Внеурочное занятие по биологии по теме «По следам цивилизации» 8 класс.
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Авдеева Виктория Николаевна

 

С 2012 года в стране действуют «Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030г.» Их задача – обеспечение экологической безопасности новой модели экономического развития страны. Предусматривается усиленное внимание образованию и просвещению по развитию у населения  экологической культуры.

Система образования призвана способствовать реализации основных задач экологической культуры и социально-экономического развития общества.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_sledam_tsivilizatsii.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по биологии по теме

                                          «По следам цивилизации».

                                                           8 класс.

     С 2012 года в стране действуют «Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030г.» Их задача – обеспечение экологической безопасности новой модели экономического развития страны. Предусматривается усиленное внимание образованию и просвещению по развитию у населения  экологической культуры.

Система образования призвана способствовать реализации основных задач экологической культуры и социально-экономического развития общества.

Необходимо понять, что социальные, экономические и экологические проблемы  тесно взаимосвязаны. Эти проблемы должны решаться поэтапно. Первый этап-разделение в сознании учащихся отношений с окружающим его миром на отношение с людьми, природой. Второй этап-выделение критериев оценки таких отношений. Третий этап-сопоставление этих отношений, выявление их между собой и с характеристиками личности человека.

Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой.  В этом отношении система образования имеет большие возможности. Представленное занятие является одним из этапов решения экологического воспитания учащихся.

      Цель: углубление экологических знаний учащихся, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому.

     Учебно-практические задачи:

  • дидактическая – углубить, закрепить, обобщить знания по охране окружающей среды и экологическим  проблемам общества;
  • воспитательная – продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и загрязнения окружающей среды; ответить на вопрос: «что лично я могу сделать для сохранения природы?».
  • развивающая – продолжить развитие навыков работы с различными источниками информации, формировать, развивать экологическую культуру учащихся, умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.                                                                                                    

Оборудование: ПК, проектор, экран, электронная презентация по экологии, выставка детских рисунков на экологическую тему, выставка по страницам Красной книги.

Эпиграф мероприятия:

                                                                                     

                                                                  «Все тесно связано вокруг.

(Приметы мы не станем множить.)

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить».

А.Вознесенский

           На стенде слова писателей о природе:

      «Человек давно потерял способность предвидеть и предугадывать. Он найдет конец, разрушив Землю».

                                                                                                    А. Швейцер

   «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит, пересесть из него просто некуда. Вот потому- то все жители должны сообща спасать свой общий дом».

                                                                              Антуан де Сент-Экзюпери

  «Люди, опомнитесь, узрите содеянное вами и ужаснитесь!»

                                                                                                    С. Б. Лавров

  «Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять, что животные, рыбы, птицы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого».

                                                                                                      В. Астафьев

  «Охранять природу  -  значит охранять Родину».

                                                                                                      М. Пришвин

        

Форма проведения: урок – путешествие.

Учитель: Здравствуйте!

Мы сегодня собрались поговорить о нашем общем доме, о самом загадочном  и неизвестном, о самом красивом и родном. Вы, наверное,  догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме – планете Земля. Вы знаете, что  2014 год был  годом культуры, в том числе экологической, и будущие планеты зависит от нашего отношения к ней.

Мы все с вами – дети природы и должны с уважением относиться к ней, жить по ее законам!

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня на нашем мероприятии мы будем говорить об экологии, экологических проблемах и возможных путях их решения.

Учитель. Какие экологические проблемы существуют на планете Земля?

Ответы учащихся.

-истощение природных ресурсов;

-глобальное потепление климата («парниковый эффект»);

-истончение озонового экрана в стратосфере;

-проблема мелиоративно неблагополучных земель;

-кислотные осадки;

-сокращение видового разнообразия живой природы;

-экологическая катастрофа мирового океана;

-проблема утилизации отходов.

Учитель. Как видим, проблем на Земле – множество. Каждая из них важна. В последнее время экологическая ситуация обострилась. Неспокойно на душе, тревожно, и эта тревога отражена в ваших рисунках, которые вы видите на выставке. Мы видим хмурое небо, встревоженных птиц, и нам кажется, что что-то случилось.  Гудит экологический колокол. Тревогой и болью наполнены его звуки. Боль за нашу Землю, орошаемую кислотными дождями, за отравленные реки, за небо с озоновыми дырами, за вырубленные леса…

Сегодня мы совершим путешествие в экодом, а сопровождать нас будут замечательные высказывания и стихи поэтов XX века.

 Первый ученик: «Бесчисленные миллиарды звезд разбросаны во Вселенной. Они рождаются и умирают. Но их быстротечная жизнь полна несказанной красоты, гармонии и порядка, полна неразгаданного смысла. Нет случайных явлений в космосе, ибо на всем, от крупнейших звезд галактики до последнего атома, покоится созидающая Рука Абсолютного Разума, который является Вечным».

В.Демин «Тайны Вселенной»

Второй ученик:

Черная бездна… Звездная пыль…

Холодом дышит вечность,

Переплетая сказку и быль,

Миг и бесконечность!

Кто-то, когда-то задал маршрут,

Не объяснив секрета,

И совершает неведомый путь

Маленькая планета.

Кружится, вертится шар голубой,

Нас на груди качая.

Крутится, вертится не для того,

Чтоб все начинать сначала.

В кружении стай вездесущих ракет

Так нелегко вращаться.

Все-таки пять миллиардов лет

Отдано цивилизации!

Мелкой дрожью на полюсах

Дает себя знать усталость.

И застывает вопрос на устах:

«А сколько еще осталось?!»

                                         И.Тальков

Третий ученик: Неужели цивилизация ведет к неизбежным бесценным потерям? В конечном итоге, это может привести к гибели всего человечества и нашей такой беззащитной планеты.

Четвертый ученик: Растения и животные всегда были для людей щедрым источником пищи, медикаментов, строительных материалов и одежды. А человек в ответ на это расчищал леса и распахивал поля.

Однако за последние несколько сотен лет, которые не более чем миг в процессе эволюции, «взаимную терпимость» и «всеобщее благо» сменили наши ещё более разрушительные, чем когда-либо, попытки манипулировать окружающей средой. А ведь у нас, людей, ежедневное выживание зависит от сложнейшего хитросплетения жизни, которое являет собой мир природы, а мы, на собственную погибель, постоянно наносим ему ущерб.

Пятый ученик: Стремясь облегчить себе жизнь, человек изобрел ножницы, чтобы стричь; удочку, чтобы ловить рыбу; клещи, чтобы ухватывать; сито, чтобы процеживать; горшки, чтобы хранить продукты; шприцы, чтобы делать уколы; щипцы, чтобы колоть орехи. Но и в этом, как и во многом другом, он лишь повторил решения, найденные природой много веков назад.  Природа была в этом первой.

Шестой ученик: Ни в чем человек не проявляет столько изобретательности, как в разработке средств нападения и защиты. Но и животные создавали свой арсенал, далеко не ограниченный зубами и когтями. И природа была в этом первой.

Седьмой ученик: Природа – великий учитель! Во всех областях человеку есть чему поучиться у нее.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У Земного шара на боках.

Мы давно освоили планету.

Широко  шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?

                                                 В.Орлова

Восьмой ученик: Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты быстро изменяется.        

Первый ученик:

Вот она летит,

Маленькая такая!

Вот она грустит,

В думы свои вникая,

Вот она плывет,

Зыбкой прохладой веет,

Все еще живет,

Все еще людям верит.

Вот она летит

Солнечно и воздушно,

Вот она глядит

В наши сердца и души,

Вот она плывет

Сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет,

Просит прийти на помощь!

Земля надежду вечную несет

И смотрит вдаль бессонными глазами.

За нас никто планету не спасет –

Спасти ее мы можем только сами!

                                                  Е.Птичкин

Второй ученик: Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека? Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы наше государство с 1948 года  создает охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки. Международный союз охраны природы начал целенаправленную работу по сбору данных о редких и исчезающих видах. В 1966 году собранные данные были опубликованы под названием «Красная книга фактов».

Презентация животных и растений, занесённых в «Красную книгу» Курской области.

(Растения, занесённые в «Красную книгу»: волчеягодник, проломник             Козо – Полянског, пион тонколистный, прострел луговой, волчник боровой, шиверекия подольская, пыльцеголовник красный, башмачок настоящий. Животные, занесенные в «Красную книгу»: аист черный, сапсан, подорлик большой, выхухоль, норка европейская, соня лесная, тушканчик большой, сурок степной).

Третий ученик:

Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

                                        Р.Рождественский

Четвёртый ученик: Человек меняет окружающую среду и результат его деятельности налицо.

Демонстрация отрывков видеофильмов о разливах нефти, вырубке лесов.

Пятый  ученик:

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья, и мазут.

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

- Зачем все это, Человек?!

Иду таёжною долиной…

И снова - горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

- А что? Кислотные дожди…

…Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек.

И я услышал стон Природы:

- Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой  –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили  вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец природы –

Ее созданье  – Человек!

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить,

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов.

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

-Да сын ли ты мне, Человек?

                                 А. Глебов

Шестой ученик: Нам не безразлична судьба людей, от которых зависит будущее нашей планеты. Так давайте же не будем безразличны к себе и к своей планете. Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо! И она у нас одна.

Седьмой ученик: Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаем, что мы связаны со всем живым в природе.  Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».

Природа-мать, прощая наш эгоизм, наше потребительское отношение к ней, приходит на помощь к нам сама, возрождая наши загрубевшие души, наполняя наши сердца любовью.

Восьмой  ученик:

Останьтесь на земле осина, дуб и клен.

Я показать хочу живую землю сыну –

Высокий мощный дуб и тонкую осину

На полотне весны, где свет со всех сторон.

Останьтесь на земле орел, журавль и стриж,

Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой,

Увидел журавля, похожего на скрипку,

И взмах смычка – стрижа над тусклым блеском крыш.

Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень,

Чтобы сын счастливо жил и удивлялся миру.

Даю ему на память молот, плуг и лиру

На незакатный час, на безупречный день.

                                                А. Макаров

        

Учитель: Во время путешествия вы были пассивными слушателями, а сейчас мы с вами  активно поработаем и выполним задания (организуется работа учащихся по группам, время выполнения - 7 мин., результаты своей работы группы представляют в виде плакатов).

Задания 1 группы:

Написать свои предложения по охране природы и оформить плакат.

Задание 2 группы:

Из предложенных правил поведения на природе выберите верные.

Не повреждай кору деревьев;

Мусорите в лесу, в парках, на лугу;

Не собирай березовый сок;

Убивайте животных и делайте из них чучела;

Не рви на лугах, в лесу цветы;

Кричите в лесу;

Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать цветочки;

Не сбивайте грибы, даже съедобные;

Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;

Не лови диких животных и не уноси их домой;

Не убивай змей, даже ядовитых;

Разоряйте птичьи гнезда;

Сбивайте грибы и оставляйте их лежать в лесу;

Не разоряйте птичьи гнезда;

Не шуми в лесу, в парке;

Топчите цветы;

Не выжигай весной сухую траву;

Бегайте по лесу и топчите траву.

Задание 3 группы:

Опишите дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти и предложите пути выхода из этой ситуации.

Учитель: Решение экологических проблем невозможно, если не придерживаться меры в использовании природных ресурсов, иначе неумолимое, неотвратимое действие законов природы приведет к разрушению даже того, что мы приобрели; если человек не знает меры своим желаниям, конфликт с природой неизбежен; человек не может изменить законы природы.

Оценка результатов занятия

- Выберите из поговорок и афоризмов те, которые, на ваш взгляд, адекватно отражают экологический смысл занятия.

1. Век живи - век учись.

2. Не в свои сани не садись.

3. Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять…

4. Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача.

5. Природные ресурсы неисчерпаемы.

6. Человек зависит от природы,  и  она зависит от него; она его сделала – он ее переделывает.

7. Природу побеждают, только повинуясь ее законам.

Рефлексия интереса к занятию.

Было интересно.

Было трудно.

Узнал новое.

Расскажу другим.

Поблагодарим друг друга за занятие.

Улыбнитесь друг другу и окружающим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по биологии в 5 классе "Растения первоцветы"

Занятие в игровой форме знакомит учащихся с растениями первоцветами....

Технологическая карта внеурочного занятия по биологии и химии в 8 классе. Тема урока «Химический состав костной ткани»

Самое трудное составить технологическую карту по внеурочному интегрированному занятию. предлагаю технологическую карту такого занятия....

Конспект занятия по биологии на тему "Экологические сукцессии" (11 класс)

     Материал представляет собой конспект занятия по биологии на тему "Экологические сукцессии" (11 класс). В конспекте представлен и дополнительный теоретический матер...

внеурочное занятие по биологии для 5-6х классов "Жёлтые маки Байкала"

Это внеурочное занятие позволит расширить знания учащихся в области видового разнообразия растительных сообществ Республики Бурятия на примера видов мака....

Технологическая карта внеурочного занятия по биологии в 6 классе "Анализ загрязненности проб снега" с использованием оборудования "Точка роста"

Тема урока (занятия): «Анализ загрязненности проб снега» Класс:6 «Г» класс Цель урока (занятия): провести сравнительный анализ загрязненности проб снега; познакомить ...

Конспект и презентация внеурочного занятия по биологии по теме " Птицы зимой"

В ходе занятия дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой; закрепить материал о том, как зимуют лиственные и хвойные деревья и кустарники; пополнять словарный запас детей; расширять кругозо...