Урок биологии в 9 классе "Митоз"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Колмакова Наталья Юрьевна

Урок проводится в 9 классе. Тип урока - изучение нового материала. Цель -  сформировать понятие о митозе - как способе деления живых клеток. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mitoz_9_kl_publikatsiya.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Деление клетки. Митоз»

9 Класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать понятие о митозе - как способе деления клеток.

Задачи:

- сформировать понятие о значении деления клетки для роста, развития и размножения организма,

- охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла клетки

- воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: таблица по общей биологии «Митоз»; мультимедийный плеер и презентация к уроку; 4 листа картона и пластилин 4 цветов; 4 таблицы на листах формата А4 и 4 комплекта фотографий фаз митоза; клей-карандаш.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует участников и делит присутствующих на 4 группы.

  1. Актуализация полученных знаний. Каждая команда получает задание для совместного обсуждения  и выполнения в течение 3-4 минут:

Задание: Изучите предложенные факты и дайте ответ на вопросы.

1 Группа:

Факт №1. В  1858  году  была окончательно сформулирована клеточная теория, созданная Т. Шванном и М. Шлейденом. Клеточная теория  обобщила известные сведения о клетках – мельчайших единицах живого организма.

Вопрос: Как клеточная теория объясняла появление новых клеток?

2 Группа:

Факт №2. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает – из-за действия других организмов, болезни или от старости. Но, тем не менее, численность организмов многих видов не уменьшается, и они существуют на Земле уже миллионы лет.

Вопрос: Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? (способность размножаться - размножение)

 Факт №3. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы, а затем становятся многоклеточными.

Вопрос: Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов? (деление клеток)

В ходе обсуждения ответов на вопросы заданий, учитель подводит школьников  к выводу о том, что длительное существование жизни на Земле возможно благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению и самовоспроизведению, В основе этого процесса лежит деление клеток, а молекулярная сущность этого процесса  - способность молекул ДНК к самоудвоению.

  1. Объявление темы урока.

Учитель просит обучающихся предположить, что мы сегодня будем изучать (Деление клеток).

В основе передачи наследственной информации, размножения, роста, развития и регенерации организмов лежит процесс – деление клеток. При делении клеток увеличивается их количество.

  1. Изучение новой темы

А) Особенности митоза.

Наиболее общим способом деления клеток является митоз. При этом наследственный материал (ДНК), заключенный в удвоенном наборе хромосом, распределяется равномерно между двумя  дочерними клетками. Дочерние клетки будут точными копиями материнской клетки.

Б) Жизненный цикл.

Период существования клетки от её появления в результате деления и до следующего её деления или до смерти называется - Жизненный (клеточный) цикл.

- Вопрос классу: Верно ли, что все клетки тела способны постоянно делится надвое? (Нет)

  • У части клеток Жизненный цикл складывается из периода образования клетки и последующего выполнения специальных функций в какой – либо ткани. Например клетки нервной, мышечной, проводящей ткани.
  • А Часть клеток сохраняет способность размножаться (клетки эпителия, костного мозга у животных или образовательной ткани у растений). Их Жизненный цикл состоит из периода деления и подготовки к следующему делению.

В) Интерфаза и Митоз.

Часть Жизненного цикла клетки между двумя делениями называется – ИНТЕРФАЗА.

В этот период хорошо видно ядро, а в нем ядрышко. 

В клетке происходят процессы:

-   Рост и развитие,

  • Накопление питательных веществ и энергии в виде АТФ,
  • Удвоение ДНК (Каждая удвоенная хромосома теперь имеет две половинки – хроматиды).

Хроматиды – две одинаковые половинки интерфазной хромосомы.

Г) Ход митоза.

Митоз состоит из двух процессов.

Кариокинез – деление ядра клетки надвое.

Цитокинез – деление цитоплазмы со всеми органоидами надвое.

Если наблюдать за ходом митоза в микроскоп, то можно различить последовательные превращения в клетке – фазы митоза.

-Учащиеся оформляют в тетради заготовку для таблицы:

Фазы митоза.

Фаза митоза

Какие процессы происходят

Рисунок

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

Для определения признаков каждой фазы демонстрируется учебный фильм. После окончания информации об отдельной фазе учащиеся кратко формулируют описание  процессов и обсуждают формулировки с учителем.

Д) Моделирование фазы митоза с помощью пластилина. Каждая группа получает задание: с помощью пластилина, на куске картона изобразить состояние хромосом в определенную фазу митоза. Готовые работы прикрепить на доску в соответствующем митозу порядке.

Правильность выполнения задания обсуждается с классом.

  1. Закрепление изученного  материала.

Каждая группа получает лист – таблицу и набор фотографий с изображениями разных стадий митоза в клетках кончика корешка лука выполненных цифровым микроскопом, клей-карандаш.

Задание: Используя полученные знания, определить название фазы митоза на каждой фотографии и приклеить фотографии в таблицу, соответственно названиям.

После выполнения задания проводится проверка с использованием слайда презентации с правильными ответами.

  1. Рефлексия. Каждая группа получает вопрос, на который должна сформулировать ответ.

1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

2. Как мы можем использовать полученные знания в жизни?

3. Какое задание было легким, какое – трудным, а что было интересно?

4. Какой вывод можно сделать по изученному в теме урока?


Приложение 1.

Задание для группы  

Используя полученные знания, определить название фазы митоза на каждой фотографии и приклейте их в таблицу, соответственно названиям.

Интерфаза

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза


Приложение 2.

Набор фотографий «Фазы митоза в клетках кончика корешка лука»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...