рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

рабочая программа по биологии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                       Согласована                                                                            Утверждена

На заседании МО учителей                                              с заместителем директора по УВР                                       приказом по МОУ «СОШ №2

Химии, биологии, географии                                            _______________Р.Н.Соломоновой                                     г. Зеленокумска»

Протокол №____ от «___»________2014 г.                     «_____» _________________2014г.                                      №____от «___» __________2014г.

Руководитель МО                                                                                                                                                               директор МОУ «СОШ №2

 ___________________О.А.Шевляк                                                                                                                                  __________________Т.И.Токарева    

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Зеленокумска Советского района»

Ставропольского края

Рабочая  программа

Учебного предмета  «Биология»  6 класс, базовый уровень

Количество часов: всего-68 часов, в неделю  2 часа

                                                                                               

                                                                                                                                                Учебник «Бактерии. Грибы. Растения»    Автор: В.В. Пасечник

г. Зеленокумск

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника - М.: Дрофа, 2010.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Курс биологии в 6 классе «Бактерии. Грибы. Растения.» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями paстений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении  растений в природе.

 Всего -68 часов, 2 раза в неделю.  Региональный компонент -12ч.  Лабораторных работ - 17

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать / уметь на базовом уровне:

называть

 общие признаки живых организмов;  признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств  цветковых растений;

подцарств, причины и результаты эволюции;

приводить примеры

 усложнения растений  в процессе эволюции;  природных и искусственных сообществ; приспособленности растений  к среде обитания;  наиболее распространенных видов и сортов растений;

характеризовать

 строение, функции клеток бактерий, грибов, растений; деление клетки, строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного; лишайника как комплексного организма;  особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов ( дыхание, передвижение веществ,  размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений), среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);  природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;  искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

 взаимосвязь строения и функций органов, организма и среды;  роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

 организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;  наиболее распространенные виды растений своего региона, растения разных

семейств, классов, отделов; съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

строение и функции клеток растений;  организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;  семейства, классы покрытосеменных растений, царства живой природы;

применять знания

 о строении и жизнедеятельности растений и  для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;  о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;  о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

о  клеточном строении организмов всех царств;  о родстве и единстве органического мира;  об усложнении растительного мира в процессе эволюции;

наблюдать

 сезонные изменения в жизни растений;  результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила

приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;  наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;  проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; ядовитыми грибами, растениями.

Содержание программы.      (70 часов, 2 часа в неделю)

Биология — наука о живой природе. (2 часа)

Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Раздел 1. Клеточное строение организмов.  (6 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ  в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань»

Демонстрация  микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука,  рассматривание его под микроскопом.

 Раздел 2. Царство Бактерии и Грибы. ( 7 часов)

Бактерии,  их роль в природе и жизни человека.  Строение и жизнедеятельность  бактерий.  Размножение  бактерий.  Разнообразие бактерий,

их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления   грибами.  Роль  грибов в  природе и  жизни  человека.  Лишайники, их  строение,  разнообразие,  среда  обитания.  Значение в

природе и жизни человека.  

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

Раздел 4. Царство Растения. (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).  Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.  Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения,  их строение и многообразие.  Среда обитания.  Значение  цветковых в  природе и жизни человека.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Лабораторные работы

Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения  папоротника (хвоща).

Раздел 5. Строение многообразие покрытосеменных растений. (16 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем.  Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле, строения листа, макро и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Изучение строения листа.

Изучение строения цветка.

Раздел 6. Жизнь растений. (15 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Демонстрация  опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Экскурсия.

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 7. Классификация растений. (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация  живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Раздел 8. Природные сообщества. (2 часов)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.  Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторные работы

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Раздел  9. Развитие растительного мира. (4 часа)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Рефераты:

1.История изобретения микроскопа.

2. Клетка – единица живого.

3. Осторожно – бактерии.

4. Царство Грибы.

5. Древнейшие растения папоротники.

6. Покрытосеменные растения.

7. Цветок – генеративный орган растения.

8. Фотосинтез и жизнь.

9. Фитоценозы на планете.

10. Эволюция растений на Земле.

Календарно – тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее

задание

Подготовка к  ЕГЭ

Введение.  ( 2 ч )

1

1. Биология - наука о живой природе.

Изучения и первичного закрепления знаний

Предмет и объект изучения биологии,  биосфера, экология, фенология. Биологические науки.

Что изучает биология. Что такое  экология. Значение биологических наук

С. 9-12

А1. Биология как наука.

2

2. Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений.

Р/К:  Растения и животные Советского района.

экскурсия

Наблюдение за живыми организмами. Осенние явления в жизни растений.

С. 12-13

Клеточное строение организмов.  ( 6 ч )

 

3

1. Устройство увеличительных приборов Лабораторная  работа № 1  «Устройство микроскопа и рассматривание клеточного строения растений»Т.Б. Инструкция № 15   (обуч)

Комбиниро

ванный

Изучение устройства увеличительных приборов.

Лупа, микроскоп, окуляр, объектив, зеркало, предметный столик

Знать назначение увеличительных приборов.

Называть их части

Объяснять значение.

П. 1

С 14-17

4

2.Строение клетки. Лабораторная  работа № 2  «Приготовление и рассматри- вание препарата клетки кожицы лука под микроскопом»    (обуч)

Комбиниро

ванный

Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом. Изучение строения клетки

Уметь приготовить микропрепарат, работать с микроскопом, называть органоиды клетки и давать им характеристику.

 

П. 2

С 17-19

А 2. Многообразие клеток.

5

3. Строение клетки (пластиды) Лабораторная  работа № 3

«Пластиды в клетках листа элодеи» (оценочная)

Комбиниро

ванный

Приготовление микропре парата листа элодеи, рассматривание под микро скопом, Особенности строе ния растительной клетки.

Работать с микроскопом. Называть особенности строения растительной клетки, Хлоропласты.

П. 2

С  19-21

6

4. Жизнедеятельность клетки

Частично-поисковый

Изучить процессы жизнедеятельности клетки. Межклеточное вещество, межклетники, деление клетки. Хромосомы.

Знать процессы жизнедеятельности клетки, давать им характеристику.

Уметь объяснять значение и функции хромосом.

П. 3

21-23

А 4. Деление клеток.

7

5. Ткани.

Изучения и первичного закрепления знаний

Изучить что такое ткань, виды тканей, их особенности и выполняемые функции

Определение      ткани.

Называть виды тканей, давать характеристику. Распознавать ткани по рисункам

П. 4

С 23-26

8

6. Обобщающий  урок по теме: «Клеточное строение организмов».

Обобщение и систематизация знаний

П. 1-4

С 9-26

Царства Бактерии и Грибы.  ( 7 ч )

9

1. Строение и жизнедеятельность бактерий.

Изучения и первичного закрепления знаний

Бактерии, их строение среда обитания , виды питания, размножение Спорообразование

Давать характеристику бактериям. Объяснять особенности их строения и процессов жизнедеятельности

П. 5

С 28-31

А 10. Бактерии.

10

2. Роль бактерий в природе и жизни человека.          

 Р/К: Использование бактерий на предприятиях города.

Частично-поисковый

Бактерии гниения, почвенные бактерии, симбионты, молочно-кислые бактерии, болезнетворные бактерии,

Давать характеристику различным группам бактерий.

Объяснять значение бактерий для человека.

П.  6

С 31-35

11

3. Общая характеристика грибов.

Изучения и первичного закрепления знаний

Грибы. Особенности строения питания. Мицелий, хитин

Объяснять особенности строения грибов

Давать характеристику способа питания.

П. 7

35-37

А 10. Грибы.

12

4. Шляпочные грибы.

Лабораторная  работа  № 4    «Строение шляпочных грибов» (обуч)     Р/К:  Распознавание ядовитых и съедобных грибов нашей местности.

Комбиниро

ванный

Шляпочные грибы. Особенности строения, размножения. Плодовое тело, трубчатые и пластинчатые грибы, симбиоз, микориза.

Называть шляпочные грибы, их особенности строения и места обитания. Давать разъяснения понятиям: микориза и симбиоз. Съедобные и ядовитые грибы.

П. 8

С 37-43

13

5. Плесневые грибы и дрожжи.   Грибы паразиты. Лабораторная  работа  № 5

«Плесневый гриб мукор» (оценоч)

Комбиниро

ванный

Изучить строение плесневых грибов под микроскопом. Грибы паразиты: головня, спорынья, трутовик

Знать характерные особенности плесневых грибов дрожжей и грибов паразитов. Значение и использование человеком.

 

П. 9,10

С 43-48

14

6. Обобщение и систематизация знаний  по теме  «Царства Бактерии и Грибы».

Обобщение и систематизация знаний

П. 5-10

С 28-48

15

7. Зачет №1 по теме: «Клеточное строение организ- мов. Царства Бактерии и Грибы»

Контроль и коррекция знаний

Задания с  элементами тестирования.

П. 1-10

С 9-48

Царство растения.  ( 9 ч )

16

1. Разнообразие, распространение и значение растений.

Частично-поисковый

Разнообразие распространение и значение растений в природе и для человека. Ботаника.

Что изучает ботаника? Низшие и высшие растения.

Строение растений. Слоевище, таллом.

П. 11

С 50-54

17

2. Одноклеточные водоросли. Лабораторная  работа  № 6

«Строение зелёных водорослей»оценочная

Комбиниро

ванный

Среда обитания, Особенности строения одноклеточных водорослей, движение, питание.

Объяснять строение одноклеточных водорослей. Хламидомонада, хлорелла, хроматофор.

П. 12

С 54-57

А 12. Отделы растений

18

3. Многоклеточные водоросли.

Строение слоевища. Значение в природе и в жизни человека.

Слоевище. Спирогира, улотрикс, ризоиды, красные и бурые водоросли: ламинария, анфельция.

П. 12

57-61

19

4. Лишайники.  Р/К: Лишайники- индикаторы чистоты.

Изучения и первичного закрепления знаний

Лишайники – симбионты. Распространение. Особен ности питания. Индикаторы, почвообразователи, пионеры поселения.

Объяснять симбиоз организма лишайника .  Значение  лишайника в природе.

Индикатор чистоты воздуха.

П. 13

62-65

20

5. Мхи.

 Лабораторная работа   №7

«Изучение строения мха» (обуч)

Комбиниро

ванный

Высшие растения. Особенности строения, размножения, среды обитания, .кукушкин лен,

 сфагнум,

Называть представители мхов, их  особенности в строении размножении. Коробочка, яйцеклетка, сперматозоид, спора

П. 14

С 65-69

А 12. Отделы растений

21

6. Папоротники.  Хвощи.  Плауны. Лабораторная работа  №8  «Изучение строения папоротника» (оценоч)  Р/К. Папоротникообразные  нашей местности.

Комбиниро

ванный

Строение и особенности обитания хвощей ,плаунов и папоротников. Вайи, корневище, спорангии,

Работа с гербарием.

Объяснять особенности строения папоротниковых.

Орган – корневище. Функции .листьев  у папоротников. Значение в природе и для человека.

П. 15

С 70-74

22

7. Голосеменные.

Р/К: Голосеменные Советского района.

Изучения и первичного закрепления знаний

Семенные  растения.  Развитие корневой системы, древесного стебля. Голосеменные или хвойные. Шишка, семя.

Разъяснять понятие голосеменные, хвойные знать особенности размножения, Значение в природе и для человека.

 П. 16

С 74-80

А 12. Отделы растений

23

8. Покрытосеменные. Р/К: Охраняемые растения нашей местности.

Изучения и первичного закрепления знаний

Покрытосеменные растения. Цветок, плод, семя. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных, Значение.

Обосновывать отличия Покрытосеменных от Голосеменных. Называть редкие и исчезающие виды Покрытосеменных

П. 17

С 80-84

24

9. Обобщение, систематизация знаний по теме « Царство  растений»

Обобщение и систематизация знаний

П. 11-17

С 50-84

Строение и многообразие

покрытосеменных растений.  ( 16 ч )

25

1. Строение семян двудольных  и однодольных растений. Лабораторная работа  № 9  «Изучение строение семян двудольных и однодольных растений» (оценочная)

Комбиниро

ванный

Строение и значение семени

Двудольные и однодольные, эндосперм, семядоли, зародыш.

Знать однодольные и двудольные растения, строение семян  Значение семядолей и эндосперма, строение зародыша.

П. 18

С 86-88

А 11.Строение покрытосеменных растений.

26

2. Виды корней и типы корневых систем.

 Лабораторная работа   №10

«Виды корней и типы корневых систем»(оценоч)

Комбиниро

ванный

Корень, Корневая система – типы, функции. Главный корень, боковые, придаточные, Корнеплоды.

Давать характеристику типам коневых систем, указывать их функции, особенности строения.

П. 19

С 89-92

27

3. Зоны корня.

Изучения и первичного закрепления знаний

Строение корня, Зоны – строение и функции. Корневой чехлик, корневые волоски, зона роста, зона всасывания,

Называть зоны корня. Давать их характеристику, функции.

Значение корневых волосков, особенности их строения.

П. 20

С 92-96

28

4. Видоизменения корней.

Частично-поисковый

Разнообразие строения и видоизменения корней в связи с условиями обитания. Корнеклубни , корнеплоды, воздушные, дыхательные корни.

Называть видоизменения корней, объяснять причины этих видоизменений. Приводить примеры  приспособленности  растений к условиям обитания.

П. 21

С 96-99

А 11.Строение покрытосеменных растений.

29

5. Побег и почки

Изучения и первичного закрепления знаний

Побег – вегетативный орган растения. Почка – строение, разновидности Вегетатив ная, генеративная почка.  Листорасположение листьев

Давать определение побег, почка, знать листорасполо жения.   Характеризовать строение вегетативной и генеративной почек.

П. 22

С 100-104

30

6. Внешнее строение  листа.

Лабораторная работа   №11   «Изучение строения листа»(обуч)

Комбиниро

ванный

Лист – вегетативный орган растения, строение и функции. Простые и сложные листья. Жилкование листа.

Знать определение  листа. Объяснять строение и функции листа.

Отличать простые и сложные листья и виды жилкования.

П. 23

С 105-108

31

7. Клеточное строение листа. Лабораторная работа   №12   «Клеточное строение листа» (оценочн)

Комбиниро

ванный

Особенности  клеточного строения листа. Кожица, устьица, столбчатая и губчатая ткань, сосуды и ситовидные клетки

Знать клеточное строение листа, давать характеристику разновидностям клеток листа и называть их функцию

П. 24

С 108-112

А 11.Строение покрытосеменных растений.

32

8. Видоизменения листьев.

поисковый

Видоизменение листьев – приспособленность к определенным условиям существования.

Называть видоизменения листьев, их функцию и объяснять причины их появления.

П. 25

С 112-115                                                                  

33

9. Строение стебля

Изучения и первичного закрепления знаний

Стебель вегетативный орган растения. Его строение в связи с выполняемыми функциями. Разновидности стеблей.

Знать строение и функции стебля в связи с выполняемыми функциями.

(кора, камбий луб, древесина, сердцевина)

П. 26

С 115-121

34

10. Видоизменения побегов.

Частично-поисковый

 Что называют побегом.

Видоизменения побегов, их функции. Корневище, клубень, луковица.

Давать определение побега. Знать  строение и функцию

Видоизмененных побегов. Значение в природе и жизни человека.

П. 27

С 121-125

35

11. Строение цветка.  Лабораторная    работа  № 13   «Изучение строения цветка» (оценоч)

Комбиниро

ванный

Цветок – генеративный орган растения. Строение и участие в семенном размножении. Двудомные и однодомные  растения. Формула цветка.

Давать определение цветка. Называть органы цветка Знать значение цветка. Различать двудомные и однодомные растения . Составлять формулу цветка.

П. 28

С 125-129

36

12. Соцветия

Изучения и первичного закрепления знаний

Что такое соцветие, биологическое значение. Простые и сложные соцветия.

Объяснять значение соцветий. Знать простые и сложные соцветия. Объяснять их значение в природе.

П. 29

С 129-131

37

 

13. Плоды

поисковый

Плод. Образование плодов. Сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды. Значение в природе.

Объяснять образование плодов. Знать разновидности плодов. Значение в природе и жизни человека.

П. 30

С 131-137

38

14. Распространение плодов и семян

Приспособления у плодов к распространению.

Называть виды приспособленности плодов к распространению. Объяснять значение.

П. 31

С 137-140

39

15. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Обобщение и систематизация знаний

П. 18-31

С 86-140

40

16.Зачет № 2 по теме: «Царство растений»

Контроль и коррекция знаний

Задания с элементами

тестирования

П. 18-31

С 86-140

Жизнь растений  ( 15 ч )

41

1. Химический состав растений.

Изучения и первичного закрепления знаний

Неорганические и органические вещества.  Минеральные соли, жиры, белки, углеводы.

Знать химический состав растений. Уметь называть неорганические и органические вещества.

П. 32

С 142-145

42

2. Минеральное питание растений.

Изучения и первичного закрепления знаний

Что такое минеральное питание растений. Способы поглощения питательных веществ. Почва. Плодородие. Удобрения.

Знать понятие – минеральной питание растений Уметь объяснять его механизм. Знать значение плодородия почвы.

П. 33

С 145-148

43

3. Фотосинтез.  Р/К: Значение озеленения города Зеленокумска.

Частично-поисковый

Фотосинтез. Образование органических веществ. Хлорофилл, хлоропласты, Крахмал. Выделение кислорода.

Давать определение процесса фотосинтеза. Уметь объяснять суть процесса, его значение в природе.

П. 34

С 148-153

44

4. Дыхание растений

Изучения и первичного закрепления знаний

Дыхание. Взаимосвязь с процессом фотосинтеза. Значение дыхания для растений.

Что такое дыхание. Объяснять значение дыхания для растений. Сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза.

П. 35

С 153-156

45

5. Испарение воды растениями.

Листопад

Изучения и первичного закрепления знаний

Испарение воды листьями. Опыт, доказывающий наличие испарения воды листьями. Значение испарения воды. Листопад.

Объяснять суть процесса испарения воды, его значение в жизни растений, значение листопада в жизни растений.

П. 36

С 157-161

46

6. Передвижение воды и питательных  веществ.  Лабораторная работа   № 14

«Передвижение воды и мине - ральных  веществ по стеблю».(обуч)

Комбиниро

ванный

Процессы передвижения воды и органических веществ по растению сосудисто-волокнистые пучки.

Объяснять процесс передвижения веществ по растению, указывать роль проводящей ткани , сосудисто-волокнистые пучки.

П. 37

С 162-166

47

7. Прорастание семян.

Поисковый

Семя. Условия прорастания семян, посев семян. Рост и развитие проростка.

Знать что такое семя.

Перечислять условия, необходимые для прорастания семян и развития проростка.

П. 38

С 166-172

48

8. Растительный организм как единое целое Способы размножения растений. Р/К: Способы размножения растений на пришкольном участке

Частично-поисковый

Растение – целостный организм. Рост и развитие растений. Размножение растений  Размножение – свойство живого. Виды размножения у растений.

Процесс оплодотворения.

Аргументировано объяснять выражение – растение-целостный организм называть фазы и этапы развития растений.  Половое, бесполое и вегетативное размножение. Яйцеклетка, спермий, зигота.

П. 39,40

С 172-176

49

9. Размножение споровых растений.

Изучения и первичного закрепления знаний

Размножение споровых. Размножение водорослей, мхов. Заросток, предросток, спорангий.

Объяснять способы размножения водорослей, мхов.

П. 41

С 177-182

50

10. Размножение голосеменных растений.

Изучения и первичного закрепления знаний

Размножение голосеменных растений. Пыльцевой мешок, пыльца, пыльцевая трубка, семя.

Объяснять процесс размножения голосеменных растений. Давать определение: семязачаток, эндосперм

П. 42

С 182-184

51

11. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа  № 15 «Вегетативное размножение комнатных растений» (оценоч)

Комбиниро

ванный

Виды вегетативного размножения Покрытосеменных. Черенок, отпрыск, отводки, прививка.

Знать виды вегетативного размножения   покрытосемен-

ных . Значение в природе и хоз. деятельности человека.

П. 43

С 184-191

52

12. Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян.

Изучения и первичного закрепления знаний

Половое размножение у Покрытосеменных. Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка, двойное оплодотво рение. Образование плодов и семян.

Знать особенности полового размножения покрытосеменных. Давать характеристику двойному оплодотворению.

П. 44

С 191-196

53

13. Способы опыления у покрытосеменных растений.

Частично-поисковый

Опыление.  Самоопыление, перекрестное опыление ветром и насекомыми. Признаки насекомоопы ляемого растения.

Знать определение опыления., способы опыления. Уметь характеризовать особенности насекомоопыляемого растения.

П. 44

С 197-200

54

14. Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме

 « Жизнь растений ».

Обобщение и систематизация знаний

П. 32-44

С 142-200

55

15. Зачет № 3 теме: « Жизнь  растений».

Контроль знаний

 П. 32-44

С 142-200

                Классификация растений.  ( 6 ч )

56

1. Основы классификации растений. Деление Покрытосеменных растений на группы.

Изучения и первичного закрепления знаний

Систематика растений. Систематические единицы: царство, отдел, класс, семейство, род, вид.  Признаки   класса  двудольных и однодольных.

Знать принципы классификации растений. Давать определении терминам. Характеризовать классы Однодольных и Двудольных растений.

П. 45-46

С 202-208

57

2. Класс Двудольные  Семейство крестоцветные.   Р/К:  Представители наиболее распространенных семейств нашей местности.

Частично-поисковый

Класс Двудольные растения, семейство Крестоцветные. Характеристика семейства. Представители дикорасту- щие и культурные растения.

Характеристика семейства: корень, стебель, лист, цветок, плод. Называть представителей семейства. Значение.

П. 47

С 208-212

58

3. Семейства розоцветные и паслёновые. Лабораторная работа  № 16

«Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».(оценоч)

Комбиниро

ванный

Класс Двудольные растения, семейство Розоцветные и Пасленовые.

 Характеристика семейства. Представители дикорасту щие и культурные растения

Характеристика семейства: корень, стебель, лист, цветок, плод. Называть представителей семейства. Значение.

П. 48-49

С 212-220

59

4. Семейства бобовые и сложноцветные.

Частично-поисковый

Класс Двудольные растения, семейство Бобовые и Сложноцветные. Характеристика семейства. Представители дикорасту щие и культурные растения

Характеристика семейства: корень, стебель, лист, цветок, плод. Называть представителей семейства. Значение.

П. 50-51

С 221-227

60

5. Класс однодольные. Семейство лилейные и злаки.

Частично-поисковый

Класс  Однодольные растения, семейство Лилейные и злаковые.. Характеристика семейства. Представители дикорасту щие и культурные растения

Характеристика семейства: корень, стебель, лист, цветок, плод. Называть представителей семейства. Значение.

П. 52-53

С 227-235

            Природные сообщества.  ( 2 ч )

61

1. Экологические факторы и группы растений.  Лабораторная работа   № 17

«Особенности строения растений разных экологических групп».(обуч)

Комбиниро

ванный

Экологические факторы. Биотические, абиотические, антропогенные. Влияние на растения. Светолюбивые и теневыносливые растения, водные и  растения сухих мест.

Знать определение экологических факторов. Уметь давать им характеристику. Знать растения разных экологических групп.

П. 54-55

С 238-249

А 24. Экологические факторы.

62

2. Растительные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.  

Р/К:  Растительные сообщества  района.

Изучения и первичного закрепления знаний

Растительные сообщества – фитоценозы.  Типы  фитоце

нозов.  Растительность.  Сезонные изменения в фитоценозе. Смена сооб ществ. Типы растительности

Давать определение фитоценоза. Объяснять состав сообществ. Приводить примеры. Объяснять причины сезонных изменений  и смены сообществ.

П. 56, 57

С 250-258

А 25. Экосистемы.

Развитие растительного мира.  ( 4 ч )

63

1.Многообразие растений и основные этапы развития растительного мира.

Изучения и первичного закрепления знаний

Этапы развития растительного мира. Палеонтология. Появление водорослей. Выход растений на сушу. Происхождение высших споровых, развитие семенных растений.

Перечислять этапы развития растительного мира. Аргументировать постепенность развития  растительного мира и смену видов.

П. 58

С 260-266

А 35. Эволюция органического мира.

64

2. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Поисковый

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Заповедник, заказник.

Объяснять влияние человека на растительный мир, приводить примеры. Знать определение заказник и заповедник, их роль в охране растений.

П. 59

С 266-270

65

3. Обобщение и систематизация знаний по теме:  «Развитие растительного мира».

Обобщение и систематизация знаний

П. 45-59

С 202-270

66

4. Зачет №4  по теме:

« Развитие растительного мира».

Контроль и коррекция знаний

П. 45-59

С 202-270

Повторение   (2 ч )

67

1. Строение и  жизнедеятельность растений.

Обобщение и систематизация знаний

П. 11-38

С 50-172

68

3. Заключительный урок по курсу «Биология  6 класс»  Летние задания.

Обобщение и систематизация знаний

Записи в тетради

С 271-272

Учебно-методическое обеспечение:

 литература для учащихся:

  1. Учебник: Пасечник В.В. Биология: Бактерии. Грибы. Растения.  -  М.Дрофа,2010 .
  2. Рабочая тетрадь по биологии . Пасечник В.В. Биология: Бактерии. Грибы. Растения. -  М.Дрофа,2010 .
  3. Книга для чтения  по  ботанике /сост.  Д.И.  Трайтак. -   М., Просвещение, 1985.

      4.  Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель»,

 литература для учителя:

  1. Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике. -  М., Просвещение, 1982.
  2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7. - М., Просвещение, 1989.
  3. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология - 6 кл./ экспериментальный учебник. - М., Вентана - Граф, 1993.
  4. Малеева Н.В., Чуб В.В.Биология: флора - 7 кл./ экспериментальный учебник. - М., Дрофа, 1997.
  5. Генкель П.А. Физиология растений. -  М., Просвещение, 1985.
  6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1997.
  7. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по  биологии: растения. - М., Просвещение, 1988.
  8. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе, - М., Просвещение, 1990.
  9. Петров  В.В Растительный  мир  нашей  родины. - М., Просвещение, 1991.
  10. Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. – М., Просвещение, 1996.
  11. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.
  12. Боброва Н.Г  Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.

               

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Кроме того, при ведении курса в 6 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...