Обобщающий урок в 11 классе по теме "Эволюция человека"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Резчикова Елена Борисовна

Урок может быть использован при обобщении темы "Антропогенез" в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Антропогенез».

Фридрих Дестервег: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Задачи:

1. - уметь обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

2.- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

3.- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

4.- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; формировать компетентности в сфере самостоятельной   познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе. (личностные УУД)

Ход урока:

В настоящее время на Земле проживает около 7 млрд. человек.  Человек — создание природы и остается ее частью. Организм человека развивается по общим для всех живых существ законам. Происхождение человека, становление его как вида называется антропогенезом.

О происхождении человека

Альберт Денисов

Обезьяны бы спокойно жили,

 Эволюция бы не творила чудеса,

 Если б браконьеры не срубили

 Южноафриканские леса.

 Что ж, спустились, выпрямили тело.

 Но грустили долго по сучкам:

 Верхние конечности без дела

 У бедняг болтались по бокам.

 Так бы вот, мозгами небогатая,

 У приматов пеших жизнь текла.

 Только вот однажды тварь мохнатая

 Палку сучковатую взяла...

 То , что труд слепил из обезьяны  

 Пифагора-это ерунда!

 Тут, куда ни ткни- одни изъяны!

 Не стыкуется тут что-то, господа!

Посмотрите видео о климате того времени когда появился человек.

Меня заинтересовало размышление одного ученого в беседах о человеке:

"Когда вы наблюдаете за тем, как ваш ребёнок или ваш младший брат сначала ползает на четвереньках, потом встает на две ноги и пробует идти, перед вашими глазами в сжатом виде проходит не история человека, а много более древняя история.

Образовавшиеся около 10 млн. лет назад ПРОГРАММЫ, действуют и по сей день”.

(В.Р.Дольник).

Вопросы:

1. Как вы прокомментируете данное высказывание с точки зрения антропогенеза?

Доказательства происхождения человека от животных.

Общие принципы строения организма человека заложены еще миллиарды лет назад, когда сформировался генетический код и возникла первая клетка. Биологические особенности человека передаются от поколения к поколению, записанные в генетической программе, которую представляют молекулы ДНК. В наших генах содержится значительная часть генофонда древних рыб, первых хордовых и даже беспозвоночных животных.

Человек — представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам.

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Сформулируйте цель урока….

Цель урока: обобщить, углубить, систематизировать знания о происхождении человека от животных; стадиях эволюции человека; роли биологических и социальных факторах на разных стадиях антропогенеза. (Цель должны сформулировать учащиеся).

  2.    Зачем мы изучаем данную тему?

 Чтобы знать своё происхождение и не терять связи с живой природой.

Чтобы знать, как наука объясняет вопрос о происхождении человека, ведь в обычной жизни мы чаще сталкиваемся с религиозной точкой зрения.

 Чтобы относится к животным не с позиции « царя природы», а на равных.

 Чтобы выяснить, правду ли говорят, что человек произошёл от обезьяны.

3. Какие существуют факторы происхождения человека?

(Биологические и социальные)

Человек – биологический вид, являющийся частью биосферы и, следовательно, продуктом её эволюции.

Дарвин в своей работе применил эволюционную теорию к объяснению причин исторического развития человека действием биологических факторов эволюции видов в природе. Это стало крупнейшим событием понимания истории человека. Впервые была разработана биологическая теория происхождения человека.

Вопрос: Перечислите известные биологические факторы эволюции, общие для всей живой природы, в том числе и для человека (по Дарвину и с позиций СТЭ).

(Наследственность, изменчивость, естественный отбор, популяционные волны, дрейф генов, изоляция)

Составим фишбоун .

Учащиеся вместе с учителем заполняют схему фишбоун, работают с мест и параллельно записывают данные в листах самоконтроля.

На ранних этапах преобладали биологические движущие силы.

Естественный отбор отбирал:

приспособляемость к меняющимся условиям среды;

особей, способных изготавливать примитивные орудия труда, позволяющим им добывать пищу и защищаться от врагов;

стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения.

В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.

Индивидуальный отбор сформировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа:

Прямохождение

 Развитая кисть руки

 Крупный мозг

Групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию (формы отношений в стаде).

Учитель обобщает: В результате борьбы за существование преимущественно выживали и оставляли потомство особи с наиболее полезными в данных условиях наследственными изменениями. Естественный отбор способствовал закреплению следующих особенностей организации предков человека: в первую очередь, прямохождения, направленное совершенствование кисти руки и развитие головного мозга.

Вопрос: Можно ли объяснить происхождение человека действием только биологических факторов? ( зачитать фрагменты из книги И.И.Акимушкина "Тропою легенд”)

Фундамент детского интеллекта закладывается в очень раннем возрасте, когда ребенок еще очень далек от сознательного восприятия каких-либо навыков человеческого общежития. В эту пору его мозг все впечатления внешнего мира воспринимает с особой остротой и усваивает без труда. В первые годы жизни у ребенка вырабатываются две самые характерные человеческие черты – речь и хождение на двух ногах. Если этот период пропущен, то все усилия, сделанные после того, приводят лишь к незначительным результатам. Дети, выращенные животными, не единственный в этом отношении пример. В Америке в 1940 году на одной из ферм была найдена 5 – 6-летняя девочка, которую преступники в течение нескольких лет держали на чердаке привязанной к стулу. Взятая на воспитание в сиротский дом, она так же медленно усваивала речь, хождение на двух ногах и другие человеческие привычки, как и дети, воспитанные дикими зверями, хотя, как показало обследование, была нормальной от рождения.

Учеными замечена интересная вещь. Животные, которые свои органы могут употреблять, так сказать, в качестве рук, отличаются вместе с тем и более развитым мозгом.

Иван Петрович Павлов говорил, что секрет сообразительности обезьяны в ее четырех руках. Руками и ногами обезьяна может брать разнообразные предметы. Предмет в ее лапе приобретает новое назначение: камень превращается в молоток для раскалывания орехов, ветка – в опахало, древесные листья – в тампон, который животное накладывает на рану. Новые навыки расширяют поле деятельности условных и экстраполяционных рефлексов

В трудовых процессах с течением веков претерпели изменение не только орудия, но и органы труда – руки. Моральный и физический облик человека формировался под влиянием труда.

Под влиянием отбора кисть человеческой руки начала быстро совершенствоваться как орган труда. Удлинился и стал более сильным и подвижным большой палец руки. Расширилась ладонь, развилось тонкое осязание на концах пальцев.

Труд повлиял на формирование в необходимом направлении и других органов человеческого тела. Поскольку прямохождение стало теперь основной формой передвижения человека, у него развилась сводистая стопа с сильным большим (опорным) пальцем. Позвоночник приобрел четыре «амортизирующих» изгиба. Ноги сильно удлинились, а руки стали относительно короче. Увеличился мозговой отдел черепа и уменьшился лицевой.

Органы нашего тела (в первую очередь рука, мозг и речевой аппарат, как наиболее подверженные влиянию трудовых навыков) продолжают изменяться и сейчас.

Наконец как необходимое средство общения при коллективных процессах труда развилась еще одна чисто человеческая особенность – членораздельная речь. Речью и мыслительными процессами на базе речевых понятий обладает только человек.

Здесь мы подходим к признанию формирующей роли в происхождении современных людей еще одного важнейшего фактора – человеческого общества.

Вопрос: Как вы понимаете утверждение русского философа Н.А.Бердяева:

"Человек есть принципиальная новизна в природе”?

(Предполагаемый ответ: Человек существенно отличается от животных предков, таким образом действие только биологических факторов не смогло бы привести к появлению человека.)

Вопрос: Какие социальные факторы  позволили человеку стать именно тем, чем он стал сейчас?

(Общественный образ жизни, трудовая деятельность, речь, мышление, культура)

Главной движущей силой эволюции человека была трудовая деятельность.

Её результаты:

Морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука.

Способствовала сплочению древних людей в коллективы, т.е. созданию общества взамен стада.

Вопрос № 1 для рассуждения

 Какая существует взаимосвязь между трудовой деятельностью и возникновением речи? (Организация дискуссии в классе)

Есть мнение

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи. Прокомментируйте данный факт.

Вопрос № 2 для рассуждения

Как передается социальная информация из поколения в поколение?

Есть мнение

Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.) Социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума. Каждой взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

Вывод. Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества.

( Из книги Акимушкина: Как видим, человеческие навыки не заложены в нас от рождения, как утверждают идеалистические теории. Они продукт воспитания и развиваются только в обществе, под влиянием социальных факторов. Человек, неотъемлемая часть природы, однако он качественно отличное от зверя социальное существо. Труд и общественные отношения способствовали развитию человеческого сознания.

        III.Положение человека системе органического мира

( Дописать систематические единицы на карточках)

Карточки

Империя Клеточные

Надцарство Ядерные

Царство  …Животные……..

Подцарство Многоклеточные

Тип Хордовые

Класс Млекопитающие

Подкласс  …Плацентарные…….

Отряд  ……Приматы (князья)…

Подотряд Человекообразные обезьяны

Секция узконосые

Надсемейство  …Высшие узконосые (гоминоиды)……

Семейство  …Гоминиды……….

Род  Человек……….

Вид …Человек разумный………….

Задание: Заполнить таблицу “Родство человека с животными”(с последующим обсуждением)

Систематические категории

Общие признаки

Тип: Хордовые.

Подтип: Позвоночные.

Класс: Млекопитающие.

Подкласс: Плацентарные.

Отряд: Приматы.

На  экране  эволюционный ряд представителей семейства Гоминид.

Рассмотрим  этапы антропогенеза (видеофрагмент)

Сейчас мы проведем небольшую экспедицию и выясним как поэтапно эволюционировал человек и при этом изменял облик планеты.

«Эволюция человека»

Банацкая Ю.А.

 

Есть версия: что на заре цивилизации

Вдруг человек возник благодаря мутации.

 

И трудно нам сейчас поверить,

Что дикому подобен был он зверю:

Охотясь по-животному, был сильным,

Волосяной покров имел обильный.

 

На полусогнутых ногах передвигался

А мозг в объеме малом оставался

И назывался тот умелый человек

Никак иначе, а древопитек

 

И если составлять генеалогическое древо

Не обойтись без митохондриальной Евы.

Находка эта много прояснила

И в эволюции немало объяснила

 

На смену люди древние пришли,

Немало их останков ученые нашли.

Бесспорно, люди внешне изменились

И многого в развитии добились.

 

Простейшие орудия труда

Использовались предками тогда:

Скребки, рубила и из камня топоры –

Успешно применяли люди той поры.

 

И питекантропа и австралопитека  

Ученые назвали умелым человеком

Все усложнилось: мозг и кисти рук

За миллионы эволюционных лет не вдруг.  

 

Ледник заставил предков выживать.

И человек огонь стал добывать,

Жилье простейшее построил он тогда,

Усовершенствовал орудия труда.

 

Мозг увеличился, и изменилась у него походка

О том свидетельствуют многие находки

И homosapiensом человека стали называть

Чтоб стройность той теории предать.

 

Да – это версия одна из многих…

В научности нельзя ей отказать

И если есть загадки в мирозданье

Возможно, вам и предстоит их разгадать.

 

 

    Как развивалась эволюционная ветвь, вплоть до появления вида: «Человек разумный»? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо отправиться в увлекательное путешествие и снарядить экспедиции по исследованию эволюционного древа гоминид:

 Задания для группы № 1

«Архантропы»

Цель работы: выяснить, какие организмы являются первыми представителями рода Homo, в чем проявляется их более высокая организация по сравнению с австралопитеками

  1. Прочитайте статью в учебнике стр. 293-295.
  2. Ответьте на вопросы:
  1. Какие представители древнейших людей вам известны? Где обнаружены их останки?
  2. Охарактеризуйте строение, особенности жизни человека прямоходящего.
  3. Какие социальные закономерности начинают проявляться на стадии эволюции древнейших людей?
  4. Раскройте значение огня в антропогенезе.
  5. Как архантропы повлияли на формирование облика планеты
  1. Подготовьте краткое сообщение  для выступления по данному вопросу. Придерживайтесь регламента выступления  не менее 2 минут!

Задания для группы № 2

«Палеантропы»

Цель работы: выяснить какими особенностями отличались люди , сменившие древнейших людей.

1.Прочитайте статью в учебнике стр. 293 – 295

2. Ответьте на вопросы:

  1. Какие представители древних людей вам известны? Где обнаружены их останки?
  2. Охарактеризуйте строение, особенности жизни человека неандертальского.
  3. Какие социальные закономерности начинают проявляться на стадии эволюции древних  людей?
  4. Раскройте  значение совместной трудовой деятельности, коллективной охоты, заботы о соплеменниках
  5. Какова роль неандертальцев в изменении экологической обстановки на Земле.

Подготовьте краткое сообщение  для выступления по данному вопросу. Придерживайтесь регламента выступления  не менее 2 минут.

Задания для группы № 3

«Неоантропы»

Цель работы: выяснить, какими особенностями отличались люди современного физического типа, сменившие древних людей.

  1. Прочитайте статью в учебнике стр. 293-295.
  2. Ответьте на вопросы:
  1. Чем характеризовались ископаемые люди современного типа?
  2. Где были обнаружены их останки?
  3. Какой образ жизни вели кроманьонцы? В чем проявились более прогрессивные черты кроманьонцев по сравнению с неандертальцами?
  4. Какие факты свидетельствуют о высоком развитии интеллекта кроманьонцев?
  5. Сравните останки материальной культуры древнейших, древних и ископаемых людей современного физического типа и сделайте выводы о роли труда и общественной жизни в антропогенезе.
  6. Изменили ли кроманьонцы природу Земли?
  1. Подготовьте краткое сообщение  для выступления по данному вопросу. Придерживайтесь регламента выступления  не менее 2 минут!

Задание 3  Решение творческой задачи

Группы перед работой инструктируются. Основное правило – никакой критики! Группа выбирает  секретаря. Его обязанность – фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком).После обсуждения группа отбирает 2-3самых интересных решения. Затем выбирает спикера, который рассказывает о них всему классу и учителю.

Задача «Облик»

Известно, что с развитием цивилизации человеку всё реже приходилось, есть сырую пищу – в результате у него уменьшаются размеры челюстей, укорачивается кишечник. Людям всё чаще приходилось действовать сообща, в связи, с чем происходит сильное развитие речевого и мимического аппарата. Человек начинает регулярно пользоваться одеждой, тёплыми помещениями – и как результат поредение волосяного покрова.

Сейчас условия обитания многих людей опять меняются: городской и промышленный шум, радиация, опасность химического отравления, стрессы, преимущественно мелкая моторика рук и т. п.

Задание: Попытайтесь путём коллективного обсуждения спрогнозировать облик человека будущего, исходя из следующего условия: сегодняшние условия сохранятся, их признаки будут лишь усиливаться в дальнейшем.

         Вывод: (делают учащиеся)

Эволюция человека – исторический процесс, который отличается от эволюции всего живого на Земле. Человек – результат действия биологических и социальных факторов.

Развитие человека и человекообразных обезьян- это параллельные ветви эволюции.

Человек разумный приобрел преимущества среди живых существ и является составной частью биосферы и продуктом ее эволюции.

Домашнее задание: Нарисовать схему на листе формата А4  «Древо человека»

Анкета

1. Полезным ли был для вас урок?

2.Что важного или нового Вы вынесли с урока?

3.Понравилась ли Вам такая форма урока? Чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего урока по теме: «Вглядываясь в человека. Жанр портрета» 6 класс.

Конспект урока ИЗО в 6 классе по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Урок-обобщение по теме: "Вглядываясь в человека. Жанр портрета" проводится в форме игры "Де...

Игра "Детективы" Презентация обобщающего урока по теме: "Вглядываясь в человека.Жанр портета" 6 класс

Урок-игра ,,Детективы" поможет в увлекательной форме расширить, систематезировать и обобщить материал целого блока уроков по теме "Жанр портрета" в 6 классе....

Конспект повторительно-обобщающего урока по информатике по теме "Человек и информация", 6 класс по УМК Л.Л. Босовой

КОНСПЕКТ УРОКА «Человек и информация» (повторение и обобщение пройденного материал). Контрольное тестирование. Цели: 1. Повторить, обобщить  и систематизировать знания учащихся по теме «Чело...

обобщающий урок по теме "Природа и человек" по географии в 8 классе

цель урока: обобщить и проверить уровень знаний учащихся по темам "Рельеф России", "Климат России", "Внутренние воды России", "Почвенные ресурсы России", "Растительный и животный мир России"; совершен...

Обобщающий урок 11 класс по теме "Влияние человека на эволюцию биосферы"

Обобщить знания о глобальных экологических проблемах ипутях их решения....

Презентация обобщающего урока по обществознанию по разделу Человек и природа

Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу «Человек и природа», используя технологию решения логических задач....

Обществознание, 10 класс, профильный уровень. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек».

Цель урока: Повторить и обобщить материал по разделу «Общество и человек».Задачи: Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, ...