МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С КОММУНИКАТИВНЫМИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ЗАДАЧАМИ
статья по биологии ( класс) по теме

Федосова ЕленаНиколаевна

Сегодняшний этап развития в России информационного общества затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с учащимися и информацией. Сегодня самой насущной задачей, с нашей точки зрения, является подготовка человека к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение его новым видам грамотности, а именно – информационной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedosova_-_statya.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С КОММУНИКАТИВНЫМИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ЗАДАЧАМИ

Федосова Е.Н.

Сегодняшний этап развития в России информационного общества затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с учащимися и информацией. Сегодня самой насущной задачей, с нашей точки зрения, является подготовка человека к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение его новым видам грамотности, а именно – информационной. К сожалению, у нас в стране произошла подмена понятий: информационную грамотность отождествляют с компьютерной грамотностью. В большинстве школ при реализации обучения информационной культуре не учитывается тот важный компонент, который должен лежать в основе – это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации. Сегодня в мире объем знаний каждые 10 лет удваивается. Если объем человеческих знаний в 1950 г. принять за 100 единиц, то в 2005 г. он составил уже 4800 единиц. И если пытаться сохранить уровень знаний выпускника средней школы на относительном уровне 1950 года, школе пришлось бы учить детей по старой методике 480 лет. Значит, необходимо найти методику, по которой можно бы было сохранить относительный уровень грамотности, правильно выбрать необходимый фундаментальный, основополагающий материал и дать современную методологию нахождения и использования знаний. [1]

Современная методика преподавания в школе приводит к тому, что обучение развивает ребенка в информационном плане только до 5-го класса. После чего путем принуждения и давления со стороны родителей и учителей делается попытка втиснуть в головы учеников как можно больше знаний. Опросы школьников и выпускников средних учебных заведений, показывают, что элементарные знания по общим вопросам программы средней школы усвоены учащимися максимум на 15-20%. Высокий уровень умственного развития, выявленный у первоклассников, сохраняется к 7-му классу лишь у половины детей. От 1-го к 7-му классу среди адаптированных детей почти в два раза возрастает число учеников, расплачивающихся за адаптацию ухудшением здоровья. Анализ результатов тестирования российских школьников, показывает что учащиеся при работе с текстом не умеют:

  • составлять развернутый ответ в виде текста;
  • выделять и анализировать детали;
  • сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;
  • использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый, аналитический;
  • формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ.

Не могут:

  • привлечь информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях;
  • уточнить и переформулировать вопрос, содержащий дополнительную информацию к заданию;
  • ответить на вопросы, предполагающие многократное возвращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;
  • учесть точку зрения или знания адресата;
  • определить замысел и цели автора текста.[4]

Для современных учеников сегодня нет сложности с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии. С другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.[5]

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирования у учащихся самостоятельного приобретения знаний. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их добывать эти знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи.

Целями обучения являются формирование не только коммуникативной компетенции, но, в частности, и умения работать с информацией, т.к. основу составляет информационная компетенция. Таким образом, она является учебно-познавательной компетенцией и подразумевает умения сбора, обработки и использования информации в собственной профессиональной деятельности.[2]

Сбор информации включает чтение печатных и рукописных текстов различных жанров (публицистических материалов, документов, справочных материалов на разных носителях); прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов, официальных речей; активное участие в беседе.

Исходя из представления о желаемой информации, следует решить, какими методами и из каких источников может быть получена такая информация:

  • работа с литературным материалом и составление обзоров;
  • запросы в организации – держатели информации (государственные и общественные организации, предприятия);
  • поиск информации в Интернете;
  • собственные наблюдения или измерения.[5]

Одним из источников информации для школьников является учебник. Целью использования учебника на уроке являются:

  • подготовка школьников к самообразованию путем обучения их умению работать с учебником и любой другой литературой;
  • обеспечение тесной связи между умственной и конкретной практической учебной деятельностью (см. таблицу №1) [3]

Таблица №1. Приемы работы со школьным учебником

Репродуктивно-поисковый

Сравнительно-аналитический

Творческий

Комментированное чтение

Таблицы и схемы

Вопросы к прочитанному

Ответы на вопросы

Анализ рисунков

Составление тестов

Заполнение таблиц

Подготовка выступления

Работа с терминами

Написание синквейна

Составление схем

Опорные конспекты

Составление планов

Составление конспектов

В процессе обучения на уроках следует, поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием. К признакам самообразовательной деятельности относят:

  1. высокий уровень активности и самостоятельности учащихся;
  2. добровольность в приобретении новых знаний;
  3. совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;
  4. целенаправленность, системность и планомерный характер этой деятельности.

Реализацию этих признаков следует осуществлять через:

  • систематическое формирование и развитие умения самостоятельно работать с учебником при овладении учащимися алгоритмами действий, составляющих каждое умение;
  • включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;
  • включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает эмоциональную увлеченность в развитии познавательного интереса (см. таблицу №2)[3]

Таблица №2. Виды работы с информацией

№ п/п

Вид домашнего задания

Цель

Плюсы и минусы

Время на выполнение

Репродуктивно-поисковые задания

1

Заполнение таблицы с использование материалов учебника и рассказа учителя

Изучение дополнительного материала

Формирования умения структурировать дополнительный материал, смысловые блоки. Не является творческим. Не направлено на развитие ребенка.

20-30 мин

2

Письменные ответы на вопросы в учебнике, вопросы учителя

Повторить и закрепить изученный на уроке материал

Учащиеся прорабатывают учебный материал урока, имеют возможность восполнить пробелы, закрепить изученное.

10-20 мин

3

Составление развернутого плана, опорного конспекта по материалам учебника

Структурировать материал, выделить основные блоки, научить выделять главное из текста

Формирование умения выделять главное, структурировать материал. Не приводит к запоминанию конкретики, не является развивающим

20-30 мин (при сформированности  соответствующих навыков)

        Творческие задания

4

Составление маршрута путешествия

Повторить и структурировать знания по теме, применение их в нестандартной ситуации

Выполнение заданий на основе имеющихся знаний. Закрепление навыков работы с тематическими картами

1-1,5 часа

5

Исследование

Научить применять полученные умения и навыки для нахождения новой информации в ходе выполнения самостоятельного исследования

Формирование исследовательских умений, работа с дополнительными источниками информации, формулирование выводов. Развитие деятельностной активности учащихся, повышение интереса к предмету

30-60 мин

6

Прогноз

Научить пользоваться имеющимися знаниями для получения новых знаний и умений

Развитие творческого мышления, умения анализировать имеющуюся информацию и делать выводы

20-30 мин

7

Составление доклада, написание реферата и т.д.

Научить пользоваться дополнительными источниками информации, выделять главное в тексте, обрабатывать и анализировать информацию

Формирование навыков работы со специальной литературой, умений анализировать и делать выводы

3-4 часа и более

Заключение: занимаясь вопросами обучения начиная со средней школы, готовя будущего специалиста к работе с большими объемами информации, можно не только решать проблему здоровья населения, но и снять кризисные явления, связанные с информационной революцией. Надо лишь понимать, что будущее не за изменением программ обучения путем их информационного сокращения, а за новыми методиками обучения.

Литература

  1. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников /М.Д. Виноградова, И.Б. Первин.-М., 2005.
  2. Малкова, Н.Г. О развитии доминантных подструктур мышления пространственного мышления учащихся в процессе обучения / Н.Г. Малкова, Г.Б. Пичурина//Педагогическое обозрение: науч.- метод.и информ. журнал. – 2010. - №4.
  3. Поливанова. Н.И. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности/ Н.И. Поливанова, И.В. Ривина // Психологическая наука и образование. -2008.
  4. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем образовании/ С. Танцоров. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999.
  5. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности/ Г.П. Щедровицкий // Избранные труды. – М., 2012.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы

Данная работа представляет собой выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы. В работе рассматривается пошаговое обучение учеников 5-го класса анализу ...

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края

Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...

Типовые задачи, направленные на формирование коммуникативных и познавательных УУД на уроках МХК.

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к урокам "Афинский Акрополь" и "Древнегреческая мифология"...

Статья "Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию работы с текстом на уроках английского языка"

     Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед школьным образованием новые задачи, требующие совершенствования образовательного прос...

Разработка открытого занятия кружка по теме: "Методика работы с текстовой задачей. Поиск решения нестандартных задач".6-7 классы.

Методика  раскрывается на примере задач на однокруговые турниры.В задачах этого занятия турниры исследуются алгебраическими методами. Обучение алгебре состоит не только и не столько в обучении ме...