Факторы среды и их влияние на биоценозы. 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Семашкова Елена  Александровна

Тема Факторы среды и их влияние на биоценозы

7 класс Учебник Биология. Животные. 7 класс  Авторы: Латюшин В.В., Шапкин В.А. 

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных. создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.

Воспитание биологического мышления, любви к природе.

·        представлений о значении биологических знаний в жизни человека

·        Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения работать со справочной литературойПосмотрите фрагмент мультфильма

 

В каком биоценозе происходят события?

Какой процесс в жизни главного героя показан?

Что характерно для представителей данного класса?

В каких биоценозах герой может обитать?

Что такое среда обитания?

Тема урока Факторы среды и их влияние на биоценозы ( тетрадь)

-это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы ( термин в тетрадь) стр 272

С чем связан метаморфоз лягушки ( изменение среды изменяющиеся условия)

Работа с учебником - прочитайте стр 273 до пункта Антропогенные факторы

Заполните таблицу Экологические факторы

Экологические факторы

Абиотические факторы

Биотические факторы

1. Освещенность.
2. Температура.
3. Влажность.
4. Почва.
5. Горные породы и др.

1. Животные, их влияние на окружающую природу.
2. Растения, их влияние на окружающую природу.

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Прочитайте  отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)

Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема Факторы среды и их влияние на биоценозы

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных. создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.

Воспитание биологического мышления, любви к природе.

  • представлений о значении биологических знаний в жизни человека
  • Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения работать со справочной литературой

Задачи урока:

  • повторить  понятийный аппарат по теме Развитие и закономерности размещения животных на Земле
  • закрепить причины устойчивости биоценозов, значение звеньев  биоценоза
  • выявить факторы среды, влияющие на жизнь биоценоза
  • научиться составлять логические  связи между понятиями
  • развивать умение работать с литературным текстом, используя знания биологии

Ход урока

I.Организационный момент.

Рефлексия. Как вы оцениваете свою готовность к уроку (смайлики)

II. Актуализация  знаний.

  • Составление понятийной карты в парах и индивидуально по теме Развитие и закономерности размещения животных на Земле  (карта на парте)

Проблемные вопросы по д.з

Вопрос 1. Докажите, что пространственная и временная ярусность повышают устойчивость биоценоза.

( Пространственная и временная ярусность позволяет большому количеству видов уживаться на одной территории, так как обеспечивает более широкое использование света, тепла, влаги и тем самым уменьшает конкуренцию. А у сообщества с большим видовым разнообразием шире возможность приспособления к меняющимся условиям живой и неживой природы, т. е. выше устойчивость.)

 Вопрос 2. Приведите известные вам примеры, подтверждающие наличие временной или пространственной ярусности у животных.  

(Примером пространственной ярусности у животных может служить распределение гнездовий у птиц. Есть виды птиц, гнездящиеся на земле (куриные, тетеревиные, овсянки, коньки и др.), в кустарниковом ярусе (снегири, славки, соловьи, певчие дрозды и др.), в кронах деревьев (корольки, щеглы, зяблики и др.). Временную ярусность иллюстрируют различные календарные сроки гнездования. Так, например, зяблики выводят птенцов весной, а клесты — зимой)

Вопрос 3. Почему есть консументы II и более порядков, но нет продуцентов II порядка?                      

( Продуцентами являются организмы, которые производят первичные органические вещества из неорганических. Например, растения, используя энергию солнца, производят их из углекислого газа и воды. Поэтому продуцентов II порядка быть не может. Все они относятся к первому трофическому уровню. Консументы — это потребители органических веществ. Их можно разделить на растительноядных и хищных, т. е. отнести к I и II порядку)

 Вопрос 4. Почему в естественных биоценозах значительно реже, чем в искусственных, наблюдаются случаи массового размножения вредителей?                                                                                              (Это объясняется тем, что в естественных биоценозах видовой состав и взаимоотношения между видами сбалансированы. Внедрение в устойчивую систему естественного биоценоза инородного вида и его массовое размножение затруднительно. В искусственном же биоценозе законы взаимодействия между видами направленно нарушены (для получения высокой продуктивности одного вида) и массовому размножению вредителей нет естественных преград.)

III.  Изучение нового материала.

Посмотрите фрагмент мультфильма

В каком биоценозе происходят события?

Какой процесс в жизни главного героя показан?

Что характерно для представителей данного класса?

В каких биоценозах герой может обитать?

Что такое среда обитания?

Тема урока Факторы среды и их влияние на биоценозы ( тетрадь)

-это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы ( термин в тетрадь) стр 272

С чем связан метаморфоз лягушки ( изменение среды изменяющиеся условия)

Работа с учебником - прочитайте стр 273 до пункта Антропогенные факторы

Заполните таблицу Экологические факторы

Экологические факторы

Абиотические факторы

Биотические факторы

1. Освещенность.
2. Температура.
3. Влажность.
4. Почва.
5. Горные породы и др.

1. Животные, их влияние на окружающую природу.
2. Растения, их влияние на окружающую природу.

Сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Прочитайте  отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)

Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.

Пример заполнения таблицы учащимися, после прочтения текста:

Экологические факторы Таблица №2

Абиотические факторы

Биотические факторы

– «сумрак», т.е. недостаток света;
– «сыро», т.е. повышенная влажность;
– тишина;
– заболоченность, деревья во влажной почве падают – «корни- выворотни»;
– отсутствие ветра, плохая аэрация, т.к. «пахнет сыростью, прелью», «обомшелые стволы».

– наличие зверей, в том числе хищных;
– птицы;
– густая хвойная растительность: сосны, кедры, пихты, ели;
– осины (тоже растут во влажной почве);
– моховая растительность говорит о заболоченности.

Физкультминутка - ладошки, уши, улыбка

- Ребята, среди экологических факторов выделяют не только биотические и абиотические, но еще и антропогенные.

 - Антропогенные факторы и будут объектом нашей дальнейшей работы на уроке

- Ребята, значение понятий «биотические» и «абиотические факторы» вам уже известно, давайте определимся в понятии антропогенные факторы. Вам знакомы слова с таким же корнем?

(Ответы учащихся: антропология, антропогенез, антрополог. Если учащиеся затрудняются, учитель помогает им).

 значение слов:  антропос и генезис

 - Запишите значение этих слов в рабочий лист.

( от греч. «антропос» -человек, «генез»-происхождение).

 - Давайте теперь попробуем сформулировать определение: антропогенные факторы это…

(Звучат ответы учащихся. Обычно, после проделанной работы, у учащихся не возникает сложностей, но если вдруг заминка произошла, то необходимо попросить учащихся обратиться к справочной литературе на их столах и учебнику).

 - Запишите определение в ваши тетради

Антропогенные факторы – это факторы, связанные с деятельностью человека в природе.

Актуальность темы

 - Ребята, к какому царству живой природы принадлежит человек? (К царству животные).

- Не кажется ли вам, что «человеческий фактор» можно было бы занести в группу «Биотические факторы»? Какая, по вашему мнению, причина заставила ученых и ряд исследователей выделить его в отдельную категорию. (Звучат ответы, догадки, домыслы)

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся рассказом:

- На заре развития человечества степень воздействия людей на среду обитания не отличалась от воздействия других организмов. Но в настоящее время влияние человека на окружающую среду стало таким огромным, что нуждается в пристальном изучении и контроле со стороны человека.

По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

        Пользуясь своими знаниями, учебником «наполните» чаши весов в ваших рабочих листах

- Ребята, какой вывод можно сделать, глядя на заполненные чаши весов? (отрицательное воздействие превышает положительное). Запишите результат в ваши рабочие листы

 - А что плохого в том, что отрицательного воздействия больше? (учащиеся перечисляют последствия для живой природы, в том числе и для человека). Какой вывод можно сделать? (Пагубное воздействие человека на окружающую среду негативно отражается на жизни и здоровье самого человека).

4. Подведение итогов. ОЦЕНИВАНИЕ

1. Фронтальная беседа.

  •  Что сегодня узнали на уроке?
  • Задайте вопрос к новой теме
  • Какие группы факторов мы можем выделить

2. Рефлексия.

Выберите смайл, который соответствует вашей работе на этом уроке.

Итак …придешь домой и расскажешь о………….

        

5. Домашнее задание

Информация о домашнем задании. 

Параграф 54, определения, вопросы в конце параграфа 1-3

Творческое задание. Нарисовать плакат, или сочинить стихотворение  на тему: «Земля – наш дом»

        



Предварительный просмотр:

Дата

Ф.И.

КАРТА ПОНЯТИЙ

РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ

Стрелками покажите, как связаны эти понятия между собой и напишите над стрелками, в чем суть данной связи

  1. АТАВИЗМЫ
  2. РУДИМЕНТЫ
  3. БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
  4. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
  5. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
  6. ИЗМЕНЧИВОСТЬ
  7. ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ
  8. ЭВОЛЮЦИЯ
  9. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
  10. ЭМБРИОЛОГИЯ
  11. АНАТОМИЯ
  12. ДИВЕРГЕНЦИЯ
  13. ВИДООБРАЗОВАНИЕ
  14. АРЕАЛ ОБИТАНИЯ
  15. МИГРАЦИЯ
  16. ЭНДЕМИК
  17. КОСМОПОЛИТ
  18. РЕЛИКТ
  19. ЧАРЛЬЗ  ДАРВИН
  20. АРХИОПТЕРИКС


http://cs608824.vk.me/v608824863/8535/LBDU65xTW9M.jpg

Посмотрите фрагмент мультфильма 

В каком биоценозе происходят события?

Какой процесс в жизни главного героя показан?

Что характерно для представителей данного класса?

В каких биоценозах герой может обитать?

Прочитайте и выпишите в два столбика все знакомые экологические факторы

Зелёная земля (Тайга)

Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни- выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, неслышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.

Николай Сладков «Разноцветная земля»

Пользуясь своими знаниями «наполните» чаши весов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

05.02.2016 Семашкова Елена Александровна учитель биологии ГБОУ СОШ 348 Санкт-Петербург

Слайд 2

Развитие и закономерности размещения животных на Земле Ч Дарвин эволюция основоположник, доказал…

Слайд 3

Докажите, что пространственная и временная ярусность повышают устойчивость биоценоза .

Слайд 4

Приведите известные вам примеры, подтверждающие наличие временной или пространственной ярусности у животных.

Слайд 5

Почему есть консументы II и более порядков, но нет продуцентов II порядка ?

Слайд 6

05.02.2016 Факторы среды и их влияние на биоценозы

Слайд 7

Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы 1. Освещенность. 2. Температура. 3. Влажность. 4. Почва. 5. Горные породы и др. 1. Животные, их влияние на окружающую природу. 2. Растения, их влияние на окружающую природу. Прочитайте учебник стр 273 до статьи Антропогенные факторы Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы

Слайд 8

Абиотические факторы Биотические факторы – «сумрак», т.е. недостаток света; – «сыро», т.е. повышенная влажность; – тишина; – заболоченность, деревья во влажной почве падают – «корни- выворотни»; – отсутствие ветра- «пахнет сыростью, прелью», «обомшелые стволы». – наличие зверей, в том числе хищных; – птицы; – густая хвойная растительность: сосны, кедры, пихты, ели; – осины (тоже растут во влажной почве); – моховая растительность говорит о заболоченности. Абиотические факторы Биотические факторы

Слайд 10

Параграф 54, определения, вопросы в конце параграфа 1-3 Творческое задание. Нарисовать плакат, или сочинить стихотворение на тему: «Земля – наш дом» Семашкова Елена Александровна учитель биологии ГБОУ СОШ 348 Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация. "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы сре...

презентация к уроку"Экологические факторы среды и их влияния на растения" 6 класс.

В презентации раскрыты вопросы влияния факторов среды на растительный организм....

Технологическая карта урока: "Факторы среды и их влияние на биоценозы".

Предмет, класс: Биология,7 классУчитель: Подгорнова Наталья Ивановна...

Лабораторная работа № 12 по теме: Факторы среды и их влияние на биоценозы

Лабораторная работа № 12 по теме: Факторы среды и их влияние на биоценозыВариант 1. Работа состоит из 5 заданий....

Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме " Факторы среды и их влияние на биоценозы"

Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме "Факторы среды и их влияние на биоценозы" ( учебник В.В. Латюшин)...