Дыхание растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Соломатова Ирина Владимировна

Дидактическая цель:  Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного осознания блока новой учебной информации средствами приемов критического мышления, развитие ОУУН (универсальных способов деятельности) на материале данной темы, направленных на достижение учащимися

результатов:                                                                                               

 Предметные результаты:      

  -   выделение существенных признаков биологических процессов (дыхание);      

  - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;                                                                 

    - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;                                                             

   - устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;                            

      Метапредметные результаты:                                                                                 

     - овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.                                                                   

Личностные результаты:                                                                                           

      – формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов;                                             

      – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. 

Формируемые Универсальные Учебные Действия:

Познавательные:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и видеофрагмента, дополнительной информации;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные :

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные :  формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и  учебно-познавательного интереса;

Регулятивные :

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhanie_rasteniy.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по теме: "Дыхание растений" 6 класс

( Учитель биологии Соломатова Ирина Владимировна, Верховская школа, Верховажского района)

Дидактическая цель:  Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного осознания блока новой учебной информации средствами приемов критического мышления, развитие ОУУН (универсальных способов деятельности) на материале данной темы, направленных на достижение учащимися

результатов:                                                                                               

 Предметные результаты:      

  -   выделение существенных признаков биологических процессов (дыхание);      

  - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;                                                                 

    - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;                                                             

   - устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;                            

      Метапредметные результаты:                                                                                 

     - овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.                                                                   

Личностные результаты:                                                                                           

      – формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов;                                             

      – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. 

Формируемые Универсальные Учебные Действия:

Познавательные:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и видеофрагмента, дополнительной информации;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные :

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные :  формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и  учебно-познавательного интереса;

Регулятивные :

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Задачи урока:

  • Образовательная –организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
  • Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, узнал, важно», выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения. Через создание и решение проблемной ситуации, развивать у учащихся интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы и познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, мышление.
  • Воспитательная – формировать у учащихся культуру речи, бережное отношение к растениям как живым существам и источникам кислорода.

 Методы обучения:

Организации и осуществления УВП: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, демонстрация опыта, лабораторный опыт, моделирование.                                                               

Тип урока: Комбинированный.

Контроль:Тестирование, заполнение сравнительной таблицы.

Каналы общения:    Ученик – учитель.   Класс – учитель.  Ученик – ученик.

Средства обучения:

  • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2004.                                                                                 
  • Таблицы «Фотосинтез», «Поперечный срез листа», «Поперечный срез ветки липы»;
  • Презентация к уроку с видеофрагментом «Дыхание растений», рисунками, изображающими опыты Пристли.

Психологический аспект урока: Восприятие, осмысление, запоминание, применение.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.

                                               

Ход урока

1. Организационный момент: ( Слайд 1)        

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

2. Проверка знаний (фронтальный опрос): ( Слайд 2)

- Ораны дыхания?

- О дыхании каких организмов мы с вами только что говорили? ( о животных)

- Какие газы из воздуха участвуют в этом процессе? ( кислород и углекислый газ)

-А дышат ли так другие организмы? ( растения, записаваем тему урока в тетрадь).

 3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Постановка  эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента. 

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!».

 ( Слайд 3)

А могут ли растения обходиться без воздуха?

Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.

Учитель: «Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ). ( Слайд 3)

2. Актуализация и пробное учебное действие .              

Запись в тетради темы  урока "Дыхание  растений".

Для  работы  нам  потребуется  таблица   ( Слайд 4,5)                                 

Знаю

Узнал

Важно

 Кислород, углекислый газ, …

Дыхание-свойство живых организмов

 

 

А сейчас вспомните и назовите то, что Вам известно о дыхании и запишите в виде ключевых слов и словосочетаний в первую графу. На основе ответов учащихся сделать записи на доске.

5. Выявление места и причины затруднения        . ( Слайд 6)

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.   ( Слайд 7)

У нас возникла проблема:  Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

- узнать, что такое дыхание

- что нужно для дыхания

- что образуется в процессе дыхания

- что вызвало гибель мышонка.

А еще нам нужно будет научиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках.

7. Решение проблемы. ( Слайд 8)

-Я Вам расскажу продолжение истории  опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".1 дюйм 2.54 см. 3 дюйма – 7.62 см.

- Что же произошло? ( процесс фотосинтеза у ветки мяты)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод:  растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

8. Дополнительна информация.

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

- Почему у богатой дамы разболелась голова?    (в темноте растения не выделяют кислород)

9. Проблемный вопрос и его решение:

-А все ли органы растения дышат?  

Демонстрация опытов. ДИСК «КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ» биология 6 класс урок  9 № 7,урок 15 № 6

Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую  - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.

-Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?

( учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат.  Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли)

-Получается, что растения дышат только в темноте?

(растения – живые организмы и они дышат круглосуточно,  при любых условиях)

-Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.

Физминутка:

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

10.  Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания.    ( Слайд 9)

-Есть ли у растений специальные органы для дыхания?

У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.

      Заполнение таблицы.   ( Слайд 10) В р.т. № 122.

    Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В клетках, содержащих хлоропласты

 Во всех клетках растения

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

 Круглосуточно

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 Окисляются (распадаются)

6. Энергия?

Накапливается

 Выделяется

12 .Охрана растений. ( Слайд 11 -18)

-Итак, мы с вами установили,  что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода  живые существа жить не могут. Ребята,  как  мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?»

(Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.)

     Это открытие убеждает нас, что не существует бесполезных растений. Начиная с величественного дуба и кончая последней мелкой былинкой, все полезны для человека.

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса

Мы должны их  охранять всегда.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Тест: Для процесса дыхания выберите соответствующие характеристики.

1. Сущность процесса.

а. Испарение избытка воды и охлаждение растения.

б. Поглощение воды и неорганических веществ из почвы.

в. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.

г. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

 

2. Клетки, осуществляющие процесс.

а. Процесс осуществляется зелеными клетками листа.

б. Процесс осуществляется всеми клетками листа .

в. Процесс осуществляется всеми клетками растения.

 

3. Орган, участвующий в осуществлении процесса.

а. В процессе участвуют листья.

б. В процессе участвует корень.

в. В процессе участвуют все органы растения.

 

4. Время суток.

а. Процесс протекает в течение суток.

б. Процесс происходит днём на свету.

 

Проверка решения .  ( Слайд 19)

Ответы: 1- г, 2-в, 3- в, 4- а.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). ( Слайд 20)

Заполнение графы в таблице “Узнал”.                      Обсудить, спросить детей                                                                

Знаю

Узнал

Важно

 Дыхание-свойство живых организмов

 Растения дышат через чечевички и устьица

 

Мы узнали: ( Слайд 21)

 -что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.

 -при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

 -процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.

 -растение дышит через чечевички и устьица.

14. Домашнее задание .СЛАЙД 22.

  1. Изучить § 29, раздел «Дыхание растений»

На выбор.

  1. Решить задачку № 124 в рабочей тетради.
  2. Кроссворд.

15. Рефлексия. СЛАЙД 23.

Самооценивание , оценивание работы в паре.

Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя обозначения кислорода (О).

Используемая литература.

1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных  учреждений под редакцией В.В. Пасечника,  М.: Просвещение, 2012г.

2. В.В. Пасечник  «Уроки биологии 5-6 класс»методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г.

3. Диск « Кирилла и Мефодия» биология 6 класс, 2004г.

Кроссворд «Дыхание»        

Кроссворд «Дыхание»

1. Процесс в организме, когда при вдохе поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

2. Специальные приспособления, находящиеся на нижней стороне листовой пластинки регулирующие поступление воздуха в листья.

3. Тип дыхания, при котором углекислый газ выделяется сквозь оболочки непосредственно в воду.

4. Особые кожные разветвления, имеющиеся у большинства водных обитателей с помощью которых они дышат.

5. Дыхательная система насекомых.

6. Ячеистые мешки, пронизанные множеством кровеносных сосудов.

7. Какими жабрами дышат рыбы?

Кроссворд «Дыхание»

Кроссворд «Дыхание»

1. Процесс в организме, когда при вдохе поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

2. Специальные приспособления, находящиеся на нижней стороне листовой пластинки регулирующие поступление воздуха в листья.

3. Тип дыхания, при котором углекислый газ выделяется сквозь оболочки непосредственно в воду.

4. Особые кожные разветвления, имеющиеся у большинства водных обитателей с помощью которых они дышат.

5. Дыхательная система насекомых.

6. Ячеистые мешки, пронизанные множеством кровеносных сосудов.

7. Какими жабрами дышат рыбы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)

Эпиграф к уроку:«Я дышу, а значит, я живу!»Владимир Семенович Высоцкий Ход урока1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная бес...

Урок биологии для 6 класса "Дыхание растения"

Урок разработан для преподавания по ФГОС. В разработке представлено применение на уроке всех УУД....

дыхание растений. урок. биология 6 класс.

"Дыхание растений". Комбинированный урок, с использованием  проблемно-поискового метода, самостоятельной работы в группах, демонстрация опыта, проведение лабораторного опыта, моделирование....

Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"

Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"...

План – конспект открытого урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс

Цели урока:Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать р...

Презентация к уроку "Дыхание растений"

Презентация к уроку биологии  6 класс "Дыхание растений"...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...