Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему:
    Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

    Горовая Анна Валерьевна

    Цели урока: сформировать представление о погоде и ее элементах,  климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны;  способствовать дальнейшему развитию умений наблюдать и описывать погоду своей местности, формированию навыков групповой работы; создать положительный эмоциональный комфортный микроклимат на уроке.

    Задачи: учащиеся должны:

    1.Знать определение понятий: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорологические станции. Научиться определять разницу между погодой и климатом.

    2.В ходе выполнения практической работы научиться составлять описание погодных условий своей местности.

    3. Выяснить влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе человека.

    5.Иметь представление о мерах охраны воздуха в своей стране и области.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_prorodovedenie_pogoda.docx26.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

    «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»

    Коспект урока по природоведению на тему: «Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.»

    Подготовила : Горовая А.В.

    2014 г

    Цели урока: сформировать представление о погоде и ее элементах,  климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны;  способствовать дальнейшему развитию умений наблюдать и описывать погоду своей местности, формированию навыков групповой работы; создать положительный эмоциональный комфортный микроклимат на уроке.

    Задачи: учащиеся должны:

    1.Знать определение понятий: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорологические станции. Научиться определять разницу между погодой и климатом.

    2.В ходе выполнения практической работы научиться составлять описание погодных условий своей местности.

    3. Выяснить влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе человека.

    5.Иметь представление о мерах охраны воздуха в своей стране и области.

    Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Климат. Погода» , календари погоды  учащихся, калькуляторы, распечатки практических работ, изображения различных погодных явлений; на доске – тема, эпиграф, основные термины: погода, признаки погоды, климат, метеорология, метеорологи, метеорологические станции, метеочуствительность.

                                                                                  Климат — это то, чего вы                    

                                                                                   ожидаете,  а погода — то,

                                                                                        что вы получаете.

    Ход урока:

    1.Организационный момент.                                                                  

    Сегодня наш урок пройдёт необычно. Для того чтобы определить тему урока, нам нужно отгадать загадки (ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем).

    Так темно осенней ночью, 
    Что не видно даже кошке,
    Только точки-огонечки
    В небе светятся немножко (звезды)

    Голубое, голубое!
    Голубее не бывает!
    И неспешною гурьбою

    Облака на нем летают (небо)

    Он может лить и сеять,
    И просто так идет,
    Летать он не умеет,

    А в небе ведь живет! (дождь)

    Дождь не шел сегодня ночью,
    Звездочки мерцали,
    А на травке и листочках
    Капли засверкали! (роса)

    О, наше яркое светило,
    Источник жизни на Земле!
    Все без тебя бы камнем было
    И пребывало бы во мгле! (солнце)

    Если новости идут,
    То, в обычной моде,
    Что в конце передают?
    Точно! – О ...! (погоде)

    2.Изучение нового материала

    Послушайте стихотворение.

    Я читаю первую строчку, а вы отвечаете да или нет.

    Что такое Атмосфера?

    Может это литосфера? – нет!

    Может это гидросфера? – нет

    Может, это просто точка? –нет

    Значит это оболочка? –да

    Из чего она? из камня? –нет!

    Состоит из смеси газов? –да!

    Той, что воздухом зовут,

    Они жизнь для нас дают!

    Практически каждый день в нашей жизни мы слышим это слово – погода. Что же такое погода? Пожалуйста, попытайтесь самостоятельно ответить на этот вопрос. При ответе обратите внимание на то, что мы не зря вспомнили о том, что такое атмосфера.

    Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.

    Основные признаки погоды: температура, облачность, ветер, атмосферное давление. К погодным явления, например относится дождь, молния, град, снег, иней, роса и т.д.

    Погода изменчива. Сегодняшняя погода может резко отличаться от завтрашней. Но её научились предсказывать. В давние времена её предсказывали по местным признакам: форме дыма из труб, цвету закатного солнца, поведению животных  . Сейчас для этого существует целая наука – метеорология. Учёные, занимающиеся предсказанием погоды, называются метеорологи, а станции, на которых они работают – метеорологические станции. Благодаря их работе мы по телевизионным программам узнаём  прогнозы погоды на каждый день, неделю и даже более длительные сроки. Иногда наблюдения за погодой проводят с помощью спутников.

    Вопрос: Почему человек должен знать и уметь предсказывать погоду? (урожай, отдых, работа аэропортов, метеозависимые люди, дорожных служб и др.)

            В давние времена наши предки предсказывали погоду по Луне, по календарным датам, цвету закатного солнца. Погоду могут предсказать насекомые, птицы, растения.

            

    – Если воробьи купаются в пыли, говорят – быть дождю. Муравьи и пауки усиленно работают – быть хорошей погоде и теплу. Но если пчёлы сидят в улье и гудят – ожидайте дождь. Если петухи поют рано с вечера, – к потеплению. Листья конского каштана перед дождём выделяют большое количество липкого сока.

            Растения – предсказатели погоды.

            Человек давно заметил, что у многих растений перед изменением погоды изменяется положение отдельных частей. Они могут улавливать то, что не подвластно нашим органам чувств. Такая способность объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а так же от солнечного света.

            Одуванчик. Перед ненастьем цветки его закрываются, будто прячутся от дождя. Лёгкие белые парашютики одуванчика разлетаются даже от слабого ветра в сухую погоду. Перед дождём же ветер никак не может сорвать словно приклеенные семена.

            Предсказатели погоды среди животных.  

            Некоторые народы как живой барометр используют рыбу голец. В ясную погоду он лежит на дне аквариума неподвижно, но вот, виляя длинным телом, он начинает сновать вдоль стенок аквариума, и через какое-то время небо затягивается тучами. А теперь голец уже бросается по аквариуму вверх – вниз, справа – налево, значит, вскоре забарабанят капли дождя.

            Замечательные метеорологи – пауки. Известно, что они не переносят влажности, поэтому крайне редко выходят на охоту утром. Утром они появляются лишь тогда, когда нет росы, а отсутствие росы – один из признаков близкого ненастья. Жары пауки также боятся, поэтому, когда паук выходит на охоту в знойный полдень, это значит, что он чувствует сильный ветер или грозу, которая, порвав паутину, может лишить его еды. Вечером пауки охотно оставляют своё жильё, если не чувствуют приближение дождя. Увидев паука вечером, можно смело ожидать хорошей погоды на следующий день. Давно известна способность пчёл предчувствовать изменение погоды. Когда приближается гроза, они отовсюду слетаются к пасеке.

            Блестящий «прогнозист» – лягушка. Она тонко реагирует на самые малые изменения в атмосфере. Люди издавна заметили: озёрные лягушки взлезают на берег – к дождю.

            Немало примет связаны с поведением вездесущих воробьёв. В хорошую погоду они весёлые, подвижные. Если же воробьи собираются стайками на земле, становятся вялыми, сидят затопорщив – к дождю.

            Большой пёстрый дятел сообщает об изменении погоды своей барабанной дробью на суках. Если дятел стучит клювом в ясный летний день, – значит, будет дождь.

            В народе существует точная примета: ласточки летают высоко – к хорошей погоде, низко – к дождю.

    Можно ли по одному какому-нибудь признаку или примете строить прогноз погоды?

    Климат – многолетний режим погоды в определённой местности.

    Вопросы к учащимся: А как называется климат нашей местности? (умеренный).

    Какими признаками он характеризуется? (смена времён года (сезонов))

                                 

                                     

    Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

    Вопрос: какое значение имеет воздух в жизни всех живых организмов?

    Воздух необходим для всех живых организмов: растений, животных, важнейшая составная часть среды обитания людей. Он -- основа жизни на Земле, в том числе жизни человека. Атмосфера служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом, оказывает решающее воздействие на здоровье людей, их трудоспособность, жизнедеятельность растительного и животного мира.

    Вопрос: По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Чем это опасно?

    Загрязнение воздуха, т. е изменение его природного состава из-за пыли, выхлопных газов или пахучих веществ, может  вредно влиять на условия труда и быта людей, отражаться на их жизни и здоровье, наносить вред окружающей среде и народному хозяйству. Основными источниками антропогенного загрязнения атмосферы химическими веществами, поступающими в воздух в газообразном, жидком или твердом состоянии, являются промышленность и транспорт.

    Вопрос:  А как вы думаете, нужно ли воздух охранять? Как можно это сделать?

    Атмосферный воздух, также как и вся природа, находится под охраной государства. Правоотношения по охране атмосферного воздуха в РФ регулируются специальным законом «Об охране атмосферного воздуха». Данный Закон направлен на сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха и его восстановление. Он действует во всех регионах нашей страны, в том числе и в Тульской области.

    3.Закрепление и выводы: что нового узнали и чему научились.

    -по терминам на доске: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорологические станции.

    4.Домашнее задание: параграф 20,подготовиться к письменному опросу.

     

    Календарь погоды на ноябрь

    число

       

    Основные признаки погоды

    ТЕМПЕРАТУРА, С

    ОБЛАЧНОСТЬ

    ОСАДКИ

    ВЕТЕР

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

    Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

    Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».

    Аннотация Урок «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение» проводится в 7 классе. Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений. Активизировать поз...

    конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".

    Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....

    Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"

    «Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст...

    Урок по биологии "Значение млекопитающих в природе и жизни человека"

    Урок обобщения. Используются разнообразные  методы : викторина , тестирование , исследовательская  работа, кроссворд . К уроку подготовлены три  презентации. Урок  способствует...

    Урок-лекция в 7 классе по теме «Значение млекопитающих в природе, жизни человека, их охрана»

    Урок формирования новых знаний проводится в форме урока – лекции. Материал объемный, в учебнике для 7 класса авторов В.В. Латюшина, В.А. Шапкина расположен в разных параграфах, чтобы его объед...

    Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

    Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...