урок по теме "Класс Насекомые. Отряды насекомых. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Кувшинова Ольга Витальевна

данный материал позволит быстро учителю прверитьв начале урока  знания по теме "стрекозы, Вши, Жуки, Клоппы", изусить новый матерал "Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи".  Закрепление предлагается провести в форме тестирования и решения биологических задач. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otryady_nasekomyh.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Класс Насекомые. Отряды насекомых. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи».

  1. Проверка знаний.

Задание №1. Найдите лишнее насекомое. Почему именно оно не вписывается в эту компанию. Ответ аргументируйте.                              

А. Красотел пахучий, божья коровка, жук колорадский, вошь головная

Б. Гладыш, клоп постельный, водомерка, стрекоза большое коромысло.

Задание№2.  Назовите насекомых  

  1. Жуки, повреждающие  зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы ( хлебные жуки, или кузьки)
  2. Жуки, которые во взрослом и личиночном состоянии уничтожают тлю, белокрылку, паутинных клещиков   ( божьи коровки)
  3. Жуки, которые уничтожают непарного шелкопряда вредителя леса ( жуки - красотелы)
  4. Дневное хищное насекомое, с грызущим ротовым аппаратом, большими глазами на голове, личинки которого развиваются в воде (стрекоза)
  5.  Бескрылые паразиты млекопитающих с уплощенным телом, небольшой головой, колюще-сосущим ротовым аппаратом; беспрерывно размножаются, откладывая яйца  (гниды)      (вши)     
  6. Клопы, обитающие на поверхности воды  (водомерки)

Задание№3 Дайте ответы на вопросы.

1. Глаза стрекоз размером чуть ли не с их голову. Они обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение, которое многим представителям класса насекомые не свойственно. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы?

(Стрекозы ловят в полете мелких насекомых, глаза их – незаменимые помощники в охоте. Хорошее зрение – признак приспособленности насекомого к хищному образу жизни.)

2. Для выяснения способа ориентации личинок майского жука в почве был проделан следующий опыт. В почву шприцом впрыснули углекислоту. Личинки стали передвигаться к месту впрыскивания. Какая гипотеза легла в основу этого опыта?

( В основе опыта – предположение о том, что личинки майского жука определяют местонахождение корней растений, которыми они питаются, по углекислому газу, выделяемому при дыхании)

II.Изучение нового материала

Задание. Составить таблицу

Название отряда

Признаки отряда

Представители

Бабочки (Чешуекрылые)

Равнокрылые

Двукрылые

Блохи

Задание. Размножение и развитие бабочек.

  1. Прочитайте текст на  стр. 80, рассмотрите рисунок №67, дайте ответы на вопросы
  2. Почему бабочек относят к насекомым с полным превращением?
  3. Какой образ жизни ведут гусеницы?
  4. Каково внешнее строение гусеницы ( форма тела, окраска тела, ротовой аппарат)

III. Закрепление изученного материала.

Задание №1

К каким отрядам относятся следующие насекомые.

  1. Муха комнатная            ( двукрылые)
  2. Белянка капустная         ( чешуекрылые)
  3. Цикада полосатая           ( равнокрылые)
  4. Блоха человеческая         ( блохи)
  5. Тля обыкновенная          ( равнокрылые)
  6. Комар малярийный   ( двукрылые )
  7. Тутовый шелкопряд   ( чешуекрылые)
  8. Слепень бычий          ( двукрылые)
  9. Белокрылка цитрусовая  ( равнокрылые)
  10. Пяденица крыжовниковая  ( чешуекрылые)

     Задание№2. Выберите правильный ответ.

  1. У бабочек ротовой аппарат:

     а) лижущий,

     б) грызущий,

     в) сосущий,

     г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

     а) две пары перепончатых крыльев,

     б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

     в) одну пару перепончатых крыльев,

     г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

     а) прямое,

     б) с неполным превращением,

     в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

     а) лижущий,

     б) грызущий,

     в) колюще-сосущий,

     г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

      а) две пары чешуйчатых крыльев,

      б) две пары прозрачных крыльев,

      в) две пары перепончатых крыльев.

      г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

     а) прямое,

     б) с неполным превращением,

     в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

     а) грызущий,

     б) лижущий,

     в) колюще-сосущий,

     г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

     а) две пары перепончатых крыльев;

     б) две пары прозрачных крыльев;

     в) одну пару перепончатых крыльев,

     г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

     а) прямое;

     б) с неполным превращением;

     в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

     а) грызущий,

     б) колюще – сосущий,

     в) лижущий,

     г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

     а) с полным превращением,

     б) прямое,

     в) с неполным превращением.

12.У блох:

     а) две перепончатых крыльев,

     б) одна пара  крыльев,

     в) нет крыльев,

     г) две пары прозрачных крыльев

ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

в

б

в

в

б

б

б,в

в

в

б

а

в

Задание №3.

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(Выделение едкой жидкости – защитное приспособление гусениц капустной белянки)

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

( Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение вместе с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой)

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

( Неправильно. Комары занимают определенное место в сообществе организмов: взрослыми особями питаются, например птицы, личинками и куколками комаров – водные животные. )         

Вывод:

  1. Насекомые  -  часть живой природы, важное звено цепей питания
  2. Насекомые опыляют цветковые растения
  3. Насекомые  наносят ущерб сельскому, лесному хозяйству, являются  переносчиками инфекционных заболеваний
  4. Хорошо зная особенности размножения насекомых, можно эффективно использовать даже те виды, с которыми человек ведет непримиримую борьбу.
  5. В борьбе с насекомыми - вредителями применяют химические, механические, биологические методы борьбы.

Домашнее задание:

П.18, вопросы на стр. 84


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Эти удивительнве насекомые - бабочки"

Данный урок дает возможность наглядно представить  практическое применение: элементов проблемного обучения, информационно- коммуникационных  технологий, технологии критического мышления. ...

Отряды Насекомых

В презентациях (14 штук) даны характеристики отрядов и представлено многообразие....

Урок-игра по биологии в 7 классе "Насекомые. Отряды насекомых"

В настоящее время ученики на уроках получают огромное количество информации. Иногда им нужна небольшая разрядка. Проведение урока в игровой форме способствует их эмоциональной разгрузке, сплачивает уч...

Конспект урока по биологии по теме "Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые"

Урок по теме «Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые» с использованием мультимедийной презентации можно использовать на уроках биологии в 7 классе. Цель данного урока: изу...

Урок- исследование в 7 классе по теме: "Класс насекомые.Отряды: Чешуекрылые.Равнокрылые.Двукрылые. Блохи"

изучение особенностей отрядов.Урок- исследование направлен на достижение личностных,метапредметных, предметных результатов....

Технологическая карта онлайн-урока "Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых."

Технологическая карта онлаййн-урока позволит самостоятельно  справится с изучением учебного материала по теме "Общественные насекомые — пчёлы и муравьи.  Полезные насекомые. Охран...