Конспект открытого урока "Строение корневой системы"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Конспект прилагается

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_kornevoy_sistemy1.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по биологии в 6 классе

Тема урока:

«Строение корневой системы»

Составитель: Тарасова Инна Евгеньевна.

25 октября 2006 года.

Урок изучение нового материала по теме: «Строение корневой системы».

Цель урока: Сформировать понятие о корнях, показать их значение

и разнообразие.

Задачи урока Образовательные:

  • Расширить знания о строении корня и типах корневых систем.
  • Сформировать представление о видоизменениях корней, их значениях в жизни растений, природы в целом и жизни человека.

Развивающие:

Развивать умение:

  • работы с натуральными объектами
  • сравнивать различные корни
  • выявлять зависимость строения корней от мест их обитания
  • обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

-бережное отношение к окружающей среде

  • развитие любознательности, стремление к знаниям.

Оборудование:

Таблица «Внешнее и внутреннее строение корня». «Корневые системы условия обитания», «Видоизменение корней. Корнеплоды»

Комнатное растение герани, стеклянная и резиновая трубки, пластилин, штатив, раствор чернил.

Графопроэктор

Коллекция гербарий растений.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Приветствие ,выявление отсутствующих учащихся и причины отсутствия, создание рабочего настроения в классе.

  1. Изучение        нового материала.

Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Корень».

Заглянув в толковые словари, я попыталась найти объяснение слову «корень». И оказалось, что это слово имеет несколько значений. Например, по толковому словарю Ожогова:

  1. в грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов.
  2. в переносном значении: «начало», «источник».
  3. в математике: число, которое при возведении его в определенную степень, дает данное число.
  4. и с биологической точки зрения, мы попробуем определить вместе.

Давайте вспомним, какие бывают органы растений?

(вегетативные и генеративные).

Какие органы относятся к вегетативным и генеративным органам?

К каким органам относится корень?

Какие функции, по вашему мнению, выполняет корень?

ФУНКЦИИ КОРНЯ:

  • корни укрепляют растение в почве.
  • через корни растение получает воду и растворенные в ней минеральные вещества т.е корень обеспечивает почвенное питание.

Это две самые основные функции корня, но не все, на остальных остановимся позже.

Давайте теперь рассмотрим строение корня более подробно.

Работа с таблицами.

Размер и форма корней растений зависит от условий их произрастания. Например, у верблюжий колючки, растущей на песчаной почве, корень будет проникать глубоко в почву и иметь большую длину.

Как вы думаете почему?

В пустынях влага находится глубоко, поэтому ей приходится воду добывать с большой глубины. Субстрат- песок, вторая функция закрепление. А вот у злаков разросшаяся корневая система Место их обитания - степь. Какие условия обитания в степи?

Здесь тоже мало осадков летом, но много весной. Поэтому корней много, чтобы впитать из верхнего слоя воду. А еще здесь много копытных животных.


Обратим внимание на растение тундры, лисохвост. Корневая система у него плохо развита и находится в верхних слоях почвы. Почему?

Здесь вечная мерзлота и холод, лишь только летом прогревается и освобождается от льда верхний слой почвы. Поэтому корни располагаются в верхнем слое и занимают не большую площадь.

На протяжении всей жизни у растений образуются новые корни и растут старые.

Совокупность всех корней называется - корневой системой.

Давайте рассмотрим строение корневых систем.

( Записать в тетради)

КОРНЕВАЯ СИСТЕМА

СТЕРЖНЕВАЯ (развит главный и боковые корни)


На своих столах вы видите гербарии растений. Определите их корневую систему и запишите как примеры.

Осуществляется взаимоконтроль.

Работа с таблицей

Теперь рассмотрим строение корня более подробно.

Кончик корня покрыт- корневым чехликом. Он защищает верхушку корня от твердых частичек почвы, которые могут ее поранить. Чехлик состоит из нескольких слоев клеток. Наружние, постоянно погибают, после чего они превращаются в слизь, облегчая движение корня в почве.

Из какой ткани будет образован чехлик?

(образовательной)

Если клетки постоянно погибают, то почему чехлик никогда не исчезает? Оказывается, все дело в том, что под корневым чехликом расположены клетки которые активно делятся - это зона деления( 1 мм.). Далее идет зона растяжения 3-9 мм. в длину. Молодые клетки здесь постоянно растут, удлиняются, в результате чего корень растет в длину.

Выше зоны растяжения расположена зона всасывания или поглощения- которая образована особыми выростами наружных клеток этой зоны - корневыми волосками. Они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Срок жизни этих волосков всего несколько дней, а потом они отмирают.

Следующая зона проведения - которая должна доставить воду и растворенные минеральные вещества из корня в надземные части растения. Из какой ткани будет состоять зона проведения?

( из проводящей)

Какое строение и функции имеет эта ткань?

Но как же сделать так, чтобы вода поднялась из корня к листьям, плодам, цветкам?

Для этого нужна определенная сила или давление.

Сила, обеспечивающая подачу воды от корней растения вверх, к стеблям и листьям- называют корневым давлением.

Давайте проведем опыт, наглядно доказывающий силу корневого давления.


Практическая работа.

Оборудование: растение герани, резиновая и стеклянная трубки, раствор чернил, штатив.

Ход работы:

  1. Срежем растением на расстоянии 2-4 см. от уровня почвы. Наденем на него резиновую трубку с отверстием. Сверху на трубку наденем стеклянную трубку и укрепим ее на штативе в вертикальном положении.
  2. Польем растение теплой водой с окрашенным раствором чернил.

Какой водой лучше всего поливать воду?

(комнатной температуры)

Итог: через некоторое время заметим, что в стеклянной трубке появилась жидкость.

Вывод: корни поглощают воду из почвы и поднимают ее по сосудам вверх, к стеблям и листьям.

Вернемся теперь к остальным функциям корней.

Есть корни, которые отличаются от обычных и их называют видоизмененными.

подпорки        прицепки


  1. Корнеплоды - в них запасаются питательные вещества ( в главном корне), морковь, свекла.
  2. Корневые клубни - питательные вещества запасаются в придаточных и боковых корнях (топинамбур, георгин).
  3. Опорные - столбовидные - у баньяна.
  4. Корни - прицепки- для удержания за кору дерева или неровности стен (плющ).
  5. Дыхательные - в заболоченных местах, где мало кислорода ( монстера).

Закрепление изученного материала.

  1. Подумайте, как из стержневой можно сделать мочковатую корневую систему?
  2. Зачем люди окучивают картошку?
  3. Каковы основные функции корня?
  4. Какие типы корневых систем вы знаете?
  5. Что такое корневое давление?
  6. Перечислите основные зоны корня и их функции.

Домашнее задание: Стр.38 ; придумать рассказ про жизнь корня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Строение корневой системы"

Конспект и анализ урока в 6 классе по программе В.В. Пасечника....

Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел».

Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»....

Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел».

Конспект открытого урокапо теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»....

Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»

Цели урока:  Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...

строение корневой системы

строение корневой системы...

Конспект открытого урока "Строение цветка" (6 класс)

Цепознакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений; создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, р...