РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «БИОЛОГИЯ» профессия Наладчик аппаратного и программного обеспечения
рабочая программа по биологии на тему

Воронцова Елена Сергеевна

Материал содержит Рабочую программу по учебной дисциплине "Биология" для профессии Наладчик аппаратного и программного обеспечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА № 23

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «БИОЛОГИЯ»

профессия Наладчик аппаратного и программного обеспечения

Составил: Преподаватель биологии

Воронцова Е.С.

        

Москва, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ

            4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           16

 

ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения примерной программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по профессии 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «Биология» автора Константинова В.М., с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП: дисциплина «Биология» принадлежит к группе общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования, входит в математический и общий естественнонаучный цикл, основу которого составляет содержание, согласованное с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и направлена на формирование компетенций:

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

        Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью   основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».

  При освоении специальностей технического профиля в учреждениях СПО биология изучается как базовый учебный предмет математического и естественнонаучного цикла. Структура учебной дисциплины учитывает межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами: «Математика», «Информатика и ИКТ», «Химия», «ОБЖ», «Физика», «Физическая культура», «Обществознание» и естественнонаучными дисциплинами: «Экологические основы природопользования»

Программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей,  в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология»

студент должен:

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  •  строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

   В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть обще учебными компетенциями по 4  блокам:

  1. Информационный блок (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем).
  2. Коммуникативный блок (умение эффективность работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий).
  3. Самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).
  4. Самообучение (умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием).

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:

        При освоении профессий специальностей СПО технического профиля в СПО биология изучается как базовый учебный предмет. В связи с этим профильная направленность для данной специальности осуществляется за счет отбора дидактических единиц, использования межпредметных связей; при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка презентаций, докладов, сообщений, творческих заданий), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение лабораторных и практических работ).

1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы  общеобразовательной дисциплины, в том числе:

максимальная учебная нагрузка – 117 часов

обязательная аудиторная учебная нагрузка – 78 часов;

самостоятельная (внеаудиторная) работа – 39 часов.

1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Биология»

Изменения не вносились


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

124

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

82

в том числе:

    практические занятия

 14

    контрольные работы

 1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 42

в том числе:

подготовка сообщений, докладов, рефератов

6

подготовка творческих работ

6

создание презентаций

10

составление обобщающих, сравнительных  таблиц, схем

12

закрепление пройденного материала

8

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала:

Уровневая организация живой природы и эволюция.  Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.

2

2

Самостоятельная (внеаудиторная) работа:

Выполнение письменной работы «Какие биологические науки вы знаете? Что они изучают?

1

Раздел 1.

Учение о клетке

Содержание учебного материала:

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.

12

2

Практические работы:

№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

2

Самостоятельная (внеаудиторная) работа:

Выполнение рисунков растительной и животной клеток.

Составление сравнительной таблицы «Растительная и животная клетки», «Строение и функции клетки». Выполнение письменной работы «Биологическое значение митоза»

3

Раздел 2.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Содержание учебного материала:

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

6

 2

Практические работы:

№2 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных.

2

Самостоятельная (внеаудиторная) работа:

Составление таблицы «Виды бесполого размножения»

Подготовка презентации или письменной работы «Влияние, алкоголя никотина и наркотических веществ на развитие человека». Выполнение схемы «Стадии онтогенеза человека»

5

Раздел 3.

Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала:

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

12

2

Практические работы:

№3 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещиваний.

№4 Решение генетических задач.

№5 Анализ фенотипической изменчивости.

6

Самостоятельная (внеаудиторная) работа:

Составление плана и тезисов ответа по теме «Основные понятия генетики»

Составление тематического кроссворда

Выполнение рисунков хромосом

Составление обобщающей таблицы «Виды изменчивости».

Подготовка сообщения «Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов».

8

Контрольная работа.

2

Раздел 4.

Эволюционное учение

Содержание учебного материала:

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Эволюционные идеи в биологии разных лет и их значении.

Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции.  

Микроэволюция

Современные представления о видообразовании

Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса.

Биологический прогресс и биологический регресс.

12

2

Практические работы:

№6 Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

2

Самостоятельная (внеаудиторная) работа:

Подготовка презентации по теме (по выбору): «История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина», «Система природы» Линнея и ее значение для развития биологии.» «Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии», «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина», «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции»

Составление обобщающей таблицы «Основные направления эволюционного процесса». Заполнение таблицы «Движущие силы эволюции»

7

Раздел 5.

История развития жизни на Земле

Содержание учебного материала:

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Место человека в царстве животных. Развитие человека. Рудименты и атавизмы.  Сходства и различие человека и животных.

Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. Доказательства родства человека с млекопитающими

6

2

Самостоятельная (внеаудиторная) работа:

Выполнение письменной работы «Современные представления о зарождении жизни на Земле»

Подготовка презентации «Место человека в царстве животных»

Выполнение письменной работы «Влияние на изменение антропогенеза биологических и социальных факторов»

7

Раздел 6.

Основы экологии

Содержание учебного материала:

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические факторы и их влияние на организмы.

Определение экологии как науки, связи ее с другими науками.

Задачи экологии. Видных экологов. Экологические проблемы современности. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.  Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии.

Межвидовые отношения: нейтрализм, конкуренция, паразитизм, хищничество, комменсализм, мутуализм, симбиоз. Ярустность растительного сообщества.

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.  Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

12

2

Практические работы:

№7 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей  питания), трофических сетей, построение пирамид биомассы.

2

Самостоятельная (внеаудиторная) работа:

Работа с конспектом лекции. Составление плана и тезисов ответа по теме лекции.

Составление сравнительного описания одной из природных естественных систем и агросистемы.

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе.

Подготовка сообщения или презентации по теме «Экологические проблемы современности и пути их решения»

9

Раздел 7. Бионика

Содержание учебного материала:

Морфофизиологическая организация живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.     

2

2

Самостоятельная (внеаудиторная) работа:

Выполнение письменной работы «Изобретения, скопированные у природы»

2

Зачёт.

2

Всего

124


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины

Программы дисциплины реализуется в учебном кабинете «Биология»

 Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству студентов;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по биологии по темам: «
  • комплекс заданий для проведения текущего контроля знаний студентов

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

1. Нормативные документы:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по дисциплине «Биология»
  • Примерная программа учебной дисциплины «Биология» автора Константинова В.М. 
  • рабочая программа дисциплины «Биология»
  • ФГОС по специальности СПО «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств кондиционирования воздуха и вентиляции»

2. Методический паспорт:

  • Рекомендации по выполнению практических работ по биологии

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева. Биология.  Начальное образование и среднее профессиональное образование –  М.: Издательский центр «Академия»,  2011

Дополнительные источники:

  1. В.Б. Захаров , С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. 10-11 классы – М.: Дрофа, 2010 г
  2. А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. Учебное пособие для СПО –  М.: Московские учебники 2009 г.
  3. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология. 10 класс. Учебник  –  М.: «Вента – Граф»,  2009 г.
  4. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология. 11 класс. Учебник –      М.: «Вента –Граф»,  2009 г.

INTERNET-ресурсы.

  1. Экологическое образование детей и изучение природы России  http://www.ecosystema.ru/
  2. Образовательные Интернет-ресурсы по биологии и экологии http://school9.uni-dubna.ru/NPO/Resbiolog.htm
  3. Электронная газета первое сентября блок биология http://bio.1september.ru/
  4. Биология в колледже http://www.college.ru/biology
  5. FlorAnimal: портал о растениях и животных  http://www.floranimal.ru/ 
  6. Forest.ru: все о российских лесах  http://www.forest.ru/ 
  7. Внешкольная экология: программа «Школьная экологическая инициатива»  http://www.eco.nw.ru/ 
  8. В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова  http://www.biolog188.narod.ru/ 
  9. Государственный Дарвиновский музей  http://www.darwin.museum.ru/ 
  10. Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия  http://www.livt.net/ 
  11. Изучаем биологию  http://learnbiology.narod.ru/ 
  12. Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие  http://nrc.edu.ru/est/ 
  13. Палеоэнтомология в России  http://www.palaeoentomolog.ru/ 
  14. Проблемы эволюции  http://www.macroevolution.narod.ru/ 
  15. Редкие и исчезающие животные России  http://www.nature.ok.ru/ 
  16. Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию  http://www.aseko.ru/ 
  17. Теория эволюции как она есть  http://evolution.powernet.ru/ 
  18. Чарлз Дарвин: биография и книги  http://charles-darwin.narod.ru/ 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые общеучебные и общие  компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Должны уметь:

  1. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов
  2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию.

  1. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

  1. сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа.

  1. анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

  1. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;  
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Должны знать:

  1. основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности.
  2. строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем.
  3. сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере.
  4. вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.
  5. биологическая терминология и символика

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество 

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

И личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество 

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Биология

Поограмма направлена на реализацию среднего полного специального образования  по специальностям Компьютерные системы и комплексы, Компьютерные сети, Земельно-имущественные отношения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине "Химия" профессии Наладчик аппаратного и программного обеспечения

Материал содержит рабочую программу по учебной дисциплине "Химия" для профессии Наладчик аппаратного и программного обеспечения...

[Рабочие программы] 09.01.01 Наладчик программного и аппаратного обеспечения

[Рабочие программы] 09.01.01 Наладчик программного и аппаратного обеспечения...

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 09.01.01 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 09.01.01 «Наладчик а...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 09.01.01 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»

Область применения программыРабочая программа учебной практики является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.01 «Н...

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 09.01.01 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 09.01.01 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 09.01.01 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», поло...