ОПРЕДЕЛЕНИЕ PH НАПИТКОВ. КОНКУРСНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
творческая работа учащихся по биологии (6 класс) на тему

Корягин Дмитрий Александрович

Научно-исследовательская работа ученика МОУ Дмитровская СОШ № 2 г. Дмитрова, проведенная в рамках конкурса "Проект Года" г. Дмитров 2012 год.

Работа посвящена изучению влиянияпо пулярных напитков на процессы пищеварения в различных отделах пищеварительной системы человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muhin_denis_konkurs.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОУ ДМИТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Конкурс «Проект года 1012»

КОНКУРСНАЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 ТЕМА:         «ИЗМЕРЕНИЕ pH НАПИТКОВ»

Ученика                Мухина Дениса Евгеньевича

Класс                                6 «б»                        

Руководитель: учитель биологии  

МОУ Дмитровская СОШ № 2

Корягин Дмитрий Александрович

Дмитров 2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

1.1 ОТДЕЛЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИХ СТРОЕНИЕ И УРОВЕНЬ PH        

1.2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ PH ОБРАЗЦОВ НАПИТКО С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ИНДИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ИНДИКАТОРНОЙ БУМАЖКИ.        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        


ВВЕДЕНИЕ

За долгую историю человечества, было создано огромное количество продуктов питания. В пищевой рацион современного человека по-прежнему входят все необходимые для здорового роста и развития вещества – минеральные и органические. Постоянные стрессы, ненормированный рабочий день у взрослых, увлечение детей продуктами содержащими красители, добавки, могут привести к серьезным заболеваниям. Есть еще одно важное на нашей планете вещество, без которого нельзя обойтись – это вода. Самое важное свойство воды – это способность растворять в себе вещества.

В химии особым важным показателем для растворов является так называемая величина pH. Так называют содержание в различных растворах особых частиц - «H» - ионов водорода. Если их много в растворе – то такой раствор называют щелочным, если мало – то кислотным. Организму человека необходимо определенное количество таких ионов водорода, для того чтобы в нем происходили важные химические процессы.

Цель исследования: Провести анализ уровня pH двух образцов популярных среди молодежи, напитков, и на основе анализа определить какой из этих напитков безвреднее для пищеварительной системы человека.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературные источники по проблеме работы
  2. Определить pH двух образцов напитков
  3. Сравнить pH напитков с pH отделов пищеварительной системы
  4. Сделать выводы на основе эксперимента

Гипотеза исследования:  Напитки содержащие много кислоты или щелочи могут нанести вред органам пищеварительной системы, нарушив кислотно-щелочной баланс, привести к заболеваниям. Определив pH этих напитков, мы сможем судить об их вреде.

Теоретическая значимость исследования: Данные полученные в результате анализа литературных источников могут быть использованы в дельнейших исследованиях связанных с определением pH.

Практическая значимость исследования: Данные полученные в результате эксперимента и выводы сделанные по его завершению могут дать основание для изменения пищевого рациона, исключения из него того или иного напитка, во избежание нанесения вреда организму.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы по проблеме исследования
  2. Определение pH методом индикации с использованием универсальной индикаторной бумажки.

1.1 ОТДЕЛЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИХ СТРОЕНИЕ И УРОВЕНЬ pH

Несомненно, жизненные процессы человека должны протекать в определенной норме. В случае переутомления необходимо отдыхать, при ощущении голода необходимо питаться и т.д. Но за всеми перечисленными, кажущимися обычными, повседневными явлениями, скрываются сложнейшие химические процессы. Химические процессы – это процессы изменения (переработки) нашим организмом различных веществ - органических (белков, жиров, углеводов) и минеральных (минеральные соли). И те и другие участвуют в осуществлении важнейших процессов, происходящих в нашем организме – это выработка энергии, образование новых клеток, тканей, управление работой химических процессов.[2] Все это разнообразие функций постоянно держится под контролем самим организмом. Большинство химических элементов и веществ в организме человека может усваиваться им только в виде растворов [1]. Именно с помощью воды в нашем организме  образуются такие растворы. Сказав об этом, мы так же можем отметить что, состав той воды, которая употребляется человеком в пищу, в большей мере оказывает влияние на внутреннюю среду нашего организма.  На примере болезни, мы часто убеждаемся - как опасно бывает попадание чужеродного тела – инфекции в организм человека, и можем наблюдать его реакцию на такое явление, как заражение. Часто этой реакцией является повышение температуры тела. Наше тело пытается таким образом убить попавшие в него микробы, не выдерживающие высоких температур. Из такого наблюдения мы можем утверждать, что для тела человека существует какое-то определенное значение температуры, которое повышается или понижается в зависимости от ситуации, в которой человек находится. Не для кого ни секрет – 36.6°C   – это и есть то необходимое человеку постоянство. Только при 36.6°C  правильно, без перебоев, происходят важные химические процессы внутри нашего организма, четко работают нужные вещества. Стоит температуре измениться – и мы чувствуем недомогание, слабость, отсутствие аппетита, боль – все это признак неправильной работы тех самых нужных веществ. [1]

        Помимо температуры тела, есть еще и химические показатели, от постоянства которых зависит функционирование систем нашего тела. К такой величине относится показатель «pH». В такой науке как химия, этими буквами называют содержание в различных растворах особых, важных для жизни частиц - «H» - ионов водорода – вещества, без которого немыслима жизнь на нашей планете вообще. Если их много в растворе – то такой раствор называют щелочным, если мало – то кислотным. [6] Естественно то, что организму человека необходимо какое-то определенное количество таких ионов водорода, для того чтобы в нем происходили важные химические процессы. И одной из систем органов,  показатель pH которых имеет важное значение, является пищеварительная система.  Именно благодаря пищеварительной системе человек получает все те вещества, о которых было сказано выше – органические и минеральные. Обрабатываясь специальным раствором – слюной во рту, пища и жидкость начинают свое продвижение по «ступеням» пищеварительной системы – так называемым «отделам», к которым относятся глотка, пищевод, желудок, кишечник (толстый и тонкий), растворяясь до мельчайших частиц, которые впитываются организмом как губкой, и используются им для производства своих собственных веществ. [6]

        Конечно, рассматривать систему пищеварения человека необходимо с ротовой полости. Ротовая полость — начальный отдел пищеварительного тракта; спереди открывается ротовой щелью, сзади сообщается с глоткой.  

    В организме ротовое отверстие и полость рта входят в понятие «рот». Ротовое отверстие — ротовая щель — находится между верхней и нижней губой, при сомкнутых губах длина в среднем составляет 6—8 см. Губы, в области которых происходит переход от кожи к слизистой оболочке, включают три отдела — кожный (начинается от основания носа на верхней губе и от губоподбородочной борозды на нижней), переходный, или красную кайму, и слизистый. [3, 4,5]

            Ротовую полость разделяют на два отдела: передний, или преддверие рта, и задний, или собственно полость рта. При открытом ротовом отверстии эти отделы широко сообщаются между собой, при сомкнутых челюстях преддверие сообщается с собственно полостью рта через межзубные промежутки и позади последних моляров. Преддверие рта имеет подковообразную форму и располагается между губами и щеками снаружи и губно-щечными поверхностями губ челюстей изнутри. Одна из основных функций ротовой полости. — участие в измельчении пищи. Кроме того, в ней начинается химическая обработка пищи за счет специальных веществ – «ферментов», расщепляющих углеводы. Полость рта имеет также значение для осуществления дыхания, образования голоса и артикуляции. Функциональные нарушения в полости рта (расстройство жевательной функции и др.) неизбежно оказывают влияние на функцию всего пищеварительного тракта. Слизистая оболочка ротовой полости и слюна выполняют важнейшую функцию организма — барьерную. Барьерные свойства слизистой оболочки обеспечивают ее покровная ткань, которая обладает способностью впитывать вещества, особенно в подъязычной области. Благодаря увеличению количества слюны происходит обезвреживание вредных микроорганизмов. Так же происходит нейтрализация (приведение в необходимое организму равновесие) кислот и щелочей – химических соединений. [3, 4,5]].

        Значение pH  полости рта, при котором растворение пищи происходит так, как это необходимо равно 6,35 – 6,85 pH. Другими словами желательно чтобы пища, попавшая в ротовую полость, не была слишком кислой или слишком щелочной, так как она может вызвать неприятные ощущения, раздражения, а при постоянном употреблении такой пищи могут появиться и сложные заболевания, такие как кариес. Например, дантисты показываю, что популярные напитки содержащие кофеин (вещество придающее организму бодрости) провоцирует кариес, из-за того, что при употреблении таких напитков, в ротовой полости среда становится кислой (то есть pH становится меньше нормы). Для того чтобы привести химическую среду рта в норму стоматологи рекомендуют выпить стакан воды – она разбавит кислоту. [3, 4,5]

Вторым отделом важным отделом, который мы рассмотрим, будет являться желудок. Желу́док — полый мышечный орган, расположенный в левом подреберье. Желудочное отверстие находится на уровне XI грудного позвонка. Желудок является резервуаром для пищи, которая была поглощена, а также осуществляет химическое переваривание этой пищи при условии оптимального (нужного) для этого процесса числа pH. Кроме того желудок осуществляет выделение специальных активных веществ – ферментов так же работающих только при определенном количестве ионов водорода – pH, и выполняет функцию всасывания – подобно губке.[4]  Конечно желудок чрезвычайно сложно устроенный орган, и показатель pH в разных его частях будет немного отличаться, однако среднее число его ровняется 3,0-3,5 pH. То есть это говорит нам о том, что среда в желудке кислая, в отличие от ротовой полости, зависит это от наличия в нем соляной кислоты – слабого раствора, который помогает обеззараживать полость желудка и пищу попавшую в него.   [1,3,4]

К наиболее распространенным заболеваниям желудка относятся: гастрит – заболевание поверхности желудка – воспаление слизистой оболочки, причиной которого является неправильное питание, употребление кислых, острых продуктов, нарушение режима питания, попадание в желудок микробов, а так же употребление спиртного и кислотосодержащих напитков. К заболеваниям желудка можно отнести так же  различные расстройства, язвы, изжога, которая возникает так же при повышенной кислотности – когда pH имеет небольшое значение, и кислота из желудка начинает подходить к верхнему отделу пищеварительной системы, которым является пищевод. [5]

Следующий отдел рассмотренный нами – это кишечник. Кише́чник (лат. intestinum) — орган пищеварения  у человека. Находится в брюшной полости. Состоит из тонкой и толстой кишки.

 То́нкая кишка́ (лат. intestinum tenue) — отдел кишечника у человека, располагающийся между желудком и толстой кишкой. Тонкая кишка осуществляет функцию всасывания питательных веществ – белков жиров и углеводов, но в растворенной форме – то есть расщепленных на более простые части из кома пищи  в организме. [4]

То́лстая кишка́ (лат. intestinum crassum) — нижняя часть кишечника, в которой происходит в основном всасывание воды и формирование из пищевой кашицы Толстая кишка — наиболее широкая часть кишок человека, располагается в брюшной полости.

Длина толстых кишок от 120 до 227 см и в среднем равна 158,4 см. В стенке толстой кишки имеются многочисленные отверстия,  из которых выделяется обеззараживающее вещество. [4]

Среда кишечника слабо – щелочная  примерно 7,5 pH.  Среди распространенных заболеваний кишечника можно назвать, например понос, расстройства, нарушение микрофлоры – сокращение числа полезных бактерий обитающих в нем и живущих в сотрудничестве с человеком. Все эти заболевания могут вызываться неправильным питанием, отравлением, сопровождаемые изменением pH.  [5]

Итак, из прочитанного материала становится ясно, что уровень pH в различных отделах пищеварительной системы разный и это зависит от функций, которые выполняет этот отдел. Мы получили данные о pH обозначенных органов, возможных нарушениях их работы с которыми так или иначе связанно изменение показателя Ph и можем приступать к практической части исследования.


1.2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ pH ОБРАЗЦОВ НАПИТКО С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ИНДИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ИНДИКАТОРНОЙ БУМАЖКИ.

Для начала следует сказать несколько слов об индикаторной бумаге, которую мы будем использовать в нашей экспериментальной части.  Индикаторная бумага производится с использованием специального вещества – лакмуса, который представляет собой тёмный порошок со слабым запахом нашатырного спирта. Хорошо растворяется в чистой воде, образуя растворы фиолетового цвета. В кислых средах (pH<4,5) лакмус приобретает красную окраску, в щелочных (pH>8,3) — синюю. У лакмуса, по сравнению с остальными индикаторами, сравнительно небольшая погрешность в определении среды вещества. [4]. По завершению анализа литературных источников нами была составлена сводная таблица, наглядно показывающая уровень pH в различных отделах пищеварительной системы.

Таблица 1. Определение pH отделов пищеварительной системы

Ph ротовой полости

Ph желудка

Ph  кишечника

6,5-7

3,0-3,5

7,5

Итак, наш эксперимент проходил в несколько этапов.

  1. На первом этапе нашего эксперимента мы разлили образцы напитков в чистые емкости и обозначили их цифрами 1 и 2
  2. На втором этапе мы провели определение уровня pH в образцах напитков 1 и 2
  3. На третьем этапе мы произвели вычисления и составили сводную таблицу разницы Ph образцов и pH отделов пищеварительной системы
  4. На четвертом этапе мы сделали выводы

Таблица 2. Разница показателей pH напитков и показателей pH отделов пищеварительной системы

 

Ph ротовой полости

Ph желудка

Ph кишечника

Ph образца 1

3,2

2,7

4,2

Ph образца 2

1,0

-2,5

2,0

Из таблицы видно что образец 1 по своей кислотности превышает даже желудок, в котором и без того кислая среда. pH образца 2. напротив щелочная, и различия не так велики. Если учесть тот факт что желудок может реагировать на щелочные вещества повышенным выделением соляной кислоты и тем самым нейтрализовать щелочь напитка. А добавление в оптимально-кислую среду кислоты может привести к заболеваниям и расстройствам всех органов и отделов пищеварительного тракта, описанным нами ранее в части 1.1.

Подводя итоги нашего эксперимента, следует обозначить то, что образцом под номером 1 выступил популярный на сегодняшний день напиток Coca Colla, образцом  2 выступил не менее популярный напиток – минерализованная вода «Сенежская».

Выводы:

  1. pH 1-ого образца находится в точке кислотности, а pH 2-ого образца в точке щёлочности
  2. Ph первого образца отличается от pH органов пищеварительной системы на большее  количество единиц чем второй, а следовательно первый образец вреднее для отелов пищеварительной системы


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами была проведена работа, которая еще раз доказывает пользу натурального продукта, в частности напитка, не содержащего красители, дополнительные химические ингредиенты, усилители вкуса и прочие добавки, так пагубно влияющие на органы нашей пищеварительной системы.

В результате исследования:

  1. Проанализированы литературные источники по проблеме работы
  2. Определены  показатели pH двух образцов напитков
  3. Произведено сравнение pH напитков с pH отделов пищеварительной системы
  4. Сделаны выводы на основе эксперимента

Таким образом, мы можем утверждать, что все поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена, а цели достигнуты.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007.

2.  Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2007.

Электронные источники:

3.       http://dic.academic.ru

4.       http://ru.wikipedia.org

5.       http://www.gastroscan.ru

6.       http://www.ecounit.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 11 классе "Определение ускорения свободного падения" лабораторная работа

Урок приобретения новых знаний,  практическая исследовательская работа с применением ИКТ. Осуществлялась связь с предметом  информатика. Для вычисления результата и погрешностей использовала...

Определение показателя преломления стекла. Лабораторная работа. 11 класс.

Презентация подготовлена к уроку в общеобразовательном классе (2 часа в неделю)  по теме: "Определение показателя преломления стекла".Тип урока: лабораторная работа. На слайдах представ...

Определение плотности твёрдого тела. Лабораторная работа.7 кл.

Практическая работа (. 7 кл) в соответствии с ФГОС второго поколения проводится в форме ролевой игры...

Определение углеводов - с выполнением практической работы

Урок для углублённого изучени раздела "Биохимия" в урочной или внеурочной деятельности....

Лабораторная работа "Определение влияния физической нагрузки на работу сердца"

Лабораторная работа для 8 класса состалена на основе технологии развития критического мышлени...

Презентация на тему " Основные термины и определения при выполнении ручных швейных работ"

В данной презентации рассмотрены осные термины и определения при выполнении ручных швейных работ, такие как: мода, стиль одежды, волокно, швейная нить, ткань, стежок, строчка, шов, длина стежка, ширин...

Анкета для студентов по определению уровня развития навыков самостоятельной работы студентов.

Анкета может быть использована для мониторингаучебной деятельности студентов...