Кабинет биологии
материал по биологии по теме

Инструкции и памятки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsiya_9.docx14.35 КБ
Файл instruktsiya_10.docx15.14 КБ
Файл instruktsiya_11.docx14.5 КБ
Файл instruktsiya_71.docx15.17 КБ
Файл pamyatki_dlya_uchashchihsya.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                              «Согласовано»

Директор школы                                                         Председатель профкома      

___________Калашникова О.Н..                               ______Большакова Е.Н.  

«____»__________20      г                                              «___» _________20    г.

ИНСТРУКЦИЯ №9
по охране труда для учащихся во время работы                                                                        в школьном кабинете биологии

  1. На лабораторных ученических столах должны находиться только учебные пособия, инструменты и приборы, относящиеся к занятиям по биологии.
    2. При пользовании спиртовкой не задувай пламени, а гаси его, покрывая специальным колпачком: никогда не извлекай из спиртовки после ее зажигания горелку с фитилем; не зажигай одну спиртовку от другой: все это грозит пожаром. Во время работы береги волосы и одежду от воспламенения. Не допускай заливания пламени кипящей жидкостью.
    3. Когда пользуешься скальпелем, лезвием безопасной бритвы, препаровальной иглой, никогда не направляй режущие или колющие части этих инструментов на себя, на своих товарищей, чтобы избежать ранений.                                                                            

 4. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйся только специальным держателем для нее, не направляй отверстие пробирки на себя и на своих товарищей. Все это предупредит возможность ожогов.
5. Пользуясь кислотами или щелочами, наливай их только в стеклянную посуду. Не приливай воду к кислоте, а наоборот, кислоту — в воду.  
6. При использовании порошкообразных химических веществ набирай их только с помощью специальной ложечки (не металлической!), не прикасаясь к порошкам руками. Помни, что многие из этих веществ ядовиты. То же относится и к удобрениям, которые используешь для подкормки комнатных растений.
7. Все жидкости, которые остаются после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливай не в водопроводную раковину, а в стеклянные чашки или склянки, специально выставленные для этой цели.
8. Осторожно обращайся со стеклянной посудой. В случае если она все же разбивается, не собирай осколки руками, а сметай их с помощью щеточки в предназначенный для этого совок.
9. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно бери покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположи его параллельно предметному стеклу, которое ты держишь в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпусти покровное стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.
10. Не мой стеклянную посуду мылом: она становится скользкой и ее легко уронить и расколоть.
11. По окончании лабораторной работы обязательно тщательно вымой руки с мылом.
12. В случае травмы или ожога сразу же обратись к учителю — он окажет тебе помощь.



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                              «Согласовано»

Директор школы                                                         Председатель профкома      

___________Калашникова О.Н..                               ______Большакова Е.Н.  

«____»__________20      г                                              «___» _________20    г.

Инструкция №10

по охране труда 
при проведении демонстрационных опытов по биологии

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведении  демонстрационных опытов по биологии не допускаются. 
1.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха. 
1.3.При проведении демонстрационных опытов по биологии возможна воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов: 
- химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ; 
- термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками; 
- порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом; 
- отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов. 
1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах. 
1.5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком. 
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учрежден.  При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прек тить работу и сообщить администрации учреждения. 
1.7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 
1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по о: ране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла. 
2.2. Тщательно проветрить помещение кабинета биологии.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на учащихся. 
3.2. Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание пореза пальцев. 
3.3. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них. 
3.4. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев. 
3.5. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается. 
3.6. Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и нюхать ядовитые растения, грибы и колючие растения. 
3.7. При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями. 
3.8. Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними предметами.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно удалить учащихся из кабинета, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. 
4.2.В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. 
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы. 
5.2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее Зле крышкой для их последующего уничтожения. 
5.3. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                              «Согласовано»

Директор школы                                                         Председатель профкома      

___________Калашникова О.Н..                               ______Большакова Е.Н.  

«____»__________20      г                                              «___» _________20    г.

Инструкция № 11
по охране труда при проведении лабораторных работ и практических работ по биологии

1. Общие положения инструкции.

Данная инструкция предназначена для учащихся общеобразовательной школы № 489, при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ с использованием химических реактивов и спиртовок.

Опасности при лабораторной работе по биологии:
• химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других вредных веществ;
• отравление химическими веществами при попадании их в кишечно-желудочный тракт;
• аллергические реакции организма на те или иные химические вещества.

2. Требования безопасности перед началом лабораторной работы по биологии.
2.1. Учащийся внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.
2.2. Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения лабораторных работ, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене перед уроком.
2.3. Учащийся освобождает рабочее место от посторонних предметов.
2.4. Учащийся проверяет наличие и целостность лабораторного оборудования.
2.5. Учащийся должен точно выполнять все указания учителя биологии.
2.6. Учащийся проверяет соответствие полученных реактивов с реактивами, указанными в перечне оборудования к данной лабораторной работе.
2.7. Не загромождать проходы сумками и портфелями.

3. Требования безопасности во время лабораторной работы по биологии.
3.1. Учащийся точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.
3.2. Без разрешения учителя биологии, учащемуся запрещается производить любые опыты и смешивать реактивы.
3.3. Учащийся не берёт химические реактивы незащищёнными руками, а пользуется, предназначенными для этих целей шпателями или ложечками.
3.4. Учащийся не нюхает и не пробует на вкус химические реактивы.
3.5. Если химические реактивы вызывают у учащегося аллергическую реакцию, то он должен заранее сообщить учителю биологии.
3.6. При выполнении лабораторной работы реактивы расходовать экономно согласно методике.
3.7. С легковоспламеняющимися химическими реактивами работать вдали от нагревательных приборов.
3.8. Учащийся соблюдает аккуратность в работе с концентрированными кислотами и щелочами, во избежание химических ожогов.
3.9. Во избежание ожогов соблюдать аккуратность при пользовании спиртовкой: а) беречь одежду и волосы от воспламенения; б) не зажигать одну спиртовку за другой; в) не извлекать из спиртовки после её зажигания горелку с фитилем; г) не задувать пламя ртом, а гасить его накрывая специальным колпачком.
3.10. Без разрешения учителя биологии учащийся не берёт реактивы с других столов, не выносит из кабинета, и не приносит реактивы на урок из дому.
3.11. Без разрешения учителя биологии не вставать с рабочего места, не ходить по кабинету, не шалить во время лабораторного эксперимента.
3.12. Учащимся не принимать пищу и напитки во время эксперимента.
3.13. Учитель биологии не допускает во время проведения лабораторной работы посторонних лиц.
3.14. Немедленно сообщить учителю биологии о разливах растворов, о рассыпанных реактивах и учащемуся не убирать самостоятельно.
3.15. При получении травм, ожогов или плохом самочувствии, немедленно сообщить учителю биологии, а если необходимо, обратиться в медицинский пункт школы.

4. Требования безопасности по окончании лабораторной работы по биологии.
4.1. По окончании работы учащийся собирает остатки растворов, реактивов и другого раздаточного материала в специальную посуду.
4.2. Учащийся приводит своё рабочее место в порядок.
4.3. Сдать на хранение склянки с реактивами, лабораторное оборудование, спиртовки.
4.4. Учащиеся тщательно моют руки с мылом.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях при выполнении лабораторных работ.

При возникновении аварийных ситуаций при выполнении лабораторных работ по биологии:
• сообщить администрации, директору;
• сообщить пожарной охране (тел. 001);
• принять меры по эвакуации учащихся из помещения;
• отключить электросеть.



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                              «Согласовано»

Директор школы                                                         Председатель профкома      

___________Калашникова О.Н..                               ______Большакова Е.Н.  

«____»__________20      г                                              «___» _________20    г.

Инструкция №71

для учащихся, занимающихся в кабинете биологии

 (вводный инструктаж)

1. Общие положения.

 Данная инструкция предназначена для учащихся, занимающихся в кабинете биологии (вводный инструктаж).

 Кабинет биологии находится на II этаже.

 Кабинет биологии укомплектован ученическими столами (   шт.), стульями (   шт.), лаборантская для учителя, гербарным и иллюстративным материалом; комнатными цветами (неядовитыми), учебной доской.

 В кабинете биологии расположена лаборантская.

2. Требования безопасности перед началом работы в кабинете биологии.

 2.1. Перед началом учебных занятий учитель биологии проверяет:

 а) сохранность рабочих мест учащихся, их состояние;

 б) собранность оборудования в шкафах;

 в) целостность лабораторного оборудования и его наличие; наличие и целостность раздаточного материала;

 г) исправность электросети: выключателей, розеток;

 д) наличие аптечки, огнетушителя и т.д.;

 е) соответствие этикеток на склянках с химическими реактивами.

 2.2. Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения лабораторных работ, экспериментов.

 2.3. Ученик соблюдает дисциплину в кабинете биологии.

 2.4. Ученик не должен держать на рабочем месте посторонние предметы, приборы.

 2.5. Перед выполнением работы ученик должен тщательно изучить её, уяснить ход её выполнения.

 2.6. Ученик точно выполняет все указания учителя биологии.

 2.7. Не загромождает проходы сумками и портфелями.

3. Требования безопасности во время работы в кабинете биологии.

 3.1. Учитель биологии перед началом эксперимента или практической работы проводит инструктаж по охране труда с учащимися; обучает безопасным приёмам работы во время проведения эксперимента или практической работы.

 3.2. Учитель биологии осуществляет контроль за тем, чтобы учащиеся не приносили в кабинет биологии и не использовали их в эксперименте, не предназначенные для этого вещества.

 3.3. Ученик располагает приборы, оборудование и материалы для исследований в порядке, указанном учителем.

 3.4. Ученик соблюдает аккуратность со стеклянной посудой, микропрепаратами и др. приборами.

 3.5. Ученик соблюдает аккуратность при работе с любыми химическими реактивами, применяемыми в биологических методах анализа (кислоты, щелочи).

 3.6. Ученик соблюдает аккуратность при работе с любыми легковоспламеняющимися жидкостями, применяемыми в биологических методах исследования (спирт и т.д.).

 3.7. Ученик соблюдает осторожность при работе с электрическими приборами, работающими под напряжением, опасным для жизни.

 3.8. Обо всех неисправностях в лабораторном оборудовании, травмах, плохом самочувствии, ученик уведомляет учителя биологии.

4. Требования безопасности по окончании работы в кабинете биологии.

 4.1. По окончании работы ученик собирает весь отработанный материал, химические реактивы и помещает их в специальную посуду и сдаёт учителю биологии или лаборанту кабинета биологии.

 4.2. Ученик сдаёт все приборы и оставшийся лабораторный материал и реактивы на хранение учителю биологии или лаборанту кабинета биологии.

 4.3. По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

 4.6. Ученик тщательно моет руки с мылом.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях в кабинете биологии.

При возникновении аварийных ситуаций в кабинете биологии:

 • сообщить администрации, директору;

 • сообщить пожарной охране (тел. 01);

 • принять меры по эвакуации учащихся из помещения;

 • отключить электросеть.

6. Требования по оказанию первой помощи в кабинете биологии.

6.1. При переломах:

 а) уменьшить подвижность отломков, в месте перелома - наложить шину. При открытых переломах - остановить кровотечение, положить стерильную повязку и шину.

 При переломах позвоночника - транспортировка на животе с подложенным под грудь валиком.

6.2.При поражении электрическим током :

 а) немедленно прекратить действие электрического тока, выключив рубильник, сняв с пострадавшего провода сухой тряпкой.

 Оказывающий помощь должен обезопасить себя, обернув руки сухой тканью, встав на сухую доску или толстую резину.

 б) на место ожога наложить сухую повязку;

 в) тёплое питьё;

 г) при расстройстве или остановке дыхания пострадавшему проводить искусственное дыхание.

 6.3. При вывихах:

 а) наложить холодный компресс;

 б) сделать тугую повязку.

 6.4. При обмороке:

 а) уложить пострадавшего на спину с несколько запрокинутой назад головой и приподнятыми нижними конечностями;

 б) обеспечить доступ свежего воздуха;

 в) расстегнуть воротник, пояс, одежду;

 г) дать понюхать нашатырный спирт;

 д) когда больной придёт в сознание - горячее питьё.

 6.5. При термических ожогах:

 а) потушить пламя, накинув на пострадавшего одеяло, ковёр и т.д., плотно прижав его к телу;

 б) разрезать одежду;

 в) поместить обожжённую поверхность под струю холодной воды;

 г) провести обработку обожжённой поверхности - компресс и салфеток, смоченных спиртом, водкой и т.д.;

 д) согревание пострадавшего, питьё горячего чая.

 6.6. При отравлении:

 а) дать выпить несколько стаканов слабого раствора марганцево-кислого калия;

 б) вызвать искусственную рвоту;

 в) дать слабительное;

 г) обложить грелками, дать горячий чай.

 6.7. При сотрясении головного мозга:

 а) уложить на спину с приподнятой на подушке головой;

 б) на голову положить пузырь со льдом.

 6.8. Кровотечения при ранениях:

 а) придать повреждённой поверхности приподнятое положение;

 б) наложить давящую повязку;

 в) при кровотечении из крупной артерии предварительно придавить артерию пальцем выше места ранения;

 г) наложить жгут.

 6.9. При кровотечении из носа:

 а) доступ свежего воздуха;

 б) запрокинуть голову;

 в) холод на область переносицы;

 г) введение в ноздрю ваты, смоченной раствором перекиси водорода.

 6.10. Повреждение органов брюшной полости:

 а) положить на спину, подложив в подколенную область свёрток одежды и одеяла;

 б) положить на живот пузырь со льдом.



Предварительный просмотр:

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ БИОЛОГИИ

1.        Найдите по оглавлению изучаемую тему и страницу, на которой изложен новый материал.

2.        Прочитайте новый параграф. Затем читайте по абзацам и постарайтесь дать название каждому, выделив главную мысль.

3.        Отметьте биологические понятия, которые встречаются в тексте, запишите их в тетради справа, а слева напишите их объяснение. Новые понятия - термины запишите в словарик.

4.        Составьте план изложения материала данного параграфа.

5.        Глядя на план, восстановите в памяти содержание изучаемого материала, используя рисунки, схемы, таблицы, данные к тексту.

6.        Ответьте на вопросы к параграфу и выполните рекомендуемые задания

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РИСУНКОВ  ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

Записать название лабораторной работы.

1.        Рисовать можно только на одной стороне листа простым карандашом.

2.        Рисунок должен быть умеренно крупным, детали хорошо различимы.

3.        Главные требования к рисунку - правильное отображение формы, соотношение размеров отдельных частей и целого.

4.        Сначала рисуется общий контур объекта, затем внутри него намечаются контуры других деталей, после этого четко прорисовывают их.

5.        При зарисовке микропрепаратов надо стараться не отрывать глаз от микроскопа, переключая внимание с объекта на видимый другим глазом рисунок.

6.        На каждом рисунке необходимо дать обозначение частей зарисованного объекта. Все подписи должны быть красивыми и грамотными. К отдельным частям объекта ставят стрелочки и против каждой пишут название или указывают число. В последнем случае, рядом делают сноску, расшифровывающую цифровое обозначение

   

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНОГО РИСУНКА ПО БИОЛОГИИ
1.    Большинство рисунков выполняются простым карандашом средней жесткости (М или ТМ), обязательно остро заточенным. Ластик должен быть мягким. Если рисунок необходимо раскрасить, используйте цветные карандаши. Нельзя применять при выполнении учебных рисунков фломастеры, маркеры, гелевые и шариковые ручки.
2. Главное в учебном рисунке - его достоверность. Основной принцип - "рисую то, что вижу" (конечно, если на вашем микропрепарате оказались пузырьки воздуха, их можно не изображать).
3. Ваша задача - правильно отобразить форму объекта, точно передать пропорции (соотношение размеров отдельных частей), верно, изобразить детали, не ошибиться в передаче цвета (если рисунок цветной).
4.   Не рисуйте мелко! На маленьком рисунке невозможно показать все необходимые детали. Рисунок должен быть достаточно крупным (примерно 3 часть тетрадной страницы).
5.   Рисунок всегда снабжается пояснительными надписями

ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ

1.      Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.

2.       В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет; добейтесь хорошего освещения поля зрения.

3.      Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

4.    Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата; будьте осторожны, чтобы не раздавить очень тонкое и хрупкое покровное стекло.

5.     Глядя в окуляр одним глазом (не закрывая и не зажмуривая другой), при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

6.     Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещенность микроскопа соседей.

7.        Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго следуя правилам.

8.   Дороже алмаза твои два глаза" - гласит народная пословица. Пока люди ещё не создали такой прибор, который мог бы заменить им глаза.

Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ,  как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках,  также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов.  

Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она  представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью  устранения правонарушения 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета биологии

подробное описание кабинета и оснащения...

Комнатные растения кабинета биологии

Специфической особенностью преподавания биологии является использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми организмами. Комнатные растения используются как демонстрацион...

презентация «Кабинет биологии - творческая лаборатория учителя»

Учебный кабинет – это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления государственной программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования...

Презентация кабинета биологии

Презентация кабинета биологии ГБОУ специальная школа № 10 для детей и подростков с девиантным поведением.На фотографиях показан Зимний сад тропичепских и субтропических растений, оформленный учащимися...

техника безопасности в кабинете биологии

Техника безопасности в кабинете биологии позволит ученикам познакомиться с правилами работы....

Паспорта кабинета биологии, кабинета химии

паспорт рабочего кабинета содержит график работы на учебный год, анализ работы за предыдущий и задачи на текущий учебный год, материально-техническую базу кабинета, список методической, дополнительной...

Кабинет биологии. МОУ Куркинская СОШ №1 учитель биологии Архипкина А.П.

В кабинете имеется всё необходимое для подготовки хороших уроков: методическая и научно- популярная литература, лабораторное оборудование, много цветов, укомплектован необходимыми средствами обучения ...