Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему:
    Урок . «Грибы в биосфере и жизни человека».

    Арпова Ольга Николаевна

    Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 4urok.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок . «Грибы в биосфере и жизни человека».

    Цели.

    Предметные результаты:

    – формировать умение характеризовать роль грибов в природе;

    – формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;

    – формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;

    – формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза.

    Метапредметные и личностные результаты:

    Личностные УУД

          1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

    Познавательные УУД

    1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
    2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
    3. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

    Коммуникативные УУД

    1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Регулятивные УУД

    1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
    2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
    3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
    4. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

    Этап

    Содержание

    Оборудование

    Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

    I.

    Проб-лемная ситуация и актуали-зация знаний.

    1. Диалог Антошки и биолога на с. 96. 

    – Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

    Какова роль грибов на нашей планете?

    Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.        1 

    – Почему собирать грибы на одном месте можно много лет?

    Версии школьников.

    2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о роли грибов в природе и жизни человека и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.

     Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 

    – Какую роль в экосистемах играют разрушители? (§ 2)

    – Что такое симбиоз? (§ 13)

    – Какое строение имеют грибы? (§ 15)

    – Какая часть гриба используется людьми в пищу? (Жизненный опыт.)

    Гербарий растений с поражениями спорыньей и головней, открытки «Грибы», микроскоп, трутовик, дрожжи, покровные, предметные стёкла.

    Регулятивные УУД

    1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    II.

    Совмест-ное откры-тие знаний.

    1. – На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши.

    – Самый ценный гриб – трюфель, а может, пеницилл?

    – Какова же роль грибов в этих примерах?

    2. – Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии?

    3. Работа в группах с текстом § 17. Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для биосферы».

    1  2  1

    4. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.).

    – Что вызывало это заболевание? (Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем хлебные злаки.)

    5. Работа с рис. 17.3 на с. 98. 

    – Определите съедобные и ядовитые грибы; определите диагностические признаки каждой группы, запомните их. 1

    6. Мои биологические исследования

    (с. 100). Работа по инструкции.      2

    Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы-трутовики».             2

    Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

    Выражение решения в виде схемы.    2

    На доске «Особенности вегетативного, бесполого спорового и полового размножения».

    Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы- трутовики».

    Личностные УУД

    1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

    Познавательные УУД

    1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

    2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

    Коммуникативные УУД

    1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Регулятивные УУД

    2. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

    III.

    Само-стоятель-ное примене-ние знаний.

    Вопросы 1–7 на с. 99. Задачи 18.2–18.8, 18.11–18.16 (на выбор) из задачника-практикума.

    Самооценка по алгоритму.         2

    На этом уроке целесообразно решить жизненную (компетентностную) задачу и предложить заинтересованным ученикам тему биологических исследований.         3  4

    ТОУУ

    Регулятивные УУД

    2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

    Познавательные УУД

    3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

    IV.

    Итог урока.

    Обмен мнениями по заданиям.

    – Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

    Домашнее задание:

    § 17, вопрос 8 , подготовиться к тесту «Грибы», повторить § 16–18. Задача 17.1–17.3, 17.5–17.8, 17.10–17.14 (на выбор) из задачника-практикума.

    © ООО «Баласс», 2012         Страница


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Грибы в биосфере и жизни человека"

    Конспект урока с презентациейю Биология 5 кл , школа 2100...

    Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека.

    Конспект урока по теме: Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека....

    Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

    Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

    Урок по теме "Роль грибов в биосфере и жизни человека" 6 класс ФГОС ООО

    Урок разработан в рамках внедрения ФГОС ООО по биологии для 6 класса...

    Урок по биологии для 5-6 класса «Грибы в биосфере и жизни человека»

    Урок по биологии для 5-6 класса «Грибы в биосфере и жизни человека»...