Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака) 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Павличенко Галина Владимировна

При использовании модулей ученик учится сам, а учитель осуществляет управление его деятельностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание учебного материала БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА   8 КЛАСС(68 часов,  2 часа в неделю)

Введение (1 ч)

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.

Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек разумный в животном мире. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Строение организма человека (6 ч)

Клетка – структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.

Практическая работа

  1. Строение животной клетки.
  2. Рассматривание микропрепаратов тканей человека.

Нервная система (7 ч)

Общая характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи.

Строение и функции спинного мозга. Головной мозг.  Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.

Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Практическая работа

  1. Строение головного мозга человека (изучение муляжей головного мозга).

Наблюдения и самонаблюдения

1.Безусловные рефлексы головного мозга человека.

2.Проявление функций вегетативной нервной системы.

Органы внутренней секреции.

Нейро-гуморальная регуляция функций организма (5 ч)

Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная  и половые железы.

Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервоной и гуморальной регуляции.

Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (5 ч)

Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы.

Глаз и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система глаза. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения.

Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха.

Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного чувства. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Практические работы

  1. Изучение строения глаза (по модели).
  2. Изучение строения органа слуха и вестибулярного аппарата (по модели).

Наблюдения и самонаблюдения

3.Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта).

Поведение (9 ч)

Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И. М. Сеченов и И. П. Павлов — основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А. А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П. К. Анохина.

Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт).

Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь и ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.

Покровы тела (2 ч)

Кожа — наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые, молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.

Опора и движение (5 ч)

Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойства, состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие.

Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.

Практические работы

  1. Изучение химического состава кости. Типы соединения костей.

Наблюдения и самонаблюдения:

4. Влияние на мышцы динамической и статической работы.

5. Проверка правильности своей осанки.

6. Определение наличия плоскостопия.

Внутренняя среда организма (5 ч)

Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость, лимфа, кровь.

Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Переливание крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.

Практическая работа

  1. Изучение строения эритроцитов человека и лягушки под микроскопом.

Кровообращение и лимфоток (4 ч)

Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме.

Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах. Давление крови.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.

Практические работы

  1. Измерение кровяного давления. Подсчет пульса в покое и после физических нагрузок.

Наблюдения и самонаблюдения

7. Отработка приемов остановки разных видов кровотечений.

Дыхание (4 ч)

Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.

Практические работы

  1. Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании.

Наблюдения и самонаблюдения

8. Влияние углекислого газа на дыхательный центр.

Пищеварение (5 ч)

Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И.П.Павлова в изучение пищеварительной системы.

Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание.

Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции.

Пищеварение в тонком кишечнике. Значение печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком кишечнике. Роль бактерий толстого кишечника.

Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Аппетит. Профилактика пищевых отравлений.

Практическая работа

10.Изучение действия слюны на крахмал.

Наблюдения и самонаблюдения

9.Определение нормальной массы тела.

Обмен веществ и превращение энергии (5 ч)

Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция.

Витамины, их разнообразие и роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы.

Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

Выделение (1 ч)

Значение выделения конечных продуктов обмена веществ в организме человека. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование первичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

Воспроизведение и развитие организма (2 ч)

Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Менструация и менструальный цикл. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыша, плода. Плацента.

Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость.

Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.

Учебно- тематический план

Раздел, тема

Кол-во часов

Практические работы

Наблюдения

и самонаблюдения

Единицы

контроля

1

Введение

1

-

-

-

2

Место человека в системе органического мира

2

-

-

-

3

Строение организма человека

6

2

-

1

4

Нервная система

7

1

2

5

Органы внутренней секреции. Нейро-гуморальная регуляция функций организма

5

-

-

1

6

Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы

5

2

1

7

Поведение

9

-

-

1

8

Покровы тела

2

-

-

9

Опора и движение.

5

1

3

1

10

Внутренняя среда организма

5

1

-

1

11

Кровообращение и лимфоток

4

1

1

12

Дыхание

4

1

1

1

13

Пищеварение

5

1

1

14

Обмен веществ и превращение энергии

5

-

-

15

Выделение

1

-

-

16

Воспроизведение и развитие организма

2

-

-

1

Итого

68

10

9

7

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

– специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

– особенности строения клетки – основной структурной единицы живого организма;

– строение основных тканей, систем органов и функциональные системы организма, их функции;

– значение гомеостаза внутренней среды организма;

– понятие об обмене веществ, его значении и видах;

– роль ферментов и витаминов в организме;

– особенности нервной и гуморальной регуляций функций органов и организма в целом;

– строение и функции анализаторов;

– механизмы высшей нервной деятельности;

– функциональное значение высших отделов головного мозга человека;

– особенности индивидуального развития организма человека;

– правила личной гигиены;

– причины, нарушающие процесс естественного развития человека; причины заболеваний человека;

– о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

Учащиеся должны уметь:

– распознавать органы и их топографию;

– оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожеиях кожи;

– измерять кровяное давление и частоту пульса;

– давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены;

– работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, условными символами и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков математики в 8 классе

Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н.           геометрия - Атанасян Л.С....

Поурочное планирование уроков математики в 9 классе

Всего - 5 часов, из них алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Ю.Н.Макарычев и др.           геометрия - Л.С.Атанасян...

Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г.

Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г....

Календарно-поурочное планирование уроков английского языка по учебнику Кузовлева (7 класс, 2011 год)

Этот материал поможет составить планирование по новому учебнику для 7 класса...

Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака)

Разроботанные модули уроков позволяют организовать активную самостоятельную учебно- познавательную деятельность обучающихся...

Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака) 7 класс

Модульное обучение позволяет решить задачу дифференциации обучения при единообразии содержания и методов обучения...

Поурочное планирование уроков по рисованию на 1 и 2 четверти в 6 классе специальной коррекционной школе VIII вида

Данный материал содержит календарно-тематическое планирование и развернутые планы уроков по рисованию на 1 и 2 четверть в 6 классе для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности...