Урок биологии в 7 класс.Тема: Факторы среды и их влияние на биоценозы.
план-конспект урока по биологии на тему


подробный конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_7_klass.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе на тему:

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Цель: выяснить, что такое факторы среды, их взаимодействие и влияние на биоценозы.

Задачи:

  1. Сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм.
  2. Научить школьников выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную характеристику.
  3. Сформировать у учащихся познавательный интерес к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий.
  4. Расширить знания школьников о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу.

Оборудование: 

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний учащихся.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление материала.
  5. Повторение материала.
  6. Подведение итогов урока

Ход урока.

Этап урока.

Действия учителя

Действия учеников.

  1. Организационный момент.

Тема урока. Цели и задачи урока.

Присаживайтесь. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте будем активными.

Тема нашего урока: Факторы среды и их влияние на биоценозы. (Слайд 1)

Давайте подумаем,  какова цель нашего урока.

Слайд 1

Чтение темы урока. Постановка цели урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Перед тем, как мы перейдем к изучению новой темы, повторим тему:

 ( слайд 2-3)«Естественные и искусственные биоценозы».

Скажите, что такое биоценоз?

Какие бывают биоценозы?

Сейчас я буду называть биоценозы, а вы должны сказать искусственный он или естественный?(слайд 4)

Луг, лес, пруд, степь, сад, поле.

Назовите основные компоненты биоценоза. (консументы,продуценты, редуценты.

Я буду называть живые организмы, а вы отнесете их к компонентам биоценоза.(Слайд 5)

Кузнечик, одуванчик, волк, заяц, дождевой червь, полевая мышь, ястреб, клевер.

Называют биоценозы.

Определяют к каким компонентам биоценоза относятся данные живые организмы.

  1. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала.

-Как вы думаете, что может повлиять на жизнь и процветание живых организмов?

Конечно же, среда их обитания.(слайд 6)

Среда обитания – это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы. .(слайд 7)

 Среда обитания в разных биоценозах различна.

(слайд 8).Существуют биоценозы в водной среде,  наземно- воздушной, почвенной и  во внутренней среде самих организмов, где живут многочисленные паразиты.

Условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов, называются экологическими факторами или факторами среды обитания.

Факторы среды многообразны и разнокачественны. (Слайд 9)

Отвечают на поставленный вопрос.

СКАЖИТЕ, КАКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ. (Слайд 9)

Посмотрите внимательно примеры факторов, влияющих на живые организмы и попробуйте разделить их на три группы.

(слайд 10)

Итак, у нас получилось три группы.(слайд 11)  К первой группе относятся факторы неживой природы, ко второй группе - факторы живой природы, к третьей - Факторы, связанные с воздействием человека на природу.

  1. Факторы неживой природы – АБИОТИЧЕСКИЕ.

Отвечают на вопросы учителя.

Делим факторы на три группы.

  1. К биотическим факторам относятся все формы воздействия организмов друг на друга как внутри вида. Так и между различными видами. Какие же это взаимодействия. Рассмотрим на примерах.

Ссылка на слайд 12 и 13

  1. Антропогенные факторы. ( слайд 11)

На первых этапах своей эволюции человек общался со многими другими биологическими видами “на равных”, и его влияние на природную среду не выходило за пределы её возможностей к самовосстановлению. Однако дальнейший прогресс человеческого общества привёл к всё более усиливающемуся воздействию на природу. В ряде случаев это воздействие привело к полному вымиранию многих видов животных и растений. В настоящее время антропогенные факторы можно рассматривать как важнейшую силу, преобразующую природную среду, населённую различными видами живых организмов.

Антропогенные факторы могут отрицательно влиять не только на окружающую нас природную среду, но и на самого человека. Разнообразные источники загрязнения, возникновение которых непосредственно связано с деятельностью человека, выбрасывают в окружающую среду огромное количество химических веществ, представляющих серьезную опасность для здоровья человека. Возникающие по этим причинам болезни сокращают жизнь каждого из нас.

Скажите, как человек может воздействовать на биоценозы. Слайд 14

Отрицательное воздействие: промысел животных. Распашка земель.осушение болот и т.д.

Положительное: искусственное поддержание оптимальных условий для жизни выведенных человеком высокопродуктивных и устойчивых к заболеваниям пород животных.

Создание заповедников и заказников

Отвечают на вопросы учителя.

Работа с карточками.

Сейчас самостоятельно прочитайте об антропогенных факторах и подумайте над этой таблицей. Ссылка на слайд 16

Читают текст на карточке  и устно думают над заполнением таблицы.

Работа в группе: заполнение таблицы.

Заполнение таблицы.

Что вы можете сказать о животных на этом слайде?(Слайд 15)

Чтение стихотворения.

Заполняют таблицу, работая в группе.

НАЗЫВАЮТ ЖИВОТНЫХ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ.

Читают стихотворение.

  1. Закрепление материала.

Прочитайте внимательно текст параграфа. Подумайте, какие факторы могут повлиять на компонент биоценоза – пшеницу. (Слайд 17)

Чтение параграфа учебника.

Заполнение таблицы по прочитанному материалу.

( слайд 18)

  1. Повторение материала.

Выполнение задания в тетради с последующей проверкой.

Выполняют задания в рабочей тетради.

  1. Итог урока.

Подведение итога.

Подводят итог работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация. "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы сре...

Факторы среды и их влияние на биоценозы. 7 класс

Тема Факторы среды и их влияние на биоценозы7 класс Учебник Биология. Животные. 7 класс  Авторы: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Называть основные среды жизни.Описывать условия среды обитания...

Технологическая карта урока: "Факторы среды и их влияние на биоценозы".

Предмет, класс: Биология,7 классУчитель: Подгорнова Наталья Ивановна...

Урок биологии в 5 классе тема "Экологические факторы среды"

Цель урока: формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе,  бережного и рационального отношения к ней....

Лабораторная работа № 12 по теме: Факторы среды и их влияние на биоценозы

Лабораторная работа № 12 по теме: Факторы среды и их влияние на биоценозыВариант 1. Работа состоит из 5 заданий....

Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме " Факторы среды и их влияние на биоценозы"

Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме "Факторы среды и их влияние на биоценозы" ( учебник В.В. Латюшин)...