ВЫДЕЛЕНИЕ. СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЧЕК.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Дидактическая цель: создать условия для осознания и усвоения новой учебной информации об анатомо-физиологических особенностях мочевыделительной системы, значении выделения из организма конечных продуктов обмена веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vydelenie_bio_8_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ МАЙОРСКАЯ СОШ

Учитель Разумова Н.С.

Биология 8 кл.

ТЕМА: ВЫДЕЛЕНИЕ. СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЧЕК.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и усвоения новой учебной информации об анатомо-физиологических особенностях мочевыделительной системы, значении выделения из организма конечных продуктов обмена веществ.

Задачи:

  1. образовательные  - способствовать формированию знаний о значении выделения;

о строении и функциях почек и мочевыделительной системы;

предупреждении почечных заболеваний.

  1. развивающие – умения устанавливать причинно-следственные связи;

интеллектуальные умения, логическое и творческое мышление, интерес к предмету.

  1. воспитание коммуникативной и информационной компетенции, эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью;

практических умений  применения полученных знаний в повседневной жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы «Органы мочевыделительной системы», «Строение почки», муляжи почки и внутреннего строения человека.

Учебник  БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕК 8 класс: учебник для общеобр. Учрежд. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. М. Дрофа, 2009. § 42.

  Методы обучения:

 -передача информации аудиовизуальными средствами - (беседа, рассказ объяснительного характера с использованием таблиц, мультимедийного урока, муляжей, компьютерного тренажера),

- проблемный, частично-поисковый, личностно ориентированный, практический.

Требования к уровню подготовки:

- называть особенности строения органов мочевыделительной системы – строение почек, нефрона как функциональной единицы почек,

- распознавать и описывать органы выделительной системы,

- характеризовать сущность биологического процесса выделения - удаление мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

- использовать приобретённые знания для профилактики  заболеваний мочевыделительной системы.

Тип урока: комбинированный – изучение нового материала и закрепление знаний.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.

I. Актуализация опорных знаний.

Беседа по вопросам:  

  1. Каково строение кожи?
  2. Как правильно ухаживать за кожей?
  3. Назовите причины кожных заболеваний.
  4. Назовите грибковые заболевания кожи.
  5. Какие паразитарные заболевания кожи вам известны?
  6. Какие функции выполняет кожа?

  1. Изучение  темы.

Одной из функций кожи вы назвали выделительную. В чём она проявляется?  (в способности участвовать в сохранении постоянства внутренней среды, удаление избытка воды, солей, продуктов обмена и шлаков).  

  Но через кожу выделяется незначительное количество продуктов обмена веществ.

Проблемный вопрос:

 Какие же специализированные органы, образующие выделительную систему,  появились у организмов в процессе эволюции?  (почки).

   Каково их строение  и функции?

И  сегодня на уроке, мы с вами, изучим строение и функции органов мочевыделения.

    При окислении в организме продуктов, содержащих белки, в состав которых входит азот образуется токсичный аммиак, мочевина, мочевая кислота. Накопление этих соединений в крови может привести к отравлению организма.

     Выделение – важнейшая составная часть обмена веществ, поддержание постоянства внутренней среды организма, и прежде всего плазмы крови.

Процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов в ходе, которой организм избавляется от ненужных химических соединений.

 Показ слайдов мультимедийного урока «Выделение».  (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

 работа с рисунками 87, 88, 89 страница 214 -215 учебника. (Д.В. Колесов. Биология.  Человек. 8 класс).

Они как два больших боба

На связках закрепились,

У позвоночного столба

Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством,

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион

Содержат наши почки.

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Строение почек.

 1. Почки человека имеют сложное строение.

2. Корковое вещество почки образовано множеством капиллярных клубочков и капсул, а мозговое вещество – из канальцев.

3. Моча из множества извитых канальцев поступает в собирательные трубочки, открывающиеся сосочками   в почечную лоханку, откуда моча стекает в мочеточник, а затем в мочевой пузырь.

Снабжение почек кровью отличается от снабжения кровью других органов тела человека.

В почках артериальная сеть капиллярных сосудов: артерия -  капилляр – артерия. Эта особенность позволяет организму быстро избавляться от ненужных  и вредных продуктов распада веществ. За 1 минуту через почки проходит 1000 – 1200мл крови, а за  сутки вся кровь организма пройдёт через почки 200 раз.

 Нефрон – функциональная единица почки, в котором происходит фильтрация плазмы крови. В одной почке около 1 млн. нефронов.

Нефрон состоит из капсулы и тонкого длинного извитого канальца.

В капсуле происходит фильтрация крови.

В ходе изучения и закрепления темы формулируются основные функции почек:

1. выделительная – удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продуктов азотистого обмена;

2. защитная – обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ.

3. участвуют в поддержании постоянства внутренней среды.

Осмысление. При нарушении работы обеих почек наступает отравление организма и человек погибает на 5 сутки.

Объясните: какими веществами отравляется человек с повреждёнными почками, хотя никакие яды в организм не поступали (соли мочевой, щавелевой  кислот, токсичный аммиак).

 Заболевания мочевыделительной системы в детском возрасте находятся на втором месте  после заболеваний органов дыхания.

Каковы же причины почечных заболеваний?

  1. инфекционные заболевания. Хронический тонзиллит, кариозные зубы. (через почки проходит вся кровь организма.)
  2. переохлаждение организма.
  3. избыток солей в питьевой воде. (контроль качества воды).
  4. алкоголь, курение,  острая и пряная пища.
  5. восходящая инфекция (при несоблюдении правил личной гигиены инфекция может распространиться от мочеиспускательного канала к мочевому пузырю, а затем по мочеточникам – к почкам).

СЛАЙДЫ УРОКА.

     1 тема.

2.значение почек

3.выделительная система.  Почки – парный орган бобовидной формы. Правая ниже левой на 1 – 1,5 см. вес – 300 г.   Мочеточники – трубочки длиной 30 см, 4 -7 мм в диаметре. Каждые 7 сек.  из почек выходит порция мочи.

4. тренажёр.

5.почка  (строение).

6.строение почки. Нефрон.

7.капиллярная сеть почки.

8.почечная капсула. Фильтрация  крови -  в артериолах остаются форменные элементы и белки.

9.образование первичной мочи. В почечной капсуле

Плазма крови, содержащая воду,  мочевину, соли кислот, глюкозу, аминокислоты, витамины, но не содержащая  белков.

 10. работа нефрона.  Длина канальцев нефрона от 20 до 50 мм, а общая длина всех канальце в двух почках составляет около 100 км, а поверхность их стенок – 40 м2.  

11.образование вторичной мочи.  Первичная моча,  продвигается вдоль канальца, где из неё обратно в кровь всасывается около 80% всех нужные вещества, в том числе и вода.  За сутки 1,5 л.

12. выведение мочи. (перистальтика).

13. мочевой пузырь. Объём 500 – 750 мл, зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами.        14. вспомогательная роль почек.  15. выводы.

16. итоговое тестирование.

1. в стенках мочевого пузыря.

2.фил. крови.

3.отсутствием белков.

4. в брюшной.

5. избирательное всасывание веществ.

6. из клубочков и системы канальцев.

7. в почечной капсуле.

Дом. задание. § 42. раб. тетрадь  № 164.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".

разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...

открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".

разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...

Строение стебля и почки покрытосеменных растений

Презентация для 6 класса (УМК Д.И. Трайтака)Урок построен на повторении темы "Корень" и изучении нового материала по темам "Почка" и "Стебель"...

урок на тему "Побег и почка. Строение и значение для растения." биология – 6 класс

формируем понятие о побеге: генеративном и вегетативном, о расположении листьев на побеге;изучаем строение вегетативных и генеративных почек, развитие побега из почки, ветвление растений....

урок в 9 классе СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЧЕК

СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЧЕК...

«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».

Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:-         Сформировать представление о побеге как сложном ...

Проверочные задания по теме «Стебель, его строение и значение», «Цветок, его строение и значение»

Проверочные задания на отработку материала «Стебель, его строение и значение», «Цветок, его строение и значение»...