4.Кроманьонцев

А 9. Видовая структура биогеоценоза леса характеризуется

1.Ярусным расположением животных

2.Числом экологических ниш

3.Распределением организмов в горизонтах леса

4.Многообразием обитающих в нем организмов

А10. Биогеоценоз считают открытой системой, так как в нем постоянно происходит

1.Приток энергии

2.Саморегуляция

3.Круговорот веществ

4.Борьба за существование.

А 11.В экосистеме озера к консументам относят:

1 - водоросли и цветковые растения;  2- бактерий-сапротрофов;

3 - рыб и земноводных; 4 - микроскопических грибов.

А12. В круговороте веществ используется солнечная энергия, которая включается в этот процесс:

1 - растениями; 2 – животными;

3 - плесневыми грибами; 4 - клубеньковыми бактериями.

А13. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате:

1 – фотосинтеза;  2- восстановления минералов;

3 - дыхания; 4 - грозовых разрядов в атмосфере.

А14. Микроэволюция приводит к изменению:

1 – родов; 2 – видов; 3 – семейств; 4 - отрядов.

А15. Наибольшее количество углеводов человек потребляет, используя в пищу:

1 - листья салата и укропа; 2 - растительное и сливочное масло;

3 - хлеб и картофель; 4 - мясо и рыбу.

Часть Б

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа

В 1. К факторам эволюции относят

1.Кроссинговер

2.Мутационный процесс

3.Модификационную изменчивость

4.Изоляцию

5.Многообразие видов

6.Естественный отбор

В 2. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что

1.Численность деревьев сокращается в результате лесного пожара

2.Волки ограничивают рост численности кабанов

3.Массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев

4.Численность белок зависит от урожая семян ели

5.Популяция кабанов поностью уничтожается волками

6.Совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

В заданиях В3 и В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В 3. установите соответствие между организмами и направлениями эволюции

Организмы                                                           направления эволюции

Страус эму                                                             А) биологический прогресс

Серая крыса                                                           Б) биологический регресс

Домовая мышь

Синезеленые (цианобактерии)

Орел беркут

Уссурийский тигр

В 4. Установите сответствие между признаками отбора и его видами

Признаки отбора                                                                                                               Вид отбора

1.Сохраняет особей с полезными в данных условиях признаками                А)  естественный

2.Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений              Б)  искусственный

3.Способствует созданию организмов с нужными человеку изменениями

4.Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида

5.Действует в природе миллионы лет

6.Приводит к образованию новых видов

7.Проводится человеком

Часть С.

C 1 Численность популяций окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?

С 2. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

Демонстрационный вариант

контрольно-измерительных материалов для проведения

в 2015 году годовой переводной аттестации

по биологии обучающихся 11-го класса

                                  2 вариант

В части  А к каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный

А 1. Какой ароморфоз способствовал выходу позвоночных животных на сушу

  1. Жаберное дыхание
  2. Появление конечностей
  3. Наличие позвоночника
  4. Появление легочного дыхания

А 2. Общую территорию, которую занимает вид,  называют

  1. Экологической нишей
  2. Биоценозом
  3. Ареалом
  4. Кормовой территорией

А 3. Биомасса растений в океане уменьшается на глубине  вследствии

  1. Понижения температуры воды
  2. Уменьшения освещенности
  3. Уменьшения числа животных
  4. Уменьшения питательных веществ в воде

А 4. Парниковый эффект на Земле явдяется следствием повышения в атмосфере концентрации

  1. Кислорода
  2. Углекислого газа
  3. Сернистого газа
  4. Паров воды

А 5. Уровень организации любой лягушки остромордой

  1. Молекулярно – клеточный
  2. Биосферно – биотический
  3. Популяционно – видовой
  4. Организменный

А 6. Концентрационная функция живого вещества биосферы заключается

  1. В аккумуляции солнечной энергии в процессе фотосинтеза
  2. Избирательном  накоплении  химических элементов организмами
  3. Круговороте  химических элементов, входящих в состав организмов
  4. Переносе  органических веществ и энергии по цепям питания

А 7. Согласно взглядам Ч. Дарвина результатом естественного отбора является

  1. Выживание наиболее приспособленных особей
  2. Гибель наименее приспособленных особей
  3. Появление приспособленности у организмов
  4. Появление изменчивости признаков у организмов

А 8. Элементарным материалом для эволюции служат

  1. Фенотипы группы особей популяции
  2. Генотипы отдельных особей популяции
  3. Мутации генов у особей популяции
  4. Модификации генотипов у особей популяции

А 9. Увеличение числа видов в экосистеме, образование разветвленных цепей питания, ярусность – это признак

  1. Устойчивого развития экосистемы
  2. Перехода устойчивой экосистемы в неустойчивую
  3. Отмирания экосистемы
  4. Смены одной экосистемы другой

А10. Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как

  1. Культурные растения вытесняются сорняками
  2. Он не может существовать без удобрений и ухода
  3. Он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами
  4. Усиливается конкуренция между культурными растениями.

А11. .Многообразие и свойства живых организмов на Земле изучает наука:

1) экология; 2) биология; 3) палеонтология.

А12.Структурной единицей всех живых организмов является:

1) молекула; 2) атом; 3) клетка.

А13.Группа клеток, имеющая сходное строение и выполняющая одинаковые функции, называется: 1) организм; 2) ткань; 3) материя.

А14.Целостная система органов, способная к самостоятельному существованию – это: 1) клетка; 2) органоид; 3) организм.

А15.Совокупность организмов разных видов и факторов среды их обитания, объединенных в единый природный комплекс, называют:

1)популяцией; 2)биоценозом; 3) биогеоценозом.

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа

В 1. Устойчивые биогеоценозы характеризуются

  1. Сложными пищевыми цепями
  2. Простыми пищевыми цепями
  3. Отсутствием видового разнообразия
  4. Наличием естественного отбора
  5. Зависимостью от деятельности человека
  6. Устойчивым состоянием

В 2. Почему популяцию считают единицей эволюции

  1. В ней происходит свободное скрещивание
  2. Многие виды состоят из ряда популяций
  3. Особи популяции подвергаются мутациям
  4. Особи популяции имеют различные приспособления к среде обитания
  5. Происходит саморегуляция численности популяций
  6. Под воздействикм естественного отбора в популяции сохраняются особи с полезными мутациями

В заданиях В3 и  В 4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В 3. Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристикой

Характеристика изменчивости                                                       Виды изменчивости

  1. Изменение признака исчезает после прекращения                        А) модификации

действия вызвавшего его фактора                                                     Б) мутации

  1. изменение возникает внезапно
  2. изменение имеет ненаправленный характер
  3. возникающее изменение, как правило, соответствует

изменениям среды

  1. проявляеся у всех особей вида
  2. проявляется у отдельных особей вида

В 4. Установите соответствие между направлениями эволюции и их характеристиками

            Характеристики                                                                                           Направления эволюции

  1. Расширение ареала                                                       А) Биологический  прогресс
  2. Снижение приспособленности                                  Б) Биологический регресс
  3. Возрастание численности
  4. Уменьшение численности
  5. Уменьшение разнообразия
  6. Увеличение разнообразия

Часть С

С 1. Какое значение для эволюции имеет изоляция популяций?

С 2, Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

11КЛАСС

1 вариант.

Ответы:

А1-3;   А2-2;   А3-1;   А4-1;   А5 -3;   А6 -1;   А7 -1;   А8-2;   А9-4;   А10-1; А-11-3; 12А-1; А13-3; А14 -2; А15-3 .

В 1. – 2,4,6;      В 2. – 2,4,6;   В 3. – БАААББ;      В 4. – АББАААБ;

С 1. Абиотические, биотические , антропогенные.

С 2. 1)  Большим биоразнообразием  и разнообразием пищевых связей и цепей питания

        2) Сбалансированным круговоротом веществ

 3) Участием солнечной энергии в круговороте веществ и продолжительными сроками существования

2 вариант.

Ответы:

А1-4;   А2-3;   А3-2;   А4-2;   А5 -3;   А6 -1;   А7 -1;   А8-3;   А9-1;   А10-3.А11-2; 12-3; А13-2; А14-3; А15-3.

В 1.- 1,4,6;         В 2, - 1,5,6;     В 3, -АБАБАБ;     В 4. – АБАББА    

С 1. Способствует накоплению мутаций в популяции.

С 2.  1) Создают органические вещества из неорганиченских

         2) Аккумулируют солнечную  энергию

         3) Обеспечиваюторганическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.



Предварительный просмотр:

Демонстрационный вариант

контрольно-измерительных материалов для проведения

в 2015 году промежуточной  аттестации

по биологии обучающихся 9-го класса

1 вариант

А1. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом?
А) Утрата шерстяного покрова слонами;
Б) Появление яиц у пресмыкающихся и их развитие на суше;
В) Удлинение конечностей у лошади;
А2. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией?
а) превращение листьев кактуса в колючки;
б) утрата органов кровообращения у плоских червей;
в) возникновение теплокровности;
А3. Какое из направлений эволюции приводит к серьезным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?
а) идиоадаптация;
б) ароморфоз;
в)дегенерация;
А4. Какое из утверждений является верным-
а) дегенерация не бывает прогрессивной;
б) дегенерация может быть прогрессивной;
в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида.
А5. Разные виды до дарвиновских вьюрков возникли путем:
а) ароморфоза;
б) дегенерации;
в) идиоадаптации.
А 6. Критерий вида, характеризующий совокупность факторов среды, -

1) экологический

2) морфологический

3) географический

4) генетический

А 7. Наиболее напряженная борьба за существование происходит между

1) растениями красного клевера на одном лугу

2) щуками и окунями

3) волками и зайцами

4) клевером красным и подорожником большим

А 8. Приспособлением крота к обитанию в почве служат

1) наличие волосяного покрова, слабое обоняние

2) линька, спячка

3) цилиндрическая форма тела, развитое обоняние

4) большая подвижность, интенсивный обмен веществ

А 9. Наличие у человека и человекообразных обезьян 4-камерного сердца

и теплокровности свидетельствует о

1) сходстве их среды обитания

2) родстве этих организмов

3) конвергентном сходстве

4) происхождении человека от современных обезьян

А 10. Движущей силой эволюции (по Ч. Дарвину) не является

1) естественный отбор

2) наследственная изменчивость

3) Дрейф генов

4) борьба за существование

А 11. На биологический регресс вида указывает

1) паразитический образ жизни

2) ограниченный ареал

3) отсутствие заботы о потомстве

4) конкуренция

А 12. К разным видам принадлежат

1) большая и хохлатая синицы

2) группы особей синиц лазоревки

3) самец и самка обыкновенной синицы

4) разные популяции хохлатой синицы

А 13. Биологический прогресс ведет к

1) снижению уровня приспособленности организмов к условиям обитания

2) увеличению численности вида

3) уменьшению площади видового ареала

4) сокращению числа популяций

А14 . Какой из факторов антропогенеза имеет социальную природу?

1) абстрактное мышление

2) изменчивость

3) естественный отбор

4) наследственность

А15. Пример дегенерации -

1) отсутствие жаберных крышек у хрящевых рыб

2) появление четырехкамерного сердца у птиц

3) появление шерстного покрова у млекопитающих

4) отсутствие кишечника у бычьего цепня

ЧАСТЬ Б.

В1. Распределите признаки большого прудовика по порядку

ПРИЗНАКИ БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА        

  1. 1.органы чувств - одна пара щупалец      
  2. 2.коричневый цвет раковины
  3. 3.населяет пресные водоемы
  4. 4.питается мягкими тканями растений
  5. 5.раковина спирально закрученная

1

2

3

4

5

В2. К рудиментам относят

A)   ушные мышцы человека

Б)    пояс задних конечностей кита

В) слаборазвитый волосяной покров на теле человека

Г) жабры у эмбрионов наземных позвоночных

 Д) многососковость у человека

Е) сильно развитые клыки у хищников

В3. В связи с прямохождением у человека

А) освобождаются верхние конечности
Б)стопа приобретает сводчатую форму

В) большой палец верхних конечностей противостоит остальным
Г)таз расширяется, его кости срастаются

Д)мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела

Е)уменьшается волосяной покров

Часть С.

С1. Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих?

С2.   Почему людей разных рас относят к одному виду?

Демонстрационный вариант

контрольно-измерительных материалов для проведения

в 2015 году промежуточной  аттестации

по биологии обучающихся 9-го класса

Вариант 2.
А1. Водоросли относятся к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:
а) мхи размножаются спорами, а водоросли нет;
б) у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет,
в) у мхов есть органы, повышающие их организацию по сравнению с водорослями.
А2.Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации:
а) ячеистые легкие у рептилий;
б) первичная кора головного мозга у рептилий;
в) голый хвост у бобра;
г) отсутствие конечностей у змей;
д) отсутствие корней у повилики;
е) Возникновение неполной перегородки в желудочке сердца у рептилий;
з) молочные железы у млекопитающих;
и) отсутствие кровеносной системы у цепней;
к) отсутствие потовых желез у собак;

А-  ;   И- ;   Д-  .                                                                                                                  

А3. В результате появления хлорофилла растения перешли:                

а) к автотрофному питанию;
б) к гетеротрофному питанию;
в) к смешанному типу питания.

А4. Разнообразие приспособлений объясняется:
а) только влиянием условий среды на организм;
б) взаимодействие генотипа и среды;
в) только приспособлениями генотипа.

А5. Бактерии существуют  наряду с высшими организмами, т.к.

  1. они имеют микроскопические размеры и клеточное строение.
  2. при благоприятных условиях они образуют споры, которые служат
    для размножения.
  3. они участвуют в круговороте веществ в природе, выполняя роль
    разрушителя органических веществ.
  4. они     способны     к     быстрому     размножению     и     переносят
    неблагоприятные условия в состоянии спор.

А6. Естественный отбор в отличие от искусственного отбора.

  1. способствует формированию полезных для человека признаков
  2. проводится для создания новых сортов растений
  3. не всегда проявляет свое действие в природе
  4. действует в природе постоянно

А7. Какая группа животных появилась в результатеароморфоза?

  1. тип Хордовые
  2. отряд Хоботные
  3. семейство Кошачьи
  4. род Медведи

А8.Популяцией называют совокупность особей

  1. одного вида, свободно скрещивающихся друг с другом
  2. разных видов, проживающих в одной экосистеме
  3. разных семейств, образующих одну пищевую цепь
  4. видов одного рода, осуществляющих совместную защиту

А9.Исходным материалом для естественного отбора является

  1. модификационная изменчивость
  2. наследственная изменчивость
  3. борьба особей за условия выживания
  4. приспособленность популяций к среде обитания

А10.Укажите пример ароморфоза.

  1. уплощение тела у донных рыб
  2. возникновение покровительственной окраски у щуки
  3. редукция кишечника у свиного цепня
  4. возникновение многоклеточности

А11. На образование новых видов в природе не влияет

  1. мутационная изменчивость
  2. борьба за существование
  3. естественный отбор
  4. модификационная изменчивость

А12. Единица эволюции видов в природе -

  1. порода
  2. популяция
  3. сорт
  4. отряд

А13. Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием

  1. дрейфа генов
  2. движущей формы отбора
  3. стабилизирующей формы отбора
  4. мутационного процесса

А 14. Ароморфоз, способствовавший выходу на сушу позвоночных животных в процессе эволюции, - появление

  1. четырехкамерного сердца
  2. двухкамерного сердца
  3. легких
  4. живорождения

А15. Определите результаты эволюции.

  1. популяционные волны, изоляция, мутационный процесс
  2. наследственность и модификационная изменчивость
  3. борьба за существование и естественный отбор

4.  приспособленность, многообразие видов

Часть Б.

В1. Выберите описание критериев вида.

КРКРИТЕРИИ ВИДА

1)   морфологический

2)   экологический

A) многие виды состоят из популяций

Б) особи вида характеризуются сходными процессами жизнедеятельности

B) виды изменяются в процессе эволюции

Г) каждый вид занимает в природе определенный ареал

Д) сходные виды объединяются в роды

Е) особи вида имеют одинаковое число, форму и размеры хромосом

В2. Установите последовательность появления групп животных

A) кишечнополостные

Б) членистоногие

B) кольчатые черви

Г) колониальные жгутиковые

Д) плоские черви

В3. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

A)появление однопалых конечностей у лошади
Б)    возникновение теплокровности у позвоночных

B)повышение    скорости    проведения    возбуждения    по    нервам    у
позвоночных

Г)    развитие подушечек на пальцах у кошачьих

Д)   развитие членистых конечностей у членистоногих

Е)    серебристая окраска рыб, обитающих в верхних слоях водоёмов.

Часть С.

С1. Какими изменениями характеризуется дегенерация у эндопаразитов?

С2. Почему видовой состав пшеничного поля значительно беднее, чем луга?

Ответы:  

Ответ на 1 вариант:

Часть А. Ответ- А.1-б, 2а, 3б, 4б, 5в., 6-1, 7-1, 8-3, 9- 2, 10- 3, 11-1, 12-1, 13-1, 14-1, 15-4.

Часть Б.

Б1. 1-5,2-2,3-3, 4-4, 5-1.

Б2. А,Б,В,Г.

Б3. А,Б,Г.

Ответ на 2 вариант:

Часть А.

А. 1-в, 2- А-а, б, е, ж. И- в, з, к. Д- д, г, и.3а, 4б.,5-1, 6-4, 7- 1, 8-1, 9-2, 10-4, 11-4, 12-2, 13-3, 14-3, 15-1.

Часть Б.

Б1.- Морфологический- Б,В, Е.

         Экологический  - А,Г,Д

Б2.- Г,В,А,Б.

Б3.- Б,В,Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения в 2015 году промежуточной аттестации по биологии обучающихся 8-го класса

Тестовые задания для промежуточной аттестации для обучающихся  8 класса включает материал , изученный в период учебы. Затронуты особо важные разделы по биологии "Человек": "Нервная система", "Опо...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы датьвозможность участнику экзамена и широкой общественности составитьпредставление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и формезадани...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)

Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...

Разбор демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по литературе.

В данном материале представлен подробный разбор демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по литературе....

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по ГЕОГРАФИИ

Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов дляпроведения в 2020 году основного государственногоэкзамена по ГЕОГРАФИИ...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов дляпроведения в 2020 году основного государственногоэкзамена по БИОЛОГИИ...