Занимательные уроки
план-конспект по биологии на тему

Шутюк Юлия Андреевна

Игра «Занимательная зоология»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Занимательная зоология»

5-7 классы

Ведущие: учитель-Шутюк Ю.А. и Подчасова А.

Цели:

образовательная: актуализировать знания по разным разделам биологии, экологии;

развивающая: развивать умения учащихся работать в группе и самостоятельно принимать решение;

воспитательная: привлечь интерес к предметам биолого-экологического направления.

Оборудование: для проведения игры необходимо бумага, ручки, гербарии.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать Вас на игре «Занимательная зоология». Вы знаете, что в школе проходит неделя биологии и наше мероприятие-еще одна ступенька вверх на пути к новым знаниям.

Альбина:  Ребята, сегодня мы окунемся в мир животных.

Давайте, разделимся на три команды. Берите из корзины секреты.(разделяем детей на группы)

Учитель: У каждой команды на столе лежат задания. Внимательно читайте задания, на выполнение вам 8 минут.

1 команда

2 команда

3 команда

1

Где у кузнечика ухо?

Что теряет лось каждую зиму?

Сколько ног у паука?

2

Какое животное строит дом на воде?

У кого самый чуткий нос?

Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?

3

Оказывается, что нежная канарейка может выжить при температуре минус 40 градусов. Для этого ей нужно только одно. Что?

Перелётные птицы улетают ежегодно в одно и то же время, причём на это не влияет ни температура воздуха, ни погода. Что же служит им сигналом к началу движения?

Слуховой аппарат ночных бабочек настроен на ультразвуковой диапазон, хотя у них есть глаза и звуки эти они сами не издают. Зачем же им это необходимо?

4

Кто спит вниз головой?

Какая птица летает выше всех?

Самая маленькая птичка на земном шаре?

5

По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите это животное

Чарльз Дарвин считал, что это животное – труженик и пахарь – сыграло самую значительную роль в истории мира. Кого же он так особо выделил

Какое известное выражение описывает способ выведения излишков влаги из межклеточного пространства в организме некоторых рептилий

Ответы для ведущих.

1 команда

2 команда

3 команда

1

На ноге

рога

8

2

бобр

У бабочки

кукушка

3

Достаточное количество корма

Продолжительность светового дня

Чтобы улавливать присутствие летучих мышей

4

Летучая мышь

орел

колибри

5

волк

Дождевые черви

Крокодильи слезы

Альбина: Я зачитываю вопросы, вы отвечаете на них, каждый вопрос оценивается в один балл.

По итогам этого конкурса у первой команды-___баллов, у второй команды-__баллов.

Альбина: Ребята, теперь вам предстоит очень трудное, но увлекательное задание. Вам на команду дается ситуация, вам нужно найти на нее ответ и нарисовать рисунок. На эту работу вам 10 минут

1 команда

2 команда

3 команда

Жители северного побережья Австралии охвачены тревогой. Радио, газеты и телевиденье предупреждают: купаться опасно – в заливе появились ядовитые медузы. Они особенно опасны, потому что прозрачны. Специалисты связывают появление медуз с уменьшением численности морских черепах, а в конечном счёте возлагают вину на человека. Объясните: какие связи могут существовать между медузами, черепахами и человеком?

В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мёртвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая плёнка, которая попала в дыхательные пути с водой. А опасные бытовые отходы с ядовитыми веществами накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. В употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

Серый тюлень в Балтийском море, несмотря на прекращение промысла и охрану, неуклонно сокращается в численности и, по- видимому, в ближайшие годы может вообще исчезнуть. Беременных самок в данной популяции около 27% (в других – до 90%), только 1 из 10 беременных самок смогла родить нормального детеныша. Анализ показал резкие нарушения семенников у всех просмотренных самцов этого региона.
Что могло привести к таким последствиям?

Ответы для ведущих

1 команда

2 команда

3 команда

Численность черепах снизилась из-за хищнического истребления животных, загрязнения вод залива, вытеснения черепах с тех мест на побережье, где они должны откладывать яйца. Черепахи питаются медузами. При уменьшении количества естественных врагов численность медуз резко возросла.

Не кидать на берегу мусор

Загрязнение среды обитания тюленей химическими веществами ведет к нарушению процессов размножения особей в популяции и к гибели популяции животных.
Изменение и загрязнение среды обитания в результате деятельности человека - основные причины гибели многих видов организмов.

Альбина: Я зачитываю вопросы, вы отвечаете на них, каждый вопрос оценивается в один балл.

Учитель: По итогам этого конкурса у первой команды-___баллов,

 у второй команды-__баллов.

Учитель: У вас на столе фотографии двух  животных. Составьте рассказ об их путешествии  в  Арктику. Это задание оценивается в 2 балла. У вас 10 минут.

1 команда

2 команда

3 команда

Носорог

Белый медведь

Жираф

Страус

Гуанако

Зебра

Альбина: Ребята, время истекло.

Учитель: По итогам этого конкурса у первой команды-___баллов,

 у второй команды-__баллов.

Альбина: Ребята,

В эфире передача “Из жизни животных” .

С Вами я-Альбина, знаете ли вы, что

1. Собаки приручены людьми гораздо раньше, чем другие животные. Ученые обнаружили останки домашних собак имеющих возраст свыше 10000 лет.
2. Самая высокая собака живет в США по кличке Гибсон. Она достигает 2, 1 метра в длину.
3. Кошки воспринимают запахи в 15 раз остреее, чем люди.

4. Миф, что змеи гипнотизируют лягушек, связан, прежде всего, с хитростью лягушки. Она, увидев змею, замирает, поскольку знает, у змеи очень плохое зрение и различает она только движущийся объект.

5.Свиньи. Это животное имеет отличное обоняние, и у них совсем отсутствуют потовые железы. А вы знаете, почему свиньи любят валяться в грязи? Таким образом, они спасаются от насекомых и ожогов солнца.

6.Сытый лев совершенно безопасен. Он не будет нападать на потенциальную жертву, даже если она оказалась совсем рядом.

7.Чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков.

8.Вес страусиного яйца может достигать 1,5 кг.

Альбина:  Чтобы узнать еще интересные факты  о животных на книжной выставке, вы можете полистать книги о животных. Если вас что-то заинтересует, подойдите в библиотеку и оформите себе книгу.

 Учитель: Итак, по итогам всех конкурсов. У первой команды-___баллов, у второй команды-__баллов. Выиграла команда №___.

Награждение команд состоится   16 февраля в понедельник на линейке.

Спасибо всем за участие.



Предварительный просмотр:

Блиц-турнир «Растения-наши помощники»

5-6 класс

Ведущие: учитель-Шутюк Ю.А. и Лукьянова М.

Цель:

образовательная: актуализировать знания по разным разделам биологии, экологии;

развивающая: развивать умения учащихся работать в группе и самостоятельно принимать решение;

воспитательная: привлечь интерес к предметам биолого-экологического направления.

Оборудование: для проведения игры необходимо бумага, ручки, гербарии.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать Вас на блиц-турнире «Растения-наши помощники». Вы знаете, что в школе проходит неделя биологии и наше мероприятие-еще одна ступенька вверх на пути к новым знаниям.

Марина: Ребята, сегодня мы перенесемся в мир удивительных растений. Но для начала игры нам нужно разделиться на 2 команды. В корзине лежат секреты. Каждый подходит и берет себе (в корзине эмблемы двух видов, по этому принципу разделяем детей)

Учитель: Ребята, начинаем наше путешествие. Первая остановка «Интересные вопросы»

Марина:  раздаю Вам на команду вопросы, в течение 5 минут вам нужно написать ответы. За каждый правильный ответ команде начисляется балл.

Вопросы

1 команда

Ответы

1

На каком континенте был окультурен подсолнечник?

2

Как по-другому называется земляной орех?

3

На флаге какого государства изображен кленовый лист?

4

Какое дерево в средней полосе России цветет последним в году?

5

Современная медицина считает единственным средством от бородавок ядовитое растение с желтыми цветочками. Даже новейшие препараты основаны на веществах, содержащихся в нем. Что это за растение?

6

Царь Алексей Михайлович, узнав, что в Астрахани умеют растить «великую ягоду», приказал доставить умельцев ко двору, чтобы они продолжили дело в Москве. Что за «великую ягоду» растили астраханцы для царя?

7

Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин?

8

Какие огородные растения являются лекарственными?

9

Какие растения употребляют при простудах?

10

Растение, у которого вместо листьев — колючки.

Вопросы

2 команда

Ответы

1

В какой стране был окультурен лен?

2

Какое растение представляет собой смесь гриба и водоросли?

3

На флаге какого острова изображены пальмовые ветви?

4

Какое растение, дающее сырье для изготовления тканей, цветет только полдня?

5

По русской народной примете, лето начинается, когда зацветает культурный кустарник, и кончается, когда отцветает полевой цветок. Назовите и кустарник, и цветок.

6

В средние века это растение неоднократно спасало многие народы Европы от голода. Французы называли его «прекрасной девой», а англичане — «добрым Генрихом». Его русское название происходит от царевны Лебедь. Назовите это растение.

7

Какое лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах?

8

Из каких деревьев получают лекарство?

9

Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы»?

10

Самое долговечное дерево

Ответы для ведущих

Вопросы

1 команда

Ответы

1

На каком континенте был окультурен подсолнечник?

Северная Америка

2

Как по-другому называется земляной орех?

арахис

3

На флаге какого государства изображен кленовый лист?

Канада

4

Какое дерево в средней полосе России цветет последним в году?

липа

5

Современная медицина считает единственным средством от бородавок ядовитое растение с желтыми цветочками. Даже новейшие препараты основаны на веществах, содержащихся в нем. Что это за растение?

чистотел

6

Царь Алексей Михайлович, узнав, что в Астрахани умеют растить «великую ягоду», приказал доставить умельцев ко двору, чтобы они продолжили дело в Москве. Что за «великую ягоду» растили астраханцы для царя?

арбуз

7

Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин?

подорожник

8

Какие огородные растения являются лекарственными?

Лук, чеснок, тыква, свекла

9

Какие растения употребляют при простудах?

Малина, ромашка, крапива

10

Растение, у которого вместо листьев — колючки.

кактус

Вопросы

2 команда

Ответы

1

В какой стране был окультурен лен?

Египет

2

Какое растение представляет собой смесь гриба и водоросли?

лишайники

3

На флаге какого острова изображены пальмовые ветви?

Кипр

4

Какое растение, дающее сырье для изготовления тканей, цветет только полдня?

лен

5

По русской народной примете, лето начинается, когда зацветает культурный кустарник, и кончается, когда отцветает полевой цветок. Назовите и кустарник, и цветок.

Сирень и Иван-чай

6

В средние века это растение неоднократно спасало многие народы Европы от голода. Французы называли его «прекрасной девой», а англичане — «добрым Генрихом». Его русское название происходит от царевны Лебедь. Назовите это растение.

лебеда

7

Какое лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах?

лопух

8

Из каких деревьев получают лекарство?

Береза, сосна, ель, липа

9

Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы»?

Вороний глаз

10

Самое долговечное дерево

дуб

Учитель: Итак, время закончилось. Я читаю вопросы, команды по очереди читают ответы, за каждый правильный ответ 1 балл.

Учитель: Подведем итоги. У первой команды-___баллов, у второй команды-__баллов.

Марина: Ребята, я буду читать загадки, а вы должны на них ответить. В этом конкурсе работает правило поднятой руки. Балл ставится той команде, которая первой подняла руку и правильно ответила на загадку.  1)Что за куст растет, друзья?
                                                      Подойти к нему нельзя:
                                                      Весь в иголках и шипах-
                                                     Укололись дети “Ах!”
                                                     Вот лекарственный полковник –
                                                   А зовут его –
шиповник!

2) Ягодка зернистая
Смотрит прямо в рот.
Очень замечательный
Из неё компот.
Нежная и сладкая
Вовсе не калина.
На кустах колючих
Выросла
малина.

3) Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная
калина.

4) Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето
мы едим его конфеты
Не в бумажке , а в скорлупке,
Берегите , детки, зубки.
(орешник)

Учитель: Молодцы ребята, У первой команды-___баллов, у второй команды-__баллов.

Учитель: У вас на столах лежат гербарии. Определите, что это за растения и сочините рассказ или сказку об этом растении. Это задание оценивается в 2 балла. У вас 10 минут.

1 команда

2 команда

береза

дуб

Учитель: время истекло. Итак, первая команда зачитывает свою работу.

Потом вторая команда.

По итогам этого конкурса у первой команды-___баллов, у второй команды-__баллов.

Марина: Ребята,

В эфире передача “Из жизни растений” .

С Вами я-Марина,

Удивительные новости в мире растений.

Берёза – это символ России.

Ржаной хлеб считается питательнее и полезнее белого.

Роза – это королева цветов.

Чесноком можно лечить многие болезни, его добавляют в различные лекарства.

Малиновое варенье помогает при высокой температуре.

Самая крупная ягода – это арбуз.

Это были удивительные новости из жизни растений. Спасибо за внимание.

Учитель: Ребята, вам понравился наш турнир?

                Что было для вас самым сложным?

                Что было саамы интересным?

Марина:   Обратите внимание, на столе лежат папки, полистав которые вы можете посмотреть гербарии, почитать интересные факты о растениях.

                На книжной выставке, вы можете полистать книги о растениях. Если вас что-то заинтересует, подойдите в библиотеку и оформите себе книгу.

 Учитель: Итак, по итогам всех конкурсов. У первой команды-___баллов, у второй команды-__баллов. Выиграла команда №___.

Награждение команд состоится   16 февраля в понедельник на линейке.

Спасибо всем за участие.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «ДЕНЬ  ПТИЦ»

ЦЕЛЬ:  повторение и обобщение знаний детей о птицах; воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому; умения оказывать помощь природе, любовь к Родине. 

ФОРМА:  познавательно-игровая программа. 

МЕТОДЫ: совместная творческая  деятельность; 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ   РАБОТА:  подобрать материал для сообщений, кроссвордов, изготовление скворечников. 

В ходе всего мероприятия транслируется презентация со звуками птиц.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

УЧИТЕЛЬ:     Чудесен и таинствен мир природы. Прислушайтесь к журчанию речных струй, пению птиц, шелесту трав, гудению шмелей, и вы поймете это. Встречали ли вы солнышко на рассвете? Солнышко превращает пусть в небольшой, но все же праздник любой обычный и будничный день человека. Когда над нами солнце -  становится лучше, теплее вокруг нас и в нас самих.  

       Итак, чтобы определить тему нашего сегодняшнего мероприятия вы сможете, отгадав  загадки:      

          1.  Крепкий деревянный дом

           С круглым маленьким окном.

           Он стоит на длинной ножке

           Чтобы не залезли кошки. (Скворечник)

       2. Все время стучит,

           Деревья долбит,

           Но их не калечит,

           А лечит.             (Дятел)

         3. Птица длиннохвостая,

             Птица говорливая,

             Самая болтливая.  (Сорока)

 

          4.  Снится ночью пауку

              Чудо- юдо на суку.

              Длинный клюв и два крыла…

              Прилетит- плохи дела.

              А кого паук боится?

              Угадали? Это…       (Птица)      

 

- Так о ком мы будем говорить?

- А как  вы думаете, почему наше мероприятие посвящено нашим пернатым друзьям?

- 1 апреля Всемирный День птиц. 

УЧИТЕЛЬ:  Весна! Прозрачная зелень первых листьев, чистые стволы берез, запах еще не совсем просохшей земли, разноголосый птичий гомон слышится вокруг. Сотни птиц поют, кричат, щебечут одновременно. Они радуются наступлению весны и возвращению на родину. Мы рады их возвращению.

Первый конкурс “Разминка” (загадки о птицах).

1) На шесте – дворец,                                            
Во дворце – певец,
А зовут его…
(скворец)

2) Всё время стучит,
  Деревья долбит,
  Но их не калечит,
  А лечит.
(дятел)

3) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(цапля)

4) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

5) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(гусь)

6) Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…
(грач)

Второй конкурс  Викторина

1.Для чего дятел “барабанит”?

А) клюв чистит;

Б) кому-то что-то сообщает; (+)

В) музыкой увлекается.

(сигнал служит приглашением для самки)

2.Зачем страус голову в песок прячет?

А) от страха;

Б) освобождается от паразитов; (+)

В) разыскивает пищу.

(Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт, пока погибнут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь и принимает самые настоящие песочные ванны).

3.Какая птица является чемпионом по нырянию?

А) утка;

Б) гагара;

В) пингвин. (+)

(гагара ныряет на глубину 80м, пингвин – 200м).

4.Почему у журавля рождается только один птенец?

А) журавль откладывает только одно яйцо;

Б) сильный птенец убивает слабого; (+)

В) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действием).

Третий конкурс. Дальше, дальше….

УЧИТЕЛЬ: Каждой команде даются вопросы, найдите на них ответы

1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки (стрижи)

2. Самая маленькая птица в России ( королек)

3. Какая птица выводит птенцов зимой (клест)

4. Какая птица носит название писателя (гоголь)

5.Птица, заслужено считающаяся лучшим пернатым певцом, благодаря своему удивительному звучному голосу?  (Соловей)

6. Где гнездятся скворцы кроме скворечников ( в дупле)

7. Где водятся пингвины (в Антарктиде)

8. Какие птицы самые быстрые (стрижи))

9.Какая птица барабанит  (дятел)

10.Дышит ли птенец в яйце (да)

11. Из чего делают гнезда наши ласточки (из грязи и слюны)

12.Укаких птиц поют самки и самцы (снегири)

13. Какая птица носит название насекомого (мухоловка)

14. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге (нет)

15.Сколько насекомых поедает синица за сутки (столько, сколько весит сама)

16.Птица,  поющая только высоко в небе ( жаворонок)

17.Какая птица носит название каши? (Овсянка)

18.Какие птицы издают звуки похожие на смех человека? (Филин.)

19.Самая большая птица в мире (Страус)

20.У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла.)

21. Кто является родоначальником домашнего гуся? (Серый гусь)

22.Кто является родоначальником домашней утки? ( Кряква)

23.Какую птицу в народе называли чиликами (воробьев)

24.У каких птиц самки сильнее самцов ( у хищных)

25.Кто два раза родился (птица)

26.Какие птицы не летают (страус, нанду, эму, пингвины)

27.Какого цвета ворон (черный)

28.Какая птица двигается по стволу дерева вниз и вверх головой (поползень)

29.Какая птица – символ мира (голубь)

30.Какая птица может свить гнездо на крыше (аист)

31.Что для птиц страшнее голод или холод (голод)

32.Есть ли у скворца своя песня (нет)

33 .Какие птичьи тайны открывает листопад ( гнезда птиц)

34.Почему птицы, попадая в глубокий колодец погибают ( не могут лететь вверх по прямой)

35.Пользу или вред приносят синицы зимой? (пользу, ищут зимующих насекомых).

36.Когда температура тела у птиц выше зимой или летом? (одинаковая).

37.Крупная розовая птица? (фламинго).

38.Птица, считающаяся символом тоски по родному  дому? (Журавль)

Четвертый  конкурс: «Птичьи разговоры»

УЧИТЕЛЬ: Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы. Команды получают карточки:

Команды получают карточки

                                                      Гуси             крякают

Соловьи      кричат

Журавли      гогочут

Утки            свистят

Вороны       ухают

Ласточки    воркуют

Голуби        каркают

Синицы      щебечут

Совы           пищат

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

УЧИТЕЛЬ: Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением Н.А.Заболоцкого “Просьба”.

“Просьба”

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится!
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы, звери в душу к людям смотрят
Вы их, жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди – человечки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как – то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.

УЧИТЕЛЬ . Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным,  легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.

Чтобы птицы были у нас на школьной территории, мы построим скворечники.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательного урока по физической культуре:"Ритмическая гимнастика. «Прогулка по зоопарку»"

Тема урока: Ритмическая гимнастика.  «Прогулка по зоопарку» Цель урока:               Совершенствование двигательной активнос...

«В школе Занимательных уроков» Сценарий праздника в ШРР «Букварёнок», посвящённого Дню знаний

Цель: в ходе праздника  способствовать взаимодействию детей и родителей.Задачи:-создать атмосферу удивления, восторга, радости;-развивать коммуникативные способности; познавательный ин...

Занимательный урок-игра "Слово - дело великое"

Методическая разработка включает  вступительное слово библиотекаря о необходимости изучения родного языка, лингвистическую игру, высказывания о русском языке, пословицы и поговорки о слове.  Цель меро...

Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка

Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 5 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка....

Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка

Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 8 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка....

Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка

Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 8 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка....