Урок по теме "Роль грибов в биосфере и жизни человека" 6 класс ФГОС ООО
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Урок разработан в рамках внедрения ФГОС ООО по биологии для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Урок 18. «Грибы в биосфере и жизни человека».

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение характеризовать роль грибов в природе;

– формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;

– формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

      1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  3. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I.

Проблемная ситуация и актуали-зация знаний.

Начало стихи о грибах. (добавь слово)

1. Диалог Антошки и биолога на с. 96. 

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Какова роль грибов на нашей планете?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.        1 

– Почему собирать грибы на одном месте можно много лет?

Версии школьников.

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о роли грибов в природе и жизни человека и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.

 Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 

– Какую роль в экосистемах играют разрушители? (§ 2)

– Что такое симбиоз? (§ 13)

– Какое строение имеют грибы? (§ 15)

– Какая часть гриба используется людьми в пищу? (Жизненный опыт.)

Какова тема сегодняшнего урока?

Какие умения нам необходимы? (на доске)

В тетради число, тему  урока.

Гербарий растений с поражениями спорыньей и головней, открытки «Грибы», микроскоп, трутовик, дрожжи, покровные, предметные стёкла.

5 мин.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

II.

Совместное открытие знаний.

1. – На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши.

– Самый ценный гриб – трюфель, а может, пеницилл?

– Какова же роль грибов в этих примерах?

2. – Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии?

3. Работа в группах с текстом § 17. 1. Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для биосферы».

 1  2  1

  1 группа: Теоретики:  выяви  отрицательную  роль грибов,  стр. 96-97.

2 группа: Теоретики:  выяви положительную  роль грибов, стр97-98.

3 группа: Теоретики:  рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы,  определите диагностические признаки каждой группы, запомните их.

 4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники хлебопёков», стр 99. учебника.

5 группа:  Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика,  стр.100 (№2)

6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов.  

 (выступление   представителей групп)

4. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.).

– Что вызывало это заболевание? (Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем хлебные злаки.)

Физминутка.

Влез  опенок  на  пенек,

Простоял  один  денек.

На  ветру  качался,

Резко  наклонялся.

Тоненький,  тоненький,

Ножка,  что  соломинка!

А  потом  склонился

И  совсем  свалился.

Проверка  схемы: Значение грибов для жизни и для биосферы

Дополнительно

3. Презентация «Грибы нашей местности»

4. Интервью грибника.      

Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы-трутовики».             2

Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

Выражение решения в виде схемы.    2

На доске «Особенности вегетативного, бесполого спорового и полового размножения».

Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы- трутовики».

7 мин.

Обсуждение

По 3 мин=18 мин.

Самоанализ

Выводы.

1 -2 мин.

3 мин. Самооценка

Личностные УУД

1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

2. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

III.

Само-стоятельное применение знаний.

Задание 3 : Закончи предложение, одним словом. 

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

1 вариант -17.1,   17.5

2 вариант - 17.2,  17.5.

Самооценка по алгоритму.         2

2-3 мин.

Самопроверка.

самооценка

ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Познавательные УУД

3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

IV.

Итог урока.

Домашнее задание:

Повторить § 14-16. Изучить § 17, вопрос 1-6 , подготовиться к тесту «Грибы», Выполнить «П» и «М»  1 задание на выбор из  задачника-практикума в рабочую тетрадь (проверка на следующем уроке). Выписать определение слова «микориза» в рабочую тетрадь



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Грибы»

1.Закончи предложение,  одним словом

  1. Тело гриба образовано   ……………………………………
  2. В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….
  3. В отличие от растений в клетках грибов нет …………...
  4. Специальные клетки с помощью которых гриб размножается и расселяется ………  
  5. Пример плесневого гриба………………………………...
  6. Гифы гриба это………………………………..
  7. Устройство для вынашивания спор………………………
  8. Корни сросшиеся с грибами……………………………..

Варианты ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза ,

мукор, мицелий, плодовое тело.

 2. Выбери правильный ответ

1 вариант:

1. Грибы выделяют в отдельное царство, потому что:

А) они неподвижны, но способны к фотосинтезу,

Б)они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами

В) они не размножаются спорами и не имеют органов,

Г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества

2. Наиболее важным отличием клеток бактерий от клеток грибов является:

А)  способность к образованию спор

Б) наличие клеточной стенки

В)  отсутствие ядра

Г) отсутствие хромосом

2 вариант:

1. Грибы обитают:

А)  только в почве и на теле животных и человека,

Б)только в воде, почве и на продуктах питания,

В) в почве, воде, на продуктах питания, на растениях, на теле человека и животных, в жилищах,

Г) только на деревьях, продуктах и почве.

2. Грибы размножаются:

А) только спорами,

Б) только грибницей

В) только половым путём

Г) всеми способами

 

Закончи предложение,  одним словом.

1.        Тело гриба образовано   ……………………………………

2.        В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….

3.        В отличие от растений в клетках грибов нет …………...

4.        Специальные клетки с помощью которых гриб размножается и расселяется    ……………………………………

5.        Пример плесневого гриба………………………………...

6.        Гифы гриба это………………………………..

7.        Устройство для вынашивания спор………………………

8.        Корни сросшиеся с грибами……………………………..

Варианты ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза ,

мукор, мицелий, плодовое тело.

Фамилия ученика…………………………………………………..

Закончи предложение,  одним словом.

1.        Тело гриба образовано   ……………………………………

2.        В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….

3.        В отличие от растений в клетках грибов нет …………...

4.        Специальные клетки с помощью которых гриб размножается и расселяется    ……………………………………

5.        Пример плесневого гриба………………………………...

6.        Гифы гриба это………………………………..

7.        Устройство для вынашивания спор………………………

8.        Корни сросшиеся с грибами……………………………..

Варианты ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза ,

мукор, мицелий, плодовое тело.



Предварительный просмотр:

ПИЩА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

И ЖИВОТНЫХ

5. Физкультминутка.

Трое учащихся выходят к доске и рассказывают стихи о грибах, сопровождая их движениями, остальные за ними повторяют.

Загадки (начало урока)

1.Только вышел из пеленок,
А плясать уже горазд.
Это луговой опенок
Водит хоровод для нас (
стоя, ноги вместе, руки на поясе, поворот туловища влево и вправо)

2. Кто там, в солнечном наряде
Шествует, как на параде?
Это ростом невелички
Золотистые лисички (
стоя, ходьба на месте).

3.Подосиновик- красавец
Подарил мне свой румянец:
Мускулистой ножкой
Гол забил в лукошко (
стоя, руки на поясе, ноги на цыпочках, поднимания, опускания)

4. Чтоб не спутать шампиньон
С бледною поганкой,
Загляни под капюшон – 
Розова ль изнанка? (
стоя, ноги на ширине плеч, наклоны туловища вперед)

5. В быстром вальсе на опушке
Кружатся, смеясь, волнушки.
Все явились на смотрины – 
Прямо прима-балерины (
стоя, ноги на ширине плеч, повороты головы влево, вправо, вперед, назад)

6.Вся березовая Русь
В радостном волненье:
Появился белый груздь – 
Царский гриб в соленье (
стоя, ноги на ширине плеч, приседания).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определяем проблему Антошка : «Грибы полезные, потому что вкусные.» Биолог : «Даже если бы все грибы были несъедобны, их значение для биосферы было бы огромным. Не будь грибов, остатки мёртвых организмов покрыли бы всю сушу.» Какой вопрос будем обсуждать на уроке?

Слайд 2

Какую роль в экосистемах играют разрушители? Что такое симбиоз? Какое строение имеют грибы? Какая часть гриба используется людьми в пищу? Вспоминаем то, что знаем.

Слайд 3

ГРИБЫ В БИОСФЕРЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Совместное открытие знаний

Слайд 4

Грибы – паразиты растений ГОЛОВНЯ ПАРША ФИТОФТОРА МУЧНИСТАЯ РОСА

Слайд 5

Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии? Культивирование грибов в лабораторных условиях для получения антибиотиков Биореактор для промышленного получения антибиотиков

Слайд 6

Работа в группах с текстом § 17. Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для биосферы». 1 группа : Теоретики: выяви отрицательную роль грибов, стр. 96-97. 2 группа : Теоретики: выяви положительную роль грибов, стр 97-98. 3 группа: Теоретики: рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы, определите диагностические признаки каждой группы, запомните их. 4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники хлебопёков», стр 99. учебника. 5 группа: Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика, стр.100 (№2) 6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов. Совместное открытие знаний

Слайд 7

Грибы – разрушители вещей Плесневые грибы на стене здания ТРУТОВИКИ НА КИРПИЧНОЙ СТЕНЕ И ДЕРЕВЕ

Слайд 8

Что вызывало это заболевание? Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем хлебные з лаки .

Слайд 9

Болезнетворные грибы «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал древний летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огн ё м». Эта болезнь только во Фра н ции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прош ё л, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.). Больной «антониевым огнём» — деталь нижней части правой створки Изенгеймского алтаря , художник Маттиас Грюневальд

Слайд 10

Грибы-сапрофиты разлагают (разрушители) перегной на более простые составные части, улучшая структуру почвы Навозник серый Шампиньон

Слайд 11

Грибы-симбионты участвуют в образовании микоризы. Это симбиоз корней высших растений с грибами (грибницей) Фотография микоризы Корни дерева Корни дерева, вступившие в симбиоз с нитями грибницы

Слайд 12

М И К О Р И З А КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ МИКОРИЗА ДЛЯ РАСТЕНИЙ?

Слайд 14

Грибы – помощники хлебопёков Пекарские дрожжи Установка для производства дрожжей

Слайд 15

В экосистемах грибы играют роль разрушителей. Присоединяясь к корням растений, грибы обеспечивают их водой и минеральными солями, получая взамен органические вещества. Многие грибы вызывают болезни растений и животных. Люди используют грибы в пищу и для получения лекарств. Делаем вывод по проблеме урока.

Слайд 16

Повторить § 14-16. Изучить § 17, подготовиться к тесту «Грибы», Выполнить «П» и «М» 1 задание на выбор из задачника-практикума в рабочую тетрадь (проверка на следующем уроке). Выписать определение слова «микориза» в рабочую тетрадь. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Биосфера. Границы жизни. 11 класс."

Кобинировынный урок (лекция практикум) с использованием ИКТ....

Презентация к уроку английского языка по теме "Здоровый образ жизни" 5 класс

В данной презентации отражены основные моменты для проведения обобщающего урока по теме "Здоровый образ жизни" в 5м классе.(пословицы о здоровье, названия болезней, врачей, советы по сохранению здоров...

Методическая разработка урока здоровья на английском языке "Здоровый образ жизни" (5 класс)

Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как ...

Урок по теме "Грибы в биосфере и жизни человека"

Конспект урока с презентациейю Биология 5 кл , школа 2100...

Урок . «Грибы в биосфере и жизни человека».

Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник...

Урок по биологии для 5-6 класса «Грибы в биосфере и жизни человека»

Урок по биологии для 5-6 класса «Грибы в биосфере и жизни человека»...

Конспект урока - экскурсии "Значение грибов в природе и жизни человека"

Конспект урока - экскурсии "Значение грибов в природе и жизни человека" может быть использован при организауии трансформированных уроков биологии....