ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "РАЗГОВОР ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Тимощук Татьяна Юрьевна

На данном уроке, как итог курса химии и биологии, обобщаются  и   закрепляются знания об изученных веществах  на примере исследования состава и свойств  различных сортов чая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka.doc1_.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (химия-биология)

Учитель химии –Иванова А.В.

Учитель биологии-Тимощук Т.Ю.

Тема: «Разговор за чашкой чая»

Эпиграф: «Каждая выпитая чашка чая разоряет аптекаря».

                              Китайская мудрость

Цель урока:

1. Как итог курса химии и биологии обобщить  и     закрепить знания об изученных веществах  на примере исследования состава и свойств  различных сортов чая.

2. Познакомиться с технологией обработки чайного листа и приготовления чайного напитка.

3. Исследовать влияние чая на организм человека и физиологические процессы.

Задачи урока:

1.Опытным путем изучить состав и свойства веществ, входящих

в состав чая.

2.Определить основные показатели качества чая.

3.Познакомить учащихся с информацией о благоприятном влиянии

Чая на организм человека.

Ход урока.

1.Играет фоновая музыка, гостей встречают у дверей 2 ведущих.

Держат ленточку на уровне плеч ( д.б. 91 см). Дети входят в класс.

Ведущая 1:

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

Ведущая 2:

«Какое значение имеет лента, под  которой вы проходили?»

(Это высота двери в традиционных чайных домиках

 в Японии -91см).

Учащиеся рассаживаются по группам (4-5 человек)

Уч.химии:

Как вы догадываетесь, сегодня у нас необычный урок и по теме, и по форме проведения.

Урок подведения итогов изучения целого курса химии и биологии, урок применения полученных знаний на практике. Урок проектно-исследовательской работы, что подразумевает изучение (и теоретическое, и практическое) исследуемого объекта и создание продукта этой деятельности. Поэтому внимательно отнеситесь ко всем этапам работы.

В конце курса химии 11 класса предусмотрено знакомство с веществами, наиболее часто применяемыми человеком с различными целями.                                                                                                                                   Одним из самых популярных продуктов является чай Чай – полезный и любимый многими напиток. Сегодня его можно назвать напитком №1. Без него нельзя представить ни праздника, ни каждодневного стола. По примерным подсчетам он является основным напитком почти для 2,5 млрд. людей на земле. Фитотерапевты многих стран утверждают, что постоянное потребление чая снижает риск возникновения онкологических заболеваний.    

Чай пьем на завтрак, обед или ужин …. В то же время мы редко задаемся вопросом, что содержит этот наш «знакомец» и чем один вид чая отличается от другого? Может быть, зная состав различных чаев, мы использовали бы их иначе: иначе заваривали и иначе пили.

 Учитель биологии- озвучивает эпиграф и задачи урока.                                                                  

Ведущие проводят беседу:

1.Что такое чай?                                                                                                                 2.Из чего изготавливают чай?                                                                                                                       3.Где выращивают чай?

На экране начинается презентация «Биологические особенности чая».

Текст к презентации: ( ведущие по очереди)

« Чай – Camellia  sinensis , ближайший родственник растения Камелия.            ( слайд -2)  Сходство растения с родом Камелия только внешнее,                                           т.к.в нежных побегах Камелии нет ни танина, ни кофеина – веществ, за которые так ценится чай.

Дикорастущий чай – дерево, а культурный чай – кустарник.                                     Родиной чайного куста являются субтропические и тропические                            области Китая и Индии.

Чайный куст – это вечнозеленое растение, может достигать высоты                             более 3 м, но для удобства сбора и увеличения площади молодых побегов, его постоянно стрегут, поддерживая высоту до 80 см.                                         Цветки у чая белые, с нежным приятным ароматом

Чайный куст может расти на скудных почвах, выносит                                                                                      разнообразные климатические условия (даже мороз до -20 в Краснодарском крае), но основное условие произрастания – тепло.          

 Второе непременное условие – влага. Чай любит влагу в двух видах:

1.Влажность воздуха                                                                                                               2.Влагу в виде осадков

Учитель биологии- вопрос: почему чайные плантации располагают, как правило, на крутых склонах?

Чай не выносит ни малейшего застоя воды в почве, поэтому высаживают его чаще на горных склонах, на крутых террасированных холмах, где вода может стремительно стекать, не задерживаясь (слайд -3)                                          

Чай возделывается ради получения возможно большего количества чайного листа, поэтому формируется он в виде куста, которому придается широкая полусферическая поверхность. Чай  собирают столько раз в году, сколько чай вегетирует в данной местности (в Индонезии, Шри-Ланке – круглый год).  Собирают не весь лист, а самые молодые, только-только распустившиеся 2-3 листочка с верхушечной почкой –  вместе их называют флешь (  слайд – 4)                                                                                                                                                                                                                                                                                            

После сбора флеши подвергают обработке, состоящей из нескольких этапов. Каждый из этапов имеет свои особенности. Лучший чай делают из первого и второго листа и почки.                                                            

 Ведущая 2- Гостей всех близких привечаем

                       Мы ароматным нашим чаем

                       От всех невзгод, от всех болезней

                       Что может быть еще полезней?

                       Наш гость, сегодня не скучай,

                        Пей от души душистый чай!

(предлагает  продегустировать чай разных сортов. )

В ходе дегустации учитель химии ведёт беседу о вкусовых качествах разных сортов чая.

Учитель биологии-Технологию обработки листа изобрели в Китае. В результате завяливания, скручивиния листа, ферментации и сушки получают разные сорта чая – белый, жёлтый, зелёный, чёрный, красный и синий).

(На экране продолжение презентации)

Слайд -5 – с  изображением 6 сортов чая                                                            

Ведущие по очереди- Даётся кратко технология обработки листа:

Белый чай – это самые молодые нераспустившиеся верхние листики чайного дерева - типсы(почки), которые держат над паром 1 минуту и затем высушивают. Эти типсы покрыты серебряными ресничками, которые называются “бай хоа”(белые реснички). Белый чай выпускают из “золотых” и “серебряных” типсов, этим он и отличается по качеству.

Желтый чай - как и белый, относится к дорогим видам чая. Производство желтого чая происходит точно так же как и зеленого. Однако, в отличие от зеленого чая, его производство предполагает особую технику «томления и оборачивания»: чайный лист некоторое время прогревается над горячими углями, затем его заворачивают в пергамент, отчего он постепенно желтеет. Полученный таким образом чай приобретает изысканный вкус и ни с чем несравнимый тонкий аромат.

Зеленый чай – это натуральный чайный лист, который в отличие от листа черного чая, не подвергается процессу ферментации, поэтому и обладает более высокой биологической ценностью.

Красный чай бывает двух основных видов: это недорогой красный чай, приготовленный из цветов каркаде или растения ройбос и элитный красный китайский чай из листьев чайного кустарника.
Красный чай проходит такие стадии обработки чайного листа как завяливание, скручивание, ферментация и сушка.
Причем именно в процессе ферментации образуются пигменты, которые придают чаю красный или нежно- малиновый цвет.


Синий чай
 производят также как и Красный китайский чай Оолонг. Однако синие чаи еще выдерживают на солнце до 10 часов(либо в тени), края чайного листа подсыхают и скручиваются, а серединка остается в естественном виде.

Существует около 100 сортов синего чая, однако достать их у нас довольно трудно. После завариваний напиток приобретает, вопреки возникшему предположению не синий, а янтарный оттенок, однако в сухом виде чайные листья имеют синеватый оттенок.
Уч.химии: 

Ребята! Вы дегустировали разные сорта чая, а общие вкусовые ноты присутствуют?

Как вы думаете, почему?

Предположение: основной химический состав общий.

Слайд – 6-7 :« химический состав чая»

Общее число входящих в чай химических веществ и соединений пока ещё невозможно подсчитать,  в настоящее время обнаружено уже около 300, причём 260 из них уже удалось идентифицировать, т.е. раскрыть их формулу. Следовательно, чай — сложнейшее и разнообразнейшее по своему химическому составу растение.

Вполне естественно, что нас как потребителей чая интересует, прежде всего, вопрос о тех химических веществах, которые содержатся в чайном напитке, в настое. Ведь именно растворимая часть чая поступает в организм человека.

Прежде всего, следует обратить внимание на самые важные группы или составные части чая:

Также в чае имеется четыре группы веществ, составные части которых лишь частично растворимы в воде либо совсем нерастворимы. Эти группы веществ имеют большее значение для производства чая, чем для потребителя. К ним относятся:

  •   Ферменты;
  •   Пектиновые вещества;
  •   Глюкозиды;
  •   Углеводы.

Уч.химии:

А теперь на опыте я предлагаю вам убедиться в наличие некоторых наиболее веществ.

Учащиеся выполняют   3 опыта.

Практическая часть (результаты демонстрируют слайды 8-11)

Опыт №1 Определение кислотно-щелочного баланса

В 1 пробирку налить черный чай 2-3 мл, в другую- зеленый, опустить индикаторную бумажку для определения рН, а затем сравнить её с эталоном

Какая среда в чайном напитке? А в желудке человека? Какие можно сделать выводы о влиянии чая на кислотно-щелочную среду желудочно-кишечного тракта?

Опыт №2 Определение танина в чае

К 1 мл раствора чая добавить 1-2 капли хлорида железа (Ш). При наличии танина в чае наблюдается появление тёмно-фиолетового окрашивания.

Содержание танина в чае определяют визуально-колориметрическим методом.

Опыт №3 Чай как индикатор

Добавить к каждому исследуемому сорту чая дольку лимона.

Зачем люди добавляют лимон? Почему чай меняет цвет?

Цвет чая, в основном, определяется наличием танинов и катехинов (дубильных веществ). , которые являются своеобразными индикаторами, т. к. меняют свою окраску в зависимости от реакции среды: в кислой среде они светлеют. Поэтому, если в стакан чая положить кусочек лимона, окраска чая ослабевает.
На содержание кофеина и пр. это не влияет.

Вывод: таким образом, состав всех сортов чая сходен, так как все они- продукты одного вида растений

Уч.биологии:

Если состав чая сходный по присутствию основных веществ, то почему люди используют разные сорта чая?

Ответы детей.

Действительно, обработка чайного листа и почек выполняется по разным технологиям, и в каждом из названных сортов чая содержится свой уникальный набор витаминов, эфирных масел и биологически активных                                веществ.

Химический состав свежесорванного зелёного чайного листа и сухой чаинки, полученной из этого листа, неодинаков. В сухом чае он разнообразнее и сложнее. В то же время не все химические вещества, присутствующие в свежих листьях, остаются в сухих чаинках после фабричной обработки: одни исчезают бесследно, другие испытывают окисление и частично изменяются, третьи вступают в сложные химические реакции и порождают абсолютно новые вещества с новыми свойствами и признаками

  Как показали исследования, чай состоит на 30-50 % из экстрактивных, т.е. растворимых в воде частей. На практике растворимость никогда не осуществляется полностью. Зелёные чаи содержат больше растворимых веществ (40-50 %), а чёрные — меньше (30-45 %). Кроме того, чем моложе, выше качеством листья чая, тем богаче экстрактивными веществами полученный из них сухой чай. И наоборот, чем старее, грубее листья, тем менее выходят в настой растворимые вещества, тем менее вкусен чай.

Одним их важных показателей качества готового чая является содержание в нем  водорастворимых экстрактивных веществ, переходящих при заваривании в настой. Их количество зависит от вида и сорта чая: чем выше сорт, тем больше их содержание (28-40%).

Эпиграфом  сегодняшнего  урока мы  взяли древнюю китайскую мудрость,  потому что чай с давних времён использовали исключительно в лечебных целях.                                                                                                                                                                        Показываем  слайд с таблицей «о пользе чая».

Разновидность чая

Польза

Вред

Противопоказания

Чёрный чай

Выводит токсины из организма, обладает бактерицидным действием, блокирует раковые клетки и выводит из организма свободные радикалы. Препятствует образованию зубного камня и налёта, защищает зубы от кариеса. Тонизирует организм и бодрит.

Может вызвать бессонницу и головную боль, увеличить нагрузку на сердце и желчный пузырь.

Зелёный чай

Обладает высокой биологической активностью! Нейтрализует негативное воздействие от телевизора и компьютера, способствует выведению из организма тяжёлых металлов  -стронция, свинца ,кадмия, ртути, цинка и др. Лечит лучевую болезнь!

Укрепляет стенки сосудов, укрепляет иммунитет и омолаживает организм.

Вызывает нарушение сна (рекомендуется только в первой половине дня), большие  количества чая вызывает усиление сердцебиения и дрожь. Может способствовать образованию камней в почках.

Так как обладает очень сильным возбуждающим и стимулирующим действием – противопоказан беременным женщинам , кормящим  и маленьким детям!

Белый чай

 Относится к дорогим видам чая. Содержит больше биологически активных веществ, чем зелёный чай, поэтому замедляет процессы старения в организме,

Способствует заживлению опухолей и язв, выводит холестерин из организма и очищает кровь!

Не оказывает вреда на организм.

Красный чай

Обладает противовоспалительным действием, выводит шлаки из организма, снимает похмельный синдром, стабилизирует артериальное давление, способствует снижению веса, стимулирует сердечно – сосудистую деятельность, снижает уровень холестерина в крови, противодействует образованию раковых опухолей!

Оказывает сильное мочегонное действие, повышает кислотность желудочного сока.

Не рекомендуется людям  с повышенной кислотностью желудка, с язвой желудка и двенадцатиперстной кишки.

Жёлтый чай

Дорогой вид чая! Очищает печень и кровь, выводит из организма шлаки и токсины, улучшает зрение, создаёт повышенное настроение,

Синий чай

Полезен при стрессах и нервных расстройствах. Приносит покой и умиротворение, нейтрализует возбуждение. Рекомендуется людям с нарушением  обмена веществ , атеросклерозом и ожирением.

Уч.биологии:

Однако каждое лекарство при неправильном приеме (доза, режим) может стать ядом и нанести вред здоровью.

Какие вредные последствия неправильного употребления чая могут возникнуть у человека?

Слайд с таблицей « о вреде чая».

Таким образом, подведём итог в наших исследованиях: при употреблении чая необходимо соблюдать некоторые рекомендации.

Вопрос к классу: Какие рекомендации вы предложили бы аудитории?

Проектное задание: Мы с вами в первую очередь обычные покупатели-потребители. Вам выданы буклеты, содержащие необходимую для потребителя информацию- как правильно выбрать чай и как правильно приготовить чайный напиток из разных сортов. Последняя колонка осталась незаполненной. Мы предлагаем вам доделать этот рекламный буклет, исходя из полученной на уроке информации (работа протекает в группе, учащиеся дают письменные рекомендации)

В конце работы собирают, позже группе за работу на уроке и за практическую часть выставляются оценки.

Учитель химии- а теперь у нас  получился полноценный рекламный продукт

Ведущие 1 и 2  зачитывают  рекомендации.

Рекомендуем:

Не пейте чай на пустой желудок. В Китае советуют «не пить чай на пустое сердце»,

так как когда пьешь чай, холодная природа чая, проникая вовнутрь, может охладить

селезенку и желудок, что подобно «проникновению волка в дом».

Не пейте слишком горячий, обжигающий чай. Из-за сильной стимуляции горла,

пищевода и желудка могут возникнуть болезненные изменения этих органов.

Не пейте холодный чай. В то время как теплый и горячий чай придают бодрость,

делают ясным сознание и зрение, холодный чай дает побочные эффекты: застой холода и

скрепление мокроты.

Не злоупотребляйте крепким чаем, особенно на ночь. Крепкий чай с высоким

содержанием кофеина и теина может стать причиной бессонницы и головной боли.

Не запивайте чаем лекарства. Китайская мудрость гласит, что чай разрушает

лекарство.

Не стоит пить чай ни сразу же после еды, ни, тем более, перед едой. Между чаем  и едой нужен перерыв в 20-30 минут.

Не пейте перестоявшийся чай. Если чай заваривать более 30 минут (некоторые

сорта и более 20 минут), начинается процесс самопроизвольного окисления ароматических  составляющих, фенола, липоидов, эфирных масел.

Многократное заваривание не принесет удовольствия, а лишь один вред. Если   первый настой извлекает из чая до 50% полезных веществ, второй – до 30%, то третий –  лишь 10%. Четвертая же заварка может добавить только 1-2%.

Не злоупотребляйте количеством. Умеренное потребление чая – 4-5 чашек не

слишком крепкого настоя в течение дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "РАЗГОВОР ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

На данном уроке, как итог курса химии и биологии, обобщаются  и   закрепляются знания об изученных веществах  на примере исследования состава и свойств  различных со...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....