юный цветовод
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Дзидзоева Лариса Цараевна

Два года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_novaya_2goda.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Республиканский детский эколого-биологический центр

Утверждена                                                                                                Утверждаю

Педагогическим советом                                                                    

Протокол № 1                                                                                      от 5 сентября  2014г

от 04.09.2014 года                                                                             ______________________

_____________________                                                                   Директор М.Д.Газдаров

Директор М.Д.Газдаров

ЮНЫЙ   ЦВЕТОВОД

Дополнительная общеобразовательная

 программа для детей 7-10 лет,

2 года обучения,

Автор: Дзидзоева Лариса Цараевна

                   педагог дополнительного

   образования.

Программа разработана в 2011 г.

                                                                      Рецензент:

                                                                      Бобылева Лариса Александровна,к.б.н,

декан биолого-технологического

факультета     Северо-Осетинского

 государственного университета

 им. К.Л. Хетагурова.

Г. Владикавказ 2014 г.

 

Пояснительная записка

Авторская программа «Юный цветовод» предлагается для обучающихся младшего и среднего школьного возраста 7-10 лет. Она рассчитана на 2 года обучения в творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей с учетом по 15 человек в одной группе.

Работа в творческом объединении цветоводов, проводимая систематически и углубленно, с постоянным составом участников, имеет наибольшее воспитательное значение.

Новизна программы

Отличительная особенность программы экологическая и практическая направленность, ориентация на личность. В программе заложен краеведческий материал, предусмотрено изучение цветочно-декоративных растений характерных для места проживания.

 Обучение по данной программе направлено главным образом на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, целостность умственного и духовного развития ребенка.

Актуальность программы 

Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод» имеет эколого-биологическую направленность и отвечает современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности). Данная программа предусматривает воспитание экологической культуры, развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; создание условий творческой самореализации личности ребенка получение основных знаний по цветоводству.

Цель программы

Программа преследует цель – дать дополнительные сведения по биологии, научить детей любить природу, понимать прекрасное.

Дать обучающимся основные сведения о цветочно-декоративных растениях открытого грунта и комнатных растениях, научить ребят агротехнике их выращивания, способам их размножения и применения, аранжировке.

Задачи программы

1. Обучающие:

  • изучение многообразия цветочно-декоративных культур разных мест обитания, комнатных растений и их биологических особенностей;
  • побуждение у ребят интереса к науке биологии и другим наукам сельскохозяйственного направления, чтение научной, научно-исследовательской литературы.

2. Воспитательные:

  • формирование гуманистических отношений к окружающему миру;
  • воспитание чувства эмоциональной сферы -  чуткость и видение прекрасного, гармонию, красоту.

3. Развивающие:

  • развитие познавательных способностей, умение ориентироваться в природе, наблюдение природных явлений, экспериментирование с живыми цветочно-декоративными растениями;
  • приобщение обучающихся к самостоятельной, творческой работе;
  • умение фиксировать свою исследовательскую работу в точных показателях, зарисовках, гербариях, описаниях.

Какие цветочно-декоративные растения выбрать для посадки? Как их лучше разместить? Что можно принять за образец при цветочном оформлении парка, сквера, детской площадки, при планировке своего приусадебного участка? Ответы на эти и многие другие вопросы, по цветоводству обучающиеся смогут найти в творческом объединении, обучаясь по программе «Юный цветовод».

В программе 1-го года обучения изучаются разнообразие однолетних цветочно-декоративных и комнатных растений, их биологические особенности, способы выращивания, значение комнатных растений для человека, закладываются опыты, проводятся наблюдения.

Такие формы и методы работы, как опыты, эксперименты, наблюдения за цветочно-декоративными растениями, экскурсии, практические работы, массовые мероприятия позволят обучающимся дать точные и главные сведения о растениях, помогут развитию творческих способностей, подготовить ребят к получению профессии цветовода, декоратора - озеленителя и др.

Программой 2-го года обучения предусмотрено углубленное изучение биологии растений, более сложные вопросы взаимоотношения растений и окружающей среды, факторы - элементы окружающей среды, влияющие на жизненные функции растений. Обучающимся предлагается выявление в природе и изучение дикорастущих растений с целью использования их не только в озеленении но и в цветочной аранжировке; сортоизучение и сортоиспытание культурных растений в местных условиях и их размножение, а также другие вопросы, связанные с улучшением ассортимента и выращиванием цветочно-декоративных растений.

Программа также дает возможность познакомить обучающихся не только с теми группами растений, которые представлены во флоре Северной Осетии - Алании, а также интродуцентами, которые могут быть использованы в декоративном озеленении.

Формы и методы Такие формы и методы работы, как опыты, эксперименты, наблюдения за цветочно-декоративными растениями, экскурсии, практические работы, массовые мероприятия позволят обучающимся получить основные сведения о цветочных растениях, помогут развитию творческих способностей, воспитывать и развивать в детях экологическое мышление, подготовить ребят к получению профессии цветовода, декоратора - озеленителя и др.

Программа дополнительного образования детей имеет эколого-биологическую направленность и отвечает основным принципам обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности) и современным образовательным технологиям

Условия реализации программы

Для реализации данной программы, достижения ее целей и задач, необходимо иметь:

  • учебно-опытный участок, имеющий цветочно-декоративный отдел с основными группами цветочно-декоративных растений;
  • кабинет или лабораторию, имеющие комнатные растения; 

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания до врачебной медицинской помощи.

  • Оборудование для проведения опытов и выполнения практических работ;
  • Технические средства обучения (телевизор, компьютер, магнитофон, проигрыватель);
  • с/х инвентарь для работы на учебно-опытном участке;
  • коллекции: семян, вредителей растений, минеральных удобрений.

Форма проверки и  подведения итогов изучения программы.

Используются следующие формы проверки: 

  • наблюдения;
  • тестирование;
  • опрос;
  • кроссворды;
  • викторины;
  • конкурсы.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме выставки, конкурса, праздника.

Ожидаемый  результат

По окончании изучения программы обучающиеся получают основные сведения о цветочно-декоративных, комнатных растениях, у ребят пробуждается интерес к науке биологии и другим наукам сельскохозяйственного направления. Изучение программы ориентирует ребят в правильном выборе профессии.

1-ый год обучения должны знать:

  • многообразие цветочно-декоративных культур  разных мест обитания;
  • биологические особенности цветочно-декоративных растений;
  • биологические особенности комнатных растений, уход за ними;
  • однолетние, двулетние, многолетние цветочные растения;
  • технологию выращивание цветов;
  • сухоцветы;
  • многообразие комнатных растений, способы размножения,
  •  способы защиты цветочных растений от вредителей и болезней.

Должны уметь:

  • ухаживать за комнатными растениями и растениями открытого грунта;
  •  - виды размножения комнатных растений (вегетативное и  семенное);
  • пересаживать и переваливать горшечные растения;
  • владеть техникой посадки семян и рассады в открытом грунте;
  • приготавливать почвенные смеси;
  • вносить удобрения;
  • создавать клумбы, рабатки.

2-й год обучения должны знать:

- дикорастущие растения используемые в озеленении;

- сортимент  культурных цветочных растений в местных условиях и их размножение;

- биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений;

- древесно-кустарниковые виды природной флоры Северной Осетии - Алании и интродуценты;

- размножение декоративных деревьев и кустарников;

- аранжировка цветочных растений;

- дикорастущие цветочно-декоративные растения;

- подготовка многолетников к выгонке:

- озеленение и оформление участков декоративными растениями;

должны уметь:

- подготовка  участка к опытнической работе;

- весенние работы на учебно-опытном участке цветоводства;

- проверить качество и всхожесть семян декоративных растений;

- осуществлять сбор и хранение семян;

- подготовить семена к посеву;

- правильно провести посев;

- выращивание многолетников из семян;

- производить выгонку многолетних цветочно-декоративных растений;

- проводить обрезку декоративных растений,  черенкование и ускорение; - составлять букеты и композиции из живых цветов и сухоцветов:

- оформлять дневник опытнической, исследовательской работы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 1 года обучения

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

Вводная беседа руководителя (или экскурсия).

4

2

2

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.

4

2

2

Биологические особенности цветочно-декоративных растений.

10

5

5

Биологические особенности комнатных растений, уход за ними.

36

24

12

Однолетние цветочно-декоративные растения.

36

24

12

Двулетники и многолетники.

18

15

3

Выращивание цветов.

28

10

18

Сухоцветы.

2

1

1

Проведение массовых мероприятий.

4

-

4

Подведение итогов работы творческого объединения.

2

2

-

ИТОГО:

144

85

59


Содержание программы  1- го года обучения

1. Введение Беседа, вскрывающая значение основного содержания тем, ставящая задачи для решения и способная вызвать интерес к цветоводству. 

Знакомство с планом работы творческого объединения, с конкретными  практическими работами на учебно-опытном участке по цветоводству и с массовыми традиционными мероприятиями, которые проводятся весело и интересно.

Экскурсия в природу.

2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.

Задачами  темы являются ознакомление юннатов с представителями цветочно-декоративных и комнатных растений разных мест обитания, с их разнообразием. Рассматривается также вопрос, характеризующий значение цветов в природе и жизни человека, народном хозяйстве. Эта тема подводит итог всему, что дети узнали о цветах в детстве и вместе с тем уточняет, и дополняет эти знания, обогащает представления  юннатов новыми примерами.

Экскурсия в тепличное хозяйство, цветочно-декоративный отдел.

3. Цветочно-декоративных растений, их биологические особенности.

Биологические особенности  цветочно-декоративных растений. Способы выращивания цветочно-декоративных растений. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений.

Практическая работа. Рассматривание органов цветочно-декоративных растений и зарисовка их в тетрадях. Ознакомление ребят с техникой засушки растений, изготовление гербария, коллекций семян однолетников. Сбор и изучение строения семян однолетников. Выкапывание и посадка цветущих растений в горшки. Работа с таблицами по уходу за цветами. Работа с литературой, выписка сведений о цветочно-декоративных растениях.

4. Биологические особенности комнатных растений, уход за ними.

Биологические особенности комнатных растений.  Значение комнатных растений для человека, знакомство с разнообразием комнатных цветов. Сансевьера. Бегония, биологические особенности. Уход за комнатными растениями (обрезка и прищипывание). Требовательность растений к влаге. Температура, освещение. Световая ориентировка. Потребность растений в воде. Виды ухода ха комнатными растениями. Приготовление почвенных смесей. Питание растений, минеральные удобрения. Органические удобрения. Подкормка органическими удобрениями. Виды садовых почв.

Практическая работа. Размножение сансевьеры кусочками листа.

Паспортизация комнатных растений. Размножение бегонии. Изготовление наглядных пособий. Уход за комнатными растениями в теплице. Обмывка растений. Полив и опрыскивание, рыхление почвы в горшках. Подкормка органическими удобрениями. Закладка на хранение семян летников. Сортировка семян сальвии. Перекопка УОУ. Уход за горшками. Протирание листьев.

Игра-викторина.

5. Однолетники

Астра однолетняя, бархатцы, гвоздика, диморфотека, календула, космея, табак душистый, петуния, флоксы, хризантема летняя, цинния, эшшольция, георгины, кларкия изящная, гладиолусы, сальвия и др. Происхождение культур. Вьющиеся и ампельные однолетники (душистый горошек, настурция). Условия жизни однолетников. Выращивание и размножение. Применение летников для оформления и срезки.

Практическая работа. Знакомство с семенами однолетников. Переборка и сортировка семян.  Определение всхожести семян. Посев семян в горшки. Наблюдение за проросшими семенами. Изготовление наглядных пособий (коллекций семян). Работа в теплице.

Подготовка и проведение Новогоднего утренника.

6. Двулетники и многолетники.

Растения, зацветающие и имеющие максимальный декоративный эффект на второй год после посева (анютины глазки или фиалки Витрокка, колокольчик, целозия, гвоздика Шабо, турецкая гвоздика, мак сибирский, незабудки, маргаритки и др.).

Размножение семенами, сроки цветения, уход за посевами.

Многолетники – растения, произрастающие и цветущие на одном месте без пересадки ряд лет (астры многолетние, водосбор, гайлардия, гелениум, ирисы, флоксы, пионы, люпины и др.).

Виды и сорта многолетников. Время и сроки цветения. Размножение корневищами, клубнями, луковицами. Уход за посадками. Использование многолетников в озеленении и для срезки.

Практическая работа. Знакомство с подземными органами многолетников. Подготовка луковиц, клубнелуковиц, корневищ и корнеклубней к посадке. Приготовление почвы для посадки.

Наблюдение за всходами и за жизненными процессами растений.


7. Выращивание цветов.

Размножение цветочных растений. Вегетативное размножение. Деление куста. Размножение черенками (корневыми, листовыми).

Семенное размножение. Протравливание семян. Намачивание. Стратификация. Посев семян. Прореживание всходов в горшках. Выращивание рассады.  Высадка цветочных растений в грунт.

Сроки посадки. Площадь питания. Уход за цветочными растениями. Подкормка растений. Стрижка, обрезка. Выгонка летников и двулетников в теплице. Подготовка цветника для выращивания цветов. Защита цветочных растений от вредителей. Заменители ядохимикатов (растительные настои). Основные химические препараты. Основные вредители.

Практическая работа. Посев семян в горшки. Посев семян астры, сальвии на рассаду. Перекопка учебно-опытного участка. Уход за растениями в теплице. Перекопка и разбивка участка. Рыхление цветов. Полив растений  в теплице. Уход за многолетниками на учебно-опытном участке. Внесение удобрений на учебно-опытный участок. Стрижка и обрезка кустарников. Опрыскивание растений. Выгонка летников и двулетников в теплице.

Приемы цветочного оформления: солитеры, бордюры, рабатки, клумбы, групповые посадки и др.

8. Сухоцветы.

Акроклинум, гелехризум или бессмертник большой, гомфрена шаровидная, лунария или лунник и др. Правильная обработка и сушка сухоцветов. Использование сухоцветов.

Практическая работа. Приготовление растений для составления композиций. Декорирование жилых и общественных помещений.

9. Проведение массовых мероприятий.

Проведение Праздника цветов.

Подготовка живых экспонатов для оформления выставки (букеты, композиции, гербарные образцы цветочно-декоративных растений), альбомов, дневников наблюдений, стенгазеты, отображающие работу юных цветоводов.

Подготовка карнавальных костюмов и выступлений на Празднике цветов.

Викторина по распознаванию комнатных растений.

10. Подведение итогов работы.

Подготовка исследовательских работ, оформление записей в дневниках наблюдений (Составление таблиц, рефератов, докладов, статей по материалу научно-исследовательской и опытнической работ).


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Всего

часов

В том числе

теория.

практ

1

Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений

10

2

8

2

Подготовка многолетников к выгонке

6

2

4

3

Древесно-кустарниковые виды природной флоры Северной Осетии - Алании и интродуценты

8

2

6

4

Озеленение и оформление участков декоративными растениями

6

2

4

5

Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений

6

2

4

6

Семенное размножение комнатных растений

4

2

2

7

Подготовка к опытнической работе

6

-

6

8

Вегетативное размножение комнатных растений

8

2

6

9

Весенние работы на учебно-опытном участке цветоводства

18

6

12

10

Размножение декоративных деревьев и кустарников

6

2

4

11

Вегетативное размножение многолетников

12

4

8

12

Выращивание многолетников из семян

8

2

6

13

Летние работы на цветочно-декоративном участке

12

2

10

14

Сбор и хранение семян

8

-

8

15

Аранжировка цветочных растений

16

6

10

16

Дикорастущие цветочно-декоративные растения

8

2

6

17

Подведение итогов работы.

2

2

-

Итого:

144

40

104

Содержание программы 2-го года обучения

1.Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений.

Многолетние цветочно-декоративные растения, их биологические особенности. Преимущества многолетников перед однолетниками. Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму.

Практическая работа

Описание разных видов многолетников. Оценка и отбор лучших экземпляров на семена. Сбор семян этих растений. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов и других луковичных. Выкапывание и уборка корней георгинов, клубнелуковиц гладиолусов. Сбор семян многолетников. Посев семян флоксов. Уход за многолетниками. Наблюдения за осенним цветением многолетников. Изготовление наглядных пособий: гербария цветочных растений, засушенных цветков, альбомов с рисунками цветков, коллекций семян многолетников и др. Проведение опытов по выяснению лучших способов посадки луковиц цветочно-декоративных растений, сроков посева семян флоксов (в течение зимы и весны).

Экскурсии в парк, цветочно-декоративное хозяйство, на участок любителя цветовода. Ознакомление с многолетними цветочно-декоративными растениями, беседа с цветоводами о способах выращивания цветочно-декоративных растений.

2.Подготовка многолетников к выгонке.

Знакомство с грунтовыми цветочно-декоративными растениями, используемыми для выгонки. Значение выгонки. Время посадки луковиц и высадки растений из грунта в горшки. Условия содержания многолетних цветочно-декоративных растений до выгонки.

Практическая работа

Выбор растений многолетников для выгонки. Выкапывание растений из грунта. Посадка цветочно-декоративных растений в горшки и прикопка на грядку. Изучение строении луковиц различных растений. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов и др. луковичных растений в горшки. Внесение посаженных растений в помещение с пониженной температурой. Уход за растениями. Наблюдения за состоянием растений, подготовка к выгонке. Проведение опытов по выяснению лучших способов подготовки многолетников к выгонке.

3.Древесно-кустарниковые виды природной флоры Северной Осетии - Алании и интродуценты.

Знакомство с некоторыми видами декоративных деревьев и кустарников,  встречающихся на территории Северной Осетии - Алания и интродуцентами (тис ягодный, ель Европейская или обыкновенная, пихта белая или гребенчатая, можжевельник продолговатый, можжевельник шаровидный или низкорослый, черноплодная рябина, снежноягодник, форзиция).  Биологические особенности  этих культур. Назначение и организация питомника древесно-кустарниковых пород.

Практическая работа.

Продолжение знакомства с декоративными деревьями и кустарниками. Сбор, хранение, стратификация семян. Закладка питомника древесных и кустарниковых растений. Наблюдения за осенними фазами развития декоративных деревьев и кустарников, за погодой. Участие в посадке деревьев и кустарников на территории образовательного учреждения, в Месячнике сада.

Экскурсии в дендрарий Владикавказского лесхоза, ботанический сад Горского государственного агроуниверситета, Республиканский детский эколого-биологический центр, парки, скверы, зеленые зоны. Ознакомление с декоративными деревьями и кустарниками; беседа со специалистами о выращивании саженцев декоративных деревьев и кустарников, об уходе за зелеными насаждениями.

4. Озеленение участков декоративными растениями. 

Типы оформления участков цветочно-декоративными растениями. Сочетание многолетников и однолетников в различных типах оформлений. Встречи со специалистами, цветоводами-декораторами; ознакомление с проектами озеленения, с принципами составления планов озеленения участков.

Практическая работа.

Составление плана озеленения участка. Подбор деревьев, кустарников и цветочно-декоративных растений. Подсчет необходимого количества посадочного материала и семян для озеленения. Наблюдения за погодой.

5. Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений.

Биологическое обоснование получения цветущих растений зимой. Особенности ухода за выгоночными растениями.

Практическая работа.

Уход за выгоночными растениями.

 Наблюдение за ростом и цветением выгоночных растений.

 Проведение опытов по выяснению лучших приемов ухода за выгоночными растениями.

6. Семенное размножение комнатных растений.

Комнатные растения, размножение семенами. Способы подготовки семян к посеву. Особенности посева мелких семян. Уход за посевами. Биологическое обоснование пикировки. Пересадка рассады в отдельные горшки. Уход за растениями. Наблюдения за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов посева комнатных растений.

7. Подготовка к опытнической работе.

Организация и проведение опытнической работы в течение всего учебного года в соответствии с планом первого года занятий. Работа проводится с комнатными растениями, многолетниками и декоративными деревьями и кустарниками.

8. Вегетативное размножение комнатных растений.

Биологические основы вегетативного размножения комнатных растений. Условия, необходимые для укоренения листьев, отводков.

Практическая работа.

Заготовка почвы. Размножение комнатных растений делением кустов,  корневищ, усами, клубнями, луковицами,  отводками, укоренением листьев. Уход за растениями. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней. Постановка опытов по выявлению лучших способов вегетативного размножения комнатных растений.

9. Весенние работы на учебно-опытном участке цветоводства.

Виды весенних работ по уходу за многолетними цветочно-декоративными растениями, кустарниками и деревьями, их биологическое обоснование. Требования к срокам и качеству их выполнения.

Практическая работа.

Составление плана озеленения и перенесение его на учебно-опытный участок; разбивка клумб, рабаток, отбивка дорожек. Подготовка и посадка многолетних цветочно-декоративных растений, деревьев, кустарников. Наблюдения за ростом и развитием подопытных растений, за погодой. Правила ухода за посаженными растениями. Проведение опытов по выяснению лучших способов посева и посадок, приемов ухода за цветочно-декоративными растениями.

10. Размножение декоративных деревьев и кустарников.

Способы размножения декоративных деревьев и кустарников. Значение семенного и вегетативного размножения. Сроки и техника проведения работ по семенному и вегетативному размножению. Факторы-элементы среды, влияющие на развитие декоративных культур (свет, тепло, вода, воздух…).

Практическая работа.

Обработка почвы и внесение удобрений в питомнике древесных и кустарниковых растений. Посев семян. Заготовка и посадка черенков деревьев и кустарников. Прививка роз, сирени и других растений. Уход за растениями в питомнике. Наблюдения за ростом и развитием растений в питомнике. Проведение опытов по выявлению лучших способов и сроков размножения декоративных деревьев и кустарников; выяснение влияния ростовых веществ на укоренение черенков растений.

Экскурсия в питомник; Ознакомление с организацией работ в питомнике, агротехникой выращивания саженцев декоративных деревьев и кустарников, наблюдения за дальнейшим развитием этих культур.

  1. Вегетативное размножение многолетников.

Биологические особенности растений и способы вегетативного размножения. Техника и сроки вегетативного размножения многолетников. Требования к выполнению работ по вегетативному размножению многолетников в связи с особенностями их роста и цветения.

Практическая работа. Подготовка почвы. Деление кустов и корневищ многолетников. Посадка поделенных частей растений. Черенкование многолетних цветочно-декоративных растений  (георгинов, флоксов). Посадка клубнелуковиц, клубней. Размножение пионов зелеными черенками. Закладка опытов. Наблюдения за укоренением черенков, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших способов и условий размножения многолетников. Изготовление наглядных пособий; гербариев, зарисовка по вегетативному размножению растений.

12.Выращивание многолетников из семян.

Значение и биологические основы размножения многолетников семенами; многолетники, размножающиеся семенами. Особенности размножения флоксов и гладиолусов. Сроки, техника посева. Уход за посевами и пересадка сеянцев в связи с биологическими особенностями многолетников.

Практическая работа.

Подготовка почвы и посев семян многолетников. Уход за саженцами. Пересадка саженцев на постоянное место (грядку, клумбу, рабатку). Наблюдение за появлением всходов и стадиями развития растений. Проведение опытов по выяснению лучших способов выращивания многолетников из семян. Практическая работа по озеленению территория образовательного учреждения. Участие в Дне леса или сада.

13. Летние работы на цветочно-декоративном участке.

Уход за цветами на участке.  Подкормка растений. Внесение удобрений на учебно-опытный  участок. Стрижка и обрезка растений. Борьба с вредителями. Полив и прополка растений в отделе цветоводства.  Рыхление зимующих многолетников. Летние практические работы в цветнике. Подготовка почвы  и посадка луковиц тюльпанов и нарциссов. Посев семян двулетников и многолетников. Сбор и закладка на хранение семян цветочно-декоративных растений. Изготовление и оформление наглядных пособий, гербария, зарисовок цветочно-декоративных растений.

14. Сбор и хранение семян.

Сроки созревания семян различных культур. Период послеуборочного дозревания семян. Послеуборочное хранение семенников и семян цветочных растений. 

Практическая работа. Сбор семян однолетников и двулетников: астр, тагетеса, календулы, циннии, виолы, гвоздики турецкой. Ручная обработка семян с использованием сит. Сбор семян многолетних цветочно-декоративных растений. Приготовление пакетиков и мешочков для хранения элитных семян с указанием культуры, сорта, года урожая и других основных показателей качества.

15. Аранжировка цветочных растений.

Краткая история аранжировки. Ассортимент растений для букетов и композиций. Букеты и композиции из срезанных цветов. Виды букетов и композиций. Техника составления букетов.

Практическая работа.

 Создание композиций из горшечных растений в вазах, плошках и корзинах. Использование сухих декоративных растений для зимних аранжировок. Сушка, прессование и другие виды обработки растений для сухих букетов, и их хранение. Аранжировка корзин. Новогодние композиции. Гирлянды и венки. Декорирование помещений. Художественное расположение растений с учетом имеющегося ассортимента и фона стен,  витрин, стендов. Использование ваз, кашпо, пристенных цветочниц, специальных контейнеров для аранжировки.

16. Дикорастущие цветочно-декоративные растения.

Требования к декоративным качествам дикорастущих растений, отбираемых для введения в культуру. Условия, необходимые для их роста и развития при посадке на цветочно-декоративном участке. Правила ухода за ними.

Практическая работа.

Посадки дикорастущих растений и уход за ними. Наблюдение за состоянием растений, их ростом и развитием.

Экскурсия в природу для ознакомления с цветущими растениями своей местности. Работа с определителем.

17. Подведение итогов работы.

 Подготовка и составление докладов, статей, таблиц и рефератов по научно-исследовательской работе. Итоговая конференция и выступления с отчетами о проделанной работе, об опытах и наблюдениях. Участие на тематических выставках с живыми экспонатами цветочно-декоративных растений.

Проведение праздника цветов.

Организация и подготовка к празднику цветов. Подготовка живых экспонатов для оформления выставки (букеты, композиции, гербарные образцы цветов), альбомов, дневников наблюдений, стенгазеты, отображающие работу обучающихся. Подготовка костюмов и выступлений на Празднике цветов.

 

Методическое  обеспечение программы

Для достижения целей и задач программой предусмотрены организация и проведение занятий и мероприятий в виде рассказа, беседы, самостоятельной и практической работ, конкурсов, юннатских праздников, экскурсий и др.

Программой также предусмотрено использование технических средств обучения, дидактического материала.

В конце занятий и массовых мероприятий подводятся итоги в форме выставки творческих работ обучающихся, организации и проведения викторин, конференций и др.

К программе прилагаются конкретные методические разработки, которые предлагаются автором для школ и учреждений дополнительного образования.

Автором разработаны такие сценарии как: «Праздник цветов», «Люби и охраняй родную природу», «День Урожая» и др., а также разработки открытых занятий: «Первоцветы», «Ампельные растения», «Луковичные культуры» и др. Организация и проведение этих мероприятий способствует выявлению творческих способностей детей.

Литнратура для педагога

Стороженко Л.Н. Как вырастить цветы. М. П. 1978.

Гладкий Н.П. Декоративное цветоводство. Л. Колос. 1977.

Дрягина И.В. Цветы для Подмосковья. Московский рабочий. 1982.

Вакуленко В.В. Декоративное садоводство. М. Пр. 1982.

Кутас Е.Н. Комнатные растения. Минск. Урожай. 1993.

В. И. Климович. Размножение и выращивание декоративных древесных пород, Москва «Россельхозиздат» 1987.

М. Г. Вахромеева, Растения красной книги СССР. Москва «Лесная промышленность» 1986.

Герд Крюсман. Хвойные породы. Москва «Лесная промышленность» 1986

Литература для детей

  1. Борисов В.М. Справочная книга по химизации сельского хозяйства – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1980. – 560 с.
  2. В помощь крестьянину: Практическое пособие /Сост. П.И.Писаренко. – СПб.: Лениздат, 1993. – 365 с.
  3. Пфайффер Э. Плодородие земли. – Калуга.: Духовное познание, 1994. – 300 с.
  4. Созвездие московского меридиана. Иллюстрированный энциклопедический сборник. – М.: Нива России, 1997. – 380 с.
  5. Шевелуха В.С. и др. Сельскохозяйственная биотехнология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 469 с.: ил.
  6. Тетюрев В. Спросим мнение самого растения.- Москва: “Детская литература”, 1980
  7. Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

Отслеживание результатов образовательной деятельности

Два раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост ребенка по следующим параметрам:

- усвоение знаний по базовым темам программы;

- овладение навыками, предусмотренными программой;

- формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:  выставка, конференция.

Методы проверки: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос. Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме выставки, конкурса, конференция.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

- усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;

- личностный рост; развитие общительности, работоспособности;

- формирование художественных способностей, эстетического вкуса;

- при оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодие), учитывается его участие в выставках, конкурсах, конференциях.

Результаты освоения рабочей программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Оценки фиксируются в зачетных ведомостях, сравнение результатов за два полугодия показывают динамику освоения учащимися программы.

Дополнительным способом диагностики развития личности является мониторинг, проводимый совместно с психологами по следующим направлениям:

- профессиональная направленность личности,

- стиль взаимодействия,

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательного курса: "Юный цветовод"

Программа учебно-воспитательного курса: "Юный цветовод" разработана для занятий с учениками 6-8 классов. Программа практико-ориентированная включает формирование основных навыков  ухода и выращив...

Программа кружка "Юный цветовод"

Внеклассная работа с учащимися 5-7 класса, работа кружка проходит на базе зимнего сада школы....

Авторская программа «Юный цветовод»

Авторская программа «Юный цветовод» предлагается для обучающихся младшего  возраста 7-10 лет. Она рассчитана на 1 года обучения в творческих объединениях учреждений дополнительного образования де...

Программа по ознакомлению детей-инвалидов по зрению с комнатными растениями «Юный цветовод».

Цели программы:1.     Дать учащимся представления о комнатных растениях и их роли в жизни человека.2.     Познакомить с основными группами комнатных растений и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по естественно-научной направленности «Юный цветовод»

. Данная программа является актуальной, т. к. вопросы озеленения жилых помещений и приусадебных участков рассматриваются в комплексном сочетании среды обитания человека.Педагогическая целесообразность...

Программа кружка "Юный цветовод"

Программа кружка "Юный цветовод"...